Нижний Новгород |
|
27 июля 2023 г. |
Дело N А11-4835/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Степанцевой Л.В. (доверенность от 20.06.2023 N 46-03-40/36)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.01.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023
по делу N А11-4835/2022
по заявлению федерального казенного учреждения
"Центр по обеспечению деятельности Казначейства России"
(ИНН: 7709895509, ОГРН: 1127746046691)
о признании недействительным решения
Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области
(ИНН: 3328101887, ОГРН: 1033302007914),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Сервис систем безопасности"
(ИНН: 7724777348, ОГРН: 1117746080187),
и установил:
федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление) от 03.03.2022 по делу N РНП 33-1683 об отказе во включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Сервис Систем Безопасности" (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков (заказчиков, исполнителей) (далее - Реестр).
Общество привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 31.01.2023 заявленное требование удовлетворено, Управление обязано устранить допущенные нарушения.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание разъяснения, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П. Общество принимало меры для исполнения контракта, в его действиях отсутствовали признаки недобросовестности.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.
Заинтересованное и третье лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам электронного аукциона Учреждение (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили государственный контракт от 08.06.2021 N 5-22-эа/31 на оказание услуг по комплексной уборке административных зданий и территорий, прилегающих к административным зданиям, для обеспечения нужд Управления Федерального казначейства по Воронежской области.
Услуги оказываются с 01.01.2022 по 31.12.2022 включительно (пункт 3.2 контракта).
Услуги оказываются в рабочие дни заказчика/получателя (Управления Федерального казначейства по Воронежской области), утреннее или вечернее время с 07 часов 30 минут до 10 часов 30 минут или с 15 часов 30 минут до 17 часов 30 минут по московскому времени. Услуги по уборке территорий, прилегающих к административным зданиям, оказываются в рабочие дни заказчика/получателя до 08 часов 00 минут, поддержание чистоты осуществляется до 18 часов 00 минут; по выходным и праздничным дням до 10 часов 00 минут по московскому времени. Периодичность оказания услуг указана в таблицах N 2 - 8 приложения N 1.
Обязанности исполнителя установлены в пункте 4.1 контракта и определены в следующем объеме: оказывать услуги в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, контрактом и приложениями к контракту; оказывать услуги в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом; устранять недостатки, выявленные при приемке оказанных услуг; участвовать в приемке результата оказанных услуг в соответствии с разделом 5 контракта; в случае если при оказании услуг исполнителем нанесены повреждения объекту(ам), ответственность и устранение нанесенного ущерба возложить на исполнителя; оказывать услуги без остановки рабочего процесса заказчика/получателя; оказывать услуги за свой риск, своими силами и техническими средствами, а также силами и техническими средствами привлеченных им соисполнителей на условиях, установленных контрактом; нести ответственность перед заказчиком за ненадлежащее оказание услуг по контракту; обеспечить заказчику и получателю возможность контроля и надзора за ходом оказания услуг, представлять по их требованию отчеты о ходе оказания услуг; не разглашать сведения, полученные о получателе и заказчике в ходе исполнения контракта; своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику и получателю результаты оказания услуг; обеспечить во время оказания услуг соблюдение правил, предусмотренных нормативными актами по охране труда, противопожарной безопасности, охране окружающей среды, соблюдение санитарных норм и других требований, установленных законодательством Российской Федерации в течение всего срока оказания услуг; выполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
В пункте 4.4 контракта определены обязанности заказчика обеспечить условия для оказания услуг, обеспечить доступ па объект(ы); принять оказанные услуги в порядке, предусмотренном разделом 5 контракта; оплатить услуги, оказанные исполнителем в порядке, предусмотренном контрактом и в срок, определенный условиями контракта.
В соответствии с Техническим заданием (приложение N 1) "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки" исполнитель должен обеспечить качественную уборку и соблюдение чистоты помещений. Уборка площадей должна производиться с использованием оборудования, инвентаря, расходных материалов исполнителя. Вынос с убираемой площади мусора, бытовых отходов исполнитель должен производить в специально предназначенные контейнеры. Весь персонал исполнителя должен быть обеспечен специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Весь персонал исполнителя соглашается на предоставление информации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Для осуществления уборки площадей в соответствии с требованиями к качеству оказываемых услуг исполнитель в обязательном порядке должен выполнить следующие требования: самостоятельно решать все вопросы (в том числе финансовые), связанные с закупкой, доставкой, разгрузкой, размещением и содержанием в зданиях оборудования, инвентаря, средств, товаров и материалов, используемых при уборке; производить без взимания дополнительной платы доставку, разгрузку, размещение и содержание в зданиях всех необходимых химических средств (моющих, дезинфицирующих, чистящих, полирующих, парфюмерных, косметических); хранить оборудование, инвентарь, средства, товары и материалы, используемые при уборке, в местах, указанных получателем/заказчиком.
Учитывая установленный контрольно-пропускной режим объектов, исполнитель в период с 27.12.2021 по 31.12.2021 предоставляет заказчику и получателю список сотрудников, привлекаемых к исполнению контракта, с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, гражданства, должности (профессии), номера и даты заключенного трудового договора (договора гражданско-правового характера) и (или) договора субподряда, вида оказываемых услуг каждым сотрудником по форме согласно приложению N 3 к контракту, а также контактную информацию и список транспортных средств, имеющих право доступа на территорию, для оформления пропусков. При внесении изменений в указанный список исполнитель в течение двух рабочих дней письменно уведомляет заказчика об этих изменениях.
Исполнитель перед оказанием услуг и в процессе оказания услуг обязан предъявлять заказчику необходимую информацию и наличие требуемых законодательством документов, указанных в Ведомости учета мероприятий по осуществлению контроля за безопасным исполнением обязательств по государственному контракту, представленной в приложении N 4 к контракту.
Заказчик вправе не допускать исполнителя к оказанию услуг или приостанавливать оказание услуг в случае выявления косвенной или прямой угрозы жизни или здоровью людей либо угрозы возникновения аварии или материального ущерба, а также в случае непредоставления информации, указанной в приложениях N 3 и 4 к контракту.
Исполнитель назначает ответственного представителя для решения организационных вопросов.
В пункте 9.6 контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Общество в период с 27.12.2021 по 31.12.2021 не представило списки сотрудников, привлекаемых к исполнению контракта, не осуществило передачу расходных материалов на январь месяц, не приступило к оказанию услуг по комплексной уборке административных зданий и территорий, прилегающих к административным зданиям.
Общество направило Учреждению уведомление от 10.12.2021 N 302 о готовности приступить к исполнению контракта, в котором просило представить информацию о готовности заказчика предоставить доступ в место производства работ с 01.01.2022 по 09.01.2022 и о гарантиях безопасности труда сотрудников исполнителя при оказании услуг в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой на территории Российской Федерации, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, а именно предоставить информацию о вакцинации сотрудников заказчика в местах оказания услуг либо об отстранении от работы сотрудников, не прошедших вакцинацию.
Учреждение письмом от 20.12.2021 N 35-03-23/08-9002 сообщило Обществу об исполнении поручения заместителя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 15.10.2021 N ТГ-П-12-14585кв "О необходимости обеспечения достижения в трудовых коллективах коллективного иммунитета против новой коронавирусной инфекции не менее 80%".
В письме от 28.12.2021 N 341 Общество обратилось к Учреждению с просьбой в срок до 31.12.2021 предоставить исполнителю помещения для раздевалок и приема пищи персонала уборщиков, хранения инвентаря, оборудования, материалов и химических средств, необходимых для оказания услуг по акту приема-передачи; утвержденные отчеты по специальной оценке условий труда (СОУТ) по рабочим местам для персонала уборщиков на всех объектах заказчика, перечисленных в таблице N 1 Технического задания, с копиями карт по каждому рабочему месту; схемы размещения помещений, указанных в пункте 1, во всех объектах заказчика, перечисленных в таблице N 1 Технического задания; сведения о средствах обеспечения сохранности имущества в помещениях для хранения инвентаря, оборудования, материалов и химических средств, необходимых для оказания услуг по договору.
Общество письмом без номера и даты расторгло с Учреждением контракт в одностороннем порядке с 10.01.2022.
Отказ Общества от исполнения контракта обжалован Учреждением в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Владимирской области от 03.03.2023 по делу N А11-3704/2022 односторонний отказ Общества от исполнения государственного контракта от 08.06.2021 N5-22-эа/31 признан незаконным.
Заказчик принял решение от 12.01.2022 N 44-03-23/02-69 об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) условий контракта и технического задания на основании части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пункта 4.1.1 и 4.1.2 контракта.
В соответствии со статьей 104 Закона N 44-ФЗ Учреждение направило в Управление заявление о включении сведений об Обществе в Реестр в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Решением Управления от 03.03.2022 по делу N РНП 33-1683 в удовлетворении заявления заказчика о включении информации об Обществе в Реестр отказано. Управление указало на отсутствие признаков недобросовестного поведения исполнителя, указав на намерение Общества исполнить условия контракта.
Не согласившись с данным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 44-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о недобросовестности действия Общества при исполнении контракта и удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Закон N 44-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8 статьи 95 Закона N 95-ФЗ).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в Законе N 44-ФЗ предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
На основании части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляет антимонопольный орган.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
При этом отказ заказчика от исполнения контракта не является самостоятельным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает основанием для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ.
Противоположный подход к толкованию положений Закона N 44-ФЗ о контрактной системе носит формальный характер и противоречит публично-правовым целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, позволяя поставщикам, сорвавшим выполнение государственного (муниципального) контракта, сохранять право на участие в закупочных процедурах, ставя под угрозу удовлетворение государственных (муниципальных) нужд в будущем, затрудняя формирование должной конкурентной среды.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Для признания хозяйствующего субъекта, с которым контракт расторгнут, недобросовестным подрядчиком, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить степень вины нарушителя и характер его действий при исполнении обязательств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии в действиях Общества признаков недобросовестного поведения.
Как обоснованно указали суды, в нарушение условий контракта Общество не представило заказчику и получателю списки сотрудников в период с 27.12.2021 по 31.12.2021, не передало расходные материалы, не приступило к оказанию услуг. Требования исполнителя, изложенные в письме от 28.12.2021, не соответствовали обязанностям заказчика, установленным контрактом и техническим заданием. Переписка сторон свидетельствует об отсутствии у Общества намерения исполнить контракт в установленном порядке. Доказательства извещения заказчика о невозможности исполнения контракта вследствие обстоятельств непреодолимой силы или иных объективных причин в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суды правомерно признали неверным вывод Управления об отсутствии оснований для включения сведений об Обществе в Реестр и удовлетворили заявленное требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.01.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 по делу N А11-4835/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
При этом отказ заказчика от исполнения контракта не является самостоятельным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает основанием для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ.
Противоположный подход к толкованию положений Закона N 44-ФЗ о контрактной системе носит формальный характер и противоречит публично-правовым целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, позволяя поставщикам, сорвавшим выполнение государственного (муниципального) контракта, сохранять право на участие в закупочных процедурах, ставя под угрозу удовлетворение государственных (муниципальных) нужд в будущем, затрудняя формирование должной конкурентной среды.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
...
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июля 2023 г. N Ф01-4100/23 по делу N А11-4835/2022