Нижний Новгород |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А43-10262/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Чиха А.Н.,
при участии представителей
от войсковой части 3274:
Половникова М.А. (доверенность от 15.06.2022 N 15),
от федерального государственного унитарного предприятия "Российский федеральный ядерный центр Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики":
Романова Н.Н. (доверенность от 15.12.2022 N 2036/283д),
от федерального государственного казенного учреждения "Управление Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации":
Половникова М.А. (доверенность от 09.01.2023 N Д/К-26),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - войсковой части 3274
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.09.2022,
принятое судьей Андрюхиной Ю.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022,
принятое судьями Ковбасюком А.Н., Захаровой Т.А., Устиновой Н.В.,
по делу N А43-10262/2022
по иску войсковой части 3274
(ИНН: 5254014944, ОГРН: 1045207001586)
к федеральному государственному унитарному предприятию "Российский федеральный ядерный центр Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики"
(ИНН: 5254001230, ОГРН: 1025202199791)
о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, -
федеральное государственное казенное учреждение "Управление Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации",
и установил:
войсковая часть 3274 (далее - Войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Российский федеральный ядерный центр Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" (далее - Предприятие) о взыскании 998 808 рублей 80 копеек компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими.
Исковое требование основано на статье 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон о национальной гвардии), постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 и мотивировано тем, что Предприятие отказалось от компенсации расходов военнослужащих.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное казенное учреждение "Управление Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Управление).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 06.09.2022, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022, удовлетворил иск частично, взыскав с Предприятия в пользу Войсковой части 371 874 рублей 19 копеек компенсации и отказав в удовлетворении остальной части требования. Суды пришли к выводу, что правовые основания для возложения на ответчика обязанности по выплате компенсации в части сверхнормативных расходов за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими, осуществляющими охрану его объектов, отсутствуют.
Войсковая часть не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суды не учли, что часть 4 статьи 27 Закона о национальной гвардии прямо возлагает обязанность по компенсации расходов военнослужащих на организацию, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии; каких-либо исключений данная норма не содержит. Истец полагает, что суды неправильно истолковали нормы законодательства о выплате компенсаций. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу Войсковой части - без удовлетворения.
Управление отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представило. Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, войсковая часть 3274 выполняет служебно-боевые задачи по охране важного государственного объекта Предприятия. В этой связи Войсковая часть и Предприятие 19.04.2021 заключили соглашение N 3274 о взаимодействии по вопросам компенсации расходов на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.
В связи с отсутствием у ответчика служебных жилых помещений, войсковая часть понесла расходы на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащих, размер которых с 01.07.2021 по 31.12.2021 составил 998 808 рублей 80 копеек.
В качестве доказательств несения расходов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащих истцом представлены в материалы дела копии договоров найма жилых помещений, выписки из протоколов заседаний жилищной комиссии Войсковой части, копии платежных документов. В ходе переписки сторон ответчик отказал в удовлетворении требования о выплате компенсации в части сверхнормативных расходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения Войсковой части в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В статье 27 Закона о национальной гвардии предусмотрено, что организации, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны:
1) обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, и проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций;
2) размещать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1).
Названные организации при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять этим военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 этой статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности (часть 2).
Военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 этой статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3).
В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии (часть 4).
Так, в статье 15.3 (частях 1 и 2) Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается ежемесячно за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Порядок расчета денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и ее размеры утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок выплаты указанной денежной компенсации устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Указанный Порядок расчета и размеры выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909.
Согласно пункту 2 этого постановления компенсация выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим этого пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1103, по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (абзац первый). В случае, если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым этого пункта, ниже размеров, установленных пунктом 2(1) постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) постановления (абзац второй). Норматив общей площади помещения для расчета компенсации устанавливается в размере 24 квадратных метров для одиноко проживающего военнослужащего, 36 квадратных метров - на семью из двух человек, 43 квадратных метра - из трех человек, по 12 квадратных метров на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более (абзац третий).
Расходы, связанные с реализацией данного пункта, размеры которых превышают размеры, установленные пунктом 2 (1) постановления (при условии, что указанные расходы произведены с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица), возмещаются федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели (абзац пятый).
В пункте 2(1) постановления установлено, что компенсация военнослужащим выплачивается в размере, не превышающем: в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15 000 рублей; в других городах и районных центрах - 3600 рублей; в прочих населенных пунктах - 2700 рублей. Указанный размер денежной компенсации повышается на 50 процентов при условии, что совместно с военнослужащим проживают 3 и более членов семьи.
По смыслу приведенных положений сумма компенсации, которая признается в соответствии с пунктом 2(1) постановления N 909 сверхнормативной, не подлежит возмещению за счет организации, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии, а возмещается за счет Росгвардии и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
Указанный правовой подход не признан неправомерным Верховным Судом Российской Федерации (определения от 13.04.2020 N 307-ЭС20-3906, от 04.08.2020 N 307-ЭС20-10516, от 27.07.2022 N 308-ЭС22-11706).
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что требование истца является обоснованным и подлежит частичному удовлетворению.
Суды исходили из того, что факт несения истцом расходов в сумме 998 808 рублей 80 копеек на выплату денежных компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, исполнявшим обязанность по охране объектов с 01.07.2021 по 31.12.2021, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспаривается. В то же время, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что предъявленная истцом к взысканию сумма компенсации превышает нормативную.
Согласно представленному ответчиком в материалы дела расчету задолженности, размер компенсации в пределах лимитов, установленных постановлением N 909, составляет 371 874 рубля 19 копеек. Данный расчет судом проверен и признан верным; истцом не опровергнут.
Ссылаясь на пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 в обоснование своей позиции, истец не учел, что данный пункт отсылает к положениям пункта 2(1). Абзац пятый пункта 2 постановления прямо указывает, что расходы, связанные с реализацией данного пункта, размеры которых превышают размеры, установленные пунктом 2 (1) постановления, возмещаются федеральным органом, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
По общему же правилу, компенсация выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, и предельной стоимости найма (поднайма) одного квадратного метра общей площади жилого помещения. Превышение же норматива осуществляется с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет этого органа. Иной подход позволял бы с разрешения уполномоченных лиц выплачивать компенсации, существенно превышающие нормативные, без наличия на то необходимости, которая обусловлена выполнением обязанности по охране важных государственных объектов, и согласия организации, чьи объекты подлежат такой охране, за счет последней. Это противоречит абзацу пятому пункта 2 постановления N 909 и системному толкованию положений статьи 27 Закона о национальной гвардии. Данные обязательства непосредственно отнесены на Росгвардию.
Таким образом, доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Суды правомерно частично удовлетворили иск.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Войсковая часть освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.09.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022 по делу N А43-10262/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу войсковой части 3274 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылаясь на пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 в обоснование своей позиции, истец не учел, что данный пункт отсылает к положениям пункта 2(1). Абзац пятый пункта 2 постановления прямо указывает, что расходы, связанные с реализацией данного пункта, размеры которых превышают размеры, установленные пунктом 2 (1) постановления, возмещаются федеральным органом, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
По общему же правилу, компенсация выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, и предельной стоимости найма (поднайма) одного квадратного метра общей площади жилого помещения. Превышение же норматива осуществляется с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет этого органа. Иной подход позволял бы с разрешения уполномоченных лиц выплачивать компенсации, существенно превышающие нормативные, без наличия на то необходимости, которая обусловлена выполнением обязанности по охране важных государственных объектов, и согласия организации, чьи объекты подлежат такой охране, за счет последней. Это противоречит абзацу пятому пункта 2 постановления N 909 и системному толкованию положений статьи 27 Закона о национальной гвардии. Данные обязательства непосредственно отнесены на Росгвардию."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 апреля 2023 г. N Ф01-242/23 по делу N А43-10262/2022