Нижний Новгород |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А11-6313/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Карасевой Ю.И. (доверенность от 25.07.2023),
Митровой Е.В. (доверенность от 07.08.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.07.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023
по делу N А11-6313/2022
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (ИНН: 3329007728, ОГРН: 1023301463570)
о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Владимирской области от 05.05.2022 N 28-11-20/22-1771 в части пункта 1,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство здравоохранения Владимирской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
и установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Владимирской области (далее - УФК по Владимирской области, Казначейство) от 05.05.2022 N 28-11-20/22-1771 в части пункта 1 (требование об устранении нарушений N 1 - 2 и принятии мер по устранению их причин и условий).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Владимирской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 11.07.2023 заявленное требование удовлетворено частично: представление Казначейства от 05.05.2022 N 28-11-20/22-1771 признано недействительным в части требования об устранении нарушения N 1 по необеспечению Фондом возврата средств межбюджетного трансферта в бюджет Владимирской области для последующего перечисления в федеральный бюджет в связи с недостижением показателя результативности, предусмотренного соглашением от 23.08.2021 N 1, по финансовому обеспечению проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 6 672 244 рублей 54 копеек. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 решение суда отменено в части удовлетворения требования Фонда; в отмененной части Фонду отказано в удовлетворении заявленного требования. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, пункт 1 (нарушения N 1 и 2) оспариваемого представления подлежит признанию недействительным в полном объеме. Со стороны Фонда отсутствуют нарушения обязательств по достижению значений результата предоставления иного межбюджетного трансферта. Суды не учли, что на Фонд не возложены функции по организации здравоохранения в субъекте, в том числе по организации проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19). Обязанность по обеспечению достижения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта на Фонд также не возложена. Кроме того, исходя из суммы фактически предоставленной Фонду суммы иного межбюджетного трансферта в размере 10 499 700 рублей, оплаты счетов и реестров счетов за проведение углубленной диспансеризации на сумму 9 416 725 рублей 34 копейки и последующего возврата неиспользованных средств в размере 1 082 974 рублей 66 копеек, у Фонда отсутствует остаток средств иного межбюджетного трансферта, следовательно, отсутствует и источник возврата этих средств.
Относительно нарушения N 2, отраженного в представлении Казначейства от 05.05.2022 N 28-11-20/22-1771, Фонд приводит доводы о том, что в форме приложения N 3 к типовой форме соглашения о предоставления иного межбюджетного трансферта (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1722-р) о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта не указано, за какой период должно быть указано значение количества оплаченных круглосуточных госпитализаций. Поскольку приложение N 3, как и сам отчет по итогам 2021 года заполнялись 20.01.2022, а письменные указания по заполнению данных отчета отсутствовали, Фонд по устным рекомендациям Федерального фонда обязательного медицинского страхования отразил достоверную информацию о количестве оплаченных случаев оказания медицинской помощи пациентам с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией в условиях круглосуточного стационара в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 - 28 005 случаев. При этом ежемесячно, начиная с сентября 2021 года, Фонд составлял отчетность нарастающим итогом, по случаям оказания помощи с января 2021 года, поэтому итоговое годовое значение соответствовало действительности и полностью достоверно за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Казначейство и третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили в суд округа; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 158 и 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв; рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 11.04.2024 (определение суда округа от 14.03.2024).
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Департамент здравоохранения Владимирской области и Фонд заключили соглашение от 23.08.2021 N 1 (далее - соглашение N 1) о предоставлении из бюджета Владимирской области в 2021 году иного межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 соглашения N 1 размер иного межбюджетного трансферта составляет 37 498 400 рублей; трансферт предоставляется в целях достижения результата: количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц - 44 058 единиц.
В пункте 2.2.3 соглашения N 1 установлено, что Фонд обязуется обеспечить оформление, заключение и исполнение соглашения.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд заключили соглашение от 09.07.2021 N 14-2021-00018 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицами, застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой короновирусной инфекцией в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - соглашение N 14-2021-00018).
Согласно пункту 1 соглашения N 1 размер иного межбюджетного трансферта составляет 158 419 600 рублей.
В приложении N 1 к соглашению N 14-2021-00018 установлено значение результатов предоставления межбюджетного трансферта за 2021 год: количество оплаченных в 2021 году случаев оказания в условиях круглосуточного стационара медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или)подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения - не менее 4423 штук.
В соответствии с пунктом 3.3.5 соглашения N 14-2021-00018 Фонд обязуется представлять в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в форме электронного документа в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования отчеты о: расходах бюджета Фонда, в целях финансового обеспечения которых предоставляется межбюджетный трансферт, ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, за года - не позднее 20 числе месяца, следующего за отчетным годом, в котором был получен межбюджетный трансферт; достижении значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, за года - не позднее 20 числе месяца, следующего за отчетным годом, в котором был получен межбюджетный трансферт.
Казначейство провело плановую проверку Фонда по расходованию бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета, в том числе на завершение расчетов в части реализации программы обязательного медицинского страхования, за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
Результаты проверки отражены в акте от 23.03.2022.
В ходе проверки установлено, что: 1) в нарушение требований, установленных абзацем 1 пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 5, 15 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 (далее - Правила N 1125), пунктом 2.2.3 соглашения от 23.08.2021 N 1, Фонд не обеспечил возврат средств межбюджетного трансферта в бюджет Владимирской области, для последующего перечисления в федеральный бюджет, в связи с недостижением показателя результативности, предусмотренного соглашением от 23.08.2021 N 1 (план - 44 058 единиц, фактическое исполнение - 10 468 единиц), в сумме 7 179 350 рублей 04 копеек;
2) в нарушение требований, установленных абзацем 1 пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом "б" пункта 9 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и г. Байконура на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 989 (далее - Правила N 989), пунктом 3.3.5.2 Соглашения от 09.07.2021 N 14-2021-00018, Фонд 20.01.2022 представил в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования отчет о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта, содержащий недостоверные сведения о количестве оплаченных в 2021 году случаев оказания в условиях круглосуточного стационара медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения.
В целях устранения выявленных нарушений Фонду выдано представление от 05.05.2022 N 28-11-20/22-1771, согласно которому на последнего возложена обязанность
устранить нарушения N 1 - 2 и принять меры по устранению их причин и условий в срок до 16.01.2023 (пункт 1 представления).
Фонд не согласился с представлением надзорного органа от 05.05.2022 N 28-11-20/22-1771 (в части пункта 1) и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 130, 132.1, 166.1, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами N 1125, Правилами N 989, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу, что оспариваемое представление является незаконным в части требования Казначейства об устранении нарушения N 1 по необеспечению Фондом возврата средств межбюджетного трансферта в бюджет Владимирской области в сумме 6 672 244 рублей 54 копеек. В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 10, 11, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования Фонда и отказал в признании недействительным представления надзорного органа в части требования об устранении нарушения N 1 по необеспечению Фондом возврата средств межбюджетного трансферта в бюджет Владимирской области в сумме 6 672 244 рублей 54 копеек. В остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
1) По нарушению N 1.
В силу статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 3 статьи 144 БК РФ бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 146 БК РФ установлено, что в бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы: субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования; межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования; межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В силу подпунктов 2, 3, 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; осуществляет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
На основании пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В пункте 3 Правил N 1125 определены условия предоставления иных межбюджетных трансфертов: а) заключение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или администрацией города Байконура соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации; б) соответствие субъекта Российской Федерации и города Байконура критерию отбора субъекта Российской Федерации и города Байконура в целях предоставления иного межбюджетного трансферта, указанному в пункте 4 настоящих Правил.
Критерием отбора субъекта Российской Федерации и города Байконура в целях предоставления иного межбюджетного трансферта является наличие в субъекте Российской Федерации и городе Байконуре застрахованных лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), за оказание медицинской помощи которым в части лечения заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) были приняты к оплате счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи за период с 1 апреля 2020 года по 1 июня 2021 года (пункт 4 Правил N 1125).
Результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц (включающей исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, приведенному в приложении N 4 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящих Правил) в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения (пункт 5 Правил N 1125).
Согласно пункту 9 Правил N 1125 перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется на основании заявки, подтверждающей объем средств, необходимых для оплаты проведения застрахованным лицам углубленной диспансеризации.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1125 территориальные фонды обязательного медицинского страхования используют средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, на оплату счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, предъявленных медицинскими организациями за проведение углубленной диспансеризации, в порядке, предусмотренном Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в пределах стоимости исследований и иных медицинских вмешательств, указанной в пункте 6 настоящих Правил (без учета коэффициента дифференциации), по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования представляют органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или администрации г. Байконура, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отчетность об использовании средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в том числе содержащую информацию о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта, соответствующего значению результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленному соглашением, по форме, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (пункт 12 Правил N 1125).
Бюджетные средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, использованные территориальным фондом обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации и бюджет города Байконура с целью их дальнейшего перечисления в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 14 Правил N 1125).
В пункте 15 Правил N 1125 установлено, что в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 года допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет города Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет, определяется по установленной формуле:
Vвозрата = Vтр * (1 - Т/S), где:
Vтр - размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования;
T - фактически достигнутое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта на отчетную дату;
S - значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленное соглашением.
Суды установили, что установленный соглашением от 23.08.2021 N 1 показатель результата предоставления межбюджетного трансферта (44 058 случаев) не достигнут - фактически проведено и оплачено 10 468 случаев углубленной диспансеризации.
Фонд возвратил в бюджет остаток межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации в сумме 1 082 974 рубля 66 копеек (платежное поручение от 20.01.2022 N 288326).
По расчету Казначейства Фонд на основании Правил N 1125 должен вернуть в бюджет средства в сумме 7 179 350 рублей 04 копейки.
Данный расчет надзорного органа выглядит следующим образом:
7 179 350 рублей 04 копейки = размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету Фонда (9 416 725 рублей 34 копейки) * (1 - фактически достигнутое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта на отчетную дату (10 468 единиц)/ значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленное соглашением (44 058 единиц)).
Суд первой инстанции рассчитал сумму возврата исходя из следующих значений:
28 588 780 рублей 16 копеек = (37 498 400 рублей * (1 - (10 468/44 058)).
При этом в последующем суд вычел из суммы возврата (28 588 780 рублей 16 копеек) сумму невостребованного остатка межбюджетного трансферта, не имеющегося на расчетном/лицевом счете Фонда (28 081 674 рубля 66 копеек), и пришел к итоговому выводу, что Фонд не обеспечил возврат средств межбюджетного трансферта в сумме 507 105 рублей 50 копеек.
На основании изложенного суд признал, что оспариваемое представление является незаконным в части требования Казначейства об устранении нарушения N 1 по необеспечению Фондом возврата средств межбюджетного трансферта в бюджет Владимирской области в сумме 6 672 244 рублей 54 копеек.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в указанной части, исходил из того, что формула, приведенная в Правилах N 1125, не содержит указания на вычитание суммы невостребованного остатка межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Кроме того, суд апелляционной инстанции посчитал, что суд первой инстанции при расчете в качестве показателя Vтр (размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету Фонда) неправомерно взял сумму 37 498 400 рублей, поскольку в соответствии с Правилами N 1125, соглашением N 1 Фондом был получен от Департамента здравоохранения Владимирской области межбюджетный трансферт в размере 10 499 700 рублей.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что расчет суммы возврата межбюджетного трансферта, произведенный Казначейством, является верным, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования Фонда.
Однако суды не учли следующее.
Материалами дела подтверждается, что Департамент здравоохранения Владимирской области во исполнение соглашения от 23.08.2021 N 1 предоставил Фонду иной межбюджетный трансферт на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в размере 10 499 700 рублей.
Фонд оплатил 10 468 случаев проведения углубленной диспансеризации на сумму 9 416 725 рублей 34 копейки; остаток межбюджетного трансферта составил 1 082 974 рубля 66 копеек, который возвращен в бюджет по платежному поручению от 20.01.2022 N 288326.
Таким образом, у Фонда отсутствует остаток средств иного межбюджетного трансферта.
Кроме того, согласно пунктам 1 и 2 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 21.04.2011 N 349 (далее - Положение), Фонд является некоммерческой организацией, созданной администрацией Владимирской области для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Владимирской области, а также юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в своей деятельности подотчетен администрации Владимирской области и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.
В пункте 10 Положения содержатся сведения о формировании доходов бюджета Фонда, к которым среди прочих относятся межбюджетные трансферты, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета.
Пунктом 9.20 Положения на Фонд возложены организация ведения учета и отчетности.
Контроль за исполнением бюджета территориального фонда осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 26 Положения).
Обязанности Фонда по финансовому обеспечению углубленной диспансеризации застрахованных граждан определены Правилами N 1125, а именно: направить в Департамент здравоохранения заявку, подтверждающую объем средств, необходимых для оплаты проведения застрахованным лицам углубленной диспансеризации (пункт 9 Правил N 1125); использовать средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, на оплату счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, предъявленных медицинскими организациями за проведение углубленной диспансеризации, в порядке, предусмотренном Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в пределах стоимости исследований и иных медицинских вмешательств, указанной в пункте 6 настоящих Правил (без учета коэффициента дифференциации), по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения (пункт 11 Правил N 1125); представить Департаменту здравоохранения Владимирской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отчетность об использовании полученных средств, в том числе содержащую информацию о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта, соответствующего значению результата предоставления иного межбюджетного трансферта (пункт 12 Правил); возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации денежные средства в случае не достижения результата предоставления межбюджетного трансферта.
Все вышеперечисленные обязанности Фондом выполнены, что судами установлено и подтверждено материалами дела.
Таким образом, ни Правилами N 1125, ни соглашением от 23.08.2021 N 1 на Фонд не возложена обязанность по обеспечению достижения результатов предоставления иного межбюджетного трансферта. В его обязанности входит направление информации о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта в составе отчета об использовании полученных денежных средств.
Установленные в Правилах N 1125 межбюджетные трансферты направлялись на проведение углубленной диспансеризации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299, в разделе IV которой установлено, что Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.07.2021 N 698н утвержден Порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке (далее - Порядок N 698н), согласно пункту 5 которого ответственными за проведение углубленной диспансеризации являются руководители медицинских организаций, врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-терапевты цехового врачебного участка, врачи по медицинской профилактике медицинской организации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 698н углубленная диспансеризация проводится на основании календарного плана проведения углубленной диспансеризации с указанием осмотров врачами-специалистами, лабораторных, инструментальных и иных исследований, дат и мест их проведения, числа граждан.
В пункте 11 Порядка N 698н определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечивают организацию прохождения гражданами углубленной диспансеризации, в том числе в вечерние часы и субботу, а также предоставляют гражданам возможность самостоятельной записи при обращении гражданина в медицинскую организацию и дистанционной записи на углубленную диспансеризацию, в том числе посредством использования Единого портала и иных информационных систем.
В соответствии с разделом IV Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи во Владимирской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением администрации Владимирской области от 28.12.2020 N 891, в рамках проведения профилактических мероприятий Департамент здравоохранения Владимирской области обеспечивает организацию прохождения гражданами профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, в том числе в вечерние часы и в субботу, а также предоставляет гражданам возможность дистанционной записи на медицинские исследования. Департамент здравоохранения Владимирской области размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о медицинских организациях, на базе которых граждане могут пройти профилактические медицинские осмотры, включая диспансеризацию.
Таким образом, причинами недостижения значения показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов является необеспечение медицинскими организациями выполнения планов проведения углубленной диспансеризации в части количественных показателей, следствием чего является невозможность предъявления к оплате счетов за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в соответствии с Правилами N 1125.
Фонд в силу своей компетенции не может организовывать и проводить диспансеризацию, в его функции входит только оплата выставленных счетов. Повлиять на результативность проведения диспансеризации Фонд полномочий не имеет.
В оспариваемом представлении Казначейством установлено требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения N 1 в срок до 16.01.2023, однако какие причины и условия, по мнению надзорного органа, привели к недостижению значения показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов ни в акте проверки, ни в представлении не указано.
Кроме того, судам необходимо было учесть, что согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными Законом N 326-ФЗ.
В части 2 статьи 6 Закона N 326-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 326-ФЗ полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Субвенции на осуществление указанных в части 1 статьи 6 Закона N 326-ФЗ полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 4 статьи 27 Закона N 326-ФЗ).
Фонд полностью возвратил остаток неиспользованного межбюджетного трансферта, поэтому исполнение требования Казначейства о возврате средств иного межбюджетного трансферта может быть осуществлено только за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования, что неправомерно и является нецелевым расходованием средств бюджета.
При указанных обстоятельствах суд округа полагает, что вывод судов о законности представления Казначейства от 05.05.2022 N 28-11-20/22-1771 в части требования об устранении нарушения N 1 (необеспечение Фондом возврата средств межбюджетного трансферта в связи с недостижением показателя результативности) в сумме 7 179 350 рублей 04 копеек является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций верно установлены фактические обстоятельства дела, однако неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Фонда о признании недействительным представления Казначейства от 05.05.2022 N 28-11-20/22-1771 относительно требования об устранении нарушения N 1 без передачи дела на новое рассмотрение.
2)По нарушению N 2.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1722-р утверждено Распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2021 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и г. Байконура на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой короновирусной инфекцией в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с указанным распоряжением Фонду на 2021 год предусмотрены иные межбюджетные трансферты в сумме 158 419 600 рублей.
Правила N 989 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и г. Байконура на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно подпункту "б" пункта 9 Правил N 989 территориальный фонд представляет с использованием государственной информационной системы обязательного медицинского страхования в порядке и сроки, установленные соглашением, отчет о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта.
Суды установили, что из отчета о расходах бюджета Фонда, в целях финансового обеспечения которых предоставляется межбюджетный трансферт, следует, что по состоянию на 01.01.2022 кассовые расходы, источником финансового обеспечения которых являются средства межбюджетного трансферта, в текущем финансовом году на отчетную дату, на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам при заболеваниях новой коронавирусной инфекцией и подозрением на нее (U07.1 и U07.2), составили 158 419 595 рублей 58 копеек.
Данный отчет представлен в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 20.01.2022.
Согласно отчету о достижении значений результата предоставления иного межбюджетного трансферта по состоянию на 01.01.2022, представленному Фондом в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 20.01.2022, фактически достигнутые значения составили 28 005 штук, отклонение от планового значения - 23 582 штуки или 533,17 процента.
В дальнейшем Фонд 28.02.2022 представил в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования уточненный отчет о достижении значений результата предоставления иного межбюджетного трансферта по состоянию на 01.01.2022, содержащий сведения о количестве оплаченных случаев оказания медицинской помощи только по распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1722-р - 4987 штук. Фактически достигнутые значения составили 4987 штук, отклонение от планового значения - 564 штуки или 12,75 процента.
Как следует из пояснений Фонда, 18.02.2022 им получено сообщение от Федерального фонда обязательного медицинского страхования о том, что в отчете требуется указать фактические объемы медицинской помощи за период с 01.01.2021 по 31.03.2021, соответственно, Фондом уточнено значение фактического количества оплаченных случаев оказания медицинской помощи пациентов с заболевание и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией в условиях круглосуточного стационара - 4987 случаев (отчет от 28.02.2022).
Вместе с тем, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что данное значение фактического количества оплаченных случаев оказания медицинской помощи соответствует иному периоду - с 01.01.2021 по 31.03.2021.
Таким образом, Фонд представил отчет за первый квартал 2021 года, тогда как необходимо было представить отчет за 2021 год.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что представленный Фондом отчет содержал недостоверные сведения. Оснований для признания недействительным представления Казначейства от 05.05.2022 N 28-11-20/22-1771 в данной части не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.07.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 по делу N А11-6313/2022 отменить в части отказа в удовлетворении требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Владимирской области от 05.05.2022 N 28-11-20/22-1771 относительно требования об устранении нарушения N 1 (пункт 1 представления).
Заявление Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Владимирской области от 05.05.2022 N 28-11-20/22-1771 относительно требования об устранении нарушения N 1 (пункт 1 представления) удовлетворить.
В остальной части решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.07.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 по делу N А11-6313/2022 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1722-р утверждено Распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2021 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и г. Байконура на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой короновирусной инфекцией в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
...
Согласно подпункту "б" пункта 9 Правил N 989 территориальный фонд представляет с использованием государственной информационной системы обязательного медицинского страхования в порядке и сроки, установленные соглашением, отчет о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта.
...
В дальнейшем Фонд 28.02.2022 представил в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования уточненный отчет о достижении значений результата предоставления иного межбюджетного трансферта по состоянию на 01.01.2022, содержащий сведения о количестве оплаченных случаев оказания медицинской помощи только по распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1722-р - 4987 штук. Фактически достигнутые значения составили 4987 штук, отклонение от планового значения - 564 штуки или 12,75 процента."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 апреля 2024 г. N Ф01-142/24 по делу N А11-6313/2022