Нижний Новгород |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А39-14865/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2021.
Полный текст постановления изготовлен 01.02.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Республике Мордовия
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020
по делу N А39-14865/2019 Арбитражного суда Республики Мордовия
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск"
о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия
в государственной регистрации права
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг",
и установил:
акционерное общество "Газпром газораспределение Саранск" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление) в государственной регистрации права на следующие объекты:
- газопровод высокого и низкого давления в поселке Пушкино города Саранска, расположенный по адресу: г.Саранск, пос. Пушкино, протяженностью 6136 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1996, от 16.10.2019 N КУВД-001/2018-8560981/4;
- газопровод низкого давления в деревне Ивановка города Саранска, расположенный по адресу: г. Саранск, д. Ивановка, протяженностью 1038 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1998, от 27.10.2019 N КУВД-001/2018-8561023/3;
- газопровод высокого и низкого давления по улицам Лесная и Дачная поселка Добровольный города Саранска, расположенный по адресу: г. Саранск, пос. Добровольный, протяженностью: 1036 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1997, от 25.10.2019 N КУВД-001/2018-8561057/3;
- газопровод высокого и низкого давления в поселка Озерный города Саранска, расположенный по адресу: г. Саранск, пос. Озерный, протяженностью 1568 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1991, от 16.10.2019 N КУВД-001/2018-8561122/4;
- газопровод высокого и низкого давления в поселка Ялга города Саранска, расположенный по адресу: г. Саранск, р.п. Ялга, протяженностью 4613 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1985, от 16.10.2019 N КУВД-001/2018-8561292/4;
- газопровод высокого, среднего и низкого давления в поселок Левжинский Рузаевского района, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Левжинский, протяженностью 4696 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1994, от 27.10.2019 N КУВД-001/2018-8561371/4, и обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Учреждение).
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 09.06.2020 отказал в удовлетворении заявленных требований.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 14.10.2020 отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новый судебный акт, в соответствии с которым признал незаконными отказы регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на спорные сооружения и обязал последнего совершить действия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности заявителя на данные объекты.
Не согласившись с названным судебным актом, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить обжалованное апелляционное постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность принятого судебного акта, податель жалобы настаивает на нарушении Обществом процедуры (порядка) обращения с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на объект недвижимого имущества, установленной Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), выразившаяся в подаче заявлению только на осуществлении регистрационных действий, без кадастрового учета; сложившаяся ситуация с приостановлением регистрации не могла быть исправлена путем изменения в обращении его цели и подачи дополнительных документов; у Общества также отсутствуют документы, подтверждающие в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В отзыве на кассационную жалобу представитель Общества сослался на законность и обоснованность состоявшегося постановления и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Управления о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия его представителя.
Общество и Учреждение, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, на балансе и обслуживании Общества находятся объекты газового хозяйства: газопровод высокого давления в городе Саранске (Куликовское водохранилище) протяженностью 411 метров, газопровод низкого давления в селе Горяйновка города Саранска протяженностью 2685 метров, газопровод низкого давления в селе Грибоедово города Саранска протяженностью 947 метров, газопровод низкого давления в селе Макаровка города Саранска протяженностью 6318 метров, газопровод высокого и низкого давления в селе Куликовка города Саранска протяженностью 446 метров, газопровод среднего и низкого давления в поселке Луховка города Саранска протяженностью 14 331 метр и газопровод среднего и низкого давления в поселке Николаевка города Саранска протяженностью 13 099 метров.
Указанные объекты были построены в период 1985 по 2000 годы и входят в состав единого газораспределительного хозяйства ранее треста "Саранскмежрайгаз", предприятия "Мордовгаз", затем ГП "Саранскмежрайгаз", преобразованного в ГУП "Саранскмежрайгаз", затем в ФГУП по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Саранскмежрайгаз", затем в ОАО "Саранскмежрайгаз", затем в Общество, однако не были включены в состав приватизируемого имущества Общества.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском на основании статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением от 03.12.2018 по делу N А39-9393/2018 установлен юридический факт владения и пользования Обществом как своим собственным недвижимым имуществом (сооружениями):
- газопровод высокого давления в городе Саранске (Куликовское водохранилище), расположенный по адресу: г. Саранск, протяженностью 411 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1999;
- газопровод низкого давления в селе Горяйновка города Саранска, расположенный по адресу: г. Саранск, с. Горяйновка, протяженностью 2685 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 2000;
- газопровод низкого давления в селе Грибоедово города Саранска, расположенный по адресу: г. Саранск, с. Грибоедово, протяженностью 947 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1998;
- газопроводом высокого и низкого давления в поселке Пушкино города Саранска, расположенного по адресу: г. Саранск, пос. Пушкино, протяженностью 6136 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1996;
- газопроводом низкого давления в деревне Ивановка города Саранска, расположенным по адресу: г. Саранск, д. Ивановка, протяженностью 1038 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1998;
- газопроводом высокого и низкого давления по улицам Лесная и Дачная поселка Добровольный города Саранска, расположенного по адресу: г. Саранск, пос. Добровольный, протяженностью 1036 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1997;
- газопроводом высокого и низкого давления в поселке Озерный города Саранска, расположенного по адресу: г. Саранск, пос. Озерный, протяженностью 1568 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1991;
- газопровод низкого давления в селе Макаровка города Саранска, расположенный по адресу: г. Саранск, с. Макаровка, протяженностью 6318 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1986;
- газопровод высокого и низкого давления в селе Куликовка города Саранска, расположенный по адресу: г. Саранск, с. Куликовка, протяженностью 4468 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1998;
- газопровод среднего и низкого давления в поселке Луховка города Саранска, расположенный по адресу: г. Саранск, р.п. Луховка, протяженностью 14 331 метр, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1987;
- газопровод среднего и низкого давления в поселке Николаевка города Саранска, расположенный по адресу: г. Саранск, р.п. Николаевка, протяженностью 13 099 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1989;
- газопроводом высокого и низкого давления в поселке Ялга города Саранска, расположенного по адресу: г. Саранск, р.п. Ялга, протяженностью 4613 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1985;
- газопроводом высокого, среднего и низкого давления в поселке Левжинский Рузаевского района, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Левжинский, протяженностью 4696 метров, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства): 1994.
На основании данного решения суда, Общество 27.12.2018 обратилось в Управление с целью регистрации права собственности на: газопровод высокого и низкого давления в поселке Пушкино города Саранска протяженностью 6136 метров, газопровод низкого давления в деревне Ивановка города Саранска протяженностью 1038 метров, газопровод высокого и низкого давления по улицам Лесная и Дачная поселка Добровольный города Саранска протяженностью 1036 метров, газопровод высокого и низкого давления в поселке Озерный города Саранска протяженностью 1568 метров, газопровод высокого и низкого давления в поселке Ялга города Саранска протяженностью 4613 метров, газопровод высокого, среднего и низкого давления в поселке Левжинский Рузаевского района протяженностью 4696 метров.
Уведомлениями от 15.07.2019 N КУВД-001/2018-8560981/2, КУВД-001/2018-8561122/2 и КУВД-001/2018-8561292/2 государственная регистрация по объектам N 1, 4 и 5 приостановлена по основаниям: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Обществу рекомендовано подать заявление по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 (в редакции от 26.09.2018), подготовить технический план в соответствии с Требованиями к подготовке технического плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Уведомлениями от 25.07.2019 N КУВД-001/2018-8561023/2 и КУВД-001/2018-8561057/2 регистрация права по объектам N 2, 3 и 6 приостановлена по основаниям: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям. Обществу рекомендовано подать заявление по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 (в редакции от 26.09.2018).
Для выполнения рекомендаций регистратора с целью устранения причин приостановления государственной регистрации к заявлениям от 27.12.2018 заявителем были поданы дополнительные документы: заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (на единую процедуру), по форме установленной приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920; технические планы, выполненные в соответствии с Требованиями к подготовке технического плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Уведомлениями от 16.10.2019 N КУВД-001/2018-8560981/4, КУВД-001/2018-8561122/4 и КУВД-001/2018-8561292/4, от 25.10.2019 N КУВД-001/2018-8561057/3, от 27.10.2019 N КУВД-001/2018-8561023/3 и КУВД-001/2018-8561371/4 Управление отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости по причине неисполнения решения о приостановлении государственной регистрации и непредставления вышеназванных документов, а именно: при сдаче документов заявителем была неверно выбрана цель обращения, в одном обращении содержится два разных по содержанию заявления, что противоречит статье 18 Закона N 218-ФЗ, обращение на единую процедуру должно быть произведено самостоятельным обращением, а не в качестве дополнительного документа к уже поданному заявителю на регистрацию прав; в техническом плане отсутствует правоустанавливающий документ на земельный участок под наземной частью газопровода или документ, подтверждающий в соответствии с Земельного кодекса Российской Федерации возможность размещения такого сооружения без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Посчитав, что решения уполномоченного органа об отказе в государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества является незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия уполномоченным органом оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законом N 218-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2017, регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются, в частности, по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (пункт 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ).
Форма заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество утверждена Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 920.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы, согласно части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного федерального закона.
Таким образом, согласно нормам действующего законодательства поступившее в орган регистрации прав заявление и приложенные к нему необходимые документы должны соответствовать предъявляемым им требованиям, в том числе к их форме и содержанию, которые варьируются от способа подачи соответствующих документов.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, этап проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, регламентированы статьей 26 Закона N 218-ФЗ, согласно которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
В рассматриваемом случае, для регистрации права собственности на указанные объекты Общество через Учреждение подало заявление о государственной регистрации права без одновременного государственного кадастрового учета.
Вместе с тем, по правилам части 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.
В данном случае такие сведения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, следовательно, государственная регистрация права собственности на объект была невозможна без осуществления кадастрового учета, обязанность по постановке на который лежит на заявителе.
В соответствии с пунктом 3 Требований к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920, одно заявление заполняется в отношении одного объекта и (или) одного действия, осуществляемого органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, составляется и подписывается одним лицом, за исключением случаев, установленных настоящим пунктом.
На основании части 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, регистрирующий орган при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения в порядке статьи 25 Закона N 218-ФЗ по результатам рассмотрения поступившего заявления и прилагаемых документов должен принять одно из указанных в части 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ решений по форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2016 N 173.
Из материалов дела следует, что Управление не принимало решения о возврате документов Обществу.
Приостановив регистрационные действия, Управление рекомендовало Обществу для устранения причин приостановления представить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав сооружения не в качестве дополнительных документов к ранее поданному обращению.
Заявитель в целях устранения замечаний, сделанных Управлением в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации, представил в регистрирующий орган заявление о государственном кадастровом учете сооружения.
При этом, как верно указал суд, воля Общества на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав спорных сооружений четко и ясно выражена в обращении, представленном в регистрирующий орган.
Из системного толкования положений Закона N 218-ФЗ следует, что принятие решения об отказе в государственной регистрации права невозможно без прохождения процедуры приостановления регистрации (статья 27 Закона N 218-ФЗ), которая позволяет устранить выявленные препятствия к государственной регистрации права и постановке на государственный кадастровый учет.
В этой связи, регистрирующий орган не вправе утверждать, что заявителем не может быть исправлена ситуация в рамках первоначального обращения, а процедура приостановления регистрации носит формальный характер.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что объекты газоснабжения являются социально значимыми, поскольку направлены на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц, а также обеспечение безопасной эксплуатации взрыво- и пожароопасных сооружений.
Таким образом, применительно к спорной ситуации, оформление объектов газоснабжения не нарушает прав и законных интересов третьих лиц. Напротив, отказ по формальному основанию лишает возможности заявителя ввести спорные объекты в гражданский оборот.
Установленные обстоятельства позволили суду второй инстанций сделать вывод о незаконности оспоренных отказов по причине отсутствия надлежащим образом оформленных заявлений о постановке сооружений на кадастровый учет.
При этом основанием для регистрации указанных объектов является судебный акт. Право собственности на них было признано решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.12.2018 по делу N А39-9393/2018.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ).
Права на недвижимое имущество установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с частью 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ.
Из названного решения суда также следует, что спорные объекты введены в эксплуатацию в 1985 - 1998 годах, то есть были построены до введения Земельного кодекса Российской Федерации и действующим законодательством на момент строительства объектов не требовалось оформление прав на земельные участки для строительства объектов газоснабжения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, обоснованно установив, что оспариваемые отказы противоречат положениям законодательства и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Управление в качестве правовосстановительной меры совершить действия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на спорные сооружения газоснабжения.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают незаконность занятой судом правовой позиции применительно к настоящему спору.
Несогласие заявителей жалоб с выводами апелляционного суда и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованном судебном акте существенных нарушений норм материального и(или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Оснований для отмены вынесенного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020 по делу N А39-14865/2019 Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного толкования положений Закона N 218-ФЗ следует, что принятие решения об отказе в государственной регистрации права невозможно без прохождения процедуры приостановления регистрации (статья 27 Закона N 218-ФЗ), которая позволяет устранить выявленные препятствия к государственной регистрации права и постановке на государственный кадастровый учет.
...
Установленные обстоятельства позволили суду второй инстанций сделать вывод о незаконности оспоренных отказов по причине отсутствия надлежащим образом оформленных заявлений о постановке сооружений на кадастровый учет.
При этом основанием для регистрации указанных объектов является судебный акт. Право собственности на них было признано решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.12.2018 по делу N А39-9393/2018.
...
Права на недвижимое имущество установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с частью 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ.
Из названного решения суда также следует, что спорные объекты введены в эксплуатацию в 1985 - 1998 годах, то есть были построены до введения Земельного кодекса Российской Федерации и действующим законодательством на момент строительства объектов не требовалось оформление прав на земельные участки для строительства объектов газоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 февраля 2021 г. N Ф01-15661/20 по делу N А39-14865/2019