г. Нижний Новгород |
|
13 ноября 2023 г. |
Дело N А11-8919/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.11.2023 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу N А11-8919/2022
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (ИНН: 3329007728, ОГРН: 1023301463570)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" (ИНН: 3329009147, ОГРН: 1033302003833)
о взыскании 1 064 107 рублей 55 копеек
и установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" (далее - Учреждение) о взыскании 109 176 рублей 16 копеек средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 10 917 рублей 62 копеек штрафа, 458 рублей 54 копеек пеней за период с 21.07.2022 по 04.08.2022 с последующим их начислением с 05.08.2022 по день фактического исполнения обязательства, а также об обязании Учреждения возместить на счет медицинской организации по учету средств обязательного медицинского страхования денежные средства, начисленные и выплаченные в виде надбавок за квалификационную категорию, в размере 943 555 рублей 23 копеек.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2023 иск удовлетворен частично: с Учреждения в пользу Фонда взысканы 943 555 рублей 23 копейки средств, начисленных и выплаченных в виде надбавок за квалификационную категорию, 109 176 рублей 16 копеек средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 1091 рубль 76 копеек штрафа, а также пени, начиная с 02.10.2022 исходя из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций от суммы задолженности за каждый день просрочки; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами в части взыскания 943 555 рублей 23 копеек средств, начисленных и выплаченных в виде надбавок за квалификационную категорию, и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права, а также сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Учреждение обращает внимание, что Фонд не признал нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования выплату Учреждением своим работникам надбавок к должностным окладам, в связи с чем при обращении в суд с настоящим иском истец просил обязать Учреждение восстановить данные средства на лицевом счете медицинской организации. Однако суд взыскал спорные денежные средства с Учреждения в пользу Фонда, чем вышел за пределы исковых требований.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы Учреждения; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечил явку представителя в судебное заседание.
Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел комплексную проверку Учреждения по вопросу использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, использования средств нормированного страхового запаса за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, результаты которой отразил в акте от 21.06.2022.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу, в частности, о неправомерном начислении и выплате Учреждением надбавки работникам Родичевой Н.В., Румянцевой Е.А., Шмелевой В.В. за квалификационную категорию за счет средств обязательного медицинского страхования.
В адрес Учреждения Фонд выставил требование от 05.07.2022 о возмещении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в сумме 129 696 рублей 98 копеек, об уплате штрафа в сумме 12 969 рублей 70 копеек, о возмещении неправомерно начисленных и выплаченных за счет средств обязательного медицинского страхования стимулирующих выплат (с учетом уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) в сумме 943 555 рублей 23 копеек.
Учреждение возместило в бюджет Фонда денежные средства в сумме 20 520 рублей 82 копеек и уплатило штраф в размере 2052 рублей 08 копеек.
Неисполнение ответчиком требования от 05.07.2022 в полном объеме послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 34, 39, 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статьями 4, 80, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд пришел к выводу, что Учреждение допустило нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования при выплате надбавки работникам за квалификационную категорию.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В статье 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2).
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию определена главой XII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н).
Согласно пункту 186 Правил N 108н тариф на оплату медицинской помощи включает в себя: 1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ; 2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Закона N 326-ФЗ; 3) расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда.
В соответствии с пунктом 192 Правил N 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются в том числе затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 193 Правил N 108н).
В части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплате).
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда, включая систему премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На территории Владимирской области оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения Владимирской области регулируется Положением об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, и медицинских работников иных государственных учреждений Владимирской области, утвержденным постановлением администрации Владимирской области от 04.04.2016 N 277 (далее - Положение об оплате труда), в пункте 5.4.2 которого установлено, что в целях стимулирования работников учреждений к повышению квалификации в качестве выплат за высокие результаты работы устанавливаются надбавки к должностному окладу за наличие квалификационной категории в следующих размерах: а) при наличии второй квалификационной категории - 10%; б) при наличии первой квалификационной категории - 20%; в) при наличии высшей квалификационной категории - 30%.
Руководителям учреждений надбавка к должностному окладу за квалификационную категорию не применяется (за исключением условий, указанных в пункте 3.5 настоящего Положения).
Медицинским и фармацевтическим работникам квалификационная категория учитывается при работе в должности, соответствующей специальности, по которой им присвоена квалификационная категория.
Врачам - руководителям структурных подразделений квалификационная категория учитывается, когда специальность, по которой им присвоена квалификационная категория, соответствует профилю возглавляемого подразделения.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что заместителю главного врача по медицинской части Румянцевой Е.А. по специальности "Онкология", заместителю главного врача по клинико-экспертной работе Родичевой И.В. по специальности "Онкология", заместителю главного врача по поликлиническому и диагностическому разделу работы Шмелевой В.В. по специальности "Радиотерапия" установлены надбавки к должностным окладам.
Учреждение произвело спорные выплаты за наличие квалификационной категории по указанным руководящим должностям.
Вместе с тем приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.11.2017 N 768н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья", в соответствии с которым особыми условиями допуска к работе заместителей руководителя (начальника) медицинской организации является сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".
Установив, что у работников Учреждения Румянцевой Е.А., Родичевой И.В., Шмелевой В.В. отсутствуют категории по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что в рассматриваемом случае выплаты надбавок к должностным окладам заместителей главного врача за счет средств обязательного медицинского страхования производиться не могут.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что Учреждение допустило нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в спорной сумме, и правомерно удовлетворили иск в обжалуемой части, взыскав с ответчика в пользу истца 943 555 рублей 23 копейки.
Вопреки доводам Учреждения суд первой инстанции не вышел за пределы заявленных требований, поскольку при рассмотрении настоящего спора, вследствие неверного формулирования Фондом одного из исковых требований, судом было рассмотрено и удовлетворено соответствующее требование по основаниям, соотносимым с предметом иска, что соответствует принципу эффективности отправления правосудия.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу N А11-8919/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплате).
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда, включая систему премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
...
Учреждение произвело спорные выплаты за наличие квалификационной категории по указанным руководящим должностям.
Вместе с тем приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.11.2017 N 768н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья", в соответствии с которым особыми условиями допуска к работе заместителей руководителя (начальника) медицинской организации является сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 ноября 2023 г. N Ф01-7299/23 по делу N А11-8919/2022