г. Владимир |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А43-1283/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Синергетик" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.05.2021 по делу N А43-1283/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Синергетик" (ИНН 5257123941, ОГРН 1115257005984) о признании незаконными и отмене постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г.Нижнего Новгорода от 11.01.2021 N 52602030200078400007, N5260203020010200007.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, административный орган) проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства в отношении общества с ограниченной ответственностью "Синергетик" (далее - Общество), в ходе которой установлено нарушение Обществом пункта 4 Правил предоставления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 (далее - Правила N 819).
По итогам проверки составлен акт от 26.10.2020 N 5260202002304 проверки.
Усмотрев в деянии Общества признаки составов административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрены частью 6 и частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Инспекции 14.12.2020 составило в отношении Общества протоколы об административных правонарушениях N 52602030200078400005, N 52602030200010200005.
По результатам рассмотрения материалов административных дел должностным лицом Инспекции 11.01.2021 вынесены постановления N 52602030200078400007, N526020302000102000007 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 и части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафов в размере 40 000 рублей за каждое правонарушение.
Не согласившись с данными постановлениями, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными и отмене, а также Общество просило прекратить производства по делам об административном правонарушении, возбужденным на основании протоколов Инспекции от 12.11.2020 N 52602030200078400002, от 14.12.2020 N52602030200078400005, от 12.11.2020 N52602030200010200002, от 14.12.2020 N52602030200010200005.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства и решением от 19.04.2021 (резолютивная часть) в удовлетворении заявленного требования отказал.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств дела. Считает, что оно незаконно привлечено к административной ответственности по двум частям - 6 и 6.3 одной и той же статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за одно деяние.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) подтверждающих документов, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций либо неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 6.3 указанной статьи установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) подтверждающих документов более чем на тридцать дней, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 4 Правил N 819 юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции" период с 30.03.2020 по 11.05.2020 объявляется нерабочими днями.
Согласно пункту 7 Правил N 819 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 N 528) подтверждающие документы представляются в той форме, в которой представляется отчет (на бумажном носителе в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии либо в электронной форме). Согласно редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 N 528 юридическое лицо представляет отчеты о движении денежных средств за пределами Российской Федерации по новым правилам, начиная с отчета за 2 квартал 2020 года.
Ранее действующая редакция пункта 7 Правил N 819 предусматривала, что подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, отчет за 1 квартал 2020 года и предыдущие периоды (в том числе исправленный (уточненный)) может быть представлен юридическим лицом, как в соответствии с ранее действовавшими правилами, так и по новым правилам.
При этом отчеты за 1 квартал 2020 года должны быть представлены резидентами в течение 30 дней с момента прекращения мер ограничительного характера, а именно с 12.05.2020.
Между тем, согласно материалам дела, отчет о движении средств по счету N KZ456018771000715631 за 1 квартал 2020 года, открытому за пределами территории Российской Федерации 12.02.2020, представлен Обществом 07.08.2020, то есть с нарушением срока на 58 дней. Кроме того, отчёт представлен с копиями подтверждающих документов, не заверенными ни одной из форм. Заверенные надлежащим образом копии выписок представлены Обществом только 03.09.2020 года. Тем самым Обществом допущено несоблюдение установленного порядка и срока представления отчета о движении средств.
Деяние Общества образует событие административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 6 и частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии Общества составов административных правонарушений, предусмотренных частью 6 и частью 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях и рассмотрения материалов административных дел Общество извещалось надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
Между тем, в части назначения наказания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, при наличии такой идеальной совокупности административных правонарушений независимо от их количества при условии, что дела о них рассматриваются одним и тем же должностным лицом, лицу, их совершившему, назначается одно основное административное наказание в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в ходе проверочных мероприятий в деянии Общества (представлении отчета о движении денежных средств за 1 квартал 2020 года) выявлены нарушения требований пунктов 4 и 7 Правил N 819, в связи с чем были составлены протоколы об административных правонарушениях от 14.12.2020 N 52602030200078400005 по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и N 52602030200010200005 по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам раздельного рассмотрения названных протоколов об административных правонарушениях 11.01.2021 Общество привлечено Инспекцией к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 6 и 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях путем вынесения самостоятельных постановлений о назначении административных наказаний: от 11.01.2021 N 52602030200078400007 по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей, от 11.01.2021 N 52602030200010200007 по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Оценив названные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что в спорной ситуации совершение указанных выше административных правонарушений было обусловлено единым действием Общества по представлению названного отчета с нарушением требований Правил N 819.
Следовательно, в силу прямого указания части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Общество подлежало привлечению к административной ответственности с назначением одного административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
Сравнительный анализ санкций части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях показал, что наказания, предусмотренные данными статьями, одинаковые.
Законность привлечения Общества по постановлению от 11.01.2021 N 52602030200078400007 по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверена в рамках настоящего дела.
При таких обстоятельствах постановление от 11.01.2021 N 52602030200010200007 о привлечении Общества к административной ответственности вынесено Инспекцией с нарушением положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем подлежит отмене в части назначения Обществу наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 11.01.2021 N 52602030200010200007 на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права с вынесением нового судебного акта.
При этом судом первой инстанции обоснованно требование о прекращении в отношении Общества производств по делам об административном правонарушении, возбужденных на основании Протоколов об административном правонарушении N N 52602030200078400002 от 12.11.2020, 52602030200078400005 от 14.12.2020, 52602030200010200002 от 12.11.2020, 52602030200010200005 от 14.12.2020, составленных Инспекцией, расценено как дополнительное требование об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, поскольку указанные производства не являются самостоятельными и отдельными от оспариваемых постановлений, и, кроме того, они были окончены административным органом путем принятия указанных постановлений о привлечении к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 150, 269, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.05.2021 по делу N А43-1283/2021 отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г.Нижнего Новгорода от 11.01.2021 N 52602030200010200007.
Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г.Нижнего Новгорода от 11.01.2021 N 52602030200010200007 признать незаконными и отменить в части назначения наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Синергетик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1283/2021
Истец: ООО "СИНЕРГЕТИК"
Ответчик: ИФНС по Нижегородскому району г. Н.Новгорода