Нижний Новгород |
|
16 сентября 2020 г. |
Дело N А31-16765/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.09.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Телегина Д.А. (доверенность от 20.11.2019),
от заинтересованного лица: Алабаева Р.А. (доверенность от 14.09.2019),
от третьего лица: Ширкиной И.В. (доверенность от 20.08.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020
по делу N А31-16765/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Респект"
(ОГРН: 1133706000867, ИНН: 3706020614)
к департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области,
о признании незаконными решений конкурсной комиссии департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, изложенных в протоколе от 23.08.2019 N 3-3, об обязании возобновить проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории Костромской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальный предприниматель Дадашев Кахруман Зайнутдинович,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Респект" (далее - Общество, ООО "Респект") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконными решений конкурсной комиссии Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее - Департамент), указанных в протоколе от 23.08.2019 N 3-3, об отклонении заявки ООО "Респект" и признании несостоявшимся открытого конкурса, о повторном проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Дадашев Кахруман Зайнутдинович (далее - Предприниматель, ИП Дадашев К.З.).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2020 признаны незаконными решения Департамента, указанные в протоколе от 23.08.2019 N 3-3, на Департамент возложена обязанность провести оценку и сопоставление заявок претендентов в соответствии с разделом 8 Порядка проведения открытого конкурса, утвержденного приказом от 14.09.2016 N 159.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департмаент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что исходя из протокола N 3-2, окончательного решения по допуску претендентов Департаментом 15.08.2019 принято не было, 15.08.2019 в 16:30 был проверен только перечень представленных документов на предмет соответствия установленным требованиям и установленным формам. В связи с этим принятие 23.08.2019 решения об отклонении заявок участников открытого конкурса соответствовало требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Костромской области по нерегулируемым тарифам, утвержденного приказом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 14.09.2016 N 159 (далее - Порядок проведения открытого конкурса). Департамент обращает внимание на то, что транспортные средства Общества по своим функциональным особенностям автобусов не соответствовали фактическому их состоянию, а некоторые из них осуществляли перевозку по другим маршрутам. Заявитель считает, что конкурсная комиссия действовала в рамках установленного порядка, нарушений с ее стороны не имелось. Суды не дали оценку тому факту, что в соответствии с приказом Департамента от 11.11.2019 N 16-н, которым определен новый порядок проведения конкурсных процедур на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Костромской области по нерегулируемым тарифам, 13.11.2019 было размещено новое извещение о проведении конкурсных процедур, включая указанные маршруты
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы, приведенные в жалобе, посчитав судебные акты законными и обоснованными.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы Департамента.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком проведения открытого конкурса Департамент разместил на официальном сайте trans.admin44.ru извещение от 15.07.2019 N 6, объявил о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом N 102 "Кострома - Никольское", N 115 "Кострома - Красное" и N 118 "Кострома - Подольское" по нерегулируемым тарифам на территории Костромской области.
Конкурсная комиссия Департамента 15.08.2019 произвела вскрытие конвертов с заявками и документами и составила протокол N 3-1. Согласно протоколу на участие в конкурсе поданы две заявки - от Общества и Предпринимателя. Заявки, с приложенными документами приняты к рассмотрению на предмет соответствия требованиям организатора открытого конкурса и конкурсной документации.
Конкурсная комиссия 15.08.2019 рассмотрела заявки на их соответствие требованиям, установленным организатором открытого конкурса, и требованиям, установленным конкурсной документацией, в соответствии с подпунктом 3 пункта 44 Порядка проведения открытого конкурса, приняла единогласное решение о допуске двух претендентов к участию в открытом конкурсе. Кроме того, в связи с необходимостью детального и всестороннего рассмотрения документов конкурсная комиссия приняла решение проверить представленные претендентами документы, в соответствии с пунктом 50 Порядка проведения открытого конкурса перенести процедуру оценки и сопоставления заявок на 23.08.2019 в 14:00.
По результатам рассмотрения заявок на соответствие требованиям, установленным организатором открытого конкурса и конкурсной документацией, составлен протокол от 15.08.2019 N 3-2.
Протоколом от 23.08.2019 N 3-3 оценки и сопоставления заявок конкурсная комиссия оформила решение об отклонении заявок ООО "Респект" и ИП Дадашева К.З. и признании конкурса не состоявшимся в соответствии с подпунктом 3 пункта 46 Порядка проведения открытого конкурса в связи с содержанием недостоверных сведений в документах, приложенных к заявкам, руководствуясь при этом пунктами 42, 43 Порядка проведения открытого конкурса и пунктами 6.6.1, 6.6.2 конкурсной документации.
Не согласившись с вынесенными решением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации положениями Закона, 220-ФЗ, Порядка проведения открытого конкурса, суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, обязал Департамент провести оценку и сопоставление заявок претендентов в соответствии с разделом 8 Порядка проведения открытого конкурса.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспоренное решение органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона.
Наряду с указанными в части 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Закона N 220-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса).
В соответствии с Законом N 220-ФЗ Департамент разработал Порядок проведения открытого конкурса, действовавший в период проведения спорного открытого конкурса.
Из разделов 6 - 8 Порядка проведения открытого конкурса следует, что открытый конкурс состоит из трех последовательных, самостоятельных, но связанных друг с другом этапов: вскрытие конвертов с заявками (раздел 6), рассмотрение заявок (раздел 7), оценка и сопоставление заявок (раздел 8).
Результатом каждого из этапов является принятие комиссией одного решения, которое фиксируется в соответствующем протоколе.
Суды установили, что 15.08.2019 конкурсная комиссия Департамента произвела вскрытие конвертов с заявками и прилагаемыми к ним документами, о чем составила протокол N 3-1. Согласно протоколу на участие в конкурсе поданы две заявки от Общества и Предпринимателя, заявки с прилагаемыми документами приняты к рассмотрению на предмет соответствия требованиям организатора открытого конкурса и конкурсной документации.
В силу пунктов 42, 43, 44, 45 Порядка проведения открытого конкурса комиссия рассматривает заявки на их соответствие требованиям, установленным организатором открытого конкурса, и соответствие претендентов требованиям, установленным статьей 23 Закона N 220-ФЗ.
Рассмотрение заявок осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней после дня вскрытия конвертов с заявками.
По результатам рассмотрения заявок на конкретный лот комиссией принимается решение:
1) о соответствии или несоответствии претендента требованиям, предъявляемым к участнику открытого конкурса;
2) о соответствии или несоответствии заявки конкурсной документации;
3) о допуске претендентов к участию в открытом конкурсе на данный лот;
4) об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе на данный лот по основаниям, предусмотренным разделом 4 настоящего Порядка;
5) о признании открытого конкурса по данному лоту не состоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктом 46 настоящего Порядка.
В рамках реализации этапа рассмотрения заявок конкурсная комиссия в соответствии с подпунктом 3 пункта 44 Порядка проведения открытого конкурса приняла единогласное решение о допуске обоих претендентов к участию в открытом конкурсе. Кроме того, в связи с необходимостью детального и всестороннего рассмотрения документов конкурсная комиссия приняла решение проверить представленные претендентами документы, в соответствии с пунктом 50 Порядка проведения открытого конкурса перенести процедуру оценки и сопоставления заявок на 23.08.2019 на 14:00.
Из содержания протокола от 15.08.2016 N 3-2 следует, что конкурсная комиссия завершила этап рассмотрения заявок принятием решения о допуске обоих претендентов к участию в открытом конкурсе в соответствии с подпунктом 3 пункта 44 Порядка проведения открытого конкурса и назначила дату и время проведения этапа оценки и сопоставления заявок.
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе даны в части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ.
Пунктом 55 Порядка проведения открытого конкурса установлено, что решение комиссии об итогах открытого конкурса оформляется протоколом оценки и сопоставления заявок, в котором указываются участники открытого конкурса, признанные победителями по каждому лоту.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод, что оценка и сопоставление заявок осуществляются по критериям, которые определены в части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, достоверность содержащихся в заявках сведений на этапе оценки и сопоставления заявок не проверяется. По результатам оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией принимается решение об итогах открытого конкурса и определяется победитель открытого конкурса. Принятие решения о признании конкурса не состоявшимся по результатам оценки и сопоставления заявок Порядком проведения открытого конкурса не предусмотрено.
Вместе с тем 23.08.2019 на этапе оценки и сопоставления заявок конкурсная комиссия отклонила заявки ООО "Респект" и ИП Дадашева К.З. и признала конкурс не состоявшимся в соответствии с подпунктом 3 пункта 46 Порядка проведения открытого конкурса, в связи с чем нарушила положения Закона N 220-ФЗ и Порядка проведения открытого конкурса.
Таким образом, решения конкурсной комиссии Департамента, отраженные в протоколе от 23.08.2019 N 3-3, об отклонении заявок Общества и Предпринимателя и признании конкурса не состоявшимся в соответствии с подпунктом 3 пункта 46 Порядка проведения открытого конкурса являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя.
В случаях, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 46 названного порядка, организатор открытого конкурса вправе принять решение о повторном проведении открытого конкурса в порядке, предусмотренном этим порядком, или об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок (пункт 48 Порядка проведения открытого конкурса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что решение конкурсной комиссии Департамента о признании конкурса не состоявшимся является незаконным, решение о повторном проведении открытого конкурса в соответствии с пунктом 48 Порядка проведения открытого конкурса также является незаконным
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования, применив соответствующую правовосстановительную меру.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Департамент освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 25.02.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 по делу N А31-16765/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 55 Порядка проведения открытого конкурса установлено, что решение комиссии об итогах открытого конкурса оформляется протоколом оценки и сопоставления заявок, в котором указываются участники открытого конкурса, признанные победителями по каждому лоту.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод, что оценка и сопоставление заявок осуществляются по критериям, которые определены в части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, достоверность содержащихся в заявках сведений на этапе оценки и сопоставления заявок не проверяется. По результатам оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией принимается решение об итогах открытого конкурса и определяется победитель открытого конкурса. Принятие решения о признании конкурса не состоявшимся по результатам оценки и сопоставления заявок Порядком проведения открытого конкурса не предусмотрено.
Вместе с тем 23.08.2019 на этапе оценки и сопоставления заявок конкурсная комиссия отклонила заявки ООО "Респект" и ИП Дадашева К.З. и признала конкурс не состоявшимся в соответствии с подпунктом 3 пункта 46 Порядка проведения открытого конкурса, в связи с чем нарушила положения Закона N 220-ФЗ и Порядка проведения открытого конкурса."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 сентября 2020 г. N Ф01-12810/20 по делу N А31-16765/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9595/20
16.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12810/20
19.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2664/20
25.02.2020 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-16765/19