Нижний Новгород |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А79-2929/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.08.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 по делу N А79-2929/2019
по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Алатыря Чувашской Республики (ИНН: 2122007310, ОГРН: 1142131000197)
к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (ИНН: 2122003683, ОГРН: 1022101630033)
о взыскании задолженности
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" города Алатыря Чувашской Республики (далее - Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - Учреждение) о взыскании 253 576 рублей 27 копеек долга по внесению платы за сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами в централизованную систему водоотведения, и по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за декабрь 2018 года.
Требование основано на статьях 309, 310, 539 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Суд первой инстанции решением от 15.08.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019, удовлетворил иск.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, статьями 7 и 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), подпунктами "ж", "и" пункта 35, подпунктами "в", "г" пункта 36, пунктами 123 и 123.1 Правил N 644, пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), пунктами 2.2, 2.3, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.4, 3.1.5 и 3.2 Порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.11.2004 N 286 (далее - Порядок N 286).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части взыскания 30 892 рублей 37 копеек задолженности по внесению платы за сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами в централизованную систему водоотведения.
Заявитель жалобы полагает необоснованным взыскание платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населенных пунктов. По его мнению, действие Порядка N 286 распространяется на абонентов, осуществляющих сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населенных пунктов непосредственно или через канализационные сети иных законных владельцев. Вместе с тем согласно государственным контрактам сточные воды Учреждения поступают в централизованную систему водоотведения Водоканала, который обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Таким образом, Учреждение не осуществляет сброс сточных вод в систему канализации населенных пунктов.
Кроме того, кассатор оспаривает применяемую Водоканалом методику расчета платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему канализации населенных пунктов (в том числе за нарушение нормативных показателей общих свойств сточных вод и веществ, запрещенных к сбросу), полагая ее несоответствующей формуле, указанной в Порядке N 286.
Водоканал в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы, изложенные в ней, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 14.05.2020.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 21.05.2020.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, Водоканал (организация ВКХ) и Учреждение (абонент) заключили государственные контракты холодного водоснабжения и водоотведения от 22.03.2018 N 30/2018, от 27.08.2018 N 30/2/2018 и от 20.12.2018 N 30/3/2018, по условиям которых организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду установленного качества, а абонент обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном контрактами.
Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактами, соблюдать в соответствии с контрактами режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Абонент обязан производить оплату по контрактам в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с контрактами, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту (пункт 13 контрактов).
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 10 контрактов).
Сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению 3 (пункт 30 контрактов).
Контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (пункт 27 контрактов).
Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб сточных вод указаны в приложении 2 к контрактам (пункт 28 контрактов).
Условия контрактов применяются к отношениям, возникшим с 01.08.2018. Контракты заключены на срок до 31.12.2018 (пункты 67 и 68 контрактов).
Организация ВКХ в присутствии представителя абонента произвела отбор проб сточных вод с целью осуществления контроля за составом сбрасываемых абонентом стоков, о чем составлен акт отбора проб сточных вод от 17.12.2018 N 31.
На основании результатов исследования отобранных проб, отраженных в протоколе количественного химического анализа воды от 24.12.2018 N 806/03-Д, установлено превышение абонентом допустимой концентрации по ряду загрязняющих веществ, что послужило основанием для предъявления Учреждению в декабре 2018 года требования о внесении платы за сброс загрязняющих веществ в систему канализации в сумме 30 892 рублей 37 копеек, а также платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 222 683 рублей 90 копеек.
Отсутствие оплаты явилось основанием для обращения Водоканала с иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о водоснабжении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 111 и 114 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В разделе VII Правил N 644 установлен порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентом сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 названных правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Исключительные полномочия по оценке доказательств имеются только у судов первой и апелляционной инстанций.
Суды признали доказанным нарушение Учреждением требований к составу и свойствам сточных вод за спорный период. Данный факт подтвержден имеющимися в деле доказательствами и не оспаривается ответчиком. Произведенный Водоканалом расчет платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации суды проверили и признали соответствующим схеме расчетов, предусмотренной в Порядке N 286.
Довод заявителя жалобы о том, что Порядок N 286 не распространяет свое действие на Учреждение, мотивированный тем, что сточные воды Учреждения не поступают в системы канализации населенных пунктов, суд округа отклонил. Обязанность ответчика вносить плату за нарушение нормативов водоотведения по составу сточных вод, предусмотрена в подпункте "е" пункта 13 контрактов. Порядок N 286 регулирует механизм взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населенных пунктов (пункт 1.3). Действие Порядка N 286 распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населенных пунктов непосредственно или через канализационные сети иных законных владельцев, а также организаций водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения. Согласно Закону о водоснабжении централизованная система водоотведения поселения или городского округа комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа. Условиями государственных контрактов также определено, что организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс. Таким образом, установленный механизм взимания платы с абонентов, сбрасывающих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, направлен на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, устранение последствий этого воздействия путем повышения качества очистки сточных вод и распространяется на всех абонентов, осуществляющих сброс сточных вод в системы водоотведения населенных пунктов, в том числе и на Учреждение.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование Водоканала в части взыскания с Учреждения 30 892 рублей 37 копеек долга по внесению платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за декабрь 2018 года.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Окружной суд не вправе переоценивать исследованные судами доказательства и сделанные на их основе выводы, на что направлены доводы заявителя кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.08.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 по делу N А79-2929/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что Порядок N 286 не распространяет свое действие на Учреждение, мотивированный тем, что сточные воды Учреждения не поступают в системы канализации населенных пунктов, суд округа отклонил. Обязанность ответчика вносить плату за нарушение нормативов водоотведения по составу сточных вод, предусмотрена в подпункте "е" пункта 13 контрактов. Порядок N 286 регулирует механизм взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населенных пунктов (пункт 1.3). Действие Порядка N 286 распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населенных пунктов непосредственно или через канализационные сети иных законных владельцев, а также организаций водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения. Согласно Закону о водоснабжении централизованная система водоотведения поселения или городского округа комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа. Условиями государственных контрактов также определено, что организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс. Таким образом, установленный механизм взимания платы с абонентов, сбрасывающих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, направлен на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, устранение последствий этого воздействия путем повышения качества очистки сточных вод и распространяется на всех абонентов, осуществляющих сброс сточных вод в системы водоотведения населенных пунктов, в том числе и на Учреждение."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 мая 2020 г. N Ф01-9813/20 по делу N А79-2929/2019