Нижний Новгород |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А28-15941/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Колосовой Е.А. (доверенность от 10.01.2022),
от заинтересованного лица: Погудина А.В. (доверенность от 09.01.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
муниципального казенного учреждения "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" и администрации города Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 03.09.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021
по делу N А28-15941/2020
по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" (ИНН: 4345288563, ОГРН: 1104345019184)
о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства
по Кировской области от 26.11.2020 N 40-24-09/7,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -администрация города Кирова,
и установил:
муниципальное казенное учреждение "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" (далее - МКУ "УДПИ г. Кирова", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - УФК по Кировской области, Казначейство, надзорный орган) от 26.11.2020 N 40-24-09/7 в части пункта 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, привлечена администрация города Кирова (далее - Администрация).
Решением суда от 03.09.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
МКУ "УДПИ г. Кирова" и Администрация не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
МКУ "УДПИ г. Кирова" считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права. По его мнению, Учреждение не допустило нецелевого расходования бюджетных средств. Выделенные из федерального бюджета средства на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на территории муниципального образования "Город Киров" в 2019 году были направлены на решение основных целей регионального проекта, ориентированных на приведение улично-дорожной сети в нормативное состояние и повышение безопасности дорожного движения. Спорные участки, отремонтированные в 2019 году, являются неотъемлемой частью улично-дорожной сети города Кирова, и их ремонт позволил достичь показателя 56,6 процента протяженности дорог, отвечающих нормативным требованиям. Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание, что Учреждение не является лицом, ответственным за соблюдение целей предоставления межбюджетного трансферта.
Подробно доводы Учреждения приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Администрация считает, что суды неправильно применили статьи 34, 38, 162, 265, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, оспариваемое представление надзорного органа является незаконным и нарушает права и законные интересы Учреждения. Казначейство не доказало нарушение Учреждением бюджетного законодательства. Спорные денежные средства использованы Учреждением на цели, соответствующие условиям их получения; нецелевого расходования бюджетных средств не допущено.
Казначейство в отзыве на кассационные жалобы и представитель в судебном заседании отклонили доводы Учреждения и Администрации.
Администрация заявила ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Госпрограмма N 1596).
Цели и значения показателей Госпрограммы N 1596 откорректированы в условиях разработки и принятия комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 N 2101-р, и национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (далее - "БКАД"), утвержденного протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 15, в том числе, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств на 15 процентов относительно уровня 2017 года (в 2019 году - 96 процентов); доведение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 50,9 процента (в 2019 году - 44,1 процента).
Согласно паспорту национального проекта "БКАД", проект предусматривает реализацию 4 федеральных проектов: "Дорожная сеть", "Общесистемные меры по развитию дорожного хозяйства", "Безопасность дорожного движения", "Автомобильные дороги Минобороны России".
Федеральное дорожное агентство и Правительством Кировской области заключили соглашение от 18.03.2019 N 108-17-2019-046, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2019 - 2021 годах бюджету Кировской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "БКАД".
Из пункта 3.1.8 раздела 3 "Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы" государственной программы Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2013 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 N 189/833 (далее - Госпрограмма Кировской области N 189/833), следует, что проект "Дорожная сеть Кировской области" реализуется с 2019 года в рамках регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области" в целях выполнения требований федерального проекта "Дорожная сеть" национального проекта "БКАД".
Проектом "Дорожная сеть Кировской области" предусматривается предоставление местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов на реализацию регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области"; иные межбюджетные трансферты предоставляются городским округам, расположенным на расстоянии менее 50 километров от областного центра (в том числе городскому округу "Город Киров"); объем иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, участвующим в проекте, определяется исходя из необходимости выполнения объема работ для достижения установленных целевых показателей.
Приложением N 12-2 к Госпрограмме Кировской области N 189/833 является программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Кировской городской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации "БКАД".
В пункте 1.3 приложения N 12-2 к Госпрограмме Кировской области N 189/833 установлено, что информация о перечне автомобильных дорог Кировской городской агломерации, мероприятиях, предусмотренных на них, ресурсном обеспечении данных мероприятий, диагностике сети автомобильных дорог Кировской городской агломерации, а также информация о местах концентрации дорожно-транспортных происшествий указана в Таблице 1 "Перечень автомобильных дорог Кировской городской агломерации и планируемые мероприятия на них для достижения целевых показателей", являющейся приложением к Программе развития транспортной инфраструктуры Кировской городской агломерации Госпрограммы Кировской области N 189/833 (далее - Перечень автомобильных дорог).
В соответствии с пунктом 3 Методики распределения и правил предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета на реализацию регионального проекта "Региональная и местная дорожная сеть Кировской области", утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 25.04.2018 N 190-П (далее - Правила N 190-П), предоставление иных межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Кировской области на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "БКАД", осуществляется на основании соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключаемого министерством транспорта Кировской области с администрацией муниципального образования по форме, аналогичной типовой форме соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
Министерство транспорта Кировской области и муниципальное образование "Город Киров" заключили соглашение от 29.03.2019 N 047, в соответствии с которым иные межбюджетные трансферты предоставляются по кодам классификации расходов бюджетов: коду главного распорядителя средств областного бюджета - 815, разделу - 04, подразделу - 09, целевой статье - 13ЯЮ 53931, виду расходов - 540.
На основании пункта 3.2 соглашения иной межбюджетный трансферт предоставляется, в том числе, при выполнении условия о наличии правового акта Администрации об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт.
Постановлением Администрации от 01.02.2016 N 224-п утверждена муниципальная программа "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров" (далее - Муниципальная программа N 224-п).
Согласно приложению N 5 "Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "Город Киров" на 2019 год" к решению Кировской городской Думы от 10.12.2018 N 15/2 "О бюджете муниципального образования "Город Киров" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" Департаменту городского хозяйства администрации города Кирова по главе 914 "Департамент городского хозяйства администрации города Кирова", разделу/подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" расходы по федеральному проекту "Дорожная сеть" предусмотрены в сумме 1 040 510 000 рублей, в том числе: по целевой статье 092R153931 "Реализация регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области" утверждены бюджетные ассигнования из средств федерального бюджета в общей сумме 680 000 000 рублей.
УФК по Кировской области провело внеплановую выездную проверку МКУ "УДПИ г. Кирова" по вопросу использования средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта "БКАД", результаты которой отразило в акте от 29.09.2020.
В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "БКАД", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 193, пункта 1.1 соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Кировской области от 18.03.2019 N 108-17-2019-046, пункта 1.2 соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Киров" на реализацию регионального проекта "Дорожная сеть Кировской области" от 29.03.2021 N 047 Учреждением израсходованы средства иных межбюджетных трансфертов не в соответствии с целями их предоставления при выполнении работ по ремонту проезда между домами N 16 и 18 по улице Ивана Попова; Октябрьского проезда и участка улицы Преображенской; проезда с улицы Ленина, дом 1 на улицу Октябрьская и участка улицы Коммунистической; проезда от улицы Нагорной до улицы Ленина, дом 168; по ремонту участков: улицы Солнечной, Студенческого проезда, проезда от улицы Московская до Военкомата; съезд с улицы Ломоносова во дворы между домом N 37 по улице Ломоносова и домом N 149 по улице Московская и съезда с улицы Ломоносова к гаражам между домом N 7 и зданием N 5Г по улице Ломоносова.
В целях устранения указанных нарушений бюджетного законодательства Казначейство 26.11.2020 выдало Учреждению представление N 40-24-09/7, пункт 1 которого содержит требование о возврате израсходованных не в соответствии с целевым назначением средств иных межбюджетных трансфертов в общей сумме 11 828 890 рублей 34 копейки в срок до 31.05.2021.
Не согласившись с данным представлением Казначейства в части пункта 1, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 4, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 6, 38, 162, 265, 266.1, 269.2, 270.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Кировской области признал законным оспариваемое представление надзорного органа и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для их удовлетворения.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В соответствии с подпунктами 3, 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
К бюджетным ассигнованиям, в числе прочих относятся ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов (статья 69 БК РФ).
В силу статьи 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В пункте 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что Учреждение (заказчик) приняло и оплатило за счет бюджетных средств работы по ремонту проезда между домами N 16 и 18 по улице Ивана Попова с устройством парковки и тротуара на общую сумму 2 074 715 рублей 98 копеек; работы по ремонту Октябрьского проезда и участка улица Преображенской на сумму 2 339 924 рубля 10 копеек; работы по ремонту проезда с улицы Ленина, дом 1 на улицу Октябрьская и участка улицы Коммунистической на сумму 1 796 979 рублей 17 копеек; работы по ремонту проезда от улицы Нагорной до улицы Ленина, дом 168 на сумму 1 128 445 рублей 55 копеек; работы по ремонту участков: улицы Солнечной, Студенческого проезда, проезда от улицы Московская до Военкомата на общую сумму 2 986 857 рублей 09 копеек; съезда с улицы Ломоносова во дворы между домом N 37 по улице Ломоносова и домом N 149 по улице Московская и съезда с улицы Ломоносова к гаражам между домом N 7 и зданием N 5Г по улице Ломоносова на сумму 1 505 968 рублей 45 копеек.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что сведения о спорных участках, на которых выполнены ремонтные работы, не включены в Перечень автомобильных дорог; ремонтные работы не внесены в Перечень мероприятий Муниципальной программы N 224-п, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нецелевом использовании Учреждением бюджетных средств в общей сумме 11 828 890 рублей 34 копейки.
Вывод судов основан на материалах дела, не противоречит им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
На основании изложенного суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении требования о признании незаконным представления Казначейства от 26.11.2020 N 40-24-09/7 в части пункта 1.
Доводы Администрации и Учреждения, приведенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 03.09.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу N А28-15941/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы муниципального казенного учреждения "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" и администрации города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В пункте 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 марта 2022 г. N Ф01-557/22 по делу N А28-15941/2020