г. Киров |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А29-76/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Караваева И.В., Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.
при участии в судебном заседании представителя ответчика - Муравского С.Л., действующего на основании доверенности от 30.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2021 по делу N А29-76/2021,
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН:1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ИНН:7802312751, ОГРН:1047855175785)
об устранении нарушений лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ответчик, заявитель жалобы, Общество) об обязании в срок до 01 июня 2021 года устранить нарушения правил пожарной безопасности в квартале 36 выделы 20, 28, 23, 22, 19, 10, квартале 47 выделы 18, 31, 26, 16, 10, 6, 9 Синдорского участкового лесничества, в квартале 149 выделы 35, 42,31, 27, 17, 20, квартале 150 выделы 3, 5, 4 Ропчинского участкового лесничества ГУ "Железнодорожное лесничество", а именно: очистить охранную зону линейного объекта ВЛ-35 кВ N 34 "Синдор-Ропча" от порубочных остатков (верхушечные части деревьев, обрубленные ветви деревьев, остатки древесно-кустарниковой растительности), в том числе обрубить сучья поваленных деревьев, поваленные деревья складировать в штабеля, места складирования древесины отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (заявление N б/н от 05.04.2021).
Исковые требования основаны на положениях 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и мотивированы неисполнением обязанности ответчика по уборке порубочных остатков на спорных территориях.
Решением суда первой инстанции исковые требования Министерства удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Заявитель жалобы указывает, что с 01.01.2021 вступили в силу Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614), которыми исключен пункт о том, что просеки, на которых находятся линии электропередачи в период пожароопасного сезона, должны быть свободны от горючих материалов. В связи с этим очистка охранной зоны линейного объекта ВЛ-35 кВ N 34 "Синдр-Ропча" от порубочных остатков не может включать в свое число обрубку сучьев на поваленных деревьях. Указывает, что материалами дела подтверждено, что в охранной зоне линейного объекта ВЛ-35 кВ N 34 "Синдор-Ропча" срубленные деревья очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Требований о дополнительной укладке деловой древесины в штабеля и обрезки сучьев претензионное письмо истца не содержало. Таким образом, материалами дела подтверждено, что в охранной зоне вышеназванного объекта произведена очистка мест рубки от порубочных остатков путем укладывания их для перегнивания в валы, а срубленные деревья очищены от сучьев и плотно уложены на землю в виде штабелей. Отмечает, что в качестве доказательства нарушения правил пожарной безопасности истец представил в материалы дела фототаблицу на квартал 47 выдел 18 Синдорского участкового лесничества и квартал 149 выдел 42 Ропчинского участкового лесничества, доказательства нарушения в остальных выделах, указанных в исковом заявлении, в материалах дела отсутствуют.
Истец отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представил.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал свои доводы и возражения.
Истец явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя истца.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что в ноябре 2017 года в адрес государственного учреждения Республики Коми "Железнодорожное лесничество" (далее - Лесничество) со стороны ответчика поступило уведомление от 29.11.2017 N МР2/5-51/112-09/7043 о выполнении плановых работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи на электросетевом объекте "Реконструкция ВЛ35 кВ N 34 "Синдор - Ропча", в соответствии с которыми в рамках расширения просек в Княжпогостском районе Республики Коми в объеме 40,19 га ("ЮЭС"), в Синдорском участковом лесничестве в кварталах NN 47, 34, 48, 35, 36, в Ропчинском участковом лесничестве в кварталах NN 177, 149, 150, 122, 123, 93, 94, 95, 65 в границах охранной зоны линейного объекта будет проведена расчистка просеки ВЛ-35 кВ в соответствии с актом натурного технического обследования.
07.06.2018 на основании приказа истца от 28.05.2018 N 39-П, планового (рейдового) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков от 07.06.2018 N 4-и/2018 должностными лицами истца проведено патрулирование территории лесного фонда в квартале 36 выделы 20, 28, 23, 22, 19, 10, квартале 47 выделы 18, 31, 26, 16, 10, 6, 9 Синдорского участкового лесничества, в квартале 149 выделы 35, 42, 31, 27, 17, 20, квартале 150 выделы 3, 5, 4 Ропчинского участкового лесничества, в ходе которого выявлено нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в неочистке мест рубок от порубочных остатков и в отсутствии складирования уборки заготовленной древесины с соблюдением лесного законодательства.
По результатам патрулирования составлен отчет о выполнении планового (рейдового) задания 07.06.2018 (далее - Отчет).
11.09.2018 государственным инспектором по охране леса - государственным лесным инспектором Республики Коми Пришва Л.А. в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" составлен протокол об административном правонарушении N 34, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - нарушение правил пожарной безопасности в лесах (далее - Протокол).
Постановлением Минприроды Республики Коми о назначении административного наказания от 22.10.2018 N 212 ответчик признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.32 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей (далее - Постановление N 212).
Письмом от 31.10.2018 N 120 истец уведомил ответчика о необходимости в срок до начала пожароопасного периода 2019 года произвести очистку мест рубок в квартале 36 выделы 20, 28, 23, 22, 19, 10, квартале 47 выделы 18, 31, 26, 16, 10, 6, 9 Синдорского участкового лесничества, в квартале 149 выделы 35, 42, 31, 27, 17, 20, квартале 150 выделы 3, 5, 4 Ропчинского участкового лесничества.
03.11.2020 участковым лесничим Княжпогостского участкового лесничества, государственным лесным инспектором Республики Коми, государственным инспектором Республики Коми по пожарному надзору в лесах Стахановым А.В., мастером леса Савко М.И. проведено повторное патрулирование с целью установления устранения выявленных ранее нарушений, зафиксированных отчетом о выполнении планового (рейдового) задания, по результатам которого составлен акт патрулирования территории лесного фонда от 03.11.2020 N 37 (далее - Акт N 37), которым установлено, что ранее выявленные нарушения ответчиком не устранены.
Отказ ответчика в добровольном порядке исполнить обязательные правила и устранить выявленные нарушения, послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
Суд первой инстанции, указав, что факт организации ответчиком работ по расчистке просек, по окончании которых на месте рубок в Синдорском участковом лесничестве в квартале 36 выделы 20, 28, 23, 22, 19, 10, квартале 47 выделы 18, 31, 26, 16, 10, 6, 9, в Ропчинском участковом лесничестве в квартале 149 выделы 35, 42, 31, 27, 17, 20, квартале 150 выделы 3, 5, 4 были оставлены древесина и порубочные остатки, подтверждается материалами дела, доказательств рубки лесных насаждений в охранной зоне линии электропередач иными лицами, действующими не по поручению Общества, не установлено, исковые требования Министерства удовлетворил в полном объеме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
В указанных целях допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223), действовавшими в период спорных правоотношений, определен порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также в охранных зонах таких объектов.
Пунктом 8 Правил N 223 предусмотрено, что в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Положениями пункта 16 Правил N 223 установлено, что лица, использующие леса в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают, в том числе регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Правилами N 1614 регулируются единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 26 Правил N 1614 определено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 1614 при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Пунктами 29-31 Правил N 1614 предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Из анализа вышеизложенных положений подзаконных нормативно-правовых актов следует, что на ответчика возложена обязанность осуществлять очистку мест рубок, при этом соответствующая очистка должна производится одновременно с рубкой лесных насаждений. К указанному выводу также верно пришел суд первой инстанции.
В силу пункта 34 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 (далее - Постановление N 417) просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 35 Правил N 417 определено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Исходя из положений пункта 21 Правил N 417 складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что последним выполнялись плановые работы в охранных зонах воздушных линий электропередачи на электросетевом объекте "Реконструкция ВЛ35 кВ N 34 "Синдор - Ропча", в соответствии с которыми в рамках расширения просек в Княжпогостском районе Республики Коми в объеме 40,19 га ("ЮЭС"), в Синдорском участковом лесничестве в кварталах NN 47, 34, 48, 35, 36, в Ропчинском участковом лесничестве в кварталах NN 177, 149, 150, 122, 123, 93, 94, 95, 65 в границах охранной зоны линейного объекта проведена расчистка просеки ВЛ-35 кВ.
В приложении к Отчету отражено, что в охранной зоне ВЛ 35 была проведена рубка деревьев ручным способом - бензопилами. Срубленная древесина очищена от сучьев и брошена на землю, порубочные остатки собраны в валы и уложены возле древесины. Таким образом, на указанном объекте, расположенном на землях ГУ "Железнодорожное лесничество" Синдорское участковое лесничество квадрат 36 выдел 20, 28, 23, 22, 19, 10; квадрат 47 выдел 18, 31, 26, 16, 10, 6, 9; Ропчинское участковое лесничество квадрат 149 выдел 35, 42, 31, 27, 17, 20; квадрат 150, выдел 3, 5,4 выявлены нарушения правил пожарной безопасности в лесах, выразившиеся в оставлении горючих материалов (порубочных остатков) в охранной зоне данного линейного объекта в период пожароопасного сезона (с 27.04.2018), а также в том, что заготовленная древесина, оставляемая в местах рубок в период пожароопасного сезона не собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
При установленных нарушениях в отношении ответчика составлен Протокол. Постановлением N 212 ответчик признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.32 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Актом N 37 подтверждено, что ранее выявленные нарушения ответчиком не устранены.
Довод апелляционной жалобы о том, что в качестве доказательства нарушения правил пожарной безопасности истец представил в материалы дела фототаблицу на квартал 47 выдел 18 Синдорского участкового лесничества и квартал 149 выдел 42 Ропчинского участкового лесничества, а доказательства нарушения в остальных выделах, указанных в исковом заявлении, в материалах дела отсутствуют, отклоняется коллегией судей, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции оценивает каждое доказательство в отдельности во взаимосвязи с иными доказательствами в их совокупности.
Нарушения на всех заявленных участках также подтверждены Отчетом, Протоколом, Постановлением N 212, Актом N 37, ответчик привлечен к административной ответственности. Сведений о том, что указанные документы заявителем жалобы оспорены, материалы дела не содержат.
Довод ответчика о том, что просеки, на которых находятся линии электропередачи в период пожароопасного сезона, должны быть свободны от горючих материалов не соответствует положениям норм Правил N 1614, поскольку пункт 45 указанного нормативно-правового акта однозначно свидетельствует о том, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 Правил N 1614.
При этом вопреки доводу апелляционной жалобы из системного толкования статей 44, 45 Правил N 1416 не следует, что обязанность уборки порубочных остатков наступает исключительно вдоль зон трубопроводов.
Довод заявителя жалобы о том, что в охранной зоне линейного объекта ВЛ-35 кВ N 34 "Синдор-Ропча" исполнены требования по очистке порубочных остатков, не основан на законе, поскольку пункт 29 Правил N 1614 указан конкретный способ очистки, а именно - сбор в штабеля, а срубленная древесина плотно уложена на землю. Между тем приложение к Отчету, а также Акт N 37 сведений об исполнении указанных требований не содержат. Указание заявителя жалобы на то, что брошенная на земле срубленная древесина и требование сбора в штабеля имеет одинаковое значение не обосновано.
В связи с этим, указывая на очистку мест рубки от порубочных остатков, заявитель жалобы в нарушение статьи 65 АПК РФ, возлагающей на ответчика бремя доказывания возражений на исковые требования, не заявляло ходатайств о проведении совместной с истцом проверки и фиксации, о привлечении специалиста для установления оспариваемых ответчиком обстоятельств либо иных процессуальных ходатайств, направленных на опровержение в установленном порядке представленных истцом сведений, подтвержденных надлежащими доказательствами.
Довод апелляционной жалобы о том, что требований о дополнительной укладке деловой древесины в штабеля и обрезки сучьев претензионное письмо истца не содержит, опровергается представленными в материалы дела доказательствами и отклоняется коллегией судей, поскольку претензионное письмо от 31.10.2018 N 1/976, направленное в адрес ответчика, содержит указание на вид нарушения: заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок на период пожароопасного сезона не собрана в штабеля или поленницы.
Кроме того, поскольку обязанность произвести очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков возлагается на лесопользователя законом, неуказание конкретного способа устранения выявленного нарушения в претензионном письме не имеет правового значения и не освобождает ответчика от исполнения этих обязанностей.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о понуждении ответчика устранить нарушения лесного законодательства в судебном порядке.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.04.2021 по делу N А29-76/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
И.В. Караваев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-76/2021
Истец: ГУ Железнодорожное лесничество, ГУ Министерство Природных Ресурсов и Охраны Окружающей Среды Республики Коми в лице Железнодорожное лесничество
Ответчик: ПАО "Межрегиональная Распределительная Сетевая Компания Северо-Запада", ПАО "МРСК Северо-Запада"
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2022 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8939/2022
29.10.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5527/2021
16.06.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4013/2021
11.04.2021 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-76/2021