г. Нижний Новгород |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А29-76/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителя от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада": Муравского С.Л. по доверенности от 30.12.2020
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу N А29-76/2021
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785)
об обязании устранить нарушения
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Компании) об обязании устранить выявленные нарушения в срок до 01.06.2021: очистить охранную зону линейного объекта ВЛ-35 кВ N 34 "Синдор-Ропча" от порубочных остатков (верхушечные части деревьев, обрубленные ветви деревьев, остатки древесно-кустарниковой растительности), в том числе обрубить сучья поваленных деревьев, поваленные деревья складировать в штабеля, места складирования древесины отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра в квартале 36 выделы 20, 28, 23, 22, 19, 10, квартале 47 выделы 18, 31, 26, 16, 10, 6, 9 Синдорского участкового лесничества, в квартале 149 выделы 35, 42, 31, 27, 17, 20, квартале 150 выделы 3, 5, 4 Ропчинского участкового лесничества ГУ "Железнодорожное лесничество".
Исковые требования основаны на Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правил пожарной безопасности в лесах) и действовавших на момент нарушения Компанией данных правил, и мотивированы тем, что лицо, эксплуатирующее линейный объект, ненадлежащим образом исполняет обязательства по обеспечению пожарной безопасности.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 11.04.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021, с учетом определения об исправлении опечатки от 20.10.2021, удовлетворил исковые требования. Суды сочли установленным факт нарушения Компанией Правил пожарной безопасности в лесах.
Компания не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, суды не учли, что Министерство не представило в дело доказательств нарушения Компанией Правил пожарной безопасности в лесах, кроме как в квартале 47, выдел 18, Синдорского участкового лесничества и квартале 149, выдел 42, Ропчинского участкового лесничества; суды незаконно применили утратившие силу Правила пожарной безопасности в лесах и неправильно истолковали Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614).
Суд округа определением от 20.10.2021 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществил замену судьи Бабаева С.В. на судью Павлова В.Ю.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
В судебном заседании окружного суда представитель Компании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителя не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
В заседании объявлялся перерыв в порядке, установленном в статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 11 часов 30 минут 27.10.2021.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, 07.06.2018 должностные лица истца провели патрулирование территории лесного фонда, в ходе которого выявили нарушение пунктов 19 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах, а именно в квартале 36 выделы 20, 28, 23, 22, 19, 10, квартале 47 выделы 18, 31, 26, 16, 10, 6, 9 Синдорского участкового лесничества, в квартале 149 выделы 35, 42, 31, 27, 17, 20, квартале 150 выделы 3, 5, 4 Ропчинского участкового лесничества не очищены места рубок от порубочных остатков и не собрана в штабеля заготовленная древесина, оставляемая на местах рубки.
По результатам патрулирования составлен отчет о выполнении планового (рейдового) задания 07.06.2018.
Министерство постановлением от 22.10.2018 N 212 признало Компанию виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлекло ответчика к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Истец направил Компании претензионное письмо с требованием до начала пожароопасного периода 2019 года устранить допущенные нарушения Правил пожарной безопасности в лесах.
По результатам повторного патрулирования зафиксирован факт неустранения Компанией выявленных нарушений Правил пожарной безопасности в лесах. Указанное нарушение отражено в акте патрулирования территорий лесного фонда от 03.11.2020 N 37.
Непринятие Компанией мер по устранению допущенных нарушений Правил пожарной безопасности в лесах явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
На основании статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статье 16 (части 3) Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
При этом в статье 45 (частях 1 и 5) Лесного кодекса Российской Федерации определено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов были утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223) и действовали на момент выявления правонарушения.
Согласно данным правилам, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 4 Правил N 223).
В целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты (пункт 8).
Лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают:
- регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами;
- восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;
- принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц (пункт 16).
Правила пожарной безопасности в лесах на дату рассмотрения спора были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
В соответствии с данными правилами, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков (пункт 16).
В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (пункт 19).
Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой (пункт 21).
Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (пункт 34). При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункт 35).
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Компания допустила указанные Министерством нарушения и обязана их устранить.
Суды исходили из того, что факт организации Компанией работ по расширению просек, по окончании которых оставлены порубочные остатки, в Синдорском участковом лесничестве в кварталах 36 и 47 выделы 20, 28, 23, 22, 19, 10 и 18, 31, 26, 16, 10, 6, 9 соответственно, в Ропчинском участковом лесничестве в кварталах 149 и 150 выделы 35, 42, 31, 27, 17, 20 и выдел 3, 5,4 соответственно подтверждается письмом Компании, отчетом о выполнении планового (рейдового) задания 07.06.2018 и актом патрулирования территории лесного фонда от 03.11.2020 N 37. Данный факт Компанией не оспорен.
Таким образом, на землях Синдорского участкового лесничества квартал 36, выделы 20, 28, 23, 22, 19, 10; квартал 47 выделы 18, 31, 26, 16, 10, 6, 9, Ропчинского участкового лесничества квартал 149, выделы 35, 42, 31, 27, 17, 20; квартал 150, выделы 3, 5, 4 выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, выразившиеся в оставлении горючих материалов (порубочных остатков) в охранной зоне ВЛ 35 в период пожароопасного сезона (с 27.04.2018), а также в том, что заготовленная древесина, оставляемая в местах рубок в период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Нарушения на всех заявленных истцом участках также подтверждены отчетом о выполнении планового (рейдового) задания 07.06.2018, протоколом об административном правонарушении от 11.09.2018 N 34, постановлением Министерства о назначении административного наказания от 22.10.2018 N 212, актом патрулирования территории лесного фонда от 03.11.2020 N 37.
Ссылка Компании на то, что Правила пожарной безопасности в лесах к спорным правоотношениям не применяются, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный нормативный правовой акт утратил силу после издания постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1132, то есть на момент составления отчета о выполнении планового (рейдового) задания 07.06.2018 данные правила действовали.
Окружной суд не принял во внимание аргумент кассатора о неправильном истолковании судами Правил N 1614, вступивших в силу с 01.01.2021.
Действительно, суды двух инстанций привели в судебных актах новые правила, действующие в настоящее время.
В силу пункта 31 данных правил, места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой. При этом пункты 30 и 31 этих правил полностью повторяют пункты 20 и 21 Правил N 417.
Более того, согласно пункту 26 новых правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, что также повторяет положение пункта 16 Правил N 417.
При таких обстоятельствах суды верно истолковали и применили нормы материального права. Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, основанных на оценке доказательств. Иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о наличии в состоявшихся судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущение судебной ошибки.
Остальные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили иск Министерства.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2021 по делу А29-76/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов были утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223) и действовали на момент выявления правонарушения.
Согласно данным правилам, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 4 Правил N 223).
...
Правила пожарной безопасности в лесах на дату рассмотрения спора были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
...
Ссылка Компании на то, что Правила пожарной безопасности в лесах к спорным правоотношениям не применяются, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данный нормативный правовой акт утратил силу после издания постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1132, то есть на момент составления отчета о выполнении планового (рейдового) задания 07.06.2018 данные правила действовали."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 октября 2021 г. N Ф01-5527/21 по делу N А29-76/2021
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8939/2022
29.10.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5527/2021
16.06.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4013/2021
11.04.2021 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-76/2021