Нижний Новгород |
|
09 июня 2022 г. |
Дело N А43-9426/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителя от заинтересованного лица:
Давыдовой И.С. (доверенность от 30.05.2022 N 325-01-04-15/22)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Каргина Дмитрия Валентиновича
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.12.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022
по делу N А43-9426/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Каргина Дмитрия Валентиновича
(ИНН: 526300373586, ОГРН: 304526320100016)
о признании незаконными действий и бездействия
Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное предприятие "Нижегородпассажиравтотранс",
государственное казенное учреждение Нижегородской области
"Центр безопасности дорожного движения" и
Правительство Нижегородской области,
и установил:
индивидуальный предприниматель Каргин Дмитрий Валентинович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство), выразившегося в необъявлении открытого конкурса по муниципальному маршруту в городе Нижнем Новгороде Т-71 по нерегулируемому тарифу, в неразмещении извещения о проведении такого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном организатором открытого конкурса, в непроведении в установленном законом порядке открытого конкурса по муниципальному маршруту регулярного сообщения города Нижнего Новгорода Т-71 по нерегулируемому тарифу с автобусами среднего класса, о признании незаконными действий Министерства и государственного казенного учреждения Нижегородской области "Центр безопасности дорожного движения" (далее - Учреждение), выразившихся в заключении муниципального контракта, действующего на момент подачи заявления, для осуществления регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту А-71 с муниципальным предприятием "Нижегородпассажиравтотранс" (далее - Предприятие) без проведения открытого конкурса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное предприятие "Нижегородпассажиравтотранс", государственное казенное учреждение Нижегородской области "Центр безопасности дорожного движения" и Правительство Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.12.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание часть 3 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Предприниматель указывает, что открытый конкурс на осуществление перевозок по маршруту Т-71 по нерегулируемому тарифу не проводился, что свидетельствует о нарушении статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Подробно доводы Предпринимателя изложены в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. Кроме того, в отзыве заинтересованное лицо заявило о пропуске Предпринимателем срока исковой давности.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц в суд не поступили.
Предприниматель и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Нижегородской области от 30.11.2016 N 815 утвержден документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области.
В документ планирования внесены изменения по муниципальному маршруту Т-71 "Улица Федосеенко - Площадь Свободы": установлены порядковый номер маршрута регулярных перевозок - А-71, наименование маршрута - "Торфопредприятие - Площадь Свободы", промежуточные остановочные пункты; протяженность маршрута - в прямом направлении 23,8 километра, в обратном 24,1 километра; вид регулярных перевозок - по регулируемым тарифам; класс транспортных средств и категория транспортных средств - М2 и М3, максимальное количество транспортных средств каждого из таких классов и категорий, которые планируется использовать на маршруте: 34 автобуса большого класса категории М3.
Дата внесения изменений в реестр муниципальных маршрутов городского округа города Нижнего Новгорода - 22 сентября 2020 года.
Законность изменений, внесенных в документ планирования, была предметом рассмотрения в Нижегородском областном суде по делу N 3а-40/2021, возбужденного на основании обращения Предпринимателя.
В ходе рассмотрения дела установлено, что изменение вида регулярных перевозок по маршруту с нерегулируемого тарифа на регулируемый обусловлено тем, что данный маршрут востребован у пассажиров, осуществлено в целях доступности транспортных услуг для населения, в том числе маломобильных граждан, к которым отнесены инвалиды, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п., изменен класс транспортных средств и категорий транспортных средств со среднего класса категории М2, на большой класс категории М3 (с транспортных средств типа ПАЗ на ЛиАЗ). Нарушений норм действующего законодательства суд не установил.
По результатам рассмотрения дела N 3а-40/2021 суд пришел к выводу, что изменения в документ планирования, внесенные постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2020 N 783 не носили произвольного характера, были обусловлены необходимостью развития и оптимизации транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода в целях обеспечения соблюдения баланса частных интересов перевозчиков и публичных интересов, направленных на оптимальное удовлетворение потребности населения города Нижнего Новгорода в транспортных услугах, повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения муниципального образования, формирование комфортной маршрутной сети городского пассажирского транспорта, отвечающей социальным запросам жителей города, совершенствование транспортной инфраструктуры и контроль за осуществлением регулярных перевозок транспортом общего пользования, снижение затрат времени на передвижение городским пассажирским транспортом и обеспечение безопасности участников дорожного движения.
На основании статьи 14 Закона N 220-ФЗ Учреждение и Предприятие заключили государственный контракт от 22.09.2020 N 02-44-134/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в границах городского округа город Нижний Новгород по маршруту N А-71.
Посчитав, что непроведение открытого конкурса по муниципальному маршруту в городе Нижнем Новгороде Т-71 по нерегулируемому тарифу является незаконным бездействием Министерства, Предприниматель обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 220-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Законом Нижегородской области от 23.12.2019 N 168-З "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" (далее - Закон N 168-З), Порядком установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территориях некоторых муниципальных образований Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2020 N 818 (далее - Порядок N 818), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Министерство не допустило незаконного бездействия и не нарушило действующее законодательство при заключении муниципального контракта на осуществление регулярных перевозок по муниципальному маршруту А-71.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 7 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, относится к вопросу местного значения городского округа.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
В соответствии с пунктами 17 и 18 статьи 3 Закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В силу части 2 статьи 12 Закона N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных данным законом сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.
Порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам регламентирован статьей 14 Закона N 220-ФЗ, в части 1 которой указано, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
На основании статьи 2 Закона Нижегородской области от 23.12.2019 N 168-З "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" полномочия органов местного самоуправления по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам осуществляет Правительство Нижегородской области.
В соответствии постановлением Правительства Нижегородской области от 15.01.2020 N 25 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территориях некоторых муниципальных образований Нижегородской области" Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа город Нижний Новгород.
Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территориях некоторых муниципальных образований Нижегородской области утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2020 N 818.
В пункте 1.4 Порядка N 818 определено, что муниципальный маршрут муниципальных образований устанавливается, изменяется, отменяется Министерством.
Муниципальный маршрут муниципального образования считается измененным со дня изменения сведений, в том числе, о виде регулярных переводок в реестре (пункт 1.5 Порядка N 818).
В части 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством, в том числе, заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона N 220-ФЗ.
В рассматриваемом случае Предприниматель счел незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непроведении открытого конкурса по муниципальному маршруту регулярного сообщения по нерегулируемому тарифу.
Вместе с тем определение вида перевозок по конкретному маршруту является компетенцией соответствующих органов власти.
Обязательным условием для изменения вида перевозок является закрепление такого решения в документе планирования регулярных перевозок.
Законность изменений, внесенных в документ планирования, подтверждена судом общей юрисдикции при рассмотрении дела N 3а-40/2021.
Следовательно, основания для проведения открытого конкурса по муниципальному маршруту регулярного сообщения по нерегулируемому тарифу, у Министерства отсутствовали.
Процедура закупки, проведенная на основании Закона N 220-ФЗ в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в результате которой заключен государственный контракт N 02-44-134/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в границах городского округа город Нижний Новгород по маршруту N А-71, в установленном порядке заинтересованными лицами не обжаловалась.
В силу статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Ссылка Предпринимателя на непроведение открытого конкурса по маршруту N А-71 в данном случае не свидетельствует о нарушении статьи 15 Закона N 135-ФЗ, поскольку открытый конкурс не является единственно возможной закупочной процедурой.
Фактически требования Предпринимателя направлены на преодоление вступивших в законную силу судебных актов путем изменения заявленных требований, что не соответствует статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу N А43-9426/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Каргина Дмитрия Валентиновича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Каргина Дмитрия Валентиновича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством, в том числе, заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона N 220-ФЗ.
...
Процедура закупки, проведенная на основании Закона N 220-ФЗ в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в результате которой заключен государственный контракт N 02-44-134/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в границах городского округа город Нижний Новгород по маршруту N А-71, в установленном порядке заинтересованными лицами не обжаловалась.
...
Ссылка Предпринимателя на непроведение открытого конкурса по маршруту N А-71 в данном случае не свидетельствует о нарушении статьи 15 Закона N 135-ФЗ, поскольку открытый конкурс не является единственно возможной закупочной процедурой."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июня 2022 г. N Ф01-2804/22 по делу N А43-9426/2021