Нижний Новгород |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А29-8442/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу соответчика - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.12.2020,
принятое судьей Бебякиной Е.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2020,
принятое судьями Кормщиковой Н.А., Хорошевой Е.Н., Шаклеиной Е.В.,
по делу N А29-8442/2020
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
(ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785) и
к индивидуальному предпринимателю Колегову Степану Васильевичу
(ИНН: 111000045362, ОГРНИП: 319112100012542)
об обязании устранить нарушения
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Компания) и индивидуальному предпринимателю Колегову Степану Васильевичу (далее - Предприниматель) об обязании устранить выявленные нарушения в срок до 31.08.2020:
1) обеспечить уборку оставленной древесины в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, в выделе 22 квартала 73 Визингского участкового лесничества ГУ "Сысольское лесничество", на котором находится линия электропередач (0,001 гектара);
2) обеспечить уборку оставленной древесины в хлыстах и порубочных остатков в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, путем их вывоза с просеки в выделах 1 и 3 квартала 308 Визингского участкового лесничества ГУ"Сысольское лесничество", на которой находится линия электропередач (1,344 гектара);
3) обеспечить уборку оставленной древесины в хлыстах и порубочных остатков в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, путем их вывоза с просеки в выделах 5, 9, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 33, 41 и 47 квартала 295; выделах 15 - 20 квартала 297; выделах 8, 12 - 22 и 31 квартала 298; выделах 32 - 37 квартала 314; выделах 25 - 27, 29, 30, 32 - 34, 49 и 50 квартала 315; выделах 18, 19, 21 - 23 и 35 квартала 318 Исаневского участкового лесничества ГУ"Сысольское лесничество", на которой находится линия электропередач (10,4 гектара).
Исковые требования основаны на статье 16 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах". Требования мотивированы тем, что лицо, эксплуатирующее линейный объект, ненадлежащим образом исполняет обязательства по обеспечению пожарной безопасности.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 17.12.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021, удовлетворил исковые требования к Компании; в удовлетворении иска к Предпринимателю отказано. Суды сочли установленным факт нарушения Компанией Правил пожарной безопасности в лесах.
Компания не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя, суды не учли, что с учетом имеющихся в деле доказательств, именно Предприниматель не вывез остатки древесины; находящаяся на участках древесина (ликвидная) Компании не принадлежит; последняя не имеет права на распоряжение чужим имуществом (древесиной). Кроме того, по мнению заявителя, суды не учли, что в новых Правилах пожарной безопасности нахождение порубочных остатков на просеке уже не является нарушением, а требует проведения иных мероприятий. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Министерство и Предприниматель отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представили.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, 05.06.2019 и 08.07.2019 участковым государственным инспектором по охране леса Визингского участкового лесничества и государственным инспектором Исаневского участкового лесничества проведено патрулирование территорий лесного фонда Визингского и Исаневского участковых лесничеств, в ходе которого выявлено нарушение пунктов 34 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах, а именно: неочистка мест рубок и оставление древесины в штабелях выдела22 квартала 73, выделов 1 и 3 квартала 308 при проведении лесосечных работ (расширение линии ЛЭП-110) на территории Визингского лесничества; не очистка просеки, на которой находится электролиния 110 киловатт, от порубочных остатков и древесины в хлыстах, площадь неочистки составляет 10,4 гектара.
По результатам патрулирования составлены акты патрулирования территорий лесного фонда от 05.06.2019 N 38-В, от 08.07.2019 N 2-И, представлены соответствующие фототаблицы.
В адрес Компании направлены претензионные письма с требованиями устранить допущенные нарушения Правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлениями от 28.08.2019 N 286, от 09.10.2019N 328 Компания за выявленные нарушения Правил пожарной безопасности в лесах привлечена к административной ответственности в виде штрафов, которые ею оплачены.
По результатам последующего патрулирования территорий лесного фонда Визингского и Исаневского участкового лесничества государственными инспекторами по охране леса зафиксированы факты неполного устранения Компанией выявленных нарушений Правил пожарной безопасности в лесах, а именно: оставленная древесина в штабелях вдоль стены хвойного леса убрана частично (оставлена неликвидная древесина на площади 0,001 гектара); оставленные хлысты и порубочные остатки на площади1,344 гектара в выделах 1 и 3 квартала 308; общая площадь неочистки составляет 1,345 гектара. В выделах 5, 9, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 33, 41 и 47 квартала 295; выделах 15 - 20 квартала 297; выделах 8, 12 - 22 и 31 квартала 298; выделах 32 - 37 квартала 314; выделах 25 - 27, 29, 30, 32 - 34, 49 и 50 квартала 315; выделах 18, 19, 21 - 23 и 35 квартала 318 площадь неочистки составляет 10,4 гектара. Указанные нарушения отражены в актах патрулирования территорий лесного фонда от 25.05.2020 N 20-В и 30.06.2020 N 11-И.
Непринятие Обществом мер по устранению допущенных нарушений Правил пожарной безопасности в лесах явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
На основании статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статье 16 (части 3) Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
При этом в статье 45 (частях 1 и 5) Лесного кодекса Российской Федерации определено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в спорный период были утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223).
Согласно данным правилам, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 4). В целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты (пункт 8).
Лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают:
регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами;
восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;
принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц (пункт 16).
Правила пожарной безопасности в лесах на дату рассмотрения спора были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417).
В соответствии с данными правилами, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (пункт 16). Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (пункт 19).
Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой (пункт 21).
Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (пункт 34). При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункт 35).
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что именно Компания допустила указанные Министерством нарушения и обязана их устранить.
Суды исходили из того, что факт организации Компанией работ по расширению просек, по окончании которых на месте рубок были оставлены порубочные остатки, подтверждается письмами Компании и актами патрулирования территорий лесного фонда. Данный факт Компанией не оспорен.
Анализ примененных норм права показал, что именно на Компании лежит обязанность по содержанию просеки линейного объекта в надлежащем состоянии, а равно по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах.
Ссылка заявителя на то, что суды неправомерно признали Предпринимателя ненадлежащим ответчиком, суд округа не принял во внимание. Как обоснованно указали суды, приобретение Предпринимателем права собственности на деловую древесину не исключает обязанности Общества, как лесопользователя, по соблюдению противопожарного режима. Суды учли, что основная часть заготовленной древесины была вывезена, остались лишь неликвидные порубочные остатки.
Довод заявителя о том, что Компания не вправе распоряжаться древесиной, приобретенной Предпринимателем, и расположенной на лесных участках, также отклонен, поскольку не является тем обстоятельством, которое освобождало бы Компанию от необходимости проведения очистки просеки от захламления лесосечными и иными отходами (пункт 16 Правил N 223).
Аргумент кассатора о неприменении Правил пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", вступивших в силу с 01.01.2021, окружным суд не принял во внимание.
В силу пункта 31 данных правил, места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой. При этом пункты 30 и 31 этих правил полностью повторяют пункты 20 и 21 Правил N 417.
Более того, согласно пункту 26 новых правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, что также повторяет положение пункта 16 Правил N 417.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на законность обжалованных судебных актов, в кассационной жалобе не содержится.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили иск Министерства.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.12.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2020 по делу N А29-8442/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Аргумент кассатора о неприменении Правил пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", вступивших в силу с 01.01.2021, окружным суд не принял во внимание.
В силу пункта 31 данных правил, места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой. При этом пункты 30 и 31 этих правил полностью повторяют пункты 20 и 21 Правил N 417.
Более того, согласно пункту 26 новых правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, что также повторяет положение пункта 16 Правил N 417."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июля 2021 г. N Ф01-2981/21 по делу N А29-8442/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4099/2023
01.07.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2981/2021
06.04.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1035/2021
17.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8442/20