Нижний Новгород |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А43-47149/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Атон":
Вишняковой Е.Н. (доверенность от 18.09.2020),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области:
Баранова И.В. (доверенность от 02.03.2020 N МИ/2566/20),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗЕФС-ЭНЕРГО"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.06.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020
по делу N А43-47149/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атон"
(ИНН: 5257107869, ОГРН: 1095257001201)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 14.10.2019
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Атон" (далее - ООО "Атон") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 14.10.2019.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЗЕФС-ЭНЕРГО" (далее - Общество).
Решением от 25.06.2020 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.09.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что мероприятия по технологическому присоединению, установленные договором и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), ООО "Атон" не проведены. В этой связи при выполнении сетевой организацией мероприятий, предусмотренных техническими условиями, осуществить технологическое присоединение ООО "Атон" невозможно. Общество настаивает на том, что у сетевой организации объективно отсутствует возможность по исполнению договора в шестимесячный срок, так как несоблюдение сетевой организацией технических условий в части реконструкции ГПП Чермет вызвано длительным согласованием со стороны публичного акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья"), которое не установило Обществу фактическую максимальную мощность, выдав акт технологического присоединения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
ООО "Атон" в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
В отзыве на кассационную жалобу Управление поддержало позицию Общества.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по факту поступившего от ООО "Атон" заявления на бездействие Общества, выразившееся в неисполнении обязанностей по технологическому присоединению объекта, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Вторчермета, дом 1, к электрическим сетям в установленные законом сроки, должностным лицом Управления 27.11.2018 возбуждено дело об административном правонарушении N 2490-ФАС52-03/18 с проведением административного расследования и истребованием сведений, необходимых для разрешения дела.
По результатам проведенного административного расследования и исследования собранных документов должностное лицо Управления вынесло постановление по делу об административном правонарушении от 13.05.2019 N 2490-ФАС52-03/18, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы Общества решением вышестоящего должностного лица Управления от 15.07.2019 указанное постановление отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
Постановлением от 20.08.2019 дело об административном правонарушении N 2490-ФАС52-03/18 прекращено в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
ООО "Атон" обратилось к вышестоящему должностному лицу Управления с жалобой на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением вышестоящего должностного лица Управления от 14.10.2019 постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба ООО "Атон" - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Атон" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа от 14.10.2019.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями КоАП РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, признал незаконным и отменил решение Управления от 14.10.2019 по делу об административном правонарушении N 2490-ФАС52-03/18.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Из абзаца 3 пункта 1 статьи 26 Федерального закона 35-ФЗ следует, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 861 предусматривают порядок и процедуру технологического присоединения, правила заключения, исполнения договора об осуществлении технологического присоединения.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12 (1), 14 и 34 данных правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В пункте 7 Правил N 861 установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подача заявки на технологическое присоединение; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; е) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению потребителем и сетевой организацией производится по границе участка потребителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом "г" пункта 25.1 Правил N 861.
В пункте 16 Правил N 861 определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для различных категорий заявителей.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 данных правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Атон" в 2014 году получило технические условия на присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0030245:813 по адресу: город Нижний Новгород, улица Вторчермета, дом 1, и заключило с Обществом договор на технологическое присоединение от 29.12.2014 N Б002-500/2014.
Обществу 28.05.2018 поступила заявка ООО "Атон" на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации объекта заявителя, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0030245:813 по адресу: г. Нижний Новгород, улица Вторчермета, дом 1.
В процессе рассмотрения данной заявки Общество установило, что ООО "Атон" уже выданы технические условия, с данной организацией имеется заключенный договор на технологическое присоединение. ООО "Атон" пояснило, что не намерено исполнять ранее полученные технические условия, что послужило основанием для расторжения договора на технологическое присоединение от 29.12.2014 N Б002-500/2014.
Обществу 10.09.2018 поступила заявка ООО "Атон" на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации объекта общества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0030245:813 по адресу: город Нижний Новгород, улица Вторчермета, дом 1.
В данной заявке ООО "Атон" указало требуемую максимальную мощность в размере 150 кВт.
ООО "Атон" и Общество на основании указанной заявки заключили договор об осуществлении технологического присоединения от 25.09.2018 N Б002-633/2018 и ООО "Атон" выданы технические условия от 25.09.2018 N 70-011-1429/2018.
В пункте 5 названного договора предусмотрен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 6 месяцев.
Таким образом, Общество надлежало осуществить технологическое присоединение не позднее 25.03.2019 включительно.
Между тем в указанный срок сетевая организация не провела мероприятия по технологическому присоединению.
Несоблюдение срока Общество обосновало тем, что основным источником питания энергопринимающих устройств потребителя является ГПП "Чермет" и питающаяся от нее ТП-9, находящиеся в собственности Общества и расположенные по адресу: город Нижний Новгород, улица Вторчермета, дом 1.
Пунктом 8.2 технических условий от 25.09.2018 N 70-011-1429/2018 установлена обязанность сетевой организации по определению пропускной способности ГПП "Чермет", ТП-9, ЛЭП-6 кВт от ГПП "Чермет" до ТП-9 и проведение при необходимости реконструкции ГПП, ТП, ЛЭП-6 кВт.
При исполнении заявки ООО "Атон" сетевой организацией установлено, что совокупная величина номинальной мощности трансформаторов ГПП "Чермет" составляет 31000 кВа или 21700 кВт, в настоящее время к ней присоединены 87 потребителей электрической энергии с максимальной мощностью потребления 26233,04 кВт, что в значительной части превышает мощность трансформаторов и является угрозой обеспечения надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок (часть 3 статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ).
Сетевой организацией в целях обеспечения надежности электроснабжения присоединенных к ГПП "Чермет" потребителей при условии присоединения к данной ГПП других потребителей запланирована реконструкция ГПП "Чермет" с заменой существующих трансформаторов на трансформаторы большей мощности.
Поскольку ГПП "Чермет" технологически присоединена к сетям вышестоящей сетевой организации - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", Общество в целях увеличения существующей мощности обязано было обратиться с заявкой на технологическое присоединение в ПАО "МРСК Центра и Приволжья", указав в ней максимальную мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств, зафиксированных в документах на технологическое присоединение.
Ввиду отсутствия акта об осуществлении технологического присоединения с обозначенной мощностью Общество обратилось в ПАО "МРСК Центра и Приволжья" с заявками на восстановление документов о технологическом присоединении.
Первая заявка направлена ПАО "МРСК Центра и Приволжья" 20.08.2018, то есть до заключения договора с потребителем, и ответ на нее не был получен. Письмами от 12.10.2018, от 06.11.2018 Общество просило ускорить подготовку и выдачу документов.
В апреле 2019 года ПАО "МРСК Центра и Приволжья" представило Обществу акт N 110з0143 об осуществлении технологического присоединения к сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья", однако в данном акте максимальная мощность была указана в размере 13800 кВт.
Письмом от 12.04.2019 Общество сообщило ПАО "МРСК Центра и Приволжья" о большем объеме максимальной мощности потребителей, фактически присоединенных к ГПП "Чермет", и просило откорректировать в представленном акте показатель максимальной мощности, увеличив его до 21700 кВт.
Между тем, до настоящего времени Общество и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" акт об осуществлении технологического присоединения к сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья" не согласовали.
С учетом изложенных обстоятельств Управление пришло к выводу об отсутствии вины Общества в нарушении сроков технологического присоединения, поскольку им предприняты действия для обеспечения возможности технологического присоединения энергопринимающих установок заявителя к электрическим сетям, но не исполнены возложеные законом обязанности по обстоятельствам, не зависящим от воли сетевой организации. Исполнить договор о технологическом присоединении не представлялось возможным.
В этой связи антимонопольный орган прекратил в отношении Общества производство по делу об административном правонарушении.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно признали неправомерным вывод Управления об отсутствии вины Общества во вмененном правонарушении.
Так, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеет императивный характер, установлен государством в связи с тем, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов.
Определенные законодателем порядок и сроки осуществления технологического присоединения позволяют обеспечить право потребителя на получение данной услуги.
При этом суд первой инстанции верно отметил, что соблюдение сетевой организацией срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению не должно ставиться в зависимость от наличия у сетевой организации каких-либо затруднений в проведении мероприятий по технологическому присоединению. Данные вопросы, в том числе получение необходимой документации и информации от вышестоящей сетевой организации, должны разрешаться сетевой организацией оперативно, в максимально короткие сроки, в тот период времени, который предоставлен сетевой организации для исполнения возложенных на нее обязанностей.
Суды установили, Общество обращалось в ПАО "МРСК Центра и Приволжья" с письмами о необходимости получения документов о технологическом присоединении 20.08.2018, 12.10.2018, 06.11.2018. Документы были получены Обществом в апреле 2019 года и требовали корректировки.
Таким образом, в период с начала ноября 2018 года и до марта 2019 года, то есть пять месяцев, Общество не предпринимало действий для получения необходимых ему документов, не использовало рычаги административного воздействия на смежную сетевую организацию, то есть фактически бездействовало.
Обладая информацией об ограниченных законодательно установленных сроках осуществления технологического присоединения, Общество должно было и могло своевременно принять меры, направленные на выполнение мероприятий по технологическому присоединению объекта в установленный срок, в целях недопущения совершения правонарушения.
Однако такие мероприятия выполнялись Обществом со значительными временными интервалами, и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции технологическое присоединение объектов ООО "Атон" сетевой организацией не осуществлено.
Тем самым Обществом нарушены положения пункта 16 Правил N 861.
Основанием для освобождения сетевой организации от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств, подтверждающих, что Общество приняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды верно признали необоснованным вывод антимонопольного органа об отсутствии в действиях сетевой организации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку вышестоящим должностным лицом Управления при рассмотрении жалобы ООО "Атон" не исследованы все имеющие отношение к рассматриваемому делу об административном правонарушении обстоятельства, что является нарушением статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно признал решение Управления от 14.10.2019 по делу об административном правонарушении N 2490-ФАС52-03/18 незаконным.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отсутствие в судебных актах оценки отдельных доводов и доказательств не означает, что они не были учтены при принятии судебных актов. Необходимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства спора установлены судами в полном объеме.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворения не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.06.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 по делу N А43-47149/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗЕФС-ЭНЕРГО" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЗЕФС-ЭНЕРГО" из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 19.10.2020 N 4537.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обладая информацией об ограниченных законодательно установленных сроках осуществления технологического присоединения, Общество должно было и могло своевременно принять меры, направленные на выполнение мероприятий по технологическому присоединению объекта в установленный срок, в целях недопущения совершения правонарушения.
Однако такие мероприятия выполнялись Обществом со значительными временными интервалами, и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции технологическое присоединение объектов ООО "Атон" сетевой организацией не осуществлено.
Тем самым Обществом нарушены положения пункта 16 Правил N 861.
...
Доказательств, подтверждающих, что Общество приняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды верно признали необоснованным вывод антимонопольного органа об отсутствии в действиях сетевой организации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 декабря 2020 г. N Ф01-15301/20 по делу N А43-47149/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4732/20
25.12.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-15301/20
29.09.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4732/20
25.06.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-47149/19