Нижний Новгород |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А43-38429/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Чиха А.Н.,
в присутствии представителей
от товарищества собственников жилья "Дубки": Добруник М.В. (по доверенности от 11.01.2023 N 08),
от общества с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ": Сумневич Л.А. (по доверенности от 12.04.2023 N АТЭЦ-ДВ-23-052)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
товарищества собственников жилья "Дубки"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.09.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023
по делу N А43-38429/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ"
(ОГРН: 1045207048611, ИНН: 5256049357)
к товариществу собственников жилья "Дубки"
(ОГРН: 1105258001155, ИНН: 5258089066)
о взыскании задолженности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Дубки" (далее - Товарищество) о взыскании 470 223,56 рубля задолженности по договору от 01.01.2012 N 2455/2/30 (годовая корректировка за 2020 год), 91 693,59 рубля неустойки, начисленной с 23.02.2021 по 31.03.2022 и далее за период с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга.
Заявленное требование основано на статьях 309, 310, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано ненадлежащим исполнением Товариществом обязательств по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.01.2012 N 2455/2/30.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 26.09.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023, удовлетворил иск частично, взыскал с Товарищества в пользу Общества 467 048,48 рубля долга, 91 074,45 рубля пени и пени с суммы долга с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга, исчисленные на основании пункта 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), 14 162 рублей государственной пошлины, в удовлетворении остальной части иска отказал.
Суды пришли к выводу о том, что размер задолженности документально подтвержден, доказательств ее оплаты Товарищество не представило.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель полагает, что у Товарищества отсутствует задолженность по оплате тепловой энергии, поставленной в 2020 году на нужды многоквартирного дома N 65 по проспекту Ленина города Нижнего Новгорода. Жилая и нежилая часть МКД снабжаются тепловой энергией независимо друг от друга по двум отдельным вводам, ответчик не занимается эксплуатацией (содержанием) офисных теплосчетчиков, поскольку в состав общего имущества МДК эти приборы не входят, и соответственно, составной частью коллективного (общедомового) теплосчетчика не являются.
Все средства измерения находятся в работоспособном состоянии и пригодны для коммерческого учета тепловой энергии, в том числе прибор учета ВКТ N 81170, и могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии в отопительном сезоне 2019 - 2020 гг.
Расчеты оплаты за поставленный коммунальный ресурс должен был быть произведен истцом в соответствии с условиями заключенных между Обществом и собственниками и арендаторами нежилых помещений договоров, то есть с использованием показаний средств измерения (приборов учета) тепловой энергии, установленных в узлах N 1, 2 и 3. Обществом не представлены доказательства, подтверждающие правомерность осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя расчетным путем.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в заседании окружного суда, отклонило изложенные в ней доводы, просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и второй инстанций, между сторонами заключен договор теплоснабжения от 01.01.2012 N 2455\2\30, по условиям которого теплоснабжающая организация (истец) обязуется обеспечить подачу исполнителю (ответчику) тепловой энергии и (или) горячей воды через тепловые сети и сети горячего водоснабжения ООО "Заводские сети", ООО "Энергосети" (сетевая организация) в точки поставки, а исполнитель обязуется принимать тепловую энергию и горячую воду с целью оказания потребителям коммунальных услуг "Центральное отопление" (отопление) и/или "Горячее водоснабжение" (ГВС) в точках поставки в количестве согласно приложению N 1 к договору и оплачивать коммунальный ресурс по тарифам, утвержденным в установленном порядке (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 3 приложения N 3 к договору срок оплаты установлено 20-е число месяца, следующего за расчетным.
Ответчик в 2020 году осуществлял управление многоквартирным домом N 65 по проспекту Ленина города Нижнего Новгорода, в котором находятся пять нежилых помещений общей площадью 2489,30 квадратного метра.
В 2020 году истец осуществлял поставку тепловой энергии в указанный многоквартирный дом и находящиеся в нем нежилые помещения.
За указанный период в целях оплаты тепловой энергии ответчик перечислил истцу 3 062 794,15 рубля, исходя из количества потребленной тепловой энергии, ежемесячный размер определен как одна двенадцатая часть показаний тепловычислителя N ВКТ N 81170 за 2020 год.
По итогам 2020 года истцом произведена корректировка платы за тепловую энергию на сумму 470 223,56 рубля, не оплата которой послужила основанием для обращения с иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыв на нее и заслушав представителей сторон, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
Статьей 15 Закона N 190-ФЗ установлено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (часть 1). Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 9). Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 10).
Согласно пункту 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению в случаях, когда в течение календарного года учет осуществлялся как по общедомовому прибору учета, так и расчетным способом.
Пунктом 42(2) Правил N 354 предусмотрено, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с первого июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4): Pi = Pkpi - PNopi, где: Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59(1) и 60(1) Правил N 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов; PNopi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Согласно пункту 59 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее шести месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (для отопления - не менее трех месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд.
В силу пункта 60 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.
Пунктом 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 124 (далее - Правила
124), при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, учитывается, что объем тепловой энергии, поставляемой за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении трех месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
д=
т
,, где: NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя установлены Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), которыми установлено, что организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе ввод узла учета в эксплуатацию (пункт 17).
В пункте 68 Правил N 1034 установлено, что акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
В соответствии с разделом "Общие положения" Правил N 354 коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Факты отпуска тепловой энергии ответчику и количество этой энергии подтверждены материалами дела и ответчиком не опровергнуты.
Доказательств оплаты задолженности ответчик в материалы дела не представил.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2019 году в спорном многоквартирном доме ответчик изменил схему теплоснабжения, в результате в разных частях многоквартирного дома имеются три узла учета тепловой энергии: прибор учета N ВКТ N 81170 (жилая часть); прибор учета N ВКТ9 N 002853, установленный для учета тепловой энергии, потребляемой нежилыми помещениями ВП-1, ВП-9; прибор учета N СБ-0,4А2 N 17092, установленный для учета тепловой энергии, потребляемой нежилыми помещениями ВП-2, ВП-3, ВП-4.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации акты периодической проверки от 28.09.2020 N 11167/н, N 11168/н и N 11169/н, суды установили, что приборы учета ТВ7-03 (жилая часть), N СБ-04-А2 (абоненты - Родионов С.А., Пашин В.Н., Вихрев В.В., ООО МЦ "Веста-НН2) и ВКТ-9 (абонент - АО "Тандер") после реконструкции введены в эксплуатацию. Однако документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию трех приборов учета до сентября 2020 года, ответчик в материалы дела не представил, как и доказательств наличия на момент реконструкции (2019 год) допущенного в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии для помещений ВП-2, ВП-3, ВП-4.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, МКД является единым объектом недвижимости, разделение его на жилую и нежилую части законом не предусмотрено, вне зависимости от отдельного ввода системы отопления нежилой части, от наличия отдельного подключения к внешним сетям, коллективным (общедомовым) прибором учета МКД будет комплекс средств измерения, учитывающий все части МКД. Расчет тепловой энергии отдельно по секциям одного многоквартирного дома, противоречит законодательству.
Коллективным прибором учета в данном МКД является совокупность средств измерения (три прибора учета), в отсутствие доказательств ввода в эксплуатацию всех трех приборов учета, учитывающих разные части многоквартирного дома, не представляется возможным сделать вывод о наличии в многоквартирном доме, являющемся единым объектом недвижимости, общедомового прибора учета, отвечающего требованиям действующего законодательства.
В случае выхода из строя введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора пунктом 59 (1) Правил N 354 предусмотрен льготный период для расчета размера платы за коммунальные услуги отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. По истечении трех расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из нормативов потребления.
То обстоятельство, что дом оборудован тремя отдельными приборами учета тепловой энергии, не может повлечь изменение порядка расчета электроэнергии на общедомовые нужды, исходя из показаний каждого из приборов в отдельности, поскольку в силу пункта 2 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов данные приборы являются совокупностью средств измерения, которые представляют собой один коллективный (общедомовой) прибор учета, поэтому при применении вышеуказанной формулы необходимо исходить из показателей всех приборов в совокупности.
Указанная правовая позиция отражена, в том числе в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2020 N 306-ЭС19-27911 по делу N А06-55/2019.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о правомерности корректировки платы за отопление 2020 года расчетным способом с учетом повышающего коэффициента.
Расчет задолженности проверен нижестоящими судами и признан верным, соответствующим действующему законодательству.
Материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по оплате, поэтому предъявление истцом требования о взыскании неустойки является правомерным. Расчет размера неустойки судами проверен и признан арифметически верным.
Как верно указал апелляционный суд, факт перехода собственников нежилых помещений на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией не освобождает потребителей энергоресурсов от обязанности вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов предыдущих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей, и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2023 по делу N А43-38429/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Дубки" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указал апелляционный суд, факт перехода собственников нежилых помещений на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией не освобождает потребителей энергоресурсов от обязанности вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 мая 2023 г. N Ф01-2393/23 по делу N А43-38429/2021