Нижний Новгород |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А11-5690/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Когута Д.В.,
при участии представителя:
от заявителя: Филичкина А.А. (доверенность от 01.12.2020 N 06)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "АВТО-МЕД"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.12.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021
по делу N А11-5690/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВТО-МЕД"
(ИНН: 3329079289, ОГРН: 1153340000043)
о признании незаконным решения
Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области
"Городская больница N 6 г. Владимира"
(ИНН: 3327102535, ОГРН: 1033301800388),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "АВТО-МЕД" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление) от 02.11.2017 N К-672-02/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Городская больница N 6 г. Владимира" (далее - Больница).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 16.12.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
По мнению Общества, условие аукционной документации о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) не является излишним, поскольку без такой лицензии запрещено осуществлять техническое обслуживание аппаратов, относящихся к источникам ионизирующего излучения (генерирующих).
Общество указывает, что спорное решение нарушает права и законные интересы Общества, поскольку положено в основу приговора Ленинского районного суда города Владимира, которым руководитель Больницы привлечен к ответственности за растрату, выразившуюся в незаконном обогащении Общества в связи с неосуществлением технического обслуживания аппаратов ионизирующего излучения.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Отзыв на кассационную жалобу от Больницы в суд не поступил.
Управление и Больница, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.11.2015 в Единой информационной системе http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000115010274 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий и аппаратов для нужд Больницы в 2016 году.
Заказчик - Больница; уполномоченный орган - Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области; начальная (максимальная) цена контракта - 2 163 224 рубля 83 копейки; дата проведения электронного аукциона - 14.12.2015.
Победителем аукциона признано общество с ограниченной ответственностью "НПВЛ ЛИАНА".
Аукционная документация утверждена приказом главного врача Больницы от 15.10.2015 N 322/ОД.
В пункте 46 информационной карты аукциона, а также в извещении о проведении электронного аукциона содержится требование к участнику закупки о предоставлении в составе заявки копий двух лицензий: на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В Единой информационной системе http://zakupki.gov.ru 12.12.2016 размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000116013827 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий и аппаратов для нужд Больницы в 2017 году.
Заказчик - Больница; уполномоченный орган - Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области; начальная (максимальная) цена контракта - 2 907 941 рубль 64 копейки; дата проведения электронного аукциона - 23.12.2016.
Победителем аукциона признано общество с ограниченной ответственностью "НПВЛ ЛИАНА".
Аукционная документация утверждена приказом главного врача Больницы от 06.10.2016 N 388/ОД.
В пункте 41 информационной карты аукциона, и в извещении о проведении электронного аукциона содержится требование к участнику закупки о предоставлении в составе заявки копий двух лицензий: на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Решением Управления от 02.11.2017 по делу N К-672-02/2017 Больница признана нарушившей статью 17 Закона о защите конкуренции в связи с предъявлением к участникам закупки при проведении электронных аукционов N 0128200000115010274 и N 0128200000116013827 незаконного требования о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), которое ограничило круг возможных участников аукционов.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом о защите конкуренции, Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469 (далее - Положение N 469), Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены спорного решения.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон о контрактной системе.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом деле Больнице вменено установление незаконных требований к участникам закупки при проведении электронных аукционов N 0128200000115010274 и N 0128200000116013827 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинских изделий и аппаратов, а именно наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), которое ограничило круг возможных участников аукционов.
Деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит обязательному лицензированию (пункт 39 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании).
Согласно статье 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), в пункте 3 которого указано, что лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению, которое определяет Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Пунктом 6 данного Перечня техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих) отнесено к указанным услугам.
Из системного толкования норм права, регулирующих лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) следует, что не подлежит лицензированию медицинская деятельность лица, использующего в процессе ее осуществления источники ионизирующего излучения в медицинской деятельности. Между тем деятельность иных организаций в части производства, транспортировки, хранения, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения, предназначенных для использования в медицинской деятельности, подлежит лицензированию.
Таким образом, осуществление всех видов работ в области обращения с источниками ионизирующего излучения, в том числе работ по обслуживанию таких источников, подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лицензия не требуется для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, поскольку у них уже есть необходимая лицензия на медицинскую деятельность, включающая работу со специфическим оборудованием.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2019 N 301-ЭС19-2852.
Применительно к рассматриваемому аукциону лицензия на использование источников ионизирующего излучения является дополнительной и необходима для обслуживания медицинской техники, содержащей в своем составе источники ионизирующего излучения, поскольку к их обслуживанию предъявляются специальные требования, отличные от общих требований, установленных для обслуживания иных видов медицинской техники, соблюдение которых необходимо для обеспечения радиационной безопасности.
Следовательно, в рассматриваемом случае у Больницы имелись правовые основания для установления в документации об аукционе требования к участникам закупки о предоставлении сведений о наличии лицензии на обращение с источниками ионизирующего излучения (генерирующими).
Таким образом, суд округа приходит к выводу, что спорное решение Управление основано на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, решение Управления от 02.11.2017 N К-672-02/2017 - признанию незаконным.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВТО-МЕД" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.12.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу N А11-5690/2020 отменить, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 02.11.2017 N К-672-02/2017 признать незаконным.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АВТО-МЕД" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 10.06.2021 N 159.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "АВТО-МЕД" 6000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска, рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного толкования норм права, регулирующих лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) следует, что не подлежит лицензированию медицинская деятельность лица, использующего в процессе ее осуществления источники ионизирующего излучения в медицинской деятельности. Между тем деятельность иных организаций в части производства, транспортировки, хранения, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения, предназначенных для использования в медицинской деятельности, подлежит лицензированию.
Таким образом, осуществление всех видов работ в области обращения с источниками ионизирующего излучения, в том числе работ по обслуживанию таких источников, подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Лицензия не требуется для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, поскольку у них уже есть необходимая лицензия на медицинскую деятельность, включающая работу со специфическим оборудованием.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2019 N 301-ЭС19-2852.
...
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.12.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу N А11-5690/2020 отменить, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 02.11.2017 N К-672-02/2017 признать незаконным."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 августа 2021 г. N Ф01-3789/21 по делу N А11-5690/2020
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5193/2022
29.06.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-732/2021
11.08.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3789/2021
12.04.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-732/2021
16.12.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5690/20