Нижний Новгород |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А79-5274/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
федерального государственного унитарного предприятия "Колос"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019
по делу N А79-5274/2019
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
(ОГРН: 1091326001502, ИНН: 1326211305)
к федеральному государственному унитарному предприятию "Колос"
(ОГРН: 1022102831651, ИНН: 2115000184)
о взыскании задолженности по арендной плате
и установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному унитарному предприятию "Колос" (далее - Предприятие) о взыскании 1 371 790 рублей 82 копеек долга по арендной плате за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, N 149 от 14.07.2008.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 28.08.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Кассатор полагает, что суды не приняли во внимание то обстоятельство, что ответчик является государственным учреждением и согласно контррасчету Предприятия сумма задолженности составляет 493 828 рублей 67 копеек; необоснованно применили в расчете арендной платы нормативно-правовые акты, вступившие в законную силу после заключения договора аренды земельного участка.
Определением от 29.04.2020 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к нему истец сослался на законность и обоснованность обжалованных судебных актов, просил оставить их без изменения.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, правопреемником которого является истец, и Предприятие 14.07.2008 заключили договор аренды N 149 в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, согласно которому арендодатель предоставил, арендатор принял в аренду земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, общей площадью 3449,2702 гектара.
В силу пункта 3.1 договора годовой размер арендной платы определен в сумме 197 783 рублей 83 копеек, рассчитанной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 N 148 (редакция от 13.12.2007) "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" ввиду отсутствия специального регулирования порядка расчета стоимости арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
Согласно пункту 2 данного Постановления размер годовой арендной платы за земельные участки определялся по формуле А = К кад. ст. х К1 х К2 х КЗ, где А - годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок; К кад. ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка; К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления; К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка; КЗ - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов (утверждается органами местного самоуправления).
Пунктом 3.5 договора предусмотрено, что размер арендной платы пересматривается на основании отчета об оценке земельных участков в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности и изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также при изменении нормативных актов Российской Федерации, определяющих исчисление арендной платы за землю, порядок и условия ее внесения.
Согласно заключению эксперта от 18.01.2018 N 02/2018 стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:20:152702:0051 установлена в размере 12 781 рубля, 21:20:152702:0038 - 18 307 рублей, 21:20:152702:0004 - 19 113 рублей, 21:20:152702:0044 - 346 488 рублей, 21:20:152702:0040 - 21 738 рублей, 21:20:152702:0039 - 25 695 рублей, 21:20:152702:0049 - 25 811 рублей, 21:20:152702:0041 - 26 482 рублей, 21:20:151001:0209 - 38 764 рублей, 21:20:151001:0208 - 68 029 рублей.
Размер арендной платы за арендованные земельные участки из земель населенных пунктов составил 564 125,76 рубля.
Указанные фактические обстоятельства установлены при рассмотрении спора по делу N А79-4460/2017 и в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела не подлежат доказыванию.
По настоящему делу истец просит взыскать с ответчика 1 371 790 рублей 82 копейки долга по арендной плате за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
В соответствии со статьями 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, по общему правилу, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1). Если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 3).
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В силу пункта 19 Постановления N 73 арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются регулируемыми ценами, и при определении размера арендной платы стороны не вправе применять другой размер арендной платы, нежели был установлен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и действовал в период аренды земельного участка.
Приведенные разъяснения судебной практики вопреки доводам кассатора подтверждают правомерность применения к спорным правоотношениям нормативных актов, вступивших в законную силу после заключения сторонами договора аренды.
Способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации определены в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила).
Учитывая, что спорный земельный участок в рассматриваемый период находился в федеральной собственности и к нему применяется регулируемая арендная плата, суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным определение МТУ Росимущества суммы задолженности в соответствии с названными Правилами. Проверив расчет истца, суды двух инстанций признали его верным.
Контррасчет ответчика, предусматривающий необходимость корректировки арендной платы за 2017 и 2018 годы на размер ключевой ставки ЦБ РФ, правомерно отклонен судами со ссылкой на пункт 8 Правил, согласно которому арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. Иного порядка индексации размера арендной платы Правила не предусматривают.
Согласно представленному истцом расчету и письменным пояснениям к нему от 22.08.2019 размер арендной платы за земли населенных пунктов за 2016 год (подтвержденный вступившим в законную силу решением суда) умножен на уровень инфляции 2017 года (1,04), годовой размер арендной платы за 2017 год умножен на уровень инфляции 2018 года (1,04).
Размер арендной платы за участки сельскохозяйственного назначения рассчитан по 2 процента от кадастровой стоимости за период с 01.01.2017 по 11.08.2017 и по 0,6 процента от кадастровой стоимости за период с 12.08.2018 по 31.12.2018.
Кадастровая стоимость на часть земельных участков, установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 17.01.2018 N 15 по заявлению ФГУП "Колос" от 18.12.2017 подлежит применению с 01.01.2017.
Размер кадастровой стоимости на часть земельных участков, установленный решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 22.02.2018 N 62 по заявлению ФГУП "Колос" от 23.01.2018 подлежит применению с 01.01.2018.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не усмотрели правовых оснований для признания незаконным расчета арендной платы за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, и правомерно взыскали с ответчика 1 371 790 рублей 82 копейки задолженности по арендной плате за спорный земельный участок.
Действующий порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, не зависит от организационно-правовой формы арендатора, в силу чего, то обстоятельство, что ответчик является государственным учреждением, не влияет на законность и обоснованность обжалованных судебных актов.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А79-5274/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Колос" (ОГРН: 1022102831651, ИНН: 2115000184) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 19 Постановления N 73 арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются регулируемыми ценами, и при определении размера арендной платы стороны не вправе применять другой размер арендной платы, нежели был установлен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и действовал в период аренды земельного участка.
...
Способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации определены в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 июня 2020 г. N Ф01-10144/20 по делу N А79-5274/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-14054/20
18.08.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9347/19
10.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10144/20
12.03.2020 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10144/20
24.12.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9347/19
28.08.2019 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-5274/19