5 декабря 2019 г. |
А79-2929/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кириловой Е.А.,
судей Богуновой Е.А., Долговой Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сырф К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии
от 15.08.2019 по делу N А79-2929/2019,
по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Алатыря Чувашской Республики (ИНН 2122007310, ОГРН 1142131000197) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (ИНН 2122003683, ОГРН 1022101630033) о взыскании 253 576 руб. 27 коп.,
в отсутствие представителей,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" города Алатыря Чувашской Республики (далее - МУП "Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, ответчик) о взыскании 253 576 руб. 27 коп. долга за декабрь 2018 года по плате за сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами в централизованную систему водоотведения, и по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Решением от 15.08.2019 суд удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом в части взыскания с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии 30 892 руб. 37 коп. долга по плате за сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами в централизованную систему водоотведения, последнее обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что действие постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.11.2004 N 286 "О порядке взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 286) распространяется на абонентов, осуществляющих сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населенных пунктов непосредственно или через канализационные сети иных законных владельцев. Вместе с тем, согласно заключенных сторонами государственных контрактов сточные воды ответчика поступают в централизованную систему водоотведения МУП "Водоканал", которое обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Таким образом, сточных вод ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, отводимых в системы канализации населенных пунктов, не имеется. Заявитель жалобы считает, что с него необоснованно взыскана плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населенных пунктов. Более того, расчет платы не соответствует формуле, указанной в Постановлении N 286.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 12.09.2019 N 21/ТО/2/21-5391.
МУП "Водоканал" в отзывах на апелляционную жалобу указало на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Лица, участвующие в деле, не заявили возражений, в связи с чем суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 270, 272 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела МУП "Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии (абонент) заключили государственные контракты холодного водоснабжения и водоотведения от 22.03.2018 N 30/2018, от 27.08.2018 N 30/2/2018, от 20.12.2018 N 30/3/2018 (далее - контракты), в силу пункта 1 которых организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду установленного качества, а абонент обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном контрактами.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактами, соблюдать в соответствии с контрактами режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Абонент обязан производить оплату по контрактам в порядке, размере и сроки, которые определены и соответствии с контрактами, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту (пункт 13 контрактов).
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 10 контрактов).
Сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению N 3 (пункт 30 контрактов).
Контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (пункт 27 контрактов).
Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб сточных вод указываются по форме согласно приложениям N 2 к контрактам (пункт 28 контрактов).
Условия контрактов применяются к отношениям, возникшим с 01.08.2018. Контракты заключены на срок до 31.12.2018 (пункты 67, 68 контрактов).
Во исполнение условий контрактов истец в декабре 2018 года оказал ответчику услуги по водоотведению.
С целью контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонента истец 17.12.2018 в присутствии представителя абонента отобрал пробы сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, о чем составил акт N 31.
Пробы для анализа направлены в Филиал "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Чувашской Республике" Федерального государственного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" и получены им 17.12.2018.
По результатам исследования отобранных проб составлен протокол количественного химического анализа воды от 24.12.2018 N 806/03-Д, в котором отражено выявленное наличие загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в централизованную систему водоотведения. Фактическая концентрация биохимического потребления кислорода (БПКп) составила 739,31 мг/дм3, нитритов - 0,25 мг/дм3, анионных синтетических поверхностно-активных веществ (АСПАВ) - 51 мг/дм3.
Истец рассчитал плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, на оплату которой выставлен счет-фактура от 26.12.2018 N 3485 на сумму 222 683 руб. 90 коп.
Кроме того истец начислил плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации в размере 30 892 руб. 37 коп., на оплату которой выставил счет-фактуру от 26.12.2018 N 3484.
В претензии от 16.01.2019 N 54 истец предложил ответчику оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения МУП "Водоканал" с соответствующим иском в арбитражный суд.
Установив, что истец на основании результатов исследования проб, в соответствии с пунктами 123, 123.1 Правил N 644 правомерно произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, сумма которой составила 222 683 руб. 90 коп., суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности требований истца в части взыскания 222 683 руб. 90 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Заявителем жалобы решение суда первой инстанции в указанной части не обжалуется, соответственно законность и обоснованность решения в данной части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ не проверяется.
На основании статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 (пункт 1) ГК РФ).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (часть 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение (часть 6 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - Правила N 644).
На основании подпунктов "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В соответствие с подпунктами "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Таким образом, следует отличать и разграничивать три самостоятельных вида платежа:
1) плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод,
2) плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения,
3) плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Основание и порядок внесения платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод, регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), Постановлением N 286.
К плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения относятся Разделы VI и VII Правил N 644 и нормативы, приведенные в Приложении N 5 к Правилам N 644, которые применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В постановлении N 1310 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением N 286 утвержден Порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы канализации населенных пунктов (далее - Порядок), в разделе III которого предусмотрена схема расчета размера платы за услуги по приему загрязняющих веществ со сточными водами.
Ежемесячно на основании данных приборного учета или расчета балансовым методом составляется двусторонний акт приема сточных вод с указанием объемов сточных вод. Годовой объем сточных вод абонента определяется путем суммирования объемов, установленных в ежемесячных двусторонних актах (пункт 3.1.1 Порядка).
В срок до 20 января года, следующего за отчетным, организации водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующие централизованную систему водоотведения, в соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Порядка производят расчет годовой авансовой платы абонента за услуги по приему загрязняющих веществ со сточными водами на текущий год, исходя из фактического физического объема стоков и фактических концентраций загрязняющих веществ, сброшенных абонентом в централизованную систему водоотведения за отчетный год (пункт 3.1.2 Порядка).
По истечении отчетного года производится перерасчет годовой платы абонента по фактическим данным отчетного года (пункт 3.1.3 Порядка).
Для расчета платы, указанной в пунктах 3.1.2 и 3.1.3 Порядка, используются среднегодовые результаты анализов на содержание загрязняющих веществ в сточных водах, выполняемых лабораториями организаций водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующих централизованную систему водоотведения, или по усмотрению указанных организаций в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) (пункт 3.1.4 Порядка).
Для абонентов, не охваченных систематическим контролем за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах, расчет размера платы производится по среднегодовым показателям концентраций загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых сточных водах, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующей централизованную систему водоотведения (пункт 3.1.5 Порядка).
Услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения оплачиваются абонентом в сроки и порядке, которые установлены договорами, на основании которых абонентом осуществляется водоотведение (пункт 3.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Постановлением администрации города Алатыря Чувашской Республики от 14.03.2016 N 160 МУП "Водоканал" определен уполномоченной организацией водопроводно-канализационного хозяйства на установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов МУП "Водоканал" г. Алатыря Чувашской Республики.
Приказом МУП "Водоканал" от 06.04.2016 N 177 утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, поступающих на очистные сооружения абонентов МУП "Водоканал".
Проверив расчет истца по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плате за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации, суд счел его верными, соответствующими требованиям действующего законодательства и условиям контрактов.
Поскольку доказательств оплаты долга за декабрь 2018 года по плате за сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами в централизованную систему водоотведения, ответчик не представил, суд обоснованно удовлетворил требование истца в части взыскании долга в сумме 30 892 руб. 37 коп.
Доводы жалобы о несоответствии расчета платы формуле, указанной в Постановлении N 286, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Повторно проверив расчет истца по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плате за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации, суд апелляционной инстанции установил его соответствие требованиям действующего законодательства и условиям контрактов.
Доводы заявителя жалобы о том, что Постановление N 286 не распространяет свое действие на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, поскольку его сточные воды поступают в централизованную систему водоотведения МУП "Водоканал", который обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, то есть сточных вод ФКУ ИК-2 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, отводимых в системы канализации населенных пунктов, не имеется, судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права, противоречащие материалам дела и установленным по дела обстоятельствам.
Подпунктом "е" пункта 13 контрактов установлена обязанность ответчика вносить плату за нарушение нормативов водоотведения по составу сточных воды. Кроме того, основания и порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ установлены Правилами N 167, Постановлением N 1310, Постановлением N 286.
Таким образом, все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы повторно проверены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.08.2019 по делу N А79-2929/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Кирилова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2929/2019
Истец: МУП "Водоканал" г. Алатыря ЧР
Ответчик: ФКУ ИК-2 УФСИН России по ЧР - Чувашии