Нижний Новгород |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А43-37091/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.
при участии представителей
от союза "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Альянс": Коротковой И.А. (доверенность от 30.01.2023), Горшковой Т.Ю. (доверенность от 09.01.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Замоломского Вадима Владимировича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.08.2022 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2022 по делу N А43-37091/2021
по иску Замоломского Вадима Владимировича, Лобастова Алексея Михайловича, Власова Сергея Павловича
к союзу "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Альянс" (ИНН: 5260111600, ОГРН: 1025203032062),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -Слепов Сергей Иванович,
о признании недействительными решения совета союза
и установил:
Замоломский Вадим Владимирович (далее - Замоломский В.В.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к союзу "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Альянс" (далее - СРО, Союз) о признании недействительным решения совета Союза по вопросу N 2, оформленного протоколом N 287 от 11.11.2021, как принятого с нарушением компетенции.
Определениями суда удовлетворены ходатайства Власова С.П., Лобастова А.М., о привлечении их к участию в деле в качестве соистцов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Слепов Сергей Иванович
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 01.08.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2022, в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Замоломский В.В. обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
По мнению заявителя, суды проигнорировали следующее: оспариваемый целевой взнос является дополнительным имущественным взносом; оспариваемое решение принято в отсутствие установленного общим собранием членов Союза порядка определения размера и способа уплаты целевого взноса; полномочием определить размер членского взноса обладает общее собрание членов Союза в силу прямого указания в уставе; способ и основание расчета спорного взноса.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить решение и постановление без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей ответчика, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, 11.11.2021 состоялось заочное заседание Совета Союза, оформленное протоколом N 287, на котором принято решение по второму вопросу повестки дня: "Обязать каждого арбитражного управляющего-члена Союза "СОАУ "Альянс" перечислить целевой членский взнос на расчетный счет Союза "СОАУ "Альянс" до 31.12.2021 в сумме 100 000 рублей".
Как следует из представленной членам Союза к заседанию информации и материалов ко второму вопросу повестки дня, данный вопрос обусловлен необходимостью пополнения компенсационного фонда Союза в связи со значительными выплатами из средств компенсационного фонда в счет взысканных по решению судов убытков с арбитражных управляющих и в целях обеспечения соответствия размера компенсационного фонда Союза требованиям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", что в противном случае может повлечь исключение СРО из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Истцы, не согласившись с указанным решением Совета Союза, и считая, что совет вышел за рамки полномочий, установленных законом и уставом Союза, обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25.1 Закона о банкротстве для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражные управляющие обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих, соответствующего требованиям настоящего Закона.
Компенсационным фондом саморегулируемой организации арбитражных управляющих является обособленное имущество, принадлежащее саморегулируемой организации на праве собственности. Он формируется за счет членских взносов членов саморегулируемой организации, перечисляемых только в денежной форме в размере не менее чем двести тысяч рублей на каждого ее члена. Минимальный размер компенсационного фонда составляет пятьдесят миллионов рублей. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
По правилам пункта 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Согласно пункту 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 ГК РФ).
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения (пункта 3 статьи 181.4 ГК РФ).
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 ГК РФ).
В статье 181.5 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, подлежат правовому регулированию нормами Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о саморегулируемых организациях), Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 21.1 Закона о банкротстве структура, порядок формирования, компетенция и срок полномочий органов управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом некоммерческой организации, внутренними документами этой саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В пункте 2 названной статьи указано, что общее собрание членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих является высшим органом управления саморегулируемой организации, полномочным рассматривать вопросы, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и уставом некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона о банкротстве к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих относятся следующие вопросы: утверждение устава саморегулируемой организации, внесение в него изменений; установление условий членства в саморегулируемой организации, порядка приема в члены саморегулируемой организации и порядка прекращения членства в саморегулируемой организации; определение приоритетных направлений деятельности саморегулируемой организации, принципов формирования и использования ее имущества; избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее - коллегиальный орган управления), принятие решений о досрочном прекращении полномочий коллегиального органа управления или отдельных его членов; утверждение в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом некоммерческой организации, отчетов коллегиального органа управления и исполнительного органа саморегулируемой организации о результатах финансово-хозяйственной и организационной деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих; утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности; назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, досрочное освобождение такого лица от должности; утверждение сметы саморегулируемой организации, внесение в нее изменений, утверждение годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации; принятие решения о добровольном исключении сведений о саморегулируемой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов саморегулируемой организации, на необоснованность решения об исключении этого лица из членов саморегулируемой организации и принятие решения по такой жалобе; принятие решений о реорганизации или добровольной ликвидации саморегулируемой организации, назначении ликвидационной комиссии; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ), принятие иных решений в соответствии с федеральными законами и уставом некоммерческой организации. Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - седьмым и десятым - двенадцатым настоящего пункта, не могут быть отнесены уставом некоммерческой организации к компетенции иных органов управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
В силу статьи 15 Закона о саморегулируемых организациях органами управления саморегулируемой организации являются: общее собрание членов саморегулируемой организации, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации, исполнительный орган саморегулируемой организации. В саморегулируемой организации функции постоянно действующего коллегиального органа управления могут осуществляться общим собранием членов саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 16 Закона о саморегулируемых организациях к компетенции общего собрания членов саморегулируемых организаций относится: утверждение устава некоммерческой организации, внесение в него изменений; избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов; назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, досрочное освобождение такого лица от должности; утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации; определение приоритетных направлений деятельности саморегулируемой организации, принципов формирования и использования ее имущества; утверждение отчета постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации и исполнительного органа саморегулируемой организации; утверждение сметы саморегулируемой организации, внесение в нее изменений, утверждение годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации; принятие решения о добровольном исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций; принятие решения о реорганизации или ликвидации некоммерческой организации, назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии; рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов саморегулируемой организации, на необоснованность принятого постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации на основании рекомендации ее органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия решения об исключении этого лица из членов саморегулируемой организации и принятие решения по такой жалобе; принятие иных решений в соответствии с федеральными законами и уставом некоммерческой организации.
Вопросы, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 - 10 части 3 настоящей статьи, не могут быть отнесены уставом некоммерческой организации к компетенции иных органов управления саморегулируемой организации (пункт 3.1 статьи 16 названного закона).
Согласно части 1 статьи 28 Закона о некоммерческих организациях порядок принятия органами управления некоммерческой организации решений устанавливается ее учредительными документами в соответствии с данным законом и иными федеральными законами.
На основании части 6 статьи 17 Закона о саморегулируемых организациях порядок принятия решений постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации устанавливается уставом некоммерческой организации.
Приведенные нормы являются отсылочными и, определяя правовой уровень регулирования приведенных в них вопросов, допускают регламентирование порядка деятельности некоммерческой организации, в том числе принятия ею решений, исключительно локальными правовыми актами соответствующей организации.
В соответствии с пунктом 9.1 устава Союза, утвержденного общим собранием Союза "СОАУ "Альянс" от 25.09.2019, органами управления Союза являются высший орган управления Союзом - общее собрание членов Союза, постоянно действующий коллегиальный орган управления - Совет Союза; коллегиальный исполнительный орган, единоличный исполнительный орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.10 Гражданского кодекса РФ к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.
Согласно подпунктам 8, 10 пункта 10.4 устава Союза к компетенции общего собрания относится утверждение положений о компенсационном фонде Союза, о членстве в Союзе, определение размеров и порядка уплаты членами Союза установленных пунктом 7.4 настоящего устава членских взносов.
В соответствии с пунктом 7.4 устава в Союзе установлены следующие виды взносов: 1) вступительные членские взносы, взносы в компенсационный фонд, ежеквартальные членские взносы, дополнительные членские взносы, целевые взносы.
В силу пункта 11.8 устава к компетенции Совета Союза относится принятие решения о конкретных целях, порядке, сроках и размере уплаты целевых взносов.
Согласно пункту 6.6 Положения о членстве в Союзе "СОАУ "Альянс", утвержденного общим собранием Союза от 23.11.2015, с изменениями от 27.09.2016, целевые членские взносы - это взносы, уплачиваемые арбитражными управляющими для решения конкретной цели деятельности Союза. Конкретная цель, порядок, сроки уплаты и сумма взноса по каждому целевому взносу определяется отдельным решением Совета Союза.
Таким образом, принятие решений о конкретном целевом взносе, его размере относится к компетенции Совета Союза.
С учетом изложенного суды пришел к верному выводу о том, что спорное решение Совета Союза принято в пределах его полномочий, делегированных ему в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона о саморегулируемых организациях и пунктом 1 статьи 123.10 ГК РФ общим собранием членов Союза и уставом последнего.
Вопреки доводам истцов, статья 123.10 ГК РФ устанавливает, что к исключительной компетенции высшего органа союза относится принятие решения о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, а не установление конкретных размеров членских взносов.
При этом, принятие решения Советом Союза об уплате взноса в компенсационный фонд в целях обеспечения соответствия компенсационного фонда требованиям Закона о банкротстве не противоречит положениям устава Союза, в том числе пункту 7.2, в соответствии с которым в случае, если сумма средств в компенсационном фонде стала менее минимального размера компенсационного фонда, установленного Федеральным законом о "О несостоятельности (банкротстве)", Совет союза принимает решение о внесении членами союза дополнительных взносов, обеспечивающих увеличение компенсационного фонда до необходимого размера. Определение указанного взноса как целевого не противоречит ни нормам права, ни положениям Устава, ни иным внутренним документам Союза.
Правовых оснований для квалификации положений устава Союза в качестве ничтожных суды не усмотрели, поскольку не нашли противоречий с положениями статьи 123.10 ГК РФ, статей 12, 16 Закона о саморегулируемых организациях, статьи 21.1 Закона о банкротстве.
Нарушений порядка подготовки, созыва и проведения собрания совета судами также не установлено. Материалы дела содержат доказательства уведомления членов совета о проведении 11.11.2021 заочного заседания Совета с приложением материалов по повестки дня (в том числе информации по вопросу N 2 с приложением обоснования необходимости взноса), что соответствует пунктам 11.9.1, 11.9.3, 11.9.4, 11.9.6 устава. Решение принято большинством голосов членов совета, как того требует пункт 11.9.8 устава. Собрание имело кворум, было правомочно принимать решения по всем вопросам объявленной повестки дня.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении иска. Довод заявителя о том, что спорный взнос является дополнительным имущественным взносом членов ассоциации (союза), подлежит отклонению, поскольку в данном случае Советом Союза определен целевой взнос, который наряду с другими взносами (вступительные членские взносы, взносы в компенсационный фонд, ежеквартальные членские взносы, дополнительные членские взносы) установлен пунктом 7.4 устава.
Несогласие заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций не свидетельствуют о наличии в обжалованном судебном акте нарушений норм материального и/или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.08.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2022 по делу N А43-37091/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Замоломского Вадима Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6.6 Положения о членстве в Союзе "СОАУ "Альянс", утвержденного общим собранием Союза от 23.11.2015, с изменениями от 27.09.2016, целевые членские взносы - это взносы, уплачиваемые арбитражными управляющими для решения конкретной цели деятельности Союза. Конкретная цель, порядок, сроки уплаты и сумма взноса по каждому целевому взносу определяется отдельным решением Совета Союза.
Таким образом, принятие решений о конкретном целевом взносе, его размере относится к компетенции Совета Союза.
С учетом изложенного суды пришел к верному выводу о том, что спорное решение Совета Союза принято в пределах его полномочий, делегированных ему в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона о саморегулируемых организациях и пунктом 1 статьи 123.10 ГК РФ общим собранием членов Союза и уставом последнего.
Вопреки доводам истцов, статья 123.10 ГК РФ устанавливает, что к исключительной компетенции высшего органа союза относится принятие решения о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, а не установление конкретных размеров членских взносов.
...
Правовых оснований для квалификации положений устава Союза в качестве ничтожных суды не усмотрели, поскольку не нашли противоречий с положениями статьи 123.10 ГК РФ, статей 12, 16 Закона о саморегулируемых организациях, статьи 21.1 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 марта 2023 г. N Ф01-7766/22 по делу N А43-37091/2021