Нижний Новгород |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А43-20421/2023 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Забурдаевой И.Л.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023
по делу N А43-20421/2023
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 05.07.2023 N 515-13-144-2023
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления и представления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 05.07.2023 N 515-13-144-2023 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной в статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.11.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.
Инспекция не согласилась с принятым постановлением суда апелляционной инстанции и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права и сделал выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Инспекция настаивает на том, что потребитель не был надлежащим образом уведомлен о наличии задолженности, превышающей сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу по электроснабжению и возможном отключении данной услуги, поскольку факт направления потребителю квитанции, содержащей уведомление, при отсутствии доказательств ее непосредственного получения потребителем не свидетельствует об извещении потребителя о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления коммунальной услуги. Общество не представило сведений, подтверждающих наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, превышающей сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги и возможности отключения услуги электроснабжения. Доставка платежного документа до почтового ящика не является доказательством получения такого уведомления потребителем коммунальной услуги.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Инспекции.
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, на основании обращения Макаренко А.А., являющегося собственником жилого помещения N 44 в многоквартирном жилом доме N 27 по улице Снежная города Нижнего Новгорода (далее - МКД N 27) о неправомерном приостановлении предоставления коммунальной услуги по энергоснабжению, Инспекция провела внеплановую документарную Общества.
По результатам проверки составлен акт от 22.05.2023 N 515-13-144/2023.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол от 14.06.2023 N 515-13-144-2023 и вынесло постановление от 05.07.2023 N 515-13-144-2023, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей, а также представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ),Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к ответственности и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь теми же нормами права пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, отменил решение суда и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В статье 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил N 354 одним из видов коммунальных услуг является электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
На основании пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а").
В свою очередь, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "и" пункта 34 Правил N 354).
Подпунктом "а" пункта 117 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем должником условий такого соглашения. В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы (пункт 118 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354, исполнитель направляет потребителю должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Из анализа указанной нормы следует, что должник должен быть заблаговременно уведомлен о необходимости погашения задолженности и возможном применении в отношении него соответствующих мер. При этом, потребителю должнику в обязательном порядке должно быть предоставлено 20 дней с момента получения предупреждения (уведомления) в целях погашения имеющейся задолженности и предотвращения для него негативных последствий в виде ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги.
В силу вышеизложенного, все способы доведения до потребителя должника предупреждения (уведомления) об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней с момента получения такого уведомления, в том числе путем включения текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, должны обеспечить фиксацию факта и даты доставки потребителю уведомления.
Подпунктом "а" пункта 119 Правил N 354 установлен специальный порядок уведомления потребителя коммунальной услуги, включающий альтернативные способы, одним которых является включение в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).
Как следует из правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2022 N АКПИ22-310, Правила N 354 регулируют сроки предоставления платежных документов (пункт 67 Правил), при этом не содержат указания о необходимости получения от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) в случае извещения потребителя должника путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).
Верховный Суд Российской Федерации указал, что положение подпункта "а" пункта 119 Правил N 354 обеспечивает доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя, которая необходима ему для осуществления компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями, в полной мере содействует защите потребителей от ущерба их здоровью и безопасности, а также защите их экономических интересов как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями, на что неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 20.12.2011 N 29-П, определение от 29.09.2011 N 1113-О-О) и не противоречит действующему законодательству, в том числе статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ЖК РФ не содержит требований к правовому регулированию обмена юридически значимыми сообщениями между участниками жилищных правоотношений, в том числе для целей введения ограничения предоставления коммунальных услуг.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 26.07.2022 N АКПИ22-310 отметил, что платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги и в нем указываются различные сведения, в том числе о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы и размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.
Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 ЖК РФ.
Указанное в подпункте "а" пункта 119 Правил N 354 предупреждение (уведомление) потребителя должника об ограничении (приостановлении) предоставлении коммунальной услуги, включенное в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, Верховный Суд Российской Федерации посчитал законным способом направления юридически значимого сообщения о введении ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги, поскольку нормативное предписание применяется как часть специального законодательства, имеет приоритет в сфере регулирования отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, и не может противоречить статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил и материалами дела подтверждается, что платежный документ за февраль 2023 года опущен в почтовый ящик потребителя 10.03.2023, что подтверждается выпиской из реестра доставки счетов акционерного общества "Почта России" составленном в рамках договора от 30.08.2021 N 164-юр заключенного с Обществом в целях доставки счетов на оплату потребителям коммунальных услуг, соответственно потребитель считается извещенным о предстоящем введении режима ограничения (приостановления) потребления электроэнергии 10.03.2023.
Следовательно, потребитель получил уведомление о возможном отключении электроэнергии, в случае неуплаты задолженности.
Как видно из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, Общество оказывает коммунальную услугу по электроснабжению потребителям МКД N 27.
По состоянию на 01.03.2023 у потребителя - собственника жилого помещения N 44 в МКД N 27 образовалась задолженность по оплате за коммунальную услугу по электроснабжению в размере 2867 рублей 84 копейки.
Общество направило потребителю уведомление о предстоящем ограничении, приостановлении предоставления коммунальной услуги электроснабжения путем включения в платежный документ за февраль 2023 года текста соответствующего предупреждения: "сумма вашей задолженности за потребленную электроэнергию по состоянию на 01.03.2023 составляет 2867 рублей 84 копейки. В случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки настоящего уведомления электроснабжение может быть сначала ограничено, а по истечении 10 дней со дня введения ограничения приостановлено, либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Внимание! Если поставка электроэнергии ограничена и (или) приостановлена, то для ее возобновления необходимо полностью погасить долг за электроэнергию и оплатить расходы, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением электроснабжения".
Непогашение потребителем задолженности, послужило основанием для приостановления с 19.04.2023 поставки электроэнергии в вышеназванное жилое помещение (акт о введении ограничения (приостановления) режима потребления электрической энергии от 19.04.2023).
Суд апелляционной инстанции установил, что 19.04.2023 приостановление предоставления коммунальной услуги потребителю - собственника жилого помещения N 44 в МКД N 27 произошло в связи с наличием задолженности по оплате электроснабжения, которая по состоянию на 19.04.2023 составила 4819 рублей 16 копеек.
Согласно данным, содержащимся в представленной Обществом в ходе административного расследования в Инспекцию детализации расчетов по лицевому счету за период с октября 2022 года по апрель 2023 года следует: в октябре 2022 года оплата начислялась исходя из переданных потребителем показаний прибора учета и составила 2463 рубля 17 копеек; в ноябре и декабре 2022 года, а также январе 2023 года показания приборов учета потребителем не передавались, в связи с чем начисления осуществлялись по среднемесячным значениям - за ноябрь 2022 года начислено 1563 рубля 46 копеек, за декабрь 2022 года начислено 1678 рублей 49 копеек, за январь 2023 года начислено 1678 рублей 49 копеек; в феврале и марте 2023 года показания также не передавались в связи с чем, начисления осуществлялись по нормативам потребления - за февраль 2023 года начислено 975 рублей 66 копеек, за март 2023 года начислено 975 рублей 66 копеек.
Суд апелляционной инстанции установил и из материалов дела следует, что потребителем 30.12.2022 частично оплачена имеющаяся задолженность в сумме 2000 рублей, в связи с чем, остаток долга составил 2867 рублей 84 копейки.
В платежном документе для внесения платы за электроэнергию за февраль 2023 года Общество указало, что стоимость оказанных услуг в феврале 2023 года - 975 рублей 66 копеек; долг на конец месяца - 3849 рублей 16 копеек с учетом пени, также содержится текст предупреждения: "сумма вашей задолженности за потребленную электроэнергию по состоянию на 01.03.2023 составляет 2867 рублей 84 копейки. В случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки настоящего уведомления электроснабжение может быть сначала ограничено, а по истечении 10 дней со дня введения ограничения приостановлено, либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Внимание! Если поставка электроэнергии ограничена и (или) приостановлена, то для ее возобновления необходимо полностью погасить долг за электроэнергию и оплатить расходы, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением электроснабжения".
Между тем как верно отметил суд апелляционной инстанции приведенные выше нормы не содержат требований указания размера задолженности с разделением на сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги и сумму, превышающую двух месячных размера платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Из извещения явно следует, что сумма задолженности превышает сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, нормы права регулирующие порядок прекращения оказания коммунальной услуги, также не содержат требований о необходимости предложения заключить соглашение о рассрочке платежа. Также не требуется указания на отсутствие технической возможности предварительного введения ограничения предоставления коммунальной услуги, поскольку в условиях многоквартирных домов такая возможность в принципе отсутствует.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Ссылка заявителя кассационной жалобы в обоснование приведенных доводов на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку названные заявителем судебные акты основаны на иных фактических обстоятельствах, установленных при рассмотрении каждого конкретного спора. Иное толкование заявителем норм материального и процессуального права не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А43-20421/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что действия организации по ограничению электроснабжения потребителя были правомерными, так как уведомление о задолженности было надлежащим образом направлено. Суд апелляционной инстанции отменил решение первой инстанции, признав отсутствие состава правонарушения, что подтвердил и кассационный суд, оставив апелляционное постановление без изменений.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2024 г. N Ф01-1007/24 по делу N А43-20421/2023