Нижний Новгород |
|
01 апреля 2024 г. |
Дело N А82-5399/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Королькова О.Н. (доверенность от 27.12.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.09.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023
по делу N А82-5399/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (ИНН: 7601001107, ОГРН: 1027600788544)
к Центральному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН: 7702609639, ОГРН: 1067746766240)
о признании незаконным предписания
и установил:
публичное акционерное общество "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Центральному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) о признании незаконным предписания от 30.12.2022 N 7.1-210-822пн-П/0026-2022 в части нарушений, указанных в пунктах 1-16, 27-40, 42-47.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.09.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятых по делу судебных актов, просит отменить их. Общество настаивает на том, что насосы указанные в пунктах 1-16, 27-40, 42-47 предписания находились в эксплуатации на дату принятия Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" (далее - ТР ТС 010/2011) и не подлежали оценке соответствия в форме подтверждения соответствия указанного регламента. Указанные насосы, эксплуатируются на опасных производственных объектах, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), что исключает необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности. Кроме того, Управлением неверно определен срок эксплуатации в паспортах изготовителя указанных насосов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Общества, сославшись на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, Управлением в соответствии с приказами от 01.12.2022 N ПР-210-822-О, N ПР-210-823-О, N ПР210-824-О, N ПР-210-825-О, N ПР-210-826-О, N ПР-827-665-О в отношении Общества проведены контрольные (надзорные) действия в рамках осуществления постоянного государственного контроля (надзора) для целей оценки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов I класса опасности: Площадка цеха N 1 "Подготовки, первичной переработки нефти и производства нефтебитума", peг.
N A18-00055-0005; Площадка цеха N 3 "Каталитического производства", peг. N A18-00055-0007; Площадка цеха N 4 "Гидропроцессов" Цех N 4, peг. N A18-00055-0018; Площадка цеха N 5 "Газового", peг. N A18-00055-0015; Площадка цеха N 6 "Производства масел и парафинов КМ-2", peг. N A18-00055-0008; Площадка участка "Комплекса сооружений и резервуаров сырой нефти, резервуарных парков смешения и системы налива темных нефтепродуктов в автоцистерны", Цех N 13, peг. N A18-00055-0020.
В ходе проведения контрольных (надзорных) действий Управление установило несоблюдение Обществом требований статьи 7, 9, 13 Закона N 116-ФЗ, пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 N 420.
В нарушение соответствующих требований Обществом допускаются к эксплуатации технические устройства, не прошедшие экспертизу промышленной безопасности.
В целях устранения выявленных нарушений 30.12.2022 Центральным управление Ростехнадзора выдало Обществу предписание N 7.1-210-822пн-П/0026-2022 со сроком исполнения - 15.03.2023.
Общество, посчитав, что пункты 1-16, 27-40, 42-47 предписания не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, положениями Закона N 116-ФЗ, Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), ТР ТС 010/2011, Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 533 (далее - ФНП N 533), суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о признании незаконными пунктов 1-16, 27-40, 42-47 предписания от 30.12.2022 N 7.1-210-822пн-П/0026-2022 и исходил из того, что Управление доказало законность и обоснованность оспариваемого предписания в этой части.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие в совокупности указанных условий в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае предписание вынесено органом государственного регулирования промышленной безопасности по результатам организации и проведения режима постоянного государственного контроля (надзора) в отношении Общества.
Закон N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно статье 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу абзацев 2, 14 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения Закона N 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в частности, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 7 Закона N 116-ФЗ установлено, что техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия такого технического устройства обязательным требованиям.
Закон N 184-ФЗ регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В отношении технических устройств - насосов, действует ТР ТС 010/2011, который разработан с целью установления единых обязательных для применения и исполнения требований к машинам и (или) оборудованию при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации, обеспечения свободного перемещения машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Статьей 7 ТР ТС 010/2011 определен порядок оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза - в форме подтверждения соответствия и в форме государственного контроля (надзора).
Машины и (или) оборудование, бывшие в эксплуатации или изготовленные для собственных нужд их изготовителей, а также комплектующие изделия и запасные части к машинам, используемые для ремонта (технического обслуживания) машин и (или) оборудования, не подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента.
Суды установили и из материалов дела следует, что все насосы, согласно представленным на них паспортам, находились в эксплуатации на дату принятия ТР ТС 010/2011, что исключает его оценку соответствия путем подтверждения соответствия согласно унифицированным процедурам Таможенного союза (статьи 8 - 12 ТР ТС 010/2011).
Доводы Общества о том, что в рассматриваемом случае осуществляется федеральный государственный надзор, что исключает необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности, суды обоснованно отклонили в силу следующего.
Государственный надзор в сфере технического регулирования, промышленной безопасности направлен на проверку соблюдением лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность, требований технических регламентов и промышленной безопасности.
В статье 2 ТР ТС 010/2011 дано определение, согласно которому назначенный срок службы - календарная продолжительность эксплуатации машины и (или) оборудования, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от их технического состояния.
Пунктом 3 статьи 4 ТР ТС 010/2011 определено, что при разработке (проектировании) должен определяться и устанавливаться допустимый риск для машины и (или) оборудования. При этом уровень безопасности, соответствующий установленному риску, обеспечивается, в частности, установлением разработчиком (проектировщиком) назначенных сроков службы, назначенных ресурсов, сроков технического обслуживания, ремонта и утилизации.
В решении Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 о принятии ТР ТС 010/2011 указано, что обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 настоящего Решения, а также продукции, указанной в подпункте 3.3.1 настоящего Решения, допускается в течение срока службы продукции, установленного в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 3.4 решения).
Таким образом, государственный контроль (надзор) в сфере технического регулирования, промышленной безопасности в отношении оборудования с истекшим сроком службы, используемого на опасном производственном объекте, может установить его незаконную эксплуатацию, а меры, направленные на обеспечение возможности дальнейшей промышленной эксплуатации технических устройств по истечении срока их службы должно принимать заинтересованное лицо.
Как было указано выше, Закон N 116-ФЗ к числу таких мер относит проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о необходимости в рассматриваемом случае проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
Доводы Общества о том, что Управлением неправильно определен срок эксплуатации в паспортах изготовителя насосов - 10 лет, поскольку согласно письму открытого акционерного общества "Волгограднефтемаш" от 19.01.2023, срок службы насосов составляет 20 лет, суды правомерно отклонили.
Как указано в пункте 161 ФНП N 533 для технологического оборудования и трубопроводной арматуры устанавливается назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации. Данные о сроке службы должны указываться производителем в паспортах оборудования и трубопроводной арматуры в соответствии с требованиями ТР ТС 010/2011. По истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования, трубопроводной арматуры и технологических трубопроводов, установленных производителем, такие технологическое оборудование, трубопроводная арматура и технологические трубопроводы подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Закона N 116-ФЗ.
Аналогичные требования содержались в ранее действовавших Общих правилах взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.05.2003 N 29 (пункт 5.1.2), и Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96 (пункт 5.1.2).
В связи с изложенным суды правомерно указали, что письмо изготовителя не может учитываться как имеющее юридическое значение. В отношении насосов, указанных в пунктах 7-16, 27-40, 42-47, в технических паспортах определен срок службы, который на момент проведения Управлением проверки превышен, что свидетельствует о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности данных технических устройств. В отношении насосов, поименованных в пунктах 1-6, в технических паспортах отсутствует указание на срок их службы, фактический срок эксплуатации составляет 28 лет, что также в силу пункта 2 статьи 7 Закона N 116-ФЗ свидетельствует о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности данных технических устройств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к верному выводу о том, что пункты 1-16, 27-40, 42-47 предписания Управления от 30.12.2022 N 7.1-210-822пн-П/0026-2022 соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.09.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по делу N А82-5399/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в пункте 161 ФНП N 533 для технологического оборудования и трубопроводной арматуры устанавливается назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации. Данные о сроке службы должны указываться производителем в паспортах оборудования и трубопроводной арматуры в соответствии с требованиями ТР ТС 010/2011. По истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования, трубопроводной арматуры и технологических трубопроводов, установленных производителем, такие технологическое оборудование, трубопроводная арматура и технологические трубопроводы подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Закона N 116-ФЗ.
Аналогичные требования содержались в ранее действовавших Общих правилах взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.05.2003 N 29 (пункт 5.1.2), и Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96 (пункт 5.1.2).
В связи с изложенным суды правомерно указали, что письмо изготовителя не может учитываться как имеющее юридическое значение. В отношении насосов, указанных в пунктах 7-16, 27-40, 42-47, в технических паспортах определен срок службы, который на момент проведения Управлением проверки превышен, что свидетельствует о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности данных технических устройств. В отношении насосов, поименованных в пунктах 1-6, в технических паспортах отсутствует указание на срок их службы, фактический срок эксплуатации составляет 28 лет, что также в силу пункта 2 статьи 7 Закона N 116-ФЗ свидетельствует о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности данных технических устройств."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 апреля 2024 г. N Ф01-915/24 по делу N А82-5399/2023