Нижний Новгород |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А17-9824/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской от 04.06.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021
по делу N А17-9824/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "АвтоВояж"
(ИНН: 3703044575, ОГРН: 1103703001049)
к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области
(ИНН: 3728012825, ОГРН: 1023700561829)
о взыскании 133 368 рублей убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Информационные банковские технологии" (ИНН: 3702631732, ОГРН: 1103702025415), Департамент развития информационного общества Ивановской области (ИНН: 3702621660, ОГРН: 1103702015471),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоВояж" (далее - Общество, ООО "АвтоВояж") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее -Департамент, уполномоченный орган) о взыскании 133 368 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ИБТ" (далее - ООО "ИБТ"), Департамент развития информационного общества Ивановской области (далее - Департамент развития).
Арбитражный суд Ивановской области решением от 04.06.2021 удовлетворил исковые требования.
Постановлением апелляционного суда от 23.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам. По его мнению, Департамент возмещает перевозчикам только затраты, связанные с предоставлением бесплатного проезда детям льготных категорий, на основании отчетов по форме 2 и 3, предоставляемых Департаментом развития, и актов о суммах средств, подлежащих возмещению перевозчику из областного бюджета на предоставление бесплатного проезда детям данных категорий. Уполномоченный орган полагает, что данном случае необходимые условия для возмещения убытков отсутствуют.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ООО "АвтоВояж" в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Департамент заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с удаленностью суда округа от города Иваново и отсутствием возможности для приезда представителя в судебное заседание. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд округа счел его не подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
В силу данной нормы отложение разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Невозможность явки в суд определенного представителя не лишает заявителя возможности направить для участия в судебном процессе другого представителя. Таким образом, уважительные причины для отложения рассмотрения кассационной жалобы отсутствуют. Кроме того, Департамент не сообщил суду, какие дополнительные сведения или информацию он предполагал предоставить суду при явке его представителя. С учетом особенностей рассмотрения дела в суде кассационной инстанции явка участвующих в деле лиц необязательна (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Департамент и Общество заключили договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям из многодетных семей с использованием транспортного приложения -универсальной карты школьника от 11.09.2019 N МС-080 (далее - Договор N МС-080), предметом которого является возмещение перевозчику затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям из многодетных семей с использованием транспортного приложения - универсальной карты школьника на пассажирском транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам и межмуниципальным маршрутам в пригородном сообщении Ивановской области (пункт 1 договора N МС-080).
На основании представленного Департаментом развития отчета по форме 2, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2013 N 570-п "Об утверждении Порядка возмещения перевозчикам затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям из многодетных семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника", Департамент определяет сумму средств, подлежащих возмещению из областного бюджета на предоставление бесплатного проезда детям из многодетных семей (пункт 1 Договора N МС-080).
На основании пункта 5 Договора N МС-080 Департамент ежемесячно с 03 по 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлен бесплатный проезд, осуществляет прием перевозчиков для оформления и подписания акта о сумме средств, подлежащих возмещению перевозчику из областного бюджета на предоставление бесплатного проезда детям из многодетных семей с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника.
Департамент и Общество заключили договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям из многодетных семей с использованием транспортного приложения - универсальной карты школьника, от 11.09.2019 N ДС-080 (далее - Договор N ДС-080), предметом которого является возмещение перевозчику затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, с использованием транспортного приложения - универсальной карты школьника, в сельской местности (пункт 1 Договора N ДС-080).
В силу пункта 1 договора N ДС-080 Департамент на основании представленного Департаментом развития информационного общества Ивановской области отчета по форме 3, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2013 N 570-п "Об утверждении Порядка возмещения перевозчикам затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям из многодетных семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника", определяет сумму средств, подлежащих возмещению из областного бюджета на предоставление бесплатного проезда детям из многодетных семей.
Согласно пункту 5 Договора N ДС-080 Департамент ежемесячно с 03 по 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлен бесплатный проезд, осуществляет прием перевозчиков для оформления и подписания акта о сумме средств, подлежащих возмещению перевозчику из областного бюджета на предоставление бесплатного проезда детям льготных категорий с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника.
Департаментом развития и ООО "ИБТ" заключили государственный контракт, в соответствии с которым ООО "ИБТ" обязуется оказать Департаменту развития услуги по предоставлению данных о количестве транспортных транзакций по бесплатному проезду детей льготных категорий граждан с помощью универсальной карты школьника в соответствии с техническим заданием.
ООО "ИБТ" и Общество заключили договор присоединения к системе от 30.12.2019 N 579/2019.
Истец письмом от 14.10.2020 направил ООО "ИБТ" и Департаменту обращение об оплате поездок по перевозке льготной категории граждан за август - сентябрь 2020 года.
Департамент в письме от 16.11.2020, направленным Обществу, сообщил, что возмещение затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда льготной категории граждан произведено в полном объеме в соответствии с отчетами, предоставленными Департаментом развития.
Посчитав, что в возмещение затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда льготной категории граждан произведено не в полном объеме, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
Руководствуясь 8, 15, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Департамента убытков и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Ивановской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 15 Кодекс лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Кодекса).
Как следует из пункта 1 статьи 790 Кодекса, за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 Кодекса).
В соответствии со статьей 1069 Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Кодекса).
В пункте 16 Постановления N 23 разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 Постановления N 23).
Последовательность и содержание процедур по возмещению перевозчикам затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника по муниципальным маршрутам, организация транспортного обслуживания населения по которым находится в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, и по межмуниципальным маршрутам в пригородном сообщении, установлена Порядком возмещения перевозчикам затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям из многодетных семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, с использованием транспортного приложения универсальной карты школьника, утвержденным постановлением Постановление Правительства Ивановской области от 30.12.2013 N 570-п (далее - Порядок N 570-п).
В силу пункта 3 Порядка N 570-п средства на возмещение перевозчикам затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям льготных категорий с использованием транспортного приложения карты, перечисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на распорядительный лицевой счет главного распорядителя средств областного бюджета - Департамента, открытый в управлении Федерального казначейства по Ивановской области, в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств.
На основании пункта 4 Порядка N 570-п Департамент в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента обращения перевозчика в Департамент по вопросу осуществления бесплатного проезда детей льготных категорий с использованием транспортного приложения карты, заключает договоры с перевозчиками на возмещение перевозчикам затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям льготных категорий с использованием транспортного приложения карты.
Стороны во исполнение названных положений заключили Договоры N МС-080, ДС-080, предметом которых является возмещение перевозчику затрат, связанных с предоставлением бесплатного проезда детям льготных категорий.
Из пункта 5 Порядка N 570-п следует, что ежемесячно, в срок до последнего числа месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлен бесплатный проезд детей льготных категорий, Департамент производит возмещение затрат перевозчикам в безналичной форме на основании отчетов по формам 2 и 3, установленным в приложении к настоящему Порядку, представленных Департаментом развития информационного общества Ивановской области.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Департамент возместил истцу только затраты, связанные с предоставлением бесплатного проезда детям льготных категорий, которые предоставил Департамент развития в отчетах по форме 2 и 3 и актов о суммах средств, подлежащих возмещению перевозчика из областного бюджета на предоставление бесплатного проезда детям данных категорий за август 2020 года в сумме 30 136 рублей, за сентябрь 2020 года - в сумме 5 118 рублей.
ООО "ИТБ" представило в материалы дела распечатку транзакций поездок, которые вошли в названные отчеты. Ответчик и третьи лица не оспаривают, что в данные отчеты не вошли льготные поездки по маршруту N 5 за сентябрь 2020 года, поскольку ответчик считает, что истец не имел права осуществлять перевозки по данному маршруту в указанный период.
Вместе с тем ответчик и третьи лица не представили в материалы дела информацию о количестве, времени совершения поездок, номерах транспортных карт по "отсеченным" поездкам школьников по маршруту N 5 в сентябре 2020 года.
Суды верно указали, что в рассматриваемой ситуации отсутствие в отчетах Департамента развития заявленных истцом расходов в спорной сумме не влияет на право лица, фактически осуществившего услугу, на возмещение указанных расходов.
Факт осуществления деятельности по перевозке льготной категорий граждан подтвержден представленными истцом в материалы дела контрольными отчетами по сменам по терминалам. Сведения, представленные ООО "ИБТ", не опровергают объем оказанных услуг, подтвержденный указанными документами.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание обстоятельства спора, суды сделали правильный вывод о том, что неисполнение ответчиком своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у него убытков и, как следствие, неосновательное сбережение субъектом федерации средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением бесплатного проезда льготной категории граждан.
При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали с Департамента в пользу Общества 133 368 рублей убытков.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской от 04.06.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу N А17-9824/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Кодекса).
В пункте 16 Постановления N 23 разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 Постановления N 23)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 марта 2022 г. N Ф01-551/22 по делу N А17-9824/2020