г. Владимир |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А11-8919/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Ковбасюка А.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2023 по делу N А11-8919/2022, принятое по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (ОГРН 1023301463570, ИНН 3329007728) к государственному бюджетному учреждению здравоохранению Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" (ОГРН 1033302003833, ИНН 3329009147) о взыскании 1 064 107 руб. 55 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" (далее - Учреждение, ответчик) об обязании возместить на счет медицинской организации по учету средств обязательного медицинского страхования денежные средства, начисленные и выплаченные в виде надбавок за квалификационную категорию, в размере 943 555 руб. 23 коп., о взыскании 109 176 руб. 16 коп. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, штрафа в сумме 10 917 руб. 62 коп., пеней за период с 21.07.2022 по 04.08.2022 в сумме 458 руб. 54 коп. с последующим их начислением с 05.08.2022 по день фактического исполнения обязательств.
Решением от 30.05.2023 Арбитражный суд Владимирской области иск удовлетворил частично: взыскал с ответчика в пользу истца средства, начисленные и выплаченные в виде надбавок за квалификационную категорию, в размере 943 555 руб. 23 коп., средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в размере 109 176 руб. 16 коп., штраф в размере 1091 руб. 76 коп., пени, начиная с 02.10.2022 исходя из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций от суммы задолженности за каждый день просрочки; в остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель выразил несогласие с решением суда в части взыскания 943 555 руб. 23 коп., сославшись на то обстоятельство, что в соответствии с актом проверки средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в сумме 943 555 руб. 23 коп. должны быть восстановлены на лицевом счете Учреждения, а не взысканы в пользу Фонда. Пояснил, что по мнению заявителя, суд вышел за пределы исковых требований.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указал, что указанные денежные средства не относятся к нецелевым, поскольку начисления в виде надбавок за квалификационную категорию оплачиваются именно за счет средств ОМС, соответственно, основания для взыскания в пользу истца не имелось.
От Учреждения в дело поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказов директора Фонда от 17.05.2022 N 106, от 26.05.2022 N 109 была проведена комплексная проверка использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, использования средств нормированного страхового запаса за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в Учреждении, результаты которой были оформлены актом по результатам комплексной проверки целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования от 21.06.2022.
05.07.2022 Фондом в адрес Учреждения было направлено требование (исх. N 04-2026) о возмещении в бюджет фонда средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в сумме 129 696 руб. 98 коп., уплате штрафа в сумме 12 969 руб. 70 коп., о возмещении неправомерно начисленных и выплаченных за счет средств ОМС стимулирующих выплат (с учетом уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) в сумме 943 555 руб. 23 коп.
В требовании было указано, что для устранения выявленных нарушений и возмещения средств, использованных не по целевому назначению, установить срок возврата денежных средств 10 рабочих дней с момента получения настоящего требования.
Требование фонда получено Учреждением 06.07.2022.
Ответчик возместил в бюджет Фонда денежные средства в сумме 20 520 руб. 82 коп. и оплатило штраф в размере 2052 руб. 08 коп.
В связи с исполнением Учреждением требования Фонда не в полном объеме, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 34, 39, 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), статьями 4, 80, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Арбитражный суд Владимирской области счел доказанным факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и взыскал с Учреждения в пользу Фонда средства, начисленные и выплаченные в виде надбавок за квалификационную категорию, в размере 943 555 руб. 23 коп., средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в размере 109 176 руб. 16 коп., штраф в размере 1091 руб. 76 коп., а также пени, начиная с 02.10.2022 исходя из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций от суммы задолженности за каждый день просрочки.
По существу предметом апелляционного обжалования является решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика в пользу истца средств, начисленных и выплаченных в виде надбавок за квалификационную категорию, в размере 943 555 руб. 23 коп.
Повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части, при этом исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, в частности осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов или нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;
5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона N 326 базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
На основании части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В статье 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила).
В пункте 125 Правил установлено, что территориальный фонд осуществляет перечисление целевых средств в страховую медицинскую организацию.
Страховая медицинская организация направляет средства на оплату медицинской помощи в медицинские организации в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи, заключаемым с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы и которым решением Комиссии установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой (пункт 138 Правил).
В соответствии с пунктом 192 которых в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются в том числе затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 193 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплате).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда, включая систему премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На территории Владимирской области оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения Владимирской области регулируется Положением об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, и медицинских работников иных государственных учреждений Владимирской области, утвержденным постановлением администрации Владимирской области от 04.04.2016 N 277 (далее - Положение N 277).
Пунктом 5.4.2 Положения N 277 предусмотрено, что в целях стимулирования работников учреждений к повышению квалификации в качестве выплат за высокие результаты работы устанавливаются надбавки к должностному окладу за наличие квалификационной категории в следующих размерах:
а) при наличии второй квалификационной категории - 10%;
б) при наличии первой квалификационной категории - 20%;
в) при наличии высшей квалификационной категории - 30%.
Руководителям учреждений надбавка к должностному окладу за квалификационную категорию не применяется (за исключением условий, указанных в пункте 3.5 настоящего Положения).
Медицинским и фармацевтическим работникам квалификационная категория учитывается при работе в должности, соответствующей специальности, по которой им присвоена квалификационная категория.
Врачам - руководителям структурных подразделений квалификационная категория учитывается, когда специальность, по которой им присвоена квалификационная категория, соответствует профилю возглавляемого подразделения.
По представленным в дело документам судом установлено, что в нарушение пункта 5.4.2 Положения N 277, Учреждением в проверяемом периоде начислена и выплачена надбавка к должностному окладу за наличие квалификационной категории, при отсутствии у работников категории по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", а именно:
- заместителю главного врача по клинико-экспертной работе Родичевой Н.В. (присвоена высшая квалификационная категория по специальности "Онкология" - приказ ДЗАВО от 25.11.2016 N 1684);
- заместителю главного врача по медицинской части Румянцевой Е.А. (присвоена высшая квалификационная категория по специальности "Онкология" - приказ ДЗАВО от 21.04.2016 N 382);
- заместителю главного врача по поликлиническому и диагностическому разделу работы Шмелевой В.В. (присвоена высшая квалификационная категория по специальности "Радиотерапия" - приказ ДЗАВО от 23.11.2016 N 1663).
Таким образом, вышеуказанным заместителям главного врача с 01.01.2020 по 31.12.2021 неправомерно начислена и выплачена надбавка за квалификационную категорию за счет средств ОМС на общую сумму 727 824 руб. 70 коп., с учетом начислений на выплаты по оплате труда (215 730 руб. 53 коп.) - 943 555 руб. 23 коп.
В силу части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Вопреки позиции Учреждения, использование средств ОМС для начисления медицинским работникам надбавок к должностному окладу в отсутствие к тому правовых оснований является нецелевым расходованием средств ОМС, поскольку основания для выплаты спорных надбавок за счет средств ОМС в рассматриваемом случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для взыскания вышеуказанной суммы в пользу Фонда.
Апелляционный суд полагает, что в данном случае суд не вышел за пределы заявленных требований, поскольку при рассмотрении настоящего спора, вследствие неверного формулирования истцом одного из исковых требований, судом первой инстанции было рассмотрено и удовлетворено соответствующее требование по основаниям, соотносимым с предметом иска, что соответствует принципу эффективности отправления правосудия.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принятый по делу судебный акт в обжалуемой части соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными, ибо они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены принятого по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2023 по делу N А11-8919/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Н.В. Устинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8919/2022
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР"