Нижний Новгород |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А43-37232/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Когута Д.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Золотаревой И.А. (доверенность от 29.03.2021 N 4)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.03.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021
по делу N А43-37232/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СеменовАгроЛес"
(ИНН: 5228056497, ОГРН: 1115228000546)
о признании незаконным решения
Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "СеменовАгроЛес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) об отказе в приеме лесной декларации, изложенного в письме от 20.10.2020 N 203, и об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.03.2020 решение Департамента об отказе в приеме лесной декларации, изложенное в письме от 20.10.2020 N 203, признано незаконным, Департамент обязан устранить допущенные нарушения путем совершения действий, обеспечивающих принятие лесной декларации от 14.10.2020 N 39.
Указом губернатора Нижегородской области от 11.02.2021 N 17 Департамент переименован в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство).
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание статью 119 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), подпункт 31 пункта 23 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), Лесохозяйственный регламент Семеновского районного лесничества, утвержденный приказом Департамента от 16.02.2018 N 151.
По мнению Министерства, спорные лесосеки относятся к особо защитным участкам лесов, поскольку расположены вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ в пределах километра.
Подробно доводы Министерства изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по итогам аукциона Департамент и Общество заключили договор аренды лесного участка от 27.09.2011 N 543 со сроком действия до 26.09.2060.
Проект освоения лесов прошел государственную экспертизу и утвержден приказом Департамента от 04.07.2018 N 886.
В таблице 7.7 проекта освоения лесов приводится ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается заготовка древесины, и указано, что в выделах 4 и 5 квартала 173 Бараниховского участкового лесничества Семеновского районного лесничества запроектирована заготовка древесины.
Общество представило лесную декларацию от 14.10.2020 N 39 на добровольно-выборочные рубки спелых и перестойных насаждений по хвойному хозяйству (хв./сосна) в 4, 5 выделах 173 квартала Бараниховского участкового лесничества Семеновского районного лесничества в объеме 1083 кубических метра.
Письмом от 20.10.2020 N 203 Департамент уведомил Общество о принятии решения об отказе в приеме лесной декларации со ссылкой на то, что в приложении N 1 к лесной декларации содержатся недостоверные сведения в части указания категории защитных лесов. Поданные в лесной декларации лесосеки имеют признаки особо защитных участков леса, а именно участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ шириной один километр.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 26, 29, 67, 81 и 119 ЛК РФ, Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641, и Лесоустроительной инструкцией, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии доказательств включения спорных лесных участков в границы земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 3 ЛК РФ лесные отношения регулируются лесным законодательством.
Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ).
Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, которая осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами, при этом для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения (статья 29 ЛК РФ).
В пункте 8 указанной статьи определено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено ЛК РФ.
В частях 1 и 2 статьи 26 ЛК РФ установлено, что лица, которым предоставлены в аренду лесные участки, ежегодно подают в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесную декларацию - заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).
Административный регламент в подпункте 2 пункта 2.11.1 предусматривает закрытый список оснований для отказа в приеме лесной декларации, в том числе, недостоверность сведений, указанных в лесной декларации.
В рассматриваемом случае основанием для отказа в принятии лесной декларации послужило указание Обществом недостоверных сведений относительно категории защитных лесов. Министерство пришло к выводу, что спорные лесосеки имеют признаки особо защитных участков леса, поскольку входят в участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ шириной один километр.
В части 1 статьи 88 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы лесных участков составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 ЛК РФ).
Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 и включает, в том числе, сведения о распределении площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса и таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (по таксационным описаниям, данным сплошного перечета или натурного обследования).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что представленная Обществом лесная декларация не противоречит проекту освоения лесов. Согласно ведомости лесотаксационных выделов в особо защитные участки леса (участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ) в Бараниховском лесничестве 173 квартал не включен (страница 143 проекта освоения лесов).
Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду для заготовки древесины Обществу по договору аренды от 27.09.2011 N 543, в редакции изменений 2018 года, получил положительное заключение экспертной комиссии, утвержденное приказом Департамента от 04.07.2018 N 886, и признан соответствующим целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану Нижегородской области и законодательству Российской Федерации.
Департамент не представил доказательств включения лесных участков, расположенных в выделах 4, 5 квартала 173 Бараниховсого участкового лесничества Семеновского районного лесничества, в границы земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.03.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по делу N А43-37232/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).
...
В части 1 статьи 88 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы лесных участков составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 ЛК РФ).
Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 и включает, в том числе, сведения о распределении площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса и таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (по таксационным описаниям, данным сплошного перечета или натурного обследования)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 августа 2021 г. N Ф01-4023/21 по делу N А43-37232/2020