Нижний Новгород |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А29-2495/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.,
при участии финансового управляющего Кармановой В.Е. (по паспорту) и представителя Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару: Черных Д.И. (по доверенности от 08.02.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу финансового управляющего должником Кармановой Варвары Егоровны на определение Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по делу N А29-2495/2019,
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару об установлении требований и включении их в реестр требований кредиторов в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Альховика Юрия Николаевича (ИНН: 110103368194)
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Альховика Юрия Николаевича (далее -должник) Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об установлении требований в сумме 15 593 рублей и включении их в реестр требований кредиторов должника.
Определением суда от 23.12.2019 требование уполномоченного органа в сумме 12 383 рублей выделено в отдельное производство для рассмотрения в рамках настоящего обособленного спора; требование в сумме 3 210 рублей признано обоснованным и включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Арбитражный суд Ярославской области определением от 14.02.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020, отказал в удовлетворении заявления уполномоченного органа о включении 12 383 рублей задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в реестр требований кредиторов должника.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.09.2020 указанные судебные акты отменены, обособленный спор направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2020 N 301-ЭС20-19913 отказано в передаче кассационной жалобы финансового управляющего должником на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.09.2020 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021, требование уполномоченного органа в размере 12 383 рублей признано обоснованным и включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Не согласившись с указанными судебными актами, финансовый управляющий должником Карманова В.Е. обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать в удовлетворении заявления уполномоченного органа.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что суд необоснованно включил требование уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должника, поскольку в отсутствие объекта налогообложения у должника не возникла обязанность по уплате налога на имущество за 2018 год.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено посредством использования системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Финансовый управляющий поддержал кассационную жалобу.
Представитель уполномоченного органа попросил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность определения от 08.02.2021 и постановления от 30.04.2021 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав доводы финансового управляющего и представителя уполномоченного органа, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела, должник на основании соглашения о передаче недвижимого имущества от 05.09.2016 в счет исполнения обязательств по договору займа от 01.03.2014 получил от Захаровой Т.В. нежилое помещение с кадастровым номером 11:20:0602005:5999, переход права собственности на которое зарегистрирован 23.09.2016 в установленном законом порядке.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 11.12.2018 по делу N А29-4190/2018, оставленным без изменения постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.07.2019, договор займа и соглашение о передаче недвижимого имущества признаны недействительными сделками.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.12.2019 внесена запись о прекращении права собственности должника на указанное нежилое помещение.
Арбитражный суд Республики Коми определением от 01.03.2019 возбудил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника; определением от 13.09.2019 в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена Карманова В.Е.; решением от 20.01.2020 должник признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утверждена Карманова В.Е.
Неисполнение должником обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год явилось основанием для обращения уполномоченного органа в суд с настоящим заявлением.
По итогам оценки имеющихся в деле доказательств, суды первой и апелляционной инстанций установили, что у должника возникла задолженность по уплате налога на имущество за 2018 год в размере 12 383 рублей, доказательства погашения которой в материалы дела не представлены. При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для включения требования уполномоченного органа в третью очередь реестра требований кредитора должника. Суды, признав должника плательщиком налога на имущество физических лиц, исходили из того, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимость в период с 23.09.2016 по 06.12.2019 он являлся собственником нежилого помещения.
Согласно пункту 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 названного закона. Установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве").
Конституция Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего кодекса; при этом порядок исчисления данного налога основывается на сведениях, представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 85 и пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).
Таким образом, как верно указали суды, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает с момента регистрации за лицом права на конкретный объект недвижимости и прекращается так же со дня внесения в реестр соответствующей записи.
Указанный вывод согласуется с положениями пункта 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса, устанавливающим принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в реестре, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав. В силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса лицо, которое указано в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином. Поэтому для публичных целей налогообложения по общему правилу именно лицо, обладающее зарегистрированным правом на имущество, должно рассматриваться в качестве субъекта налогообложения.
Довод финансового управляющего о том, что должник являлся номинальным собственником нежилого помещения, не исключает обязанности должника по уплате налога на имущество физических лиц.
Выводы судов, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам спора, установленным судами, и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационных жалобах доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на судебные акты по данной категории спора не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по делу N А29-2495/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу финансового управляющего имуществом Альховика Юрия Николаевича Кармановой Варвары Егоровны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Кузнецова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).
Таким образом, как верно указали суды, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает с момента регистрации за лицом права на конкретный объект недвижимости и прекращается так же со дня внесения в реестр соответствующей записи.
Указанный вывод согласуется с положениями пункта 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса, устанавливающим принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в реестре, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав. В силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса лицо, которое указано в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином. Поэтому для публичных целей налогообложения по общему правилу именно лицо, обладающее зарегистрированным правом на имущество, должно рассматриваться в качестве субъекта налогообложения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 августа 2021 г. N Ф01-3502/21 по делу N А29-2495/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-376/2022
22.12.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6163/2021
16.12.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9029/2021
05.08.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3502/2021
04.08.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4379/2021
30.04.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2051/2021
21.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12685/20
16.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2145/20
26.03.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11697/19
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2495/19
03.12.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9479/19
18.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2495/19