Нижний Новгород |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А43-16678/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 06.09.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Топливная компания":
Скамейкина К.В. (доверенность от 15.04.2021 N 5),
от общества с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Энерго Строй" Тутуркиной Е.В. (доверенность от 09.11.2020 N 57),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Топливная компания"
на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021
о прекращении производства по делу N А43-16678/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топливная компания"
(ИНН: 5252041075, ОГРН: 1175275000560)
о признании решения Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области от 27.03.2020 N 16305-30-1562 недействительным, а действия министра имущественных и земельных отношений Нижегородской области по его подписанию - незаконным,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Энерго Строй",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Топливная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании решения Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области (далее - Совет) от 27.03.2020 N 16305-30-1562 недействительным, а действия министра имущественных и земельных отношений Нижегородской области по его подписанию - незаконным. В качестве заинтересованно лица заявитель указал Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство).
Заявленное требование мотивировано тем, что данное решение, по мнению Общества, является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Энерго Строй" (далее - Корпорация).
Арбитражный суд Нижегородской области определением от 25.02.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021, прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суды пришли к выводу о том, что решение Совета не является ненормативным правовым актом либо решением органа, осуществляющего публичные полномочия, которое может быть оспорено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество не согласилось с данными судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, решение Совета не является рекомендательным, а является властно-распорядительным: оно содержит конкретные мероприятия, подлежащие реализации, обязательному исполнению; решение Совета может быть оспорено, поскольку создает препятствия для ведения Обществом предпринимательской деятельности. Кроме того, суд первой инстанции неправомерно отказал в привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Правительства Нижегородской области; действия министра могут быть оспорены, поскольку у него имеются властные полномочия. Иные доводы кассатора касаются существа спора. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Корпорация в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представило, представителя в судебное заседание не направило.
Законность определения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя и третьего лица, заслушав их представителей, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно статьям 150 (пункт 1 части 1) и 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 кодекса, в том числе, что заявление не подлежит рассмотрению в судах.
О прекращении производства по делу арбитражный суд выносит определение. В определении арбитражный суд указывает основания для прекращения производства по делу, а также разрешает вопросы о возврате государственной пошлины из федерального бюджета, и распределении между сторонами судебных расходов. Определение о прекращении производства по делу может быть обжаловано. В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На основании статей 197 (часть 1) и 198 (часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, возможность оспаривания по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обусловлена следующей совокупностью необходимых критериев:
1) оспаривается ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
2) ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (возлагает какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления экономической деятельности).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.07.2018 N 531 "О Совете по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области" предусмотрено, что Совет создан в целях:
а) реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.06. 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 23.12.2014 N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 02.02.2016 N 14-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области";
б) координации деятельности органов власти для реализации инвестиционных проектов в части рассмотрения вопросов земельных и имущественных отношений.
Согласно Положению о Совете, утвержденному указанным постановлением, Совет является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, подведомственных данным органам учреждений, ресурсоснабжающих организаций на территории Нижегородской области в целях решения земельных и имущественных вопросов при реализации инвестиционных проектов, проектов государственно-частного партнерства, проектов на основе концессионных соглашений на территории Нижегородской области, сохранения и использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области (пункт 1).
Основными задачами Совета по земельным и имущественным отношениям являются: создание условий в области земельных и имущественных отношений для успешной реализации заявленных инвестиционных проектов за счет выработки скоординированных решений со всеми задействованными органами власти и местного самоуправления на всех стадиях реализации инвестиционных проектов; обеспечение единого подхода к решению земельных и имущественных вопросов реализации инвестиционных проектов с учетом индивидуальной работы с каждым заявленным инвестиционным проектом; обеспечение соблюдения прав инвесторов при предоставлении земельных участков или переводе земельных участков из категории в категорию; обеспечение единого подхода при рассмотрении проектов государственно-частного партнерства, проектов на основе концессионных соглашений; обеспечение достижения целей, приоритетов сохранения историко-культурного облика Нижегородской области (пункт 2).
В частности, Совет принимает решения о соответствии или несоответствии инвестиционного проекта, предусматривающего размещение объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения критериям, установленным статьей 8.1 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З в целях предоставления земельного участка на торгах или без проведения торгов; утверждает "дорожную карту" по реализации инвестиционного проекта (пункты 2.2.7 и 2.2.8).
Совету предоставлены полномочия запрашивать в установленном порядке от организаций независимо от их организационно-правовых форм информацию, необходимую для рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Совета; приглашать на заседания Совета представителей органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области, на территории которого предполагается размещение объекта инвестирования или расположен объект культурного наследия, организаций, потенциальных инвесторов и т.д.; направлять рекомендации органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и иным органам по вопросам выполнения требований законодательства Российской Федерации, Нижегородской области в сфере земельных отношений и в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с задачами Совета (пункты 3.1 - 3.3).
Согласно пункту 1.8 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46, на основании решения Совета о соответствии инвестиционного проекта, предусматривающего размещение объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, критериям, установленным статьей 8.1 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З, после исполнения рекомендаций и поручений Совета, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, Министерство в течение 10 календарных дней осуществляет подготовку соответствующего проекта распоряжения Губернатора Нижегородской области и направление его на согласование со всеми заинтересованными органами, организациями и должностными лицами в соответствии с Регламентом Правительства Нижегородской области.
Распоряжение Губернатора Нижегородской области после подписания направляется протокольным отделом управления документационного обеспечения и контроля управления делами в течение 3 рабочих дней в Министерство и в отдел документационного сопровождения инвестиционной деятельности управления делами для направления заявителю (инвестору) в течение двух рабочих дней.
Совет не входит в систему органов исполнительной власти в Нижегородской области, что следует из Указа Губернатора Нижегородской области от 15.01.2018 N 6 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области".
Оспоренное решение не возлагает каких-либо обязанностей на заявителя, предполагает реализацию властно-распорядительных полномочий органами власти местного самоуправления и субъекта Российской Федерации. Действия и решения последних по формированию земельного участка, внесению изменений в генеральный план городского поселения оспариваются в самостоятельном порядке.
На основании вышеприведенных норм суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что решения Совета не подлежат оспариванию по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Совет является совещательным органом, не имеет властно-распорядительных полномочий; исходя из возложенных на него функций он вправе принимать лишь рекомендательные решения, которые напрямую не влияют на права и законные интересы субъектов в сфере предпринимательской деятельности. Требование о признании незаконным действия министра имущественных и земельных отношений Нижегородской области по подписанию решения Совета также не может быть предметом рассмотрения в суде.
С учетом изложенного, поскольку решение Совета и действия министра по его подписанию не подлежат оспариванию по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно прекратили производство по делу.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 о прекращении производства по делу N А43-16678/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топливная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"а) реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.06. 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 23.12.2014 N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 02.02.2016 N 14-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области";"
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 сентября 2021 г. N Ф01-4583/21 по делу N А43-16678/2020