г. Владимир |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А43-16678/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топливная компания" (ОГРН 1175275000560, ИНН 5252041075) на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 25 февраля 2021 года о прекращении производства по делу N А43-16678/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топливная компания" к Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании незаконным решения Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области от 27.03.2020 N 16305-30-1562, а также действий министра имущественных и земельных отношений Нижегородской области по его подписанию, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: общества с ограниченной ответственностью "ФСК Энерго Строй", Правительства Нижегородской области
при участии:
от заявителя - Скамейкин К.В. по доверенности от 15.01.2021 N 3 сроком действия до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от ответчика - не явились, извещены;
от третьего лица ООО "ФСК Энерго Строй" - Тутуркина Е.В. по доверенности от 27.05.2021 N 88 сроком действия 1 год (представлено удостоверение адвоката N 2472 регN 52/1220);
от третьего лица Правительства Нижегородской области - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Топливная компания" (далее - заявитель, Общество, ООО "Топливная компания") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным решения Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области от 27.03.2020 N 16305-30-1562, а также действий министра имущественных и земельных отношений Нижегородской области по его подписанию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО "ФСК Энерго Строй", Правительство Нижегородской области.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 25 февраля 2021 года производство по делу N А43-16678/2020 прекращено в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Топливная компания" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Нижегородской области от 25 февраля 2021 года о прекращении производства по делу N А43-16678/2020.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, поскольку оспариваемое решение Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области от 27.03.2020 N 16305-30-1562 обладает всеми признаками ненормативно правового акта, решение и действие нарушают права и законные интересы заявителя.
ООО "ФСК Энерго Строй" в отзыве на апелляционную жалобу считает определение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить определение без изменения.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица Правительства Нижегородской области не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав представителей заявителя и третьего лица, изучив материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Советом по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области по ходатайству ООО "Финансово-строительная корпорация "ЭнергоСтрой" принято решение от 27.03.2020N 16305-30-1562.
Данным решением Совет по земельным и имущественным отношениям признал инвестиционный проект "Строительство блочно-модульной котельной 6400 кВт" соответствующим критериям статьи 8 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-3 "О регулировании земельных отношений Нижегородской области" и посчитал возможным предоставить ООО "Финансово-строительная корпорация "ЭнергоСтрой" в аренду на срок от трех до десяти лет земельный участок ориентировочной площадью 812 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Павловский район, г.Павлово, в 20 метрах от д.76 по ул. Перчанкина.
Председателем Совета по земельным и имущественным отношениям - министром имущественных и земельных отношений Нижегородской области подписано данное решение Совета по земельным и имущественным отношениям.
Не согласившись с решением Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области от 27.03.2020 N 16305-30-1562, а также действиями министра имущественных и земельных отношений Нижегородской области по его подписанию, ООО "Топливная компания" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей явившихся сторон, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости прекращения производства по делу в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-3 "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при строительстве, реконструкции объектов недвижимости" утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее - Порядок взаимодействия) (пункт 2).
В пункте 1 постановления Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46 уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по подготовке, согласованию и выдаче заявителям материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства определено Министерство.
Согласно пункту 1.4 Порядка взаимодействия граждане и юридические лица (далее - заявитель (инвестор)), желающие реализовать инвестиционный проект путем осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, обращаются с ходатайством о реализации инвестиционного проекта по строительству либо реконструкции объекта капитального строительства (далее - ходатайство) по форме, утвержденной министерством, в управление делами Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области. К ходатайству прилагаются документы, определенные перечнем документов, утвержденным Министерством.
В соответствии с пунктом 1.72 Порядка взаимодействия, решение о возможности предоставления земельного участка для реализации представленного на рассмотрение инвестиционного проекта, в том числе решение о возможности предоставления для реализации представленного на рассмотрение инвестиционного проекта земельного участка, который предстоит образовать, принимается Советом в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.07.2018 N 531 создан Совет по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области и утверждено Положение о нем (далее - Положение)
В соответствии с пунктом 1.1 Положения, Совет является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, подведомственных данным органам учреждений, ресурсоснабжающих организаций на территории Нижегородской области в целях решения земельных и имущественных вопросов при реализации инвестиционных проектов, проектов государственно-частного партнерства, проектов на основе концессионных соглашений на территории Нижегородской области, сохранения и использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области.
В пункте 2.2.1 Положения установлено, что к функциям Совета относится в том числе, принятие решений о возможности предоставления земельных участков для реализации представленных на рассмотрение инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства.
Работу Совета обеспечивает Министерство в соответствии с пунктом 3.1.5 Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2018 N 183 и пунктом 4.2 Положения о Совете.
Решение Совета принимается путем открытого голосования на заседании простым большинством голосов, подписывает его председатель Совета, который является Министром имущественных и земельных отношений Нижегородской области (пункты 4.2, 4.6 и 4.8 Положения).
По своему статусу Совет не является органом государственной власти, не входит в структуру органов исполнительной власти Нижегородской области, в связи с чем, решения Совета не являются решениями органа государственной власти (ненормативными правовыми актами), носят рекомендательный характер и не могут быть предметом оспаривания в суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое ООО "Топливная компания" в рамках настоящего дела решение Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области от 27.03.2020 N 16305-30-1562, не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит сведений о применении к заявителю конкретной меры ответственности, не имеет признаков предписания, не создает каких-либо препятствий для осуществления им предпринимательской деятельности, то есть не относится к числу властно-распорядительных документов, которыми нарушаются права либо охраняемые интересы заявителя в экономической либо предпринимательской деятельности, не устанавливает каких-либо юридических фактов), который может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требования о признании незаконными действий министра имущественных и земельных отношений Нижегородской области по подписанию решения Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области от 27.03.2020 N 16305-30-1562, также не могут быть предметом рассмотрения в суде, поскольку между лицами, участвующими в деле, отсутствуют экономические правоотношения, действия непосредственно не влекут за собой правовых последствий и не затрагивают прав и интересов заявителя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данный спор неподведомственен арбитражному суду, что в силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для прекращения производства по делу.
Оснований для переоценки выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы заявителя относительно нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми решением и действиями, так как в настоящее время совершаются указанные в приложении к решению действия, судом отклоняются, поскольку не лишает заявителя возможности осуществить защиту нарушенных, как он полагает, прав и законных интересов, способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, установленными законом.
В силу изложенного доводы жалобы подлежат отклонению в полном объеме, как не опровергающие правомерных выводов суда первой инстанции.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Доводы ООО "Топливная компания" необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Правительства Нижегородской области, в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции находит необоснованными, поскольку заявитель не указал конкретные требования, заявляемые к Правительству Нижегородской области и не обосновал каким образом указанное лицо нарушило права и законные интересы ООО "Топливная компания".
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене определения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Одновременно судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 25 февраля 2021 года о прекращении производства по делу N А43-16678/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топливная компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Топливная компания" (ОГРН 1175275000560, ИНН 5252041075) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению N 163 от 23.03.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия.
Судья |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-16678/2020
Истец: ООО "Топливная Компания"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО " ФСК Энерго Строй", Правительство Нижегородской области