Нижний Новгород |
|
27 августа 2020 г. |
Дело N А43-37464/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2020 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от Министерства информационных технологий и связи Нижегородской области:
Малинкиной Е.В. (доверенность от 26.08.2019 25/2019),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Министерства информационных технологий и связи Нижегородской области и
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.11.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020
по делу N А43-37464/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эттон Груп"
(ИНН: 1615009497, ОГРН: 1141690072402)
о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной
службы по Нижегородской области и протокола Министерства информационных
технологий и связи Нижегородской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эттон Груп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 27.08.2019 N 052/06/83.2-2082/2019 (09/623-НБ) и протокола Министерства информационных технологий и связи Нижегородской области (далее - Министерство) от 14.08.2019 о признании Общества - победителя открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по развитию портала "Команда Правительства Нижегородской области" уклонившимся от заключения контракта.
Решением суда от 18.11.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020 решение суда оставлено без изменения.
Министерство и Управление не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Заявители жалоб считают, что принятые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), несоответствием выводов судов обстоятельствам дела. Документация о закупке позволяла определить окончательный срок исполнения обязательств по контракту, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц и должен определяться с учетом сложения всех предусмотренных контрактом максимальных сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, а также приемки и оплаты работ. Представленная Обществом банковская гарантия не соответствовала требованиям Закона N 44-ФЗ и документации о закупке, поэтому правомерно не принята в качестве обеспечения исполнения контракта.
Подробно позиции заявителей изложены в кассационных жалобах.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Общество в отзыве отклонило доводы жалоб.
Управление и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационных жалоб откладывалось на 08.07.2020, 20.08.2020 (определения суда от 17.06.2020, от 08.07.2020)
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 28.06.2019 в единой информационной системе и на электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещено извещение N 0832200006619000938 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по развитию портала "Команда Правительства Нижегородской области" (далее - конкурс), а также аукционная документация. Заказчиком закупки выступало Министерство, уполномоченным учреждением - государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области". Начальная (максимальная) цена контракта - 34 000 000 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе от 23.07.2019 N ПРО11 все участники допущены к участию в конкурсе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 26.07.2019 N ПРО111 все заявки признаны соответствующими требованиям, установленным конкурсной документацией.
Победителем открытого конкурса признано Общество с ценовым предложением 16 900 000 рублей (протокол подведения итогов конкурса от 29.07.2019 N ППИ1).
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 05.08.2019 Министерством размещен проект государственного контракта.
По условиям контракта (пункт 1.1) заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по развитию портала в соответствии с техническим заданием.
Срок оказания услуг установлен с даты заключения контракта до 31.12.2019 (пункт 1.8 контракта).
Согласно пункту 2.6 контракта оплата за оказанные услуги осуществляется после оказания услуг, предусмотренных контрактом путем безналичного перечисления денежных средств с расчетного счета заказчика на расчетный счет исполнителя в течение 15 рабочих дней с момента представления исполнителем счета на основании подписанного акта оказанных услуг. Акт оказанных услуг и счет предоставляются исполнителем до 25.12.2019, при этом оказание услуг исполнителем осуществляется в полном объеме до 31.12.2019.
В силу пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.6 контракта сдача приемка услуг осуществляется на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг, который исполнитель представляет заказчику в двух экземплярах. Заказчик в течение 5 рабочих дней с момента получения акта обязан его подписать или направить исполнителю мотивированный отказ от приемки услуг. В случае выявления в течение 20 рабочих дней с момента подписания акта несоответствия работ техническому заданию, стороны обязаны составить акт с перечнем недостатков и необходимых работ по их устранению. Исполнитель обязан устранить недостатки в срок, согласованный с заказчиком, и за свой счет. Подписанный между заказчиком и исполнителем акт оказанных услуг является основанием для оплаты исполненных обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 7.1 контракта контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств по контракту.
Согласно пунктам 9.1, 9.2, 9.7 контракта обеспечение исполнения контракта предоставляется в форме банковской гарантии. Обеспечения исполнения контракта предоставлено на весь срок действия контракта. Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать, в числе прочего, срок ее действия, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Общество 09.08.2019 подписало проект государственного контракта, направленный Министерством, и представило банковскую гарантию, выданную АКБ "Абсолют Банк" от 09.08.2019 N 424637 (реестровый номер банковской гарантии 04Е25260292932190006). Срок действия банковской гарантии определен с даты выдачи и по 31.01.2020.
Министерством 14.08.2019 принято решение о признании Общества уклонившимся от заключения контракта в связи с несоответствием банковской гарантии (в части срока действия) условиям пункта 5 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ (протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.08.2019 N ППУ1), о чем Обществу направлено соответствующее уведомление от 14.08.2019.
Согласно решению и уведомлению срок действия банковской гарантии должен определяться с учетом максимальных сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также приемки и оплаты заказчиком, установленных в проекте контракта (пункт 12 конкурсной документации), то есть быть не менее чем до 29.02.2020.
Общество обратилось в Управление с жалобой на действия Министерства при проведении конкурса.
Комиссия Управления решением от 27.08.2019 N 052/06/83.2-2082/2019 (09/623-НБ) признала жалобу Общества необоснованной.
Общество оспорило решение Управления и протокол Министерства в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 190 и 329 Кодекса, положениями Закона N 44-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что представленная Обществом в качестве обеспечения исполнения контракта банковская гарантия соответствовала требованиям части 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, о незаконности оспариваемых актов, и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции руководствовался этими же нормами, согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 190 Кодекса предусмотрено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии со статьей 329 Кодекса исполнение обязательства может обеспечиваться, в том числе, независимой гарантией. Прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 407 Кодекса обязательства прекращаются полностью или частично по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (пункт 3 статьи 425 Кодекса).
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 44 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки (часть 2 статьи 44 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона N 44-ФЗ в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с данным законом и условия банковской гарантии.
Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 данного закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (часть 4 статьи 45 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 данного закона.
Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления (часть 5 статьи 45 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: 1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных данной статьей реестрах банковских гарантий; 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 данной статьи; 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 данной статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа (часть 7 статьи 45 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться, в том числе, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного закона. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (в редакции, действующей на момент опубликования извещения о закупке). Срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц (в редакции, действующей на момент подписания контракта и выпуска банковской гарантии).
Согласно частям 4, 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом. В случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, не предоставил обеспечение исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, банковская гарантия должна содержать срок ее действия с учетом требований статей 44, 45 и 96 Закона N 44-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив статьи 190, 329 Кодекса, Закон N 44-ФЗ, проанализировав условия контракта, конкурсной документации, пришли к выводу, что содержащиеся в них положения не позволяли достоверно определить конкретную дату окончания срока действия контракта, максимальные сроки выполнения работ, оплаты услуг и, соответственно, надлежащий срок обеспечения исполнения контракта.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что банковская гарантия обеспечивает исполнение обязательств по контракту исполнителя (не заказчика), суды обоснованно указали, что в случаях, когда срок действия контракта определен как до полного исполнения обязательств сторонами, банковская гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения основного обязательства исполнителя.
Суды установили, материалам дела не противоречит, что обязательства Общества по контракту подлежали выполнению до 31.12.2019. В качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту Общество представило банковскую гарантию, срок действия которой определен исходя из установленной контрактом даты исполнения основного обязательства исполнителя 31.12.2019 со сроком действия до 31.01.2020.
Поскольку представленная банковская гарантия соответствовала требованиям статей 44, 45 и 96 Закона N 44-ФЗ, обеспечивала обязательства исполнителя, у Министерства отсутствовали основания для признания Общества уклонившимся от заключения контракта в связи с представлением ненадлежащего обеспечения.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования, признав незаконными протокол Министерства от 14.08.2019 о признании Общества уклонившимся от заключения контракта и решение Управления.
Выводы судов основаны на материалах дела и им не противоречат.
Иные доводы, приведенные в кассационных жалобах, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, с учетом установленных судами обстоятельств эти доводы выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.11.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2020 по делу N А43-37464/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства информационных технологий и связи Нижегородской области и Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 4, 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом. В случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, не предоставил обеспечение исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, банковская гарантия должна содержать срок ее действия с учетом требований статей 44, 45 и 96 Закона N 44-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив статьи 190, 329 Кодекса, Закон N 44-ФЗ, проанализировав условия контракта, конкурсной документации, пришли к выводу, что содержащиеся в них положения не позволяли достоверно определить конкретную дату окончания срока действия контракта, максимальные сроки выполнения работ, оплаты услуг и, соответственно, надлежащий срок обеспечения исполнения контракта.
...
Поскольку представленная банковская гарантия соответствовала требованиям статей 44, 45 и 96 Закона N 44-ФЗ, обеспечивала обязательства исполнителя, у Министерства отсутствовали основания для признания Общества уклонившимся от заключения контракта в связи с представлением ненадлежащего обеспечения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2020 г. N Ф01-10971/20 по делу N А43-37464/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1768/2021
15.01.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-11849/19
27.08.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10971/20
07.02.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-11849/19
18.11.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-37464/19
04.09.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-37464/19