г. Владимир |
|
27 декабря 2023 г. |
Дело N А43-20421/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" (ОГРН 1055238038316, ИНН 5260148520) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.2023 по делу N А43-20421/2023, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции по Нижегородской области от 05.07.2023 N515-13-144-2023.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) в связи с обращением Макаренко А.А., являющегося собственником жилого помещения N 44 в многоквартирном жилом доме N 27 по ул. Снежная г.Нижнего Новгорода о неправомерном приостановлении предоставления коммунальной услуги по энергоснабжению, проведена внеплановая документарная проверка в отношении публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее по тексту - Общество).
По результатам проверки составлен акт от 22.05.2023 N 515-13-144/2023.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол от 14.06.2023 N 515-13-144-2023 и 05.07.2023 вынесло постановление N 515-13-144-2023, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей, а также представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
Решением от 03.11.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Общество считает, что судом первой инстанции дана неправильная оценка доказательствам имеющемся в материалах дела, неверно применены нормы права в части требования к указанию в уведомлении о введении ограничения (приостановления) поставки коммунальной услуги сведений о том, что имеющаяся задолженность превышает 2 норматива потребления коммунальной услуги, а также выводов о необходимости предоставления рассрочки оплаты и о недоказанности фактов отсутствия технической возможности предварительного введения ограничения в отношении жилого помещения потребителя.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил N 354 одним из видов коммунальных услуг является электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
На основании пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а").
В свою очередь, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "и" пункта 34 Правил N 354).
Подпунктом "а" пункта 117 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения. В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы (пункт 118 Правил N 354)
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354, исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Из анализа указанной нормы следует, что должник должен быть заблаговременно уведомлен о необходимости погашения задолженности и возможном применении в отношении него соответствующих мер. При этом, потребителю-должнику в обязательном порядке должно быть предоставлено 20 дней с момента получения предупреждения (уведомления) в целях погашения имеющейся задолженности и предотвращения для него негативных последствий в виде ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги.
В силу вышеизложенного, все способы доведения до потребителя- должника предупреждения (уведомления) об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней с момента получения такого уведомления, в том числе путем включения текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, должны обеспечить фиксацию факта и даты доставки потребителю уведомления.
Подпунктом "а" пункта 119 Правил N 354 установлен специальный порядок уведомления потребителя коммунальной услуги, включающий альтернативные способы, одним которых является включение в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).
Как следует из правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2022 N АКПИ22-310, Правила N 354 регулируют сроки предоставления платежных документов (пункт 67 Правил), при этом не содержат указания о необходимости получения от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) в случае извещения потребителя-должника путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).
Верховный Суд Российской Федерации указал, что положение подпункта "а" пункта 119 Правил N 354 обеспечивает доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя, которая необходима ему для осуществления компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями, в полной мере содействует защите потребителей от ущерба их здоровью и безопасности, а также защите их экономических интересов как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями, на что неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 20 декабря 2011 г. N 29-П, определение от 29 сентября 2011 г. N 1113-О-О) и не противоречит действующему законодательству, в том числе статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит требований к правовому регулированию обмена юридически значимыми сообщениями между участниками жилищных правоотношений, в том числе для целей введения ограничения предоставления коммунальных услуг.
Верховный Суд в решении от 26.07.2022 N АКПИ22-310 отметил, что платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги и в нем указываются различные сведения, в том числе о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы и размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.
Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанное в подпункте "а" пункта 119 Правил N 354 предупреждение (уведомление) потребителя-должника об ограничении (приостановлении) предоставлении коммунальной услуги, включенное в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги, Верховный Суд Российской Федерации посчитал законным способом направления юридически значимого сообщения о введении ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги, поскольку нормативное предписание применяется как часть специального законодательства, имеет приоритет в сфере регулирования отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, и не может противоречить статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что платежный документ за февраль 2023 года опущен в почтовый ящик потребителя 10.03.2023, что подтверждается выпиской из реестра доставки счетов АО "Почта России" составленном в рамках договора от 30.08.2021 N 164-юр заключенного с Обществом в целях доставки счетов на оплату потребителям коммунальных услуг, соответственно потребитель считается извещенным о предстоящем введении режима ограничения (приостановления) потребления электроэнергии 10.03.2023.
Следовательно, потребитель получил уведомление о возможном отключении электроэнергии, в случае неуплаты задолженности.
Как следует из материалов дела, Общество оказывает коммунальную услугу по электроснабжению потребителям вышеназванного многоквартирного жилого.
По состоянию на 01.03.2023 у потребителя - собственника жилого помещения N 44 в многоквартирном жилом доме N 27 по ул. Снежная г.Нижнего Новгорода образовалась задолженность по оплате за электроэнергию перед Обществом в размере 2867 рублей 84 копейки.
Общество направило потребителю уведомление о предстоящем ограничении, приостановлении предоставления коммунальной услуги электроснабжения путем включения в платежный документ за февраль 2023 года текста соответствующего предупреждения: "Сумма Вашей задолженности за потребленную электроэнергию по состоянию на 01.03.2023 составляет 2867 рублей 84 копейки. В случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки настоящего уведомления электроснабжение может быть сначала ограничено, а по истечении 10 дней со дня введения ограничения приостановлено, либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Внимание! Если поставка электроэнергии ограничена и /или приостановлена, то для ее возобновления необходимо полностью погасить долг за электроэнергию и оплатить расходы, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением электроснабжения".
Непогашение потребителем задолженности, послужило основанием для приостановления с 19.04.2023 поставки электроэнергии в вышеназванное жилое помещение (акт о введении ограничения (приостановления) режима потребления электрической энергии от 19.04.2023).
Судом установлено, что 19.04.2023 приостановление предоставления коммунальной услуги потребителю - собственнику помещения N 44 в многоквартирном жилом доме N 27 по ул. Снежная г.Нижнего Новгорода в связи с наличием задолженности по оплате электроснабжения, которая по состоянию на 19.04.2023 составила 4819 рублей 16 копеек.
Согласно данным, содержащимся в представленной Обществом в ходе административного расследования в жилищную инспекцию детализации расчетов по лицевому счету за период с октября 2022 года по апрель 2023 года следует: в октябре 2022 года оплата начислялась исходя из переданных потребителем показаний прибора учета и составила 2463 рубля 17 копеек; в ноябре и декабре 2022 года, а также январе 2023 года показания приборов учета потребителем не передавались, в связи с чем начисления осуществлялись по среднемесячным значениям - за ноябрь 2022 года начислено 1563 рубля 46 копеек, за декабрь 2022 года начислено 1678 рублей 49 копеек, за январь 2023 года начислено 1678 рублей 49 копеек; в феврале и марте 2023 года показания также не передавались в связи с чем, начисления осуществлялись по нормативам потребления - за февраль 2023 года начислено 975 рублей 66 копеек, за март 2023 года начислено 975 рублей 66 копеек.
Из материалов дела также следует, что потребителем 30.12.2022 частично оплачена имеющаяся задолженность в сумме 2000 рублей, в связи с чем, остаток долга составил 2867 рублей 84 копейки.
В платежном документе для внесения платы за электроэнергию по адресу объекта: г.Нижний Новгород, ул.Снежная, д.27, кв.44 за февраль 2023 года Обществом указано, что стоимость оказанных услуг в феврале 2023 года - 975,66 руб.; долг на конец месяца - 3849,16 руб. с учетом пени, а также содержится текст предупреждения: "Сумма Вашей задолженности за потребленную электроэнергию по состоянию на 01.03.2023 составляет 2867,84 руб. В случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки настоящего уведомления электроснабжение может быть сначала ограничено, а по истечении 10 дней со дня введения ограничения приостановлено, либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Внимание! Если поставка электроэнергии ограничена и /или приостановлена, то для ее возобновления необходимо полностью погасить долг за электроэнергию и оплатить расходы, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением электроснабжения".
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал, что данное предупреждение содержит сведения об общей сумме задолженности потребителя перед Обществом на определенную дату, однако сведения о размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, не указаны; предложение заключить соглашение о рассрочке платежа отсутствует; информация об отсутствии технической возможности предварительного введения ограничения предоставления коммунальной услуги не представлена.
Между тем приведённые выше нормы не содержат требований указания размера задолженности с разделением на сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги и сумму, превышающую 2 месячных размера платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Из извещения явно следует, что сумма задолженности превышает 2 месячных размера платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Нормы права, регулирующие порядок прекращения оказания коммунальной услуги, также не содержат требований о необходимости предложения заключить соглашение о рассрочке платежа. Также не требуется указания на отсутствие технической возможности предварительного введения ограничения предоставления коммунальной услуги, поскольку в условиях многоквартирных домов такая возможность в принципе отсутствует.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует материалам дела.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.2023 по делу N А43-20421/2023 отменить.
Постановление Государственной жилищной инспекции по Нижегородской области от 05.07.2023 N 515-13-144-2023 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-20421/2023
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО НИЖНИЙ НОВГОРОД"
Ответчик: Госжилинспекция Нижегородской области, Государственная жилищная инспекция Нижегородской области