Нижний Новгород |
|
12 января 2022 г. |
Дело N А43-1283/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Александровой О.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021
по делу N А43-1283/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Синергетик"
(ИНН: 5257123941, ОГРН: 1115257005984)
о признании незаконными и отмене постановлений
Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району
города Нижнего Новгорода
о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Синергетик" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода (далее - Инспекция) от 11.01.2021 N 52602030200078400007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей, от 11.01.2021 N 5260203020010200007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 решение суда частично отменено, постановление Инспекции от 11.01.2021 N 52602030200010200007 признано незаконным в части назначения штрафа в размере 40 000 рублей.
Инспекция не согласилась с постановлением апелляционного суда и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил статью 15.25 КоАП РФ. Общество совершило два правонарушения - не представило отчет в установленные сроки и представило документы, не соответствующие требованиям, установленным в Правилах предоставления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 (далее - Правила N 819).
Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебный акт оставить без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела в отношении Общества документарную проверку соблюдения валютного законодательства, в ходе которой установила нарушение пункта 4 Правил N 819, выразившимся представлении Обществом 07.08.2020 отчета о движении средств по счету N KZ456018771000715631 за 1 квартал 2020 года, открытому за пределами территории Российской Федерации 12.02.2020, то есть с нарушением срока на 58 дней. Кроме того, отчет представлен с копиями подтверждающих документов, не заверенными ни одной из форм. Заверенные надлежащим образом копии выписок представлены Обществом только 03.09.2020.
По итогам проверки составлен акт проверки от 26.10.2020 N 5260202002304.
В отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях от 14.12.2020 N 52602030200078400005 и 52602030200010200005 по факту несоблюдения установленных порядка и срока представления отчета о движении средств.
Постановлением от 11.01.2021 N 52602030200078400007 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановлением от 11.01.2021 N 5260203020010200007 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с данными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1, 2.4, 2.10, 4.1, 4.1.1, 1.6, 15.25 и 29.1 КоАП РФ, Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Правилами N 819, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества спорных составов правонарушений применительно к каждому деянию.
Апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ и правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пришел к выводу, что спорные правонарушения обусловлены единым действием Общества, поэтому Общество подлежит привлечению к административной ответственности в с назначением одного административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого наказания.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе, за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на тридцать дней, установлена в части 6.3 указанной статьи.
Обязанность резидента представить налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, зафиксирована в части 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 (далее - Правила N 819).
В пункте 4 указанных правил установлена обязанность представить отчет и документы (выписки или иные документы, выданные банком или иной организацией финансового рынка, иностранным поставщиком платежных услуг в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк, иная организация финансового рынка, иностранный поставщик платежных услуг), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала в течение 30 дней по окончании отчетного квартала.
При этом в отношении каждого счета (вклада), открытого в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также в отношении каждого электронного средства платежа представляется отдельный отчет с подтверждающими документами.
Отчет на бумажном носителе, представляемый непосредственно представителем юридического лица - резидента, индивидуальным предпринимателем - резидентом либо его представителем, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, или направляемый заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, представляется (направляется) в 2 экземплярах по форме, установленной в приложении. Формат отчета, представляемого в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 6 Правил N 819).
Отчеты за 1 квартал 2020 года должны быть представлены резидентами в течение 30 дней с момента прекращения мер ограничительного характера, а именно с 12.05.2020 (Указы Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции").
В рассматриваемом случае Общество представило отчет за 1 квартал 2020 года о движении средств по счету N KZ456018771000715631, открытому за пределами территории Российской Федерации 12.02.2020, 07.08.2020, то есть с нарушением срока.
Отчет представлен с копиями подтверждающих документов, не заверенными ни по одной из форм. Заверенные надлежащим образом копии выписок представлены Обществом 03.09.2020.
Следовательно, суд пришел к верному выводу о наличии в действиях Общества признаков административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена как в части 6, так и в части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Вместе с тем, как верно указал апелляционный суд, совершение административных правонарушений было обусловлено единым действием Общества по представлению отчета с нарушением Правил N 819, в связи с чем Общество подлежит привлечению к административной ответственности в виде одного административного наказания.
Доводы Инспекции о том, что Общество совершило два правонарушения, обоснованно отклонены апелляционным судом на основании части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, в соответствии с которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Назначенное нарушителю административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей (минимальный размер штрафов, предусмотренных санкциями частей 6 и 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ) согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Суд кассационной инстанции не установил существенных нарушений апелляционным судом норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акт в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 по делу N А43-1283/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Инспекции о том, что Общество совершило два правонарушения, обоснованно отклонены апелляционным судом на основании части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, в соответствии с которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Назначенное нарушителю административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей (минимальный размер штрафов, предусмотренных санкциями частей 6 и 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ) согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 января 2022 г. N Ф01-7698/21 по делу N А43-1283/2021