Нижний Новгород |
|
04 августа 2023 г. |
Дело N А39-8131/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2023 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.,
при участии представителей
от акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности":
Агальцевой А.А. (доверенность от 09.03.2023 N Ф16-53/23),
от общества с ограниченной ответственностью "ВКМ-Сервис":
Игошкина А.В. (доверенность от 15.12.2021 N 36/СВ),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.11.2022 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023
по делу N А39-8131/2020
по иску акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности"
(ИНН: 7736035485; ОГРН: 1027739820921)
к обществу с ограниченной ответственностью "ВКМ-Сервис"
(ИНН: 7709707498; ОГРН: 1067758701295)
о взыскании ущерба в порядке суброгации,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Приволжское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, публичное акционерное общество "Трансфим-М", открытое акционерное общество "Российские железные дороги", акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-3", общество с ограниченной ответственностью "Северная грузовая компания",
и установил:
акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" (далее - АО "СО-ГАЗ") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью "ВКМ-Сервис" (далее - ООО "ВКМ-Сервис") о взыскании 2 447 887 рублей 65 копеек ущерба в порядке суброгации.
Исковое требование основано на статьях 15, 965 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что повреждение имущества страхователя, в счет которого выплачено страховое возмещение, произошло, по мнению истца, по вине ответчика.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Приволжское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление Ространснадзора), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), публичное акционерное общество "Трансфин-М" (далее - ПАО "Трансфин-М"), акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-3" (с 15.04.2021 переименовано в "ОМК Стальной путь", далее - АО "ОМК Стальной путь"), общество с ограниченной ответственностью "Северная грузовая компания" (далее - ООО "СГК").
Управление Ространснадзора 10.11.2022 прекратило деятельность в силу реорганизации путем слияния в Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 16.11.2022, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023, в удовлетворении иска отказал. Суды пришли к выводу о том, что вина ООО "ВКМ-Сервис" в происшествии не установлена, причинно-следственная связь между деповским ремонтом, осуществленным ООО "ВКМ-Сервис" 14.02.2017, и сходом вагонов 21.05.2019 отсутствует.
АО "СОГАЗ" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды неправомерно основывали свои выводы исключительно на заключении судебной экспертизы, не дав оценки иным имеющимся в деле доказательствам. Истец полагает, что суды двух инстанций не дали надлежащей оценки отчету N 243/1/2019, техническим заключениям от 24.05.2019 и 10.06.2019, акту служебного расследования от 24.05.2019, рецензии на заключение эксперта, пояснениям третьих лиц. Данный довод поддержан представителем в судебном заседании.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу поддержало позицию подателя жалобы, просило ее удовлетворить. ООО "ВКМ-Сервис" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты в силе, кассационную жалобу АО "СОГАЗ" - без удовлетворения. Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представили.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, АО "СОГАЗ" (страховщик) и ОАО "РЖД" (страхователь) 05.07.2018 заключили договор на оказание услуг по страхованию имущества N 2971212, на основании которого выдан полис N 18 РТ 2121 (1/2971212) с перечнем застрахованных объектов (приложение N 3). Договор страхования заключен в соответствии с Правилами страхования имущества юридических и физических лиц от огня и других опасностей от 11.11.2014, Правилами страхования машин и механизмов от поломок от 11.11.2014.
В 12 часов 27 минут 21.05.2019 на 794-ом километре ПК 2 второго главного пути станции Барыш допущена вынужденная остановка грузового поезда N 2058 с электровозами 2ВЛ10у N246/464 приписки эксплуатационного локомотивного депо Пенза Куйбышевской дирекции тяги по причине падения давления в тормозной магистрали. На 793-ом километре ПК 7 выявлен сход восьми вагонов (с 37 по 44) с головы поезда включительно (порожние цистерны) с нарушением габарита по первому главному пути и пути 4. Сход произошел на 792-ом километре ПК 5 четного пути перегона Патрикеево - Барыш Куйбышевской железной дороги при скорости движения 75 километров в час. В этом состоянии вагоны проследовали 1200 метров.
Согласно Техническому заключению по случаю схода железнодорожного подвижного состава на перегоне Патрикеево - Барыш Пензенского региона Куйбышевской железной дороги при поездной работе от 24.09.2019, составленному представителями ОАО "РЖД" и ООО "ВКМ-Сервис", при следовании грузового поезда N 2058 произошел сход третьей колесной пары второй по ходу движения тележки вагона N 57296229 с последующим сходом в четной стрелочной горловине станции Барыш восьми вагонов, начиная с 37-го с головы. Непосредственной причиной схода вагона N 57296229 явилось перекатывание правого колеса третьей по ходу движения колесной пары N 270777 через головку рельса. Основной причиной перекатывания колеса явился не разворот тележки из-за наплыва металла на поверхности пятника и отсутствия полного контакта пятника с опорной поверхностью подпятника, а также разницы базы боковых рам второй по ходу движения тележки, что привело к обезгруживанию правого колеса третьей колесной пары с последующим набеганием гребня на головку рельса. Сопутствующей причиной неисправностей явилось нарушение технологии ремонта тележек грузовых вагонов при проведении плановых видов ремонта работниками ООО "ВКМ-Сервис" (пункт 11).
В особом мнении ООО "ВКМ-Сервис" (инспектор приемщика ОТК) к техническому заключению отнесение вины на ООО "ВКМ-Сервис" является необоснованным. Отмечено, что 37-й вагон N 57206229 находится в собственности ПАО "Трансфин-М", построен 27.07.2011 АО "НПК Уралвагонзавод", деповской ремонт проводился ООО "ВКМ-Сервис" 14.02.2017. В межремонтный период в ТОР вагон отцеплялся 3 раза: 27.06.2017, 24.12.2017 и 22.02.2019 - неисправность "102-тонкий гребень". Наплыв металла на поверхности подпятника является следствием схода вагонов, иначе при наличии такого дефекта вагон не смог бы эксплуатироваться с февраля 2017 года и достичь пробега в 111 529 километров. Превышение предельно допустимых параметров в эксплуатации износов узлов и деталей тележек модели 18-100, не являются критическими и не могут привести к сходу вагонов. Вина должна быть отнесена за предприятием, производившим ТОР (текущий отцепочный ремонт).
В соответствии с комментарием ОАО "РЖД" от 24.05.2019 (начальник Куйбышевской дирекции инфраструктуры, начальника службы вагонного хозяйства) доводы особого мнения ООО "ВКМ-Сервис" отклонены, вина отнесена на ООО "ВКМ-Сервис".
В результате схода восьми вагонов пострадавших нет, вагоны N 57206229, 50879733, 75129528, 73179186, 55614531, 55611719, 75010033, 55613350 повреждены в объеме деповского ремонта; повреждено имущество Куйбышевской дирекции инфраструктуры: 1 главного пути - 30 метров, 2 главного пути - 200 метров, 4 пути - 50 метров, 4 стрелочных перевода N 4, 8, 10 и 16, электропривод стрелочного перевода N 8, дроссель-трансформаторы - 6 штук, 2 карликовых светофора, 4 комплекта дроссельных перемычек, 1 мачтовый светофор H1; задержано 8 поездов, из которых 3 грузовых поезда от 1 часа 23 минут до 2 часов 41 минуты, задержано 5 пассажирских поездов от 6 минут до 25 минут.
Согласно пункту 1 протокола совещания у начальника Куйбышевской железной дороги от 04.06.2019 N 63Н-46/пр ООО "ВКМ-Сервис" нарушило требования:
1) пункта 6.5 "Ремонт сваркой и износостойкой наплавкой пятника рам грузовых вагонов" ТИ-ТНП-2010,
2) пунктов 7.10, 9.4.1, 9.4.3 Руководящий документ "Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами" РД 32 ЦВ 052 - 2009,
3) пункта 1.2 таблицы 12.1 "Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм)" РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017.
В техническом заключении Управления Ространснадзора от 10.06.2019 по случаю схода железнодорожного подвижного состава 21.05.2019 отражено, что ООО "ВКМ-Сервис" не обеспечило выполнение требований:
1) пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации",
2) пункта 2 приложения 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286,
3) руководящего документа "Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами" РД 32 ЦВ 052 - 2009.
Выявленные нарушения ООО "ВКМ-Сервис" установлены в качестве сопутствующих причин наступления события (пункт 10).
Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Амиком" от 29.11.2019 N 243/1/2019 рыночная стоимость восстановительных работ по устранению повреждений составила 2 447 887 рублей 65 копеек.
Повреждение имущества ОАО "РЖД" в результате события 21.05.2019, АО "СОГАЗ" признало страховым случаем (страховой акт 18 РT 2121DN065) и выплатило страховое возмещение в сумме 2 447 887 рублей 65 копеек (платежное поручение от 16.12.2019 N 90891).
АО "СОГАЗ" в претензии от 13.04.2020 потребовало от ООО "ВКМ-Сервис" возместить ущерб в порядке суброгации. ООО "ВКМ-Сервис" в письме от 29.05.2020 сообщило АО "СОГАЗ" об отказе в удовлетворении заявленных в претензии требований.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "СОГАЗ" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы участвующих в деле лиц, не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также упущенная выгода.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Обязанность возместить причиненный вред является, как правило, мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также его вину. Такой правовой подход отмечен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.04.2020 N 21-П.
Установленная в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. В свою очередь, потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт ущерба, его размер, доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 78-КГ17-55).
В соответствии со статьями 382 (пунктами 1 и 2) и 387 (пунктами 1 и 2) Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона, в том числе, при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая. К отношениям, связанным с переходом прав на основании закона, применяются правила данного кодекса об уступке требования, если иное не установлено этим кодексом, другими законами или не вытекает из существа отношений.
В силу статьи 965 (пунктов 1 и 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что исковое требование не подлежит удовлетворению.
В связи с наличием спора относительно вины ООО "ВКМ-Сервис" в причинении ОАО "РЖД" ущерба, суд первой инстанции назначил экспертизу (определение от 25.01.2021) и дополнительную экспертизу (определение от 08.12.2021). Проведение дополнительно экспертизы было поручено федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I". На разрешение эксперта поставлены вопросы о том, какова непосредственная техническая причина схода вагонов 21.05.2019; возможен ли сход вагона в составе поезда только по причине неисправности дефекта в вагоне, указанной в Техническом заключении от 24.05.2019; при каких видах ремонта вагона или иных обязательных работ, связанных с эксплуатацией и обслуживанием вагона, и когда мог и должен был быть выявлен дефект при его наличии; могла ли неисправность, указанная в Техническом заключении от 24.05.2019, образоваться в результате схода вагонов 21.05.2019; обеспечил ли перевозчик безопасные условия следования состава поезда, в том числе требования к железнодорожному полотну на перегоне; могло ли некачественное проведение деповского ремонта 14.02.2017 привести к сходу железнодорожного подвижного состава 21.05.2019.
В заключении от 30.08.2022 указано, что непосредственной причиной массового схода вагонов является неудовлетворительное состояние железнодорожного пути, о чем свидетельствуют в совокупности исследованные экспертами документы; сход вагона только по причине неисправности, дефекта в данном вагоне был невозможен. При наличии дефекта в вагоне в узле тележки пятник-надпятник, данный дефект должен был быть выявлен и устранен впервые в ВЧДЭ-5 ОАО "РЖД" 10.07.2017 года, а в случае неустранения - 24.12.2017 ВЧДР Нефтяная АО "ВРК-3". Наплыв металла на поверхности пятника образован в процессе эксплуатации вагона, частым обращением в кривых участках пути вследствие опоры вагона на край пятника (краевого описания). Данный дефект, даже при его наличии, в данном случае не может являться следствием схода вагона, так как при неразвороте тележек были бы характерные следы заклинивания, которые в данном случае отсутствуют. Перевозчик (ОАО "РЖД") не обеспечил безопасные условия следования состава поезда, в том числе не выполнил требования к железнодорожному полотну на перегоне (инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути). Деповской ремонт произведен в соответствии с требованиями нормативных документов; вагон признан полностью исправным.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в пункте 12 разъяснил, что заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами. Суд оценивает доказательства, в т.ч. заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заключение надлежащим доказательством и дали ему оценку в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами, в результате чего заключили, что вина ООО "ВКМ-Сервис" в данном происшествии не установлена, причинно-следственная связь между деповским ремонтом и сходом вагонов отсутствует. Вопреки позиции заявителя, суды дали оценку всем имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанции, иную оценку доказательств, представленных в материалы дела, и подлежат отклонению, как заявленные за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Данная позиция изложена в определении от 17.02.2015 N 274-О.
Таким образом, у суда округа не имеется оснований для иной оценки имеющейся в деле совокупности доказательств. То обстоятельство, что в судебных актах не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2023 N 301-ЭС23-5875).
Суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 по делу N А39-8131/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Данная позиция изложена в определении от 17.02.2015 N 274-О.
Таким образом, у суда округа не имеется оснований для иной оценки имеющейся в деле совокупности доказательств. То обстоятельство, что в судебных актах не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2023 N 301-ЭС23-5875)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 августа 2023 г. N Ф01-4087/23 по делу N А39-8131/2020