Нижний Новгород |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А43-24908/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Товаровой Т.Н., доверенность от 24.12.2019,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Приволжского таможенного управления
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019
по делу N А43-24908/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тадж"
(ИНН: 7328504594, ОГРН: 1057328071404)
о признании незаконным решения Приволжского таможенного управления,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Ульяновская таможня,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тадж" (далее - Общество, ООО "Тадж") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Приволжского таможенного управления (далее - Таможенное управление, таможенный орган) об отказе в возврате авансовых платежей, изложенного в письме от 18.03.2019 N 03-07-13/04291, и об обязании таможенного органа перечислить Обществу проценты за несвоевременный возврат авансовых платежей в размере 43 415 рублей 23 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ульяновская таможня.
Решением суда от 25.09.2019 заявленное Обществом требование удовлетворено: решение Таможенного управления об отказе в возврате авансовых платежей, формализованное в письме от 18.03.2019 N 03-07-13/04291, признано недействительным. Суд обязал таможенный орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия мер по начислению процентов в порядке части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 в порядке процессуального правопреемства произведена замена третьего лица - Ульяновской таможни на Самарскую таможню.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 решение Арбитражного суда Нижегородской области оставлено без изменения.
Таможенное управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Таможенный орган указывает на то, что вопрос о возврате авансовых платежей решался после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области от 31.01.2019 по делу N А72-10460/2018, в котором Таможенное управление не было привлечено к участию в деле. Общество при обращении с заявлением о возврате авансовых платежей копию указанного судебного акта не представило. Данное обстоятельство суды не исследовали.
Подробно доводы таможенного органа изложены в кассационной жалобе.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 28.05.2020 (определения Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.03.2020 и 24.04.2020).
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.05.2020 произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Шемякину О.А. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
Самарская таможня в отзыве на кассационную жалобу поддержала доводы Таможенного управления.
Общество в отзыве на кассационную жалобу указало на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Представитель Таможенного управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, в ходе осуществления деятельности Общество в соответствии с частью 1 статьи 121 Закона N 311-ФЗ внесло в качестве авансовых платежей денежные средства, из которых 2 772 801 рубль 09 копеек не были использованы в счет уплаты таможенных пошлин.
ООО "Тадж" 12.03.2019 обратилось в Таможенное управление с заявлением о возврате авансовых платежей в указанной сумме, приложив документы, предусмотренные частями 3, 4 статьи 122 Закона N 311-ФЗ.
Таможенный орган письмом от 18.03.2019 N 03-07-13/04291 отказал в возврате авансовых платежей в связи с наличием в базе данных таможенных органов информации об имеющейся у Общества задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 68 278 103 рублей 78 копеек и пеней в размере 13 959 816 рублей 92 копеек.
ООО "Тадж" посчитало данный отказ незаконным и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 121, 122, 142, 147 Закона N 311-ФЗ, статьей 253 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 N 73 "О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции признал отказ таможенного органа в возврате авансовых платежей незаконным.
Первый арбитражный апелляционный суд дополнительно руководствовался статьей 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласился с выводом Арбитражного суда Нижегородской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно статье 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (статья 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В силу части 1 статьи 121 Закона N 311-ФЗ авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (часть 3 статьи 121 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 122 Закона N 311-ФЗ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
В части 3 статьи 122 Закона N 311-ФЗ установлено, что к заявлению о возврате авансовых платежей прилагаются следующие документы: платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей (пункт 1); документы, указанные в частях 4 - 7 настоящей статьи, в зависимости от статуса лица (пункт 2); иные документы, которые могут быть предоставлены лицом, подавшим заявление о возврате авансовых платежей, для подтверждения обоснованности возврата (пункт 3).
В силу части 9 статьи 122 Закона N 311-ФЗ заявление о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен настоящей статьей, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
На основании части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата (часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
На основании пункта 1 части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.01.2019 по делу N А72-10460/2018 установлено, что задолженность Общества по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 68 278 103 рублей 78 копеек и пеней в размере 13 959 816 рублей 92 копеек образовалась в результате принятия таможенным органом по результатам камеральных проверок 260 решений о внесении изменений в сведения, указанные в таможенных декларациях. В рамках указанного дела решения о внесении изменений в сведения, указанные в таможенных декларациях, признаны недействительными.
Учитывая, что ненормативный правовой акт, не отвечающий требованиям закона, является незаконным с момента его принятия, при обращении Общества в таможенный орган с заявлением о возврате авансовых платежей указанная в письме от 18.03.2019 N 03-07-13/04291 задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов отсутствовала.
Доказательств наличия иных оснований, предусмотренных частью 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, препятствующих удовлетворению заявления Общества о возврате авансовых платежей, Таможенное управление в материалы дела не представило.
На основании изложенного суды правомерно признали отказ таможенного органа в возврате авансовых платежей, формализованный в письме от 18.03.2019 N 03-07-13/04291, незаконным и обязали Таможенное управление устранить нарушение прав и законных интересов Общества в порядке, установленном в части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Довод Таможенного управления о том, что суды не исследовали вопрос представляло ли Общество при обращении с заявлением о возврате авансовых платежей копию решения Арбитражного суда Ульяновской области от 31.01.2019 по делу N А72-10460/2018, отклоняется судом округа, поскольку в качестве основания для отказа в возврате авансовых платежей таможенный орган указал на часть 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ. В случае непредставления необходимых документов заявление о возврате авансовых платежей подлежит возврату без рассмотрения на основании части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ). Таможенное управление, на которое в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена обязанность доказывания соответствия ненормативного акта закону, на указанные обстоятельства при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций не ссылалось.
Иные доводы таможенного органа направлены на переоценку исследованных судом доказательств, установленных фактических обстоятельств, и сделанных на их основании выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу N А43-24908/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Приволжского таможенного управления - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и материалам дела не противоречит, что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.01.2019 по делу N А72-10460/2018 установлено, что задолженность Общества по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 68 278 103 рублей 78 копеек и пеней в размере 13 959 816 рублей 92 копеек образовалась в результате принятия таможенным органом по результатам камеральных проверок 260 решений о внесении изменений в сведения, указанные в таможенных декларациях. В рамках указанного дела решения о внесении изменений в сведения, указанные в таможенных декларациях, признаны недействительными.
...
Доказательств наличия иных оснований, предусмотренных частью 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, препятствующих удовлетворению заявления Общества о возврате авансовых платежей, Таможенное управление в материалы дела не представило.
На основании изложенного суды правомерно признали отказ таможенного органа в возврате авансовых платежей, формализованный в письме от 18.03.2019 N 03-07-13/04291, незаконным и обязали Таможенное управление устранить нарушение прав и законных интересов Общества в порядке, установленном в части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2020 г. N Ф01-10026/20 по делу N А43-24908/2019
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1287/2021
18.01.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10195/19
29.05.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10026/20
16.12.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10195/19
25.09.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-24908/19