Нижний Новгород |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А29-10126/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Когута Д.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.12.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021
по делу N А29-10126/2020
по иску Министерства природных ресурсов и
охраны окружающей среды Республики Коми
(ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к публичному акционерному обществу
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
(ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785)
об обязании произвести уборку порубочных остатков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "ЭлектроСетьПриборМонтаж",
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Общество) об обязании устранить выявленные нарушения, а именно обеспечить уборку оставленной неликвидной древесины (кусты ивняка), длиной до 3 метров в кварталах 74, 102, 129, 159, 191, 220, 249, 250 Слудского участкового лесничества (далее - Слудское лесничество) и квартале 11 Шыладорского участкового лесничества (далее - Шыладорское лесничество) государственного учреждения Республики Коми "Сыктывдинское лесничество" (далее - Учреждение).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭлектроСетьПриборМонтаж" (далее - ООО "ЭлектроСетьПриборМонтаж").
Арбитражный суд Республики Коми решением от 17.12.2020 заявленное требование удовлетворил.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды вынесли судебные акты при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильной правовой оценки представленных доказательств. По его мнению, судом апелляционной инстанции не дана оценка актам патрулирования от 20.05.2020 N 14 (далее - акт N 14), от 20.07.2020 N 23, от 22.09.2020 N 30 из которых следует, что в границах охранных зон линейных объектов, принадлежащих Обществу, отсутствуют нарушения. Ответчик, ссылаясь на Методические рекомендации по проведению мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда на территории Республики Коми, утвержденные приказом Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 25.07.2017 N 1551 и приказ Минприроды Республики Коми от 27.04.2020 N 47, которым в Учреждении утвержден план-график проведения патрулирования территории лесного фонда, указывает, что акт N 14 не может являться надлежащим доказательством по делу. Также Общество полагает, что работы по уборке порубочных материалов должна была произвести подрядная организация - ООО "ЭлектроСетьПриборМонтаж"; судебные акты, вступившие в законную силу после введения в действие Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614), ограничивают право Общества на выбор способа исполнения судебного решения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство и ООО "ЭлектроСетьПриборМонтаж" отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды установили, и материалами дела подтверждается, что Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (правопредшественник истца) в лице Учреждения и Общество 01.06.2017 заключили соглашение о порядке взаимодействия при реализации статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - соглашение).
Согласно пункту 2.1.4 соглашения Общество обязано обеспечивать рубку лесных насаждений, складирование древесины и уборку порубочных остатков и других материалов.
В пункте 2.1.5 соглашения закреплена обязанность Общества осуществлять уборку порубочных остатков одним из способов или сразу несколькими, предусмотренными условиями соглашения.
Лесничим обнаружено, что в кварталах N 74, 102, 129, 159, 191, 220, 249, 250 Слудского лесничества и в квартале 11 Шыладорского лесничества проводились работы по расчистке просеки под воздушной линией электропередачи. На участке трассы линии электропередачи в квартале N 11 Шыладорского лесничества протяженностью 2080 метров, на площади 2,08 гектара, обнаружена ликвидная древесина в хлыстах, лежащая у пней; рубка деревьев производилась хаотично, деревья и кусты лежат на трассе линии электропередачи, местами свалены к стене прилегающего леса. На участке трассы линии электропередачи в кварталах N 74, 102, 129, 159, 191, 220, 249, 250 Слудского лесничества протяженностью 8700 метров, на площади 8,7 гектара, обнаружена срубленная неликвидная древесина в хлыстах, лежащая у пней; часть древесины вывезена, остальная часть находится частично в хлыстах, частично распилена на отрезки разной длины и лежит по всей площади рубки.
Указанные факты зафиксированы в акте патрулирования от 20.05.2020 N 14.
Актами патрулирования от 22.07.2020 N 23, от 22.09.2020 N 30 установлено, что ликвидная древесина со спорных участков вывезена, остались кусты ивняка длиной до 3 метров.
Постановлением Министерства от 17.08.2021 N 491 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за оставление срубленной древесины на указанных участках трасс линий электропередачи.
Министерство 13.07.2020 направило в адрес Общества претензию, в которой потребовало в течение 10 дней со дня получения претензионного письма устранить выявленные нарушения.
Оставление ответчиком претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Руководствуясь статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пунктом 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223), пунктами 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417), правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2012 N 15417/11, Арбитражный суд Республики Коми, установив факт неисполнения Обществом обязательства, иск удовлетворил.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 16, 21, 25, 51 ЛК РФ, статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктом 8 Правил N 223, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В этих целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
На основании пункта 8 Правил N 223, в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Пунктом 16 Правил N 223 определено, что лица, использующие леса в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают, в том числе регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно пункту 35 Правил N 417, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в том числе акт N 14, постановление о назначении административного наказания от 17.08.2020 N 491, приняв во внимание, что Общество при наличии обязанности осуществить уборку порубочных остатков и других горючих материалов, доказательств, подтверждающих факт выполнения указанных мероприятий, в материалы дела не представило, суды признали доказанным, что в нарушение Правил N 417 Общество при проведении работ по расчистке просеки, не осуществило уборку неликвидной древесины.
При этом судами учтено, что решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.11.2020 по делу N 12-370/2020 ответчику отказано в удовлетворении жалобы на постановление Минприроды Республики Коми от 17.08.2020 N 491 о привлечении к административной ответственности за нарушения, допущенные на спорных участках, а также то, что Общество не инициировало проведение совместного осмотра и не представило никаких объективных сведений, которые бы ставили под сомнение достоверность представленной истцом информации.
Данные фактические обстоятельства не противоречат материалам дела и не подлежат переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Министерства и обязали Общество в срок до 31.08.2021 обеспечить уборку либо утилизацию с соблюдением правил пожарной безопасности неликвидной древесины (кустов ивняка) в соответствующих кварталах Слудского и Шыладорского лесничеств.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не дана оценка актам от 20.07.2020 N 23, от 22.09.2020 N 30, акту N 14, отклоняется, поскольку, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки.
Довод Общества о том, что работы по уборке порубочных материалов должна была произвести подрядная организация - ООО "ЭлектроСетьПриборМонтаж", подлежит отклонению, как основанный на неверном понимании норм материального права.
Ссылка ответчика на то, что судебные акты, вступившие в законную силу после введения в действие Правил N 1614, ограничивают его право на выбор способа исполнения решения суда первой инстанции, не принимается судом округа, так как действие указанного нормативного правового акта не распространяется на рассматриваемый период.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.12.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 по делу N А29-10126/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в том числе акт N 14, постановление о назначении административного наказания от 17.08.2020 N 491, приняв во внимание, что Общество при наличии обязанности осуществить уборку порубочных остатков и других горючих материалов, доказательств, подтверждающих факт выполнения указанных мероприятий, в материалы дела не представило, суды признали доказанным, что в нарушение Правил N 417 Общество при проведении работ по расчистке просеки, не осуществило уборку неликвидной древесины.
При этом судами учтено, что решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.11.2020 по делу N 12-370/2020 ответчику отказано в удовлетворении жалобы на постановление Минприроды Республики Коми от 17.08.2020 N 491 о привлечении к административной ответственности за нарушения, допущенные на спорных участках, а также то, что Общество не инициировало проведение совместного осмотра и не представило никаких объективных сведений, которые бы ставили под сомнение достоверность представленной истцом информации.
Данные фактические обстоятельства не противоречат материалам дела и не подлежат переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 июля 2021 г. N Ф01-2671/21 по делу N А29-10126/2020
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10310/2022
15.07.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2671/2021
16.03.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-696/2021
17.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-10126/20