Нижний Новгород |
|
20 марта 2020 г. |
Дело N А79-10651/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.03.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.08.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019
по делу N А79-10651/2017
по иску Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики
(ИНН: 2128016248, ОГРН: 1022101151005)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Козлову Александру Николаевичу
(ИНН: 210403135806, ОГРНИП: 311213331500013)
о взыскании 5 000 000 рублей
и по встречному иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства
Козлова Александра Николаевича
к Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики
об изменении договора,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство финансов Чувашской Республики,
Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике,
акционерное общество "Российский сельскохозяйственный банк",
и установил:
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Козлову Александру Николаевичу (далее - Глава КФХ Козлов А.Н., Предприниматель) о взыскании 5 000 000 рублей субсидии.
Глава КФХ Козлов А.Н. обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии со встречным иском к Министерству об изменении абзаца 1 пункта 2.2.1 соглашения от 10.07.2015 N 01-22/76 о предоставлении главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Чувашской Республики, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике и акционерное общество "Российский сельскохозяйственный банк".
Решением суда от 23.08.2019 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, произведенные Предпринимателем расходы на сенаж, семена ячменя, семя быков, за ветеринарные услуги, сельскохозяйственную технику не соответствуют плану расходов, утвержденному в соглашении от 10.07.2015 N 01-22/76 о предоставлении средств субсидии, и не могут быть отнесены к целевому расходованию бюджетных средств.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерство и Глава КФХ Козлов А.Н. заключили соглашение от 10.07.2015 N 01-22/76 о предоставлении главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Согласно пункту 2.1.1 соглашения Министерство обеспечивает перечисление субсидии в размере 5 000 000 рублей на расчетный счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
В пункте 2.2 соглашения установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет; использовать имущество, приобретаемое за счет гранта, исключительно на создание семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства: молочное скотоводство; при отсутствии в хозяйстве собственной базы по переработке животноводческой продукции и (или) в случае если хозяйство не является членом сельскохозяйственного потребительского кооператива, планируемое хозяйством поголовье сельскохозяйственных животных к развитию семейной животноводческой фермы не должно превышать: крупного рогатого скота - 100 голов основного маточного стада молочного или мясного направления продуктивности, страусов, коз (овец) - 300 голов; оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества (далее - Приобретений), выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов согласно Приложению N 2 к настоящему соглашению, в том числе непосредственно за счет собственных средств - не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретений; создать не менее трех постоянных рабочих мест в результате создания семейной животноводческой фермы; постоянно проживать или переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, которое является единственным местом трудоустройства главы хозяйства; осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Чувашской Республики не менее 5 лет после получения гранта; обеспечивать выполнение основных производственно-экономических показателей согласно Приложению N 1 к настоящему соглашению; предусмотреть условия для создания собственной или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовой базы, либо заключать договора (предварительные договора) на приобретение кормов; обеспечивать надлежащее исполнение условий настоящего соглашения.
На основании пункта 2.1.3 соглашения Министерство осуществляет проверку соблюдения главой крестьянского (фермерского) хозяйства условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения главой крестьянского (фермерского) хозяйства обязанностей, предусмотренных пунктом 2.2. соглашения, и (или) досрочного его расторжения, бюджетные средства подлежат возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики (пункт 3.2 соглашения).
Глава КФХ Козлов А.Н. представил план предлагаемых к софинансированию расходов (Приложение N 2 к соглашению), согласно которому планировал израсходовать 8 333 333 рубля, из них за счет средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы - 5 000 000 рублей, за счет собственных средств (10%) - 3 333 333 рубля.
Денежные средства в сумме 5 000 000 рублей перечислены Главе КФХ Козлову А.Н. (платежные поручения от 30.07.2015 N 198823, от 31.07.2015 N 282557).
Министерство по результатам мониторинга деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства установило нарушение Главой КФХ Козловым А.Н. условий предоставления гранта, предусмотренных соглашением от 10.07.2015 N 01-22/76, выразившееся в том, что Предпринимателем фактически использованы средства гранта в размере 3 264 940 рублей. Средства гранта в размере 1 735 060 рублей израсходованы на оплату комиссии по обслуживанию кредитов, погашение кредитных договоров, срочного основного долга, покупку ГСМ, на расчетно-кассовое обслуживание. Документы, подтверждающие расходы за счет собственных средств на сумму 1 305 976 рублей, не представлены.
В письме от 27.06.2017 N 06/40-3845 Министерство уведомило ответчика о необходимости вернуть бюджетные средства.
Неисполнение Предпринимателем требования о возврате денежных средств явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 65, Порядком предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.04.2012 N 159, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу об отсутствии со стороны Главы КФХ нарушения условий предоставления гранта и отказал Министерству в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.04.2012 N 159 утвержден Порядок предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Порядок N 159).
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка N 159 (в редакции от 09.04.2015, действовавшей в период предоставления субсидии) субсидии направляются на цели, определенные в подпункте "в" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165, в частности: на разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных.
Суды установили, что в соответствии с пунктом 2.2.1 соглашения от 10.07.2015 N 01-22/76 Предприниматель обязался использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет.
Денежные средства в размере 5 000 000 рублей перечислены получателю гранта 31.07.2015, следовательно, ответчик должен был использовать грант до 01.08.2017. Вместе с тем проверка использования Предпринимателем полученных денежных средств проведена Министерством до установленного в соглашении срока использования субсидии.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что, несмотря на отсутствие достаточного времени для исполнения своих обязательств по соглашению от 10.07.2015 N 01-22/76, Предприниматель обеспечил выполнение основных производственно-экономических показателей бизнес-плана согласно Приложению N 1 к соглашению; доходы ответчика были направлены на развитие фермерского хозяйства, благодаря чему были достигнуты цели и задачи по развитию сельского хозяйства в Чувашской Республике; Предприниматель восполняет средства гранта и не допускает нецелевого расходования денежных средств.
Данные фактические обстоятельства материалам дела не противоречат и не подлежат переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии со стороны Главы КФХ Козлова А.Н. нарушений условий предоставления гранта и отказали Министерству в удовлетворении заявленного требования.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.08.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 по делу N А79-10651/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
...
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка N 159 (в редакции от 09.04.2015, действовавшей в период предоставления субсидии) субсидии направляются на цели, определенные в подпункте "в" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165, в частности: на разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 марта 2020 г. N Ф01-9384/20 по делу N А79-10651/2017
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9167/19
20.03.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9384/20
29.11.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9167/19
25.10.2019 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9167/19
23.08.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-10651/17