г. Нижний Новгород |
|
07 сентября 2022 г. |
Дело N А29-13827/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.09.2022 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.03.2022 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 по делу N А29-13827/2021
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785)
об обязании устранить нарушения лесного законодательства в части правил пожарной безопасности в лесах,
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (далее - Общество) об обязании до начала пожароопасного периода 2022 года устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах, освободив охранную зону линейного объекта ВЛ35кВ N 33 "Княжпогост - Онежье", которая расположена в выделах 1 и 2 квартала 33 Княжпогостского участкового лесничества от порубочных остатков.
Исковое требование основано на статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614. Оно мотивировано тем, что арендатор лесного участка допустил нарушение противопожарного режима в лесах.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 21.03.2022, оставленным в силе постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022, удовлетворил иск, обязав Общество до 01.07.2022 устранить нарушения лесного законодательства, выявленные в результате патрулирования территории лесного фонда части квартала 33 Княжпогостского участкового лесничества путем очистки спорной охранной зоны от порубочных остатков, в т.ч. обрубить сучья поваленных деревьев, поваленные деревья складировать в штабеля, места складирования древесины отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, суды нарушили статьи 65, 71, 168 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не дали надлежащей оценки актам патрулирования от 27.07.2020 N 20 и от 02.07.2021 N 22. Кассатор отмечает, что данные акты не содержат сведений о способе и приборе для определения координат местности; суды преждевременно отнесли обследованную территорию к охранной зоне спорного линейного объекта ответчика. Кроме того, ответчик полагает, что суды нарушили статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 27.01.2021 не имеет преюдициальной силы и не могло быть положено в основу обжалованных судебных актов по настоящему делу. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Министерство отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представило.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, согласно информации, поступившей от Общества, на участке в границах охранной зоны линейного объекта ВЛ-35кВ N 33 "Княжпогост - Онежье", проходящей в квартале 33 Княжпогостского участкового лесничества в период с 20.05.2019 по 31.12.2019 проведена расчистка просек воздушных линий электропередачи от древесно-кустарниковой растительности.
На основании приказа государственного учреждения Республики Коми "Железнодорожное лесничество" от 29.06.2020 N 42-П, 27.07.2020 проведено патрулирование территории лесного фонда в выделах 1 и 2 квартала 33 Княжпогостского участкового лесничества, в ходе которого выявлено нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Данное нарушение выразилось в неочистке мест рубок от порубочных остатков и других горючих материалов (срубленная древесина, остатки древесно-кустарниковой растительности).
Результаты патрулирования отражены в акте от 27.07.2020 N 20.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (определение от 18.08.2020) с составлением протокола об административном правонарушении от 05.10.2020 за N 33.
На основании постановления о назначении административного наказания от 20.10.2020 N 758 (с учетом решения Княжпогостского районного суда Республики Коми от 27.01.2021 по делу N 12-13/2021) Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Указанная сумма административного штрафа уплачена Обществом в полном объеме платежным поручением от 18.02.2021 N 9783.
Государственное учреждение Республики Коми "Железнодорожное лесничество" в претензии от 14.10.2020 N 58 уведомило Общество о необходимости в срок до начала пожароопасного периода 2021 года устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: освободить охранную зону линейного объекта от горючих материалов.
Позднее, 02.07.20201 участковый лесничий Княжпогостского участкового лесничества А.В. Стаханов, мастер леса М.И. Савко провели повторное патрулирование с целью установления устранения ранее выявленных нарушений, зафиксированных в акте патрулирования территории лесного фонда от 27.07.2020 N 20, по результатам которого составлен акт патрулирования территории лесного фонда от 02.07.2021 N 22. В данном акте отражено, что ранее выявленные нарушения не устранены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно статьям 9 (части 1), 25 (части 1) и 45 (частям 1 и 5) Лесного кодекса Российской Федерации, одним из видов использования лесов является реконструкция линейных объектов. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в рассматриваемый период были утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (до 01.01.2021, далее - Правила N 223) и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434 (с 01.01.2021, далее - Правила N 434).
Согласно пункту 8 Правил N 223 и 434, в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Указанным положениям корреспондирует пункт 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160. Согласно названному пункту сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:
а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;
б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;
в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Далее, на основании статей 50.7 (части 1), 51 (частей 1 и 4) и 53 (частей 1 - 3), леса подлежат охране от пожаров. Такая охрана включает в себя, в т.ч. выполнение мер пожарной безопасности в лесах, в числе коих предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров, а также иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемый период действовали Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (до 01.01.2021, далее - Правила N 417), а также Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (с 01.01.2021, далее - Правила N 1614).
В силу пунктов 16, 17 (подпункта "б"), 19, 34 и 35 Правил N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется, в числе прочего, укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами - не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В пунктах 26, 27 (подпункте "б"), 29, 31 и 45 Правил N 1614 установлено, что при проведении очистки мест рубок осуществляется укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 Правил. При этом допускается складирование вырубленной древесины в границах просеки с соблюдением требований пункта 29 Правил в случае, если выполнение требований пункта 31 при складировании невозможно ввиду отсутствия близлежащих открытых пространств или ширины просеки.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что исковое требование Министерства подлежит удовлетворению.
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что порубочные остатки на просеках представляют собой не только сучья и ветки, но и фрагменты стволов деревьев, следовательно, перегнивание порубочных остатков, которое бы привело к их исчезновению без иной переработки, до начала пожароопасного сезона невозможно. Доказательства выполнения очистки просек ответчик в материалы дела не представил. При этом обязанность по содержанию просеки линейного объекта в надлежащем состоянии, а равно по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, возложена на Общество.
Отклоняя доводы заявителя относительно использованных при обследовании способах и приборах измерения, суды пришли к однозначному выводу о том, что достоверность определения площади спорного участка не вызывает сомнений.
Довод заявителя жалобы о нарушении статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отклонен апелляционным судом. Как верно указал суд апелляционной инстанции, ссылка в обжалуемом решении на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 27.01.2021 по делу N 12-13/2021 не связана с освобождением истца от доказывания и установлением каких-либо обстоятельств на основании указанного решения суда общей юрисдикции.
Иные аргументы жалобы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанции, иную оценку доказательств, представленных в материалы дела, и подлежат отклонению, как заявленные за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается. Данные разъяснения даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 32 постановления от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо (определение от 17.02.2015 N 274-О).
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.03.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 по делу N А29-13827/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Переоценка судом кассационной инстанции доказательств, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается. Данные разъяснения даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 32 постановления от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо (определение от 17.02.2015 N 274-О)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 сентября 2022 г. N Ф01-4220/22 по делу N А29-13827/2021