г. Нижний Новгород |
|
09 ноября 2023 г. |
Дело N А43-29645/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2023 г.
Полный текст постановления изготовлен 09.11.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.,
при участии представителей от истца: Ардентова Н.В. (доверенность от 26.09.2023), от третьего лица: Карцева Д.В. (доверенность от 02.02.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МинПромХоз-НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А43-29645/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МинПромХоз-НН" (ОГРН: 1175275022350, ИНН: 5263129797)
о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, формализованного в письме от 22.09.2022 N исх-331-447508/2022, об обязании Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "МинПромХоз-НН",
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Нижегородская областная спортивная школа олимпийского резерва по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МинПромХоз-НН" (далее - ООО "МинПромХоз-НН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство, уполномоченный орган) об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, формализованного в письме от 22.09.2022 N исх-331-447508/2022, а также об обязании Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов ООО "МинПромХоз-НН".
Заявленное требование основано на статьях 70.1, 78 Лесного кодекса Российской Федерации, статьях 14, 19, 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и мотивировано тем, что оспариваемое решение Министерства, по мнению заявителя, является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Нижегородская областная спортивная школа олимпийского резерва по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью" (далее - третье лицо).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 06.06.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023, отказал в удовлетворении заявления. Суды пришли к выводу о том, что у Министерства отсутствовали основания для проведения аукциона в отношении лесного участка в связи с отсутствием утвержденной проектной документации.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, из анализа в совокупности статей 70.1, 71, 78 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 14, 19, 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), письма Рослесхоза от 27.01.2022 N АВ-03-54/1800 "О разъяснении изменений, внесенных в статью 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации" не следует, что обязательным условием для предоставления лесного участка в составе земель лесного фонда является подготовка проектной документации этого лесного участка. Проектная документация лесного участка, в данном случае межевой план участка, необходима для постановки земельного участка на кадастровый учет. Кассатор настаивает на оценке письма от 23.03.2022, которым уполномоченный орган заверил Общество в том, что подготовка проектной документации поставленного на кадастровый учет лесного участка осуществляется за счет Министерства, в качестве юридически значимого сообщения по правилам статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. ООО "МинПромХоз-НН" считает, что со своей стороны предприняло для проведения аукциона все меры, установленные нормами лесного законодательства Российской Федерации. Общество указывает, что квартал 14 Козинского участкового лесничества примыкает к рабочему поселку Большое Козино, который, со своей стороны, относится к городским населенным пунктам (часть 2 статьи 11 Закона Нижегородской области N 184-З от 16.11.2005), в связи с чем подпункт 31 пункта 23 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122, на испрашиваемый лесной участок не распространяется. Заявитель выражает несогласие с применением в настоящем деле пункта 132 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2022 N 510 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", вступившей в силу с 01.03.2023. Кассатор считает неправомерным предоставление лесного участка третьему лицу в постоянное бессрочное пользование, в то время как Общество инициировало процедуру проведения аукциона с целью получения спорного участка в пользование. Суды нижестоящих инстанций не приняли во внимание нарушения, допущенные Министерством, которые отражены в представлении Прокуратуры Российской Федерации. Заявитель обращает внимание, что на момент обращения Общества с заявлением о проведении торгов на право пользования лесной участок был свободен от прав третьих лиц. Предоставление спорного участка третьему лицу на безвозмездной основе привело к уменьшению доходов федерального бюджета.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Третье лицо в лице уполномоченного представителя возражало относительно удовлетворения жалобы, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, ООО "МинПромХоз-НН" 22.08.2022 направило в Минлесхоз Нижегородской области заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, имеющего месторасположение: Нижегородская область, Балахнинский район, Балахнинское межрайонное лесничество, Козинское участковое лесничество квартал N 14 (выдел 4 - 6, 9, части выделов 1 - 3, 7 - 15, 17, 35), площадью 471971 +/- 12 023 квадратных метра, вид использования: отдых (рекреация), срок использования - 49 лет.
Уполномоченный орган письмом от 22.09.2022 N исх-331-447508/2022 отказал ООО "МинПромХоз-НН" в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в связи с тем, что в отношении запрашиваемого лесного участка не осуществлялась подготовка проектной документации. Подготовка проектной документации лесного участка осуществляется в соответствии со статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 "Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки" в целях предоставления лесного участка в аренду.
Посчитав, что Министерство вынесло незаконный отказ, нарушающий права и законные интересы ООО "МинПромХоз-НН", последнее обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителей участвующих в деле, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспоренного решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В силу статей 71 (части 1 - 3) и 73.1 (часть 1) Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным кодексом. Договор аренды лесного участка заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением отдельных случаев, установленных этим кодексом.
Согласно части 6 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным кодексом.
Согласно выписке из ЕГРН лесной участок с кадастровым номером 52:17:0070313:164 поставлен на кадастровый учет 16.08.2022.
В силу положений статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса образование лесных участков осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков, за исключением образования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии с лесохозяйственным регламентом и сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре.
При предоставлении лесных участков в аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации) выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом. Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 названного кодекса (статья 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки (далее - Требования N 54).
Выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса), безвозмездное пользование согласно пункту 12 Требований N 54 должно быть обеспечено заинтересованным лицом.
Порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка регулируется главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Часть 15 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает обязательные сведения, которые должны содержаться в извещении о проведении аукциона.
Согласно пункту 1 части 16 статьи 78 Лесного кодекса документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать проектную документацию лесного участка.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства является законным.
Суды обоснованно исходили из того, что лесной участок, в отношении которого Общество просит организовать и провести аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, сформирован и поставлен на кадастровый учет 16.08.2022 с кадастровым номером 52:17:0070313:164 (площадью 471 971 +/- 12 023 квадратных метра) с видом разрешенного использования - отдых (рекреация).
Между тем проектная документация на лесной участок Министерством утверждена 15.12.2022, то есть после обжалованного отказа, и разработана она по заказу третьего лица.
Общество не привело правовых оснований для возложения обязанности по подготовке проектной документации по инициативе заинтересованных лиц на уполномоченный орган.
Постановка Обществом лесного участка на кадастровый учет и проведение отдельных кадастровых работ в отношении него не влечет обязанности Министерства по проведению аукциона на заключение договора аренды в отношении испрашиваемого лесного участка.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Оснований для оценки письма Министерства от 23.03.2022 в качестве юридически значимого сообщения по правилам статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку оно является частью деловой переписки контрагентов и не влечет в данном случае для уполномоченного органа каких-либо юридически значимых последствий.
Позиция Общества о том, что Министерство обязано разработать и утвердить проектную документацию на стадии подготовки к проведению аукциона, нормативно не обоснована.
Предоставление лесного участка общей площадью 47,1971 гектара, расположенного в Балахнинском межрайонном лесничестве, в квартале N 14 (выделы 5, 6, 9, 37, 39, части выделов 1 - 4, 7, 8, 10 - 14, 17, 35, 40, 41, 43) защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - леса, расположенные в лесопарковых зонах Козинского участкового лесничества, в постоянное (бессрочное) пользование третьему лицу на основании приказа от 09.01.2023 N 1, вопреки доводам кассатора, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для проведения аукциона на право заключения договора аренды спорного лесного участка.
Законность приказа от 09.01.2023 N 1, на основании которого лесной участок предоставлен в постоянное бессрочное пользование, в установленном законом порядке (судебном) не оспорена.
Ссылка суда первой инстанции на положения лесоустроительной инструкции и применение ее положений не повлияли на правомерность выводов суда.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущены.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А43-29645/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МинПромХоз-НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 15 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает обязательные сведения, которые должны содержаться в извещении о проведении аукциона.
Согласно пункту 1 части 16 статьи 78 Лесного кодекса документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать проектную документацию лесного участка.
...
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Оснований для оценки письма Министерства от 23.03.2022 в качестве юридически значимого сообщения по правилам статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, поскольку оно является частью деловой переписки контрагентов и не влечет в данном случае для уполномоченного органа каких-либо юридически значимых последствий."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 ноября 2023 г. N Ф01-6582/23 по делу N А43-29645/2022