г. Нижний Новгород |
|
01 августа 2024 г. |
Дело N А11-7706/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.08.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Когута Д.В., Соколовой Л.В.
при участии представителя от истца: Вишнякова С.В. (доверенность от 17.12.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аикс ЛАБ" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.12.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024 по делу N А11-7706/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Аикс ЛАБ" (ИНН: 7707334730, ОГРН: 1157746166710)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Областной наркологический диспансер" (ИНН: 3327100129, ОГРН: 1033301802050)
о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Союз "Торгово-промышленная палата Владимирской области" (ИНН: 3302006519, ОГРН: 1023300001163), общество с ограниченной ответственностью "ИнтерАналит" (ИНН: 7733887097, ОГРН: 1147746781060),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аикс ЛАБ" (далее - ООО "Аикс ЛАБ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Областной наркологический диспансер" (далее - ГБУЗ ВО "ОНД", Учреждение) о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта от 20.02.2023 N 0128200000123000237, выраженного в письме от 27.06.2023 N 1109.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Торгово-промышленная палата Владимирской области (далее - ТПП Владимирской области), общество с ограниченной ответственностью "ИнтерАналит" (далее - ООО "ИнтерАналит").
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 15.12.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили пункт 5 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушили нормы процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, в материалах дела отсутствуют доказательства поставки ответчику товара ненадлежащего качества, поскольку специалисты ТПП Владимирской области не проводили проверку технических характеристик товара, а заключения от 05.04.2023 N 030-03-00020 и от 21.06.2023 N 030-03-00040 не являются экспертными заключениями по смыслу статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 11 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", при этом судебная экспертиза не проводилась. Заявитель полагает, что осуществление ответчиком действий по повторной приемке товара свидетельствуют о том, что нарушение срока не являлось существенным, ответчиком не был утрачен интерес к поставляемому товару, что является основанием для применения пункта 5 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
ТПП Владимирской области в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с позицией Общества, указав на законность принятых судебных актов.
Общество и ТПП Владимирской области заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
ООО "ИнтерАналит", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Общество (поставщик) и Учреждение (заказчик) 20.02.2023 заключили контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий N 0128200000123000237, по условиям которого поставщик обязуется осуществить поставку медицинского оборудования (анализатор масс-спектрометрический ИВД, полуавтоматический), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование (код ОКПД 26.60.12.119-00000227) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию оборудования, консультированию правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование и специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленное оборудование и надлежащим образам оказанные услуги.
В силу пунктов 1.2, 1.3 контракта номенклатура оборудования и его количество определяются спецификацией (приложение N 1 к контракту), технические показатели - техническими требованиями (приложение N 2 к контракту). Поставка оборудования осуществляется поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: г. Владимир, ул. Княгининская, д. 2, заказчику - ГБУЗ ВО "ОНД", в соответствии с отгрузочной разнарядкой (планом распределения) (приложение N 3 к контракту). Оказание услуг осуществляется поставщиком в месте доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (планом распределения) (приложение N 3 к контракту).
Цена контракта составляет 20 531 739 рублей, налогом на добавленную стоимость не облагается (пункт 2.2 контракта).
В пункте 4.1 контракта установлено, что поставщик должен обеспечить упаковку оборудования, способную предотвратить его повреждение или порчу во время перевозки к месту доставки. Упаковка оборудования должна полностью обеспечивать условия транспортировки, предъявляемые к данному виду оборудования. При определении габаритов упаковки оборудования и его веса с упаковкой необходимо учитывать удаленность мест доставки и отсутствие мощных грузоподъемных средств в некоторых пунктах по пути следования оборудования.
Согласно пункту 4.4 контракта упаковка и маркировка на упаковке, а также документация внутри и вне упаковки должны строго соответствовать специальным требованиям, установленным в технических требованиях (приложение N 2 к контракту).
Стороны в пункте 5.1 согласовали, что поставка оборудования осуществляется поставщиком в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (планом распределения) (приложение N 3 к контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, в срок в срок 60 календарных дней с момента подписания контракта. Доставка продукции до склада заказчика будет осуществлена транспортом поставщика, погрузка, разгрузка, в том числе подъем товара на указанный заказчиком этаж, - за счет средств и сил поставщика.
В пункте 5.1.2 контракта установлено, что поставщик в срок не более пяти рабочих дней с даты поставки формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 1 части 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Согласно пункту 5.1.3 контракта к документу о приемке, предусмотренному пунктом 5.1.2 контракта, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 6.4 контракта информация, содержащаяся в документе о приемке (пункт 2 части 13 статьи 94 Закона).
В пункте 5.3 контракта согласовано, что при поставке оборудования поставщик представляет следующую документацию: а) копию регистрационного удостоверения на оборудование; б) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) оборудования на русском языке; в) товарную накладную, оформленную в установленном порядке или УПД (универсальный передаточный документ); г) акт приема-передачи оборудования (приложение N 4 к контракту) в двух экземплярах (один экземпляр для заказчика и один экземпляр для поставщика); д) гарантию производителя на оборудование, срок действия которой составляет 12 месяцев, оформленную в виде отдельного документа; е) гарантию поставщика на оборудование, срок действия которой должен составлять не менее срока действия гарантии производителя на оборудование, оформленную в виде отдельного документа; ж) сведения, необходимые для работы с оборудованием, включая предоставление ключей, паролей доступа, программ и иных сведений, необходимых для монтажа, наладки, применения, эксплуатации, технического обслуживания данного вида оборудования; з) документ, подтверждающий внесение поставщиком обеспечения гарантийных обязательств; и) при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 соответственно, а также документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, предусмотренные порядком, установленным в соответствии с подпунктом "г" пункта 15 настоящего постановления; к) копия свидетельства об утверждении типа средств измерения с методикой поверки; л) свидетельство о поверке средств измерений.
В силу пункта 6.1 контракта приемка поставленного оборудования осуществляется в ходе передачи оборудования заказчику (получателю) в месте доставки и включает в себя следующее: а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного оборудования на соответствие спецификации (приложение N 1 к контракту) и техническим требованиям (приложение N 2 к контракту); б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями контракта; в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки оборудования; г) проверку наличия необходимых документов (копий документов) на оборудование: регистрационных удостоверений, документа, подтверждающего соответствие оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями); д) проверку наличия технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования на русском языке; е) проверку комплектности и целостности поставленного оборудования. Приемка оборудования осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Приемка товара по качеству и количеству должна осуществляться в соответствии с требованиями ГК РФ, Инструкциями о порядке приема продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, утвержденными Постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6 и от 25.04.1966 N П-7 с изменениями и дополнениями и условий контракта. По факту приемки оборудования поставщик и заказчик (получатель) подписывают акт приема-передачи оборудования (приложение N 4 к контракту).
Для проверки предоставленных поставщиком результатов поставки, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу оборудования в порядке, предусмотренном статьей 94 Закона. Экспертиза может проводиться силами заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации (пункт 6.2 контракта).
Из пункта 6.3 контракта следует, что заказчик в срок не позднее 20 рабочих дней (пункт 4 части 13 статьи 94 Закона), следующих за днем поступления документа о приемке подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке или формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим контрактом (пункт 6.6 контракта).
Согласно пункту 6.7 контракта после устранения недостатков, послуживших основанием для неподписания акта приема-передачи оборудования (приложение N 4 к контракту), поставщик и заказчик (получатель) подписывают акт приема-передачи оборудования (приложение N 4 к контракту) в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 6.2 и 6.3 контракта.
Услуги выполняются поставщиком лично либо с привлечением соисполнителей. Необходимое наличие у лица, осуществляющего монтаж и пусконаладку оборудования, лицензию в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники" в части монтажа и пусконаладки оборудования (пункт 7.1 контракта).
Поставщик за три рабочих дня до дня поставки оборудования предоставляет заказчику копию действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники. Основание - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в перечень оказываемых услуг включены: а) монтаж и наладка медицинской техники; б) контроль технического состояния медицинской техники; в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; г) ремонт медицинской техники (пункт 7.1.1 контракта).
В соответствии с пунктом 7.7 контракта по окончании оказания услуг заказчик (получатель) и поставщик подписывают акт ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N 5 к контракту).
Срок поставки товара - с момента подписания контракта в течение 60 рабочих дней. Срок исполнения контракта - с момента подписания контракта по 30.06.2023 включает срок поставки товара поставщиком в полном объеме, срок ввода в эксплуатацию, срок приемки (с оформлением документа о приемке) и оплаты заказчиком такого товара (пункт 8 части 1 статьи 42, пункт 8.4 части 1 статьи 3 Закона) (пункт 12.1.1 контракта)
Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 12.3 контракта).
Согласно пункту 12.4 контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона.
В случае если заказчиком проведена экспертиза поставленного оборудования с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного оборудования в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (пункт 12.5 контракта).
Из пункта 12.6 контракта следует, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
Во исполнение условий договора, истец 20.03.2023 поставил в адрес ответчика соответствующий товар.
В рамках осуществления приемки поставленного товара ответчик обратился к ТПП Владимирской области с целью проведения экспертизы поставленного товара.
Согласно заключению эксперта от 05.04.2023 N 030-03-00020 при проверке состояния внешней и внутренней упаковки не обнаружены повреждения или дефекты, влияющие на сохранность оборудования. Способы укладки и размещения не привели к разукомплектованию и утере оборудования. Маркировка на упаковке содержит основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки. Установлено несоответствие данных идентификационного/маркировочного заводского шильда (этикетки) на газовом хроматомасс-спектрометре данным технического паспорта AixLab, г. Москва, а именно: в техническом паспорте AixLab, г. Москва, каталожный номер (Cat.No) газового хроматомасс-спектрометра указан 225-31711-58. При этом каталожный номер (Cat.No) идентификационного/маркировочного заводского шильда (этикетки) на газовом хроматомасс-спектрометре - 225-31731-46. Установлено несоответствие данных идентификационного/маркировочного заводского шильда (этикетки) на автодозаторе для жидких проб данным технического паспорта AixLab, г. Москва, а именно: в техническом паспорте AixLab, г. Москва, каталожный номер (Cat.No) автодозатора для жидких проб указан 221-72315-59. При этом каталожный номер (Cat.No) идентификационного/маркировочного заводского шильда (этикетки) на авто дозаторе для жидких проб - 221-72315-58. Внешним осмотром установлено, что представленное к экспертизе медицинское изделие - тазовый хроматомасс-спектрометр Shimadzu, model GCMS-TQ8050 - имеет дефекты на корпусе оборудования в виде следов загрязнений, потертостей, царапин. Представленная к экспертизе комплектация оборудования соответствует комплектации контракта от 20.02.2023 N 0128200000123000237. Представленная сопроводительная документация не соответствует контракту от 20.02.2023 N 0128200000123000237, а именно отсутствуют технический паспорт производителя - Shimadzu Corporation, Япония; гарантия поставщика на оборудование, оформленная в виде отдельного документа; документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 соответственно, а также документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, предусмотренные порядком, установленным в соответствии с подпунктом "г" пункта 15 настоящего постановления. Также установлено, что год выпуска оборудования не идентифицирован из-за отсутствия информации на основном заводском идентификационно/маркировочном заводском шильде и отсутствия паспорта производителя Shimadzu Corporation, Япония; год выпуска автодозатора для жидких проб - 2017, (согласно данным идентификационного/маркировочного заводского шильда (этикетки). В техническом паспорте "Газовый хроматомасс-спектрометр", "АИКС ЛАБ", отсутствуют серийные номера "автодозатора для жидких проб AOC-20I" и "карусели для авто дозатора AOC-20s". В представленном к экспертизе Свидетельстве об утверждении типа средств измерений 1Р.С31.004.А N 68328 истек срок действия (до 11.12.2022). Иных документов, подтверждающих утверждение типа средств измерения с методикой поверки, не представлено. При вводе в эксплуатацию оборудования сервисным инженером Вахрушевым М.К. была продемонстрирована конфигурация системы медицинского изделия (газовый хроматомасс-спектрометр Shimadzu, вариант исполнения TQ-8050) в сервисном меню программного обеспечения оборудования. По итогам демонстрации конфигурации системы установлена наработка расходных материалов и общая наработка оборудования в количестве 35876 часов (что соответствует 4,1 года согласно конвертеру величин времени). В период проведения экспертизы проверка на соответствие технических характеристик оборудования не производилась. Скрытые дефекты оборудования могут быть обнаружены в процессе эксплуатационных работ.
Ответчик 07.04.2023 составил мотивированный отказ от приемки поставленного товара N 596, в котором указал на наличие недостатков поставленного товара, отраженных в заключении эксперта от 05.04.2023 N 030-03-00020, и потребовал от истца поставить товар, соответствующий условиям контракта.
Также в адрес истца ответчик направил претензию от 07.04.2023 N 597 с требованием об уплате штрафа за нарушение обязательств по контракту и претензию от 24.05.2023 N 919 с требованием в срок до 01.06.2023 осуществить поставку товара по контракту.
Истец указанный штраф уплатил платежным поручением от 18.04.2023 N 363 и 01.06.2023 поставил новый товар по контракту.
При осуществлении приемки нового оборудования ответчик обратился к ТПП Владимирской области с целью проведения экспертизы поставленного товара.
Согласно заключению эксперта от 21.06.2023 N 030-03-00040 при поверке состояния внешней и внутренней транспортной упаковки установлено, что на всех грузовых местах отсутствуют пломбы, замки, контрольные ленты. Грузовые места N 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 имеют нарушение внутренней упаковки в виде не плотно зафиксированных картонных коробок скотч-лентой. Также транспортная упаковка оборудования имеет деформации в виде замятия картона. Маркировка на упаковке содержит основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки. Внешним осмотром установлено, что представленное к экспертизе медицинское изделие - газовый хроматомасс-спектрометр, система GCMS-TQ8050 с автодозатором для жидких проб AOC-20I и каруселью для автодозатора AOC-20s - имеет дефекты на корпусе оборудования в виде следов загрязнений, потертостей, царапин. На оборудовании присутствуют следы перекрашивания поверхности корпуса с выраженной шероховатой поверхностью и подтеками краски. Крепежные элементы на корпусе оборудования отсутствуют и имеют следы вскрытия защитных кожухов. Пломбы, замки, контрольные ленты на оборудовании отсутствуют. Представленная к экспертизе комплектация оборудования соответствует комплектации контракта от 20.02.2023 N 0128200000123000237. Представленная сопроводительная документация не соответствует контракту от 20.02.2032 N 0128200000123000237. В ходе проведения экспертизы установлено, что отсутствуют следующие документы: технический паспорт (формуляр) производителя - Shimadzu Corporation - с идентификацией серийных номеров и датой производства оборудования; документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 соответственно, а также документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, предусмотренные порядком, установленным в соответствии с подпунктом "г" пункта 15 настоящего постановления. Недействительно представленное к экспертизе Свидетельство об утверждении типа средств измерений JP.C.31.004.AN 68328 от 21.12.2017 Хромато-масс-спектрометры газовые; GCMS-TQ8050.
В ходе проведения экспертных работ был направлен официальный запрос в представительство компании Shimadzu в России, которое сообщило, что с марта 2022 года компания Shimadzu приостановила поставки по новым запросам на территорию Российской Федерации. Это означает, что любые приборы Shimadzu, которые были поставлены конечным пользователям в этот период, либо были ввезены неофициально, в обход службы экспортного контроля, либо они были растаможены и ввезены до марта прошлого года и перепроданы. Серийный номер поставленного медицинского изделия не числится в базах данных компании Shimadzu. Это означает, что он не ввозился на территорию Российской Федерации официально через авторизованных партнеров. Компания "Аикс Лаб" не является и никогда не являлась официальным партнером Shimadzu. Сотрудники данной компании не авторизованы на проведение пусконаладочных работ и обслуживания оборудования Shimadzu. Копии документов, представленные на экспертизу, не заверены официальными представителями компании Shimadzu. Приборы в таком состоянии компания Shimadzu со склада не отпускает. В период проведения экспертизы проверка на соответствие технических характеристик оборудования не производилась. Скрытые дефекты оборудования могут быть обнаружены в процессе эксплуатационных работ.
Ответчик 26.06.2023 оформил мотивированный отказ от приемки поставленного товара, в котором указал на наличие недостатков поставленного товара, содержащихся в заключении эксперта от 21.06.2023 N 030-03-00040.
Ответчик направил истцу односторонний отказ от 27.06.2023 N 1109 от исполнения контракта, указав, что истец не поставил товар в соответствии с условиями контракта.
В письме от 27.06.2023 N 76.23 истец пояснил, что приемка товара не была осуществлена, а составленные мотивированные отказы от приемки товара неправомерны. Поставщику не представлены приказ о назначении комиссии для проведения приемки и документы, подтверждающие полномочия лиц, проводивших приемку оборудования, не была назначена дата приемки-передачи оборудования и документации. Заказчик не известил и не пригласил поставщика для проведения приемки товара, не составлен акт замечаний.
В ответ на данные возражения ответчик в письме от 28.06.2023 N 1121 сообщил, что о дате приемки, назначенной на 07.06.2023, сообщено поставщику 31.05.2023 посредством электронной почты. Более того, в день приемки присутствовали представители истца. Заказчик действовал в соответствии с условиями контракта и в рамках действующего законодательства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 401, 450, 452, 506, 508, 513, 516, 518, 520, 525, 526, 702, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 94, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок то-варов, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N.44-ФЗ), Арбитражный суд Владимирской области признал законным односторонний отказ ответчика от исполнения контракта и отказал в удовлетворении иска.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В статье 526 ГК РФ определено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
На основании пункта 2 статьи 513 ГК РФ принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
В части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В пункте 1 статьи 523 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1 статьи 450.1 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что при приемке товара ответчик выявил его несоответствие условиям контракта, а также отсутствие надлежащим образом оформленных документов (в том числе оригиналов документов).
В обоснование такого вывода Учреждение представило заключения экспертизы от 05.04.2023 N 030-03-00020, от 21.06.2023 N 030-03-00040, выполненные специалистами ТПП Владимирской области по результатам приемки оборудования.
Суды оценили данные заключения и признали их надлежащими доказательствами по делу. При этом судами установлено, что заключения, выполненные специалистами ТПП Владимирской области, содержат выводы на поставленные вопросы и соответствуют требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При проведении исследования специалисты руководствовались соответствующими нормативными документами, методическими и специализированными источниками. Доказательств, подтверждающих, что заключения содержат недостоверные либо противоречивые выводы, не представлено.
Судами также установлено и материалами дела подтверждается, что при проведении экспертного исследования был направлен запрос в представительство компании Shimadzu в России, которое сообщило, что с марта 2022 года компания Shimadzu приостановила поставки по новым запросам на территорию Российской Федерации. Серийный номер поставленного медицинского изделия не числится в базах данных компании Shimadzu. Соответствующий товар не ввозился на территорию Российской Федерации официально через авторизованных партнеров. Общество не является и никогда не являлось официальным партнером Shimadzu. Сотрудники истца не авторизованы на проведение пусконаладочных работ и обслуживания оборудования Shimadzu. Копии документов, представленные на экспертизу, не заверены официальными представителями компании Shimadzu. Приборы в таком состоянии компания Shimadzu со склада не отпускает.
Всесторонне и полно исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу о том, что истец допустил существенное нарушение условий контракта, поскольку поставил товар, не соответствующий условиям контракта, поэтому у Учреждения имелись основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя жалобы на неприменение судами пункта 5 статьи 450.1 ГК РФ отклоняется, поскольку ответчик, реализовавший свое право на односторонний отказ от договора, не совершал действий, свидетельствовавших о признании договора действующим.
Иные доводы жалобы по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущены нарушения норм процессуального права, перечисленные в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющиеся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.12.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024 по делу N А11-7706/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аикс ЛАБ" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1 статьи 450.1 ГК РФ).
...
Ссылка заявителя жалобы на неприменение судами пункта 5 статьи 450.1 ГК РФ отклоняется, поскольку ответчик, реализовавший свое право на односторонний отказ от договора, не совершал действий, свидетельствовавших о признании договора действующим."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 августа 2024 г. N Ф01-2876/24 по делу N А11-7706/2023