г. Нижний Новгород |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А82-1057/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Шутиковой Т.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Артемьева Вячеслава Евгеньевича на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.04.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 по делу N А82-1057/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хартия" в лице филиала "Ярославский" (ИНН: 7703770101, ОГРН: 1127746462250)
к индивидуальному предпринимателю Артемьеву Вячеславу Евгеньевичу (ИНН: 761400014582, ОГРН: 316762700055838)
о взыскании долга и неустойки
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хартия" (далее - ООО "Хартия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Артемьеву Вячеславу Евгеньевичу (далее - ИП Артемьев В.Е., Предприниматель) о взыскании 66 137 рублей 32 копеек долга по оплате услуг, оказанных в период с сентября 2018 года по июнь 2020 года в рамках договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 30.06.2020 N 1624/П/БОР-2020, а также 3711 рублей 05 копеек неустойки, начисленной с 11.01.2019 по 05.04.2020.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.04.2021 (резолютивная часть решения объявлена 19.03.2021) иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы процессуального права и неправильно применили нормы материального права. По мнению Предпринимателя, у него отсутствует обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО за спорный период, поскольку данные услуги истец не оказывал, договор на оказание услуг по обращению с ТКО в спорном периоде с истцом заключен не был, а прием макулатуры осуществлялся на основании договора от 01.08.2018 N РМ/18-21, заключенного с ООО "Русский металл". Заявитель также указал на рассмотрение дела судом первой инстанции в незаконном составе.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество с отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23.05.2018 N 7, заключенным Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО "Хартия", последнее с 01.09.2018 на территории Ярославской области осуществляет действовать в качестве регионального оператора по обращению с ТКО
Общество (региональный оператор) и Предприниматель (потребитель) заключили договор от 30.06.2020 N 1624/П/БОР-2020 на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которым истец обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ярославской области в сфере обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области, а ответчик обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 Договора).
Согласно пункту 2 договора наименование, адрес и категория объекта потребителя, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению N 1 к договору.
Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления, в которые складирует твердые коммунальные отходы исключительно потребитель (пункт 15 договора).
Сроки и порядок определения стоимости услуг определен в разделе 2 договора. Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц.
В силу пункта 6 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 4 договора определены дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.09.2018 и срок его действия - до 31.12.2020 (включительно), а в части оплаты - до полного исполнения обязательств. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо заключении нового договора на иных условиях.
В соответствии с пунктом 16 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
По утверждению истца, он в период с с сентября 2018 года по июнь 2020 года оказал Предпринимателю услуги по обращению с ТКО на сумму 66 137 рублей 32 копейки, что отражено в представленных актах, счетах-фактурах, счетах на оплату.
Наличие у ответчика долга послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание спорной задолженности.
Судебный приказ вынесен Арбитражным судом Ярославской области 23.11.2020.
Определением суда первой инстанции от 09.12.2020 судебный приказ отменен, поскольку от Предпринимателя поступили возражения относительно исполнения судебного приказа.
Отказ в добровольном порядке оплатить образовавшуюся задолженность послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8, 314, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", статьями 24.7, 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии у ответчика неисполненного обязательства по уплате спорной суммы долга за оказанные услуги, наличии оснований для взыскания неустойки и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В силу пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пунктах 16 и 20 типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом пункте 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 7 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 Правил.
При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил (пункт 8 Правил N 505).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства с учетом приведенных норм права и отсутствием доказательств ненадлежащего исполнения региональным оператором обязанностей по оказанию услуг, суды признали доказанным факт оказания истцом услуг ответчику по вывозу ТКО в спорном периоде.
Оказание региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
Установив, что ответчик не представил доказательств наличия обстоятельств, исключающих обязанность по оплате оказанных услуг, проверив расчет стоимости оказанных услуг и неустойки, суды признали обоснованным расчет истца по нормативу потребления (исходя из утвержденного приказом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 07.09.2018 N 57-н норматива накопления ТКО на 1 квадратный метр площади 78,681 кг/год или 0,69 куб. м/год (промтоварный магазин, категория потребителей 3.2), и правомерно взыскали с Предпринимателя 66 137 рублей 32 копейки долга за оказанные услуги и 3711 рублей 05 копеек неустойки.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела и им не противоречат.
Ссылка заявителя жалобы на рассмотрение дела судом первой инстанции в незаконном составе подлежит отклонению, поскольку в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2015 N 9-П, не ставится под сомнение законность суда, в состав которого входил судья, назначенный во время рассмотрения дела в другой суд, но продолживший рассмотрение этого дела.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.04.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2021 по делу N А82-1057/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Артемьева Вячеслава Евгеньевича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Артемьева Вячеслава Евгеньевича.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
...
Ссылка заявителя жалобы на рассмотрение дела судом первой инстанции в незаконном составе подлежит отклонению, поскольку в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2015 N 9-П, не ставится под сомнение законность суда, в состав которого входил судья, назначенный во время рассмотрения дела в другой суд, но продолживший рассмотрение этого дела."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 октября 2021 г. N Ф01-5465/21 по делу N А82-1057/2021