г. Нижний Новгород |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А39-9451/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя от заявителя: Кушникова К.А. (доверенность от 11.10.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форест" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.01.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 по делу N А39-9451/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форест" (ИНН: 1326257902, ОГРН: 1221300000514)
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовии, общество с ограниченной ответственностью "Холмы" и общество с ограниченной ответственностью "Трио",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Форест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление) от 19.09.2022 и предписания от 22.09.2022 по делу N 013/10/18.1597/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовии (далее - Министерство), ООО "Холмы" и ООО "Трио".
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", Порядок деятельности аукционной комиссии по проведению аукционов на право заключения охотхозяйственного соглашения, утвержденный приказом Министерства от 26.05.2021 N 389 "О внесении изменений в приказ Министерства от 10.10.2014 N 878" (далее - Порядок N 389), неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, Министерством соблюдена процедура проведения аукциона, не допущены нарушения прав его участников; основания для принятия Управлением оспариваемого решения и выдачи предписания отсутствовали.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Управление в отзыве возразило против позиции заявителя и заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Министерство в отзыве отклонило доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, Министерство на официальном сайте https://torgi.gov.ru разместило извещение N 310122/0503949/01 о проведении открытого аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении общедоступных охотничьих угодий, расположенных в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия (далее - аукцион).
Приказом Министерства от 31.01.2022 N 57 "О проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения" (далее - Приказ N 57) утверждены аукционная документация о проведении аукциона.
В извещении и в аукционной документации указаны сведения о проводимом аукционе. Место проведения аукциона: Республика Мордовия, город Саранск, переулок Чернышевского, дом 10, актовый зал. Срок подачи заявок: с 09 часов 00 минут до 17 часов 00 минут с 14.02.2022 по 11.03.2022 (время московское). Место приема заявок: Республика Мордовия, город Саранск, переулок Чернышевского, дом 10, кабинет 1. Дата и время проведения аукциона: 17.03.2022 в 11 часов 00 минут (время московское). Начальная цена аукциона: 974 рубля 96 копеек. Шаг аукциона: величина повышения начальной цены предмета аукциона составляет 48 рублей (4,92 процента от начальной цены предмета аукциона). Размер обеспечения заявки на участие в аукционе: 1 000 000 рублей.
Согласно протоколу приема заявок от 14.03.2022 на участие в аукционе подано три заявки: Общество (регистрационный номер 1); ООО "Трио" (регистрационный номер 2); ООО "Холмы" (регистрационный номер 3). Все заявки признаны соответствующими законодательству и допущены к участию в аукционе.
Аукцион начался в установленные извещением время и дату в 11 часов 00 минут 17.03.2022 с участием представителей всех участников аукциона.
Организатор аукциона вел протокол аукциона и осуществлял аудиозапись, в аукционе многократно объявлялись перерывы, и проведение аукциона переносилось на другие даты и время, не указанные в извещении о проведении аукциона.
После объявления последнего перерыва в аукцион 06.09.2022 приняли участие представители Общества и ООО "Трио", представитель ООО "Холмы" в аукционе не участвовал.
В этот же день 06.09.2022 аукцион завершен, победителем признано Общество.
ООО "Холмы" обратилось в Управление с жалобой на действия Министерства, выразившиеся в нарушении процедуры проведения аукциона.
Решением Управления от 19.09.2022 N 013/10/18.1-597/2022 жалоба ООО "Холмы" признана обоснованной. Министерство признано нарушившим часть 4 и пункт 3 части 6 статьи 28 Закона N 209-ФЗ, пункт 3.8 Порядка N 389, Приказ N 57.
Министерству выдано предписание, обязывающее в срок до 06.10.2022 прекратить выявленные нарушения, отменить протокол проведения аукциона от 06.09.2022 по извещению N 310122/0503949/01. Организатору торгов предписано установить новую дату и время проведения аукциона, внести соответствующие изменения в извещение об аукционе N 310122/0503949/01 на сайте https://torgi.gov.ru и в аукционную документацию; уведомить участников о дате и времени проведения аукциона; осуществить дальнейшие действия в соответствии с нормами Закона 209-ФЗ и аукционной документацией.
Общество оспорило решение и предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Закона N 209-ФЗ, Порядком N 389, Приказом N 57, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения и предписания Управления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, ненормативные правовые акты недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В статье 18.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной. В случае, если жалоба признана обоснованной комиссия принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что решение вынесено, предписание выдано Управлением в соответствии с полномочиями антимонопольного органа.
Общие требования к порядку заключения договора на торгах, организации и проведении торгов установлены в статьях 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
В силу части 3 статьи 27 Закона N 209-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 данного закона.
Порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения установлен в статье 28 Закона N 209-ФЗ.
Решение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 28 Закона N 209-ФЗ).
На основании части 2 статьи 28 Закона N 209-ФЗ в качестве организатора аукциона выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Организатор аукциона формирует аукционную комиссию, определяет порядок ее деятельности и утверждает ее состав.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 28 Закона N 209-ФЗ извещение о проведении аукциона наряду с другими сведениями должно содержать сведения о дате проведения аукциона.
В пункте 3.8 Порядка N 389, аукционной документации предусмотрено, что если в течение заседания аукцион не завершен, в том числе, по причине окончания рабочего дня, то дата и время его продолжения назначается путем голосования членов аукционной комиссии. Назначение новой даты и времени проведения аукциона оформляется протоколом заседания комиссии о рассмотрении вопроса о переносе даты проведения аукциона, о чем участники аукциона информируются в письменном виде, под роспись, на заседании аукционной комиссии.
Как видно из материалов дела и установили суды, согласно извещению дата и время проведения аукциона - 17.03.2022 в 11 часов 00 минут, в дальнейшем организатор торгов объявлял перерывы в аукционе.
Как верно указали суды, отсутствие прямого запрета на объявление перерыва в аукционе не освобождает его организатора от соблюдения требований к торгам, установленных частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
В рассматриваемом случае аукцион, начатый с участием представителей всех участников, многократно прерывался (с марта по сентябрь 2022 года). При этом проведение аукциона переносилось на другие даты и время, не указанные в извещении о проведении аукциона, без голосования членов аукционной комиссии и составления соответствующих протоколов, отражающих порядок принятия членами комиссии данного решения и результаты их голосования. Информация о дате, времени и месте проведения аукциона после перерывов на официальном сайте организатором торгов не размещалась. Участники аукциона о других датах и времени проведения аукциона способом, предусмотренным законом, не извещались.
После объявления последнего перерыва в аукционе 06.09.2022 приняли участие представители Общества и ООО "Трио", представители ООО "Холмы" участия в аукционе не принимали (ранее данное лицо активно участвовало в аукционе и было заинтересовано в его результате). Аукцион был завершен 06.09.2022, победителем признано Общество.
Доказательств того, что ООО "Холмы" утратило интерес к аукциону после последнего перерыва и по неуважительным причинам не обеспечило явку своих представителей для участия в нем, в материалы дела не представлено.
Оценив материалы дела, суды пришли к выводу о ненадлежащем исполнении организатором торгов обязанности по установлению даты и времени проведения аукциона и уведомлению об этом участников аукциона. Объявление перерыва в аукционе и извещение его участников о переносе начатого аукциона на другие дату и время, не указанные в извещении, последующее завершение аукциона в отсутствие других участников, не утративших интереса к нему и надлежащим образом не извещенных о дате и времени проведения аукциона привели фактически к устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о наличии у Управления оснований для принятия оспариваемого решения и выдачи Министерству предписания. Предписание Управления Министерством исполнено.
Установив, что решение и предписание антимонопольного органа соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.01.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 по делу N А39-9451/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форест" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения установлен в статье 28 Закона N 209-ФЗ.
Решение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 28 Закона N 209-ФЗ).
На основании части 2 статьи 28 Закона N 209-ФЗ в качестве организатора аукциона выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Организатор аукциона формирует аукционную комиссию, определяет порядок ее деятельности и утверждает ее состав.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 28 Закона N 209-ФЗ извещение о проведении аукциона наряду с другими сведениями должно содержать сведения о дате проведения аукциона.
...
Как верно указали суды, отсутствие прямого запрета на объявление перерыва в аукционе не освобождает его организатора от соблюдения требований к торгам, установленных частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 сентября 2023 г. N Ф01-5720/23 по делу N А39-9451/2022