Нижний Новгород |
|
01 сентября 2022 г. |
Дело N А28-13505/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.08.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области:
Зиновьевой Е.А. (доверенность от 29.03.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Тонус"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.01.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022
по делу N А28-13505/2021
по заявлению акционерного общества "Тонус"
(ИНН: 3231004618, ОГРН: 1023201041071)
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 10.09.2021 N 043/06/33-779/2021,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Кировское областное государственное клиническое бюджетное учреждение здравоохранения "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии"
(ИНН: 4347024816, ОГРН: 1024301338731),
Кировское областное государственное казенное учреждение "Центр по техническому сопровождению государственных закупок"
(ИНН: 4345233451, ОГРН: 1084345014830),
и установил:
акционерное общество "Тонус" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Управление) от 10.09.2021 N 043/06/33-779/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кировское областное государственное клиническое бюджетное учреждение здравоохранения "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" (далее - КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии") и Кировское областное государственное казенное учреждение "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" (далее - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 31.01.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" (заказчик) при составлении технического задания не представил обоснование необходимости применения дополнительных показателей. Действия заказчика при проведении торгов привели к ограничению конкуренции.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, 06.09.2021 в Управление поступила жалоба Общества на действия КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (бинтов эластичных, нелатексных, нестерильных, одноразового использования) (далее - изделие медицинского назначения, товар) (извещение N 0340200003321009709). По мнению заявителя, заказчиком нарушены требования статей 8, 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании аукционной документации: в технической части (аукционном задании) заказчиком введены дополнительные требования по составу изделий медицинского назначения, не обосновывая их. Установление дополнительных необоснованных характеристик приводит к ограничению конкуренции, ограничивает доступ к участию в торгах.
В ходе комиссионного рассмотрения жалобы Управление установило, что 30.08.2021 на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321009709 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (бинтов эластичных, нелатексных, нестерильных, одноразового использования). Согласно технической части (аукционного задания) к поставке требуется товар, в том числе, со следующими характеристиками: вязаная хлопчатобумажная нестерильная эластичная лента телесного цвета, не менее 90 процентов хлопка, не менее 4 процентов спандекса. В материалах дела представлены коммерческие предложения трех потенциальных поставщиков, подтверждающие возможность поставки товара с характеристиками, указанными в техническом задании.
По итогам рассмотрения жалобы Общества антимонопольный орган пришел к выводу о том, что дополнительные характеристики указаны в соответствии со спецификой процедур, проводимых в лечебном учреждении заказчика, являются его потребностью. Управление исходило из того, что Общество не представило документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов, невозможность заявителя поставить товар, предусмотренный аукционным заданием.
Решением Управления от 10.09.2021 N 043/06/33-779/2021 жалоба Общества признана необоснованной. Управление исходило из отсутствия в действиях заказчика при проведении электронного аукциона на поставку товара нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Общество не согласилось с данным решением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 4, 65, 71, 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 24, 33, 59, 64 Закона о контрактной системе, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами являются: конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме; аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме; запрос котировок в электронной форме (части 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Как свидетельствуют материалы дела, Общество усматривает в действиях заказчика нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при формировании аукционной документации, что выразилось в установлении заказчиком в Технической части (Аукционном задании) дополнительных требований по составу изделий медицинского назначения без обоснования.
Описание объекта закупки, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики изделий медицинского назначения указаны в Технической части (Аукционном задании). Заказчик, являющийся медицинской организацией, сформировал в аукционной документации дополнительные требования к характеристикам товара, исходя из специфики осуществляемой им деятельности в области здравоохранения.
В ходе судебного разбирательства заказчик пояснил, что качественный бинт содержит большой процент хлопка. Использование натуральной ткани делает бинт гипоаллергенным, позволяет использовать для любых целей, в том числе для помощи детям. Эластичные бинты с высоким содержанием хлопка более легкие по весу. Следовательно, более комфортны для ношения пациентами, не давят на суставы. Данные свойства особенно важны в постоперационном периоде, особенно после сложных операций. В инструкциях бинтов эластичных такого типа присутствует раздел противопоказания, к числу которых во всех случаях относится аллергическая реакция на любой из компонентов в составе изделия, острые инфекции мягких тканей. В условиях постоянного потока пациентов, для лечения которых необходимо использовать бинты, в том числе пациентов с возможными аллергическими реакциями на компоненты изделия, в целях минимизации риска возникновения аллергических реакций важно конкретизировать, из каких именно материалов изготовлено такое изделие. Телесный цвет бинта максимально приближен к цвету кожи человека, вследствие чего бинт мало заметен на коже, не привлекает внимания, что в свою очередь важно для пациента.
Как верно отметили суды, обоснование характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Доказательств объективного отсутствия у заказчика необходимости в получении именно такой продукции, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками, которые указаны в аукционной документации, Общество не представило.
В данном случае у Управления отсутствовали основания считать КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" нарушившим требования Закона о контрактной системе и Закона N 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии условий, необходимых для признания оспариваемого решения незаконным, и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Оспариваемое решение не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Доводы заявителя жалобы об ограничении конкуренции носят предположительный характер, не основаны на собранных по делу доказательствах. В материалы антимонопольного дела представлены коммерческие предложения трех потенциальных поставщиков, подтверждающие возможность поставки товара с характеристиками, указанными в техническом задании.
Ссылка заявителя на судебную практику по другим делам отклоняется, поскольку по каждому из них суды исходили из конкретных обстоятельств, не тождественных обстоятельствам рассмотренного дела.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.01.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по делу N А28-13505/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Тонус" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Тонус" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 10.06.2022 N 504.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003.
...
Как свидетельствуют материалы дела, Общество усматривает в действиях заказчика нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при формировании аукционной документации, что выразилось в установлении заказчиком в Технической части (Аукционном задании) дополнительных требований по составу изделий медицинского назначения без обоснования.
...
Доказательств объективного отсутствия у заказчика необходимости в получении именно такой продукции, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками, которые указаны в аукционной документации, Общество не представило.
В данном случае у Управления отсутствовали основания считать КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии" нарушившим требования Закона о контрактной системе и Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2022 г. N Ф01-4260/22 по делу N А28-13505/2021