Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 137-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 23 сентября 2011 г. N 443-ПП
по состоянию на 1 января 2017 г.
Государственная программа
города Москвы "Безопасный город"
22 февраля, 4 сентября 2012 г., 10 сентября 2013 г., 10 июня 2014 г., 13 мая 2015 г., 10 октября 2016 г., 28 марта 2017 г.
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Безопасный город"
1. Характеристика текущего состояния в сфере безопасности и борьбы с преступностью с формулировкой основных проблем на 2010 год
Город Москва - столица, субъект и крупнейший город Российской Федерации, в котором проживает около восьми процентов населения страны, является политическим, административным, промышленным, транспортным, финансовым, научным и культурным центром Российской Федерации. На территории столицы находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти города Москвы и Российской Федерации, кроме того в 2010 году в городе Москве насчитывалось свыше 2,5 тыс. промышленных предприятий, в том числе 17 радиационных, 40 химических, 6 биологически и эпидемиологически опасных объектов, пожароопасных объектов, около 3.8 тыс. образовательных организаций, свыше 3 тыс. учреждений культуры, большое количество финансово-кредитных организаций.
Обеспечение безопасности города Москвы не только как столицы и субъекта Российской Федерации, но и как крупнейшего города страны с более чем десятимиллионным населением является необходимым условием обеспечения жизни и деятельности его жителей, соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, городского хозяйства транспорта и связи, развития социальной и духовной сфер общества.
Опыт реализации задач по обеспечению безопасности города Москвы в предыдущие годы привел к выводу о необходимости применения комплексного подхода при их выполнении.
С принятием Московской городской Думой Закона города Москвы от 19 марта 2008 г. N 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве" в целом была завершена работа по созданию системы профилактики правонарушений.
Была сформирована и действует Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений при Правительстве Москвы.
Положительный опыт работы города Москвы по формированию многоуровневой системы профилактики правонарушений был рассмотрен и одобрен 24 декабря 2008 г. на заседании Правительственной комиссии Российской Федерации по профилактике правонарушений.
Была создана и функционирует Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработаны основы правовой базы ее функционирования, совершенствуется научное обеспечение решения проблемных вопросов в области защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.
Совместная целенаправленная деятельность органов исполнительной власти города Москвы, Главного управления МЧС России по г. Москве, ГУ МВД России по г. Москве, УФСБ России по г. Москве и Московской области, других правоохранительных органов, реализация мероприятий Комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы позволили избежать обострения криминогенной обстановки, снизить количество чрезвычайных ситуаций.
В 2010 году по сравнению с 2005 годом количество убийств и покушений на убийство сократилось с 1331 до 582 (в 2,3 раза), количество умышленных причинений тяжкого вреда здоровью сократилось на 26,4 процента с 1870 до 1377, грабежи сократились на 37 процентов с 24160 до 15129, разбойные нападения сократились с 5715 до 2872 (в 1,2 раза), кражи из квартир сократились на 45,4 процента с 13985 до 9615, хулиганство сократилось с 2956 до 1174 (в 2,5 раза), количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием сократилось с 3398 до 1145 (в 2,9 раза), количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, сократилось с 11366 до 4988 (в 2,3 раза), количество актов терроризма и покушений на терроризм сократилось с 12 до 5 (в 2,4 раза).
С 2005 по 2010 годы уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения уменьшился на 22,7 процента.
Количество дорожно-транспортных происшествий (далее также - ДТП) за период с 2005 по 2012 годы сократилось на 13,1 процента с 14018 до 12183, а число погибших в них с 2010 года уменьшилось на 30,9 процента с 1103 до 762, раненых с 2012 года на 87,8 процентов с 16184 до 14212. Число погибших детей за период с 2005 по 2010 годы снизилось в 2,3 раза с 28 до 12, раненых на 22,4 процента с 1345 до 1043.
Количество пожаров на территории города Москвы с 2005 по 2010 годы уменьшилось на 23,8 процента с 10818 до 8246, а погибших в них людей на 48,4 процента с 455 до 235 человек. Количество чрезвычайных ситуаций сократилось на 88 процентов с 93 до 11, число утонувших в результате происшествий на воде сократилось на 25,5 процента с 192 до 143.
Вместе с тем в 2010 году уровень преступности на 100 тыс. населения в городе Москве остался более высоким, чем в среднем по Центральному федеральному округу, а деятельность международных террористических организаций, иные негативные факторы криминогенного, техногенного и природного характера представляют реальные угрозы стабильному развитию города Москвы, повышению качества жизни населения.
К числу факторов, существенно влияющих на состояние и стабильное развитие города Москвы, необходимо отнести:
- наличие значительных миграционных потоков, которые могут способствовать обострению социально-политической ситуации в Московском регионе;
- нахождение в Московском регионе лиц, возможно причастных к деятельности зарубежных радикальных исламских организаций экстремистского толка;
- активизацию деятельности образовательных организаций, созданных "нетрадиционными исламскими" религиозными организациями, с позиций которых осуществляют свою деятельность, направленную на вербовку, исламистские экстремистские организации, что может способствовать реализации угроз конституционному строю Российской Федерации.
Эти факторы негативно воздействуют на психологический климат в городе, привлекательность города Москвы как центра деловой активности и туризма и приводят к ощутимым экономическим потерям.
Требуют усиления антитеррористической защищенности объекты транспорта и транспортной инфраструктуры, жизнеобеспечения города, особо опасные производства, места массового пребывания людей.
Кроме этого, продолжающийся рост количества проектируемых и строящихся на территории города Москвы уникальных, в том числе особо опасных и технически сложных объектов, а также активное освоение подземного пространства повышает уровень террористических угроз, как на отдельных уникальных объектах, так и на высотных комплексах.
В силу ряда геополитических условий, в первую очередь статуса столицы, географического положения, относительно высокого уровня жизни в городе Москве осуществляется незаконный оборот наркотиков. По экспертным оценкам, в городе в 2010 году насчитывалось более 150 тыс. наркозависимых лиц. Несмотря на некоторое уменьшение количества выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (в 2010 году - 10944, 2009 году - 12799), требовалось принятие дополнительных мер по выявлению и пресечению организованных групп и преступных сообществ, осуществляющих доставку и сбыт наркотиков. Наибольшую опасность представляло распространение наркотиков в образовательных организациях и организациях, осуществляющих деятельность в сфере досуга.
Опасным явлением для общества является вовлечение в противоправную деятельность несовершеннолетних, в дальнейшем пополняющих ряды преступников. Несмотря на снижение общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, в 2010 году в сравнении с 2009 годом был отмечен рост их тяжести. В 2010 году подростками было совершено 30 убийств и покушений на убийства, 15 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 88 разбойных нападений, 200 грабежей и 112 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Почти каждое четвертое преступление в городе совершалось лицами, ранее уже совершавшими преступления, что потребовало усиления внимания к надзору за поведением, социальной реабилитации москвичей, вернувшихся из мест отбывания наказания.
Также было необходимо повысить эффективность работы в сфере безопасности дорожного движения. Количество дорожно-транспортных происшествий в 2012 году составило 12183, раненых - 14212 и погибших - 846 в них, то есть оставалось на достаточно значительном уровне.
Требовалось осуществить системные меры по выполнению поставленных Президентом Российской Федерации задач по противодействию коррупции в органах государственной власти. В 2010 году в городе Москве было зарегистрировано 1365 преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что меньше на 21,6 процента по сравнению с 2009 годом, в том числе 1049 преступлений по фактам взяточничества, что меньше на 25,9 процента по сравнению с 2009 годом.
Особую обеспокоенность вызывало состояние пожарной безопасности в городе Москве и предупреждение чрезвычайных ситуаций.
В 2010 году на территории города Москвы располагалось 117 потенциально опасных объектов, в том числе 17 радиационно-опасных объектов, 40 химически опасных объектов, 6 биологически (эпидемиологически) опасных объектов, 54 взрывопожароопасных объекта, а также большое количество инженерных коммуникаций.
В 2010 году в городе Москве произошло 11 чрезвычайных ситуаций, более 8 тыс. пожаров, около 30 тыс. происшествий, на которых спасено более 2 тыс. человек.
По сравнению с 2009 годом в 2010 году отмечался рост числа пожаров в зданиях и помещениях здравоохранения и социального обслуживания населения на 70,6 процента, зданиях производственного назначения на 56,7 процента, складских зданиях на 7,3 процента, зданиях, сооружениях и помещениях организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли и услуг, на 4,8 процента.
Возросло число пожаров по причинам неисправности производственного оборудования и нарушений технологического процесса производства в 2 раза, нарушений правил устройства и эксплуатации транспортных средств на 22,1 процента.
Произошло уменьшение на 14,2 процента количества пожаров в жилых помещениях и надворных постройках
Однако, несмотря на общее снижение, количество пожаров в жилом секторе оставалось значительным.
Чаще всего пожары происходят по причине неосторожного обращения с огнем - 57 процентов от их общего количества.
Проблемным вопросом оставалась безопасная и быстрая эвакуация жильцов из жилых помещений в случае пожара, в том числе с использованием средств для самостоятельного спасения, а также обеспечение жильцов средствами защиты органов дыхания и зрения.
Остро стоял вопрос восстановления и модернизации всех инженерных систем автоматической пожарной защиты.
В 2010 году более 20 процентов установок автоматической пожарной защиты в жилых домах находились в неисправном состоянии, в 17 процентах жилых домов источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров были в неработоспособном состоянии, в 24 процентах жилых домов шкафы пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода были разукомплектованы, в 45 процентах лечебно-профилактических учреждений отсутствовали, были неисправны или требовали замены системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией.
Значительная часть зданий и помещений, занимаемых лечебными, образовательными и другими организациями не отвечала современным требованиям пожарной безопасности. Зачастую на данных объектах эвакуационные выходы не удовлетворяли требованиям обеспечения безопасной и своевременной эвакуации людей, в них отсутствовали необходимые системы противопожарной защиты. Персонал не был обеспечен достаточным количеством индивидуальных средств защиты органов дыхания. На объектах социальной сферы города Москвы отсутствовали устройства самоспасения, отвечающие требованиям безопасной эвакуации с верхних этажей людей с ограниченными физическими возможностями.
В ходе инвентаризации фонда защитных сооружений гражданской обороны было выявлено неудовлетворительное состояние части убежищ жилого сектора города Москвы.
Требовалось обеспечить освежение запасов имущества гражданской обороны, так как истекали назначенные сроки хранения всех номенклатур средств индивидуальной защиты, что могло привести к резкому снижению уровня защиты населения в особый период (военное положение), а также при крупных техногенных авариях и катастрофах.
По состоянию на 2010 год парк пожарно-спасательных автомобилей составлял 959 единиц техники, из них 342 основные (76 процентов от установленных норм), 159 специальные (77 процентов от установленных норм), 458 вспомогательные (69 процентов от установленных норм).
Из имеющейся пожарной техники 27 процентов (259 единиц) имели срок эксплуатации до 5 лет, 35 процентов (336 единиц) - от 5 до 10 лет, свыше 10 лет находились в эксплуатации 38 процентов (364 единиц) автомобилей.
Около 35 процентов находящихся в боевом расчете основных пожарных автомобилей выработали установленные сроки службы и подлежат замене.
По срокам службы подлежали списанию 390 единиц аварийно-спасательной техники, что составило 41 процент от общего количества.
Обеспечение потребности города Москвы пожарными депо и зданиями пожарно-спасательной службы составило 67 процентов от норм оснащенности.
Требовалось проведение капитального ремонта и реконструкция 38 зданий пожарных депо, из которых 10 находились в аварийном состоянии.
Кроме того, стремительное развитие техники, транспортных коммуникаций и новых технологий создает предпосылки для роста чрезвычайных ситуаций и связанных с ними опасных общественных последствий. Поэтому одной из главных задач сохраняется повышение эффективности обучения населения, подготовки руководящего состава и специалистов органов управления, кадрового состава формирований гражданской обороны и Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К 2010 году в городе Москве было создано и оснащено 77 учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. В связи с ежегодно увеличивающимися объемами строительства новых жилых кварталов и увеличением численности населения необходимо создавать и развивать новые учебно-консультационные пункты.
Сложная обстановка сохранялась на водоемах города Москвы, где происходили аварии и происшествия с судами, последствиями которых являлись загрязнение водоемов и гибель людей.
Одним из факторов, оказывающих определяющее влияние на криминальную ситуацию в городе Москве, является преступность иногородних и иностранных граждан. В 2010 году количество преступлений, совершенных этой категорией лиц, составило 28689, или 47 процентов от числа всех раскрытых преступлений.
Меры по снижению квот на привлечение иностранной рабочей силы, не привели к сокращению потоков иностранных граждан, желающих найти в столице работу. Усиление миграционных потоков в город Москву приводит к существованию в столице различных культурных и ценностных систем, которые при определенных условиях способны вызывать острые конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве.
Для решения перечисленных проблем в 2011 году была подготовлена Государственная программа города Москвы "Безопасный город" (далее - Государственная программа), разработанная с учетом предложений органов исполнительной власти города Москвы и правоохранительных органов Российской Федерации.
В результате выполнения мероприятий Государственной программы с начала ее реализации отмечается улучшение безопасности в городской среде. Отмечается положительная динамика в сфере: борьбы с преступностью, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, минимизации нарушений миграционного законодательства.
В 2016 году по сравнению с 2010 годом сохранилась тенденция снижения количества зарегистрированных преступлений:
- на 39,7 процента сократилось количество убийств и покушений на убийства;
- на 53,9 процента сократилось количество грабежей;
- на 50 процентов сократилось количество разбойных нападений;
- на 59 процентов сократилось количество изнасилований;
- на 63,2 процента сократилось хулиганство;
- на 68 процентов сократились кражи из квартир;
- на 49,4 процента снизилось число зарегистрированных фактов угонов и краж автотранспорта;
- на 36,4 процента сократилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними;
- на 51 процент сократилось взяточничество.
Активно развивается система общегородского видеонаблюдения. В 2016 году с ее помощью раскрыто 2702 преступления, что на 56 процентов больше, чем в 2015 году (2015 г. - 1727 преступлений).
В результате мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, при ежегодном увеличении количества автотранспорта в городе Москве, наблюдается снижение количества ДТП на 26 процентов (2012 г. - 12183, 2016 г. - 9011), уменьшение числа погибших в них на 27 процентов (2010 г. - 762, 2016 г. - 556), количество пострадавших в ДТП сократилось на 28 процентов (2012 г. - 14212, 2016 г. - 10286).
Проводится работа по повышению пожарной безопасности в городе Москве и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В результате принимаемых мер удалось добиться снижения на 33 процента количества пожаров (2010 г. - 8246, 2015 г. - 5513), количество погибших при пожарах сократилось на 29,2 процента (2010 г. - 235, 2015 г. - 153).
Проведена огромная работа по оборудованию мест купания на водоемах города Москвы и организации дежурства спасательной службы на них. В результате проведенных мероприятий количество утонувших сократилось на 56 процентов (2010 г. - 143, 2015 г. - 63).
Активно проводятся мероприятия по снижению уровня незаконной миграции. Отмечается снижение на 32 процента количества преступлений, совершенных на территории города Москвы иностранными гражданами и лицами без гражданства (2010 г. - 11746, 2016 г. - 8012).
Мониторинг общественного мнения по вопросам обеспечения безопасности в городе Москве показал, что жители столицы положительно оценивают принимаемые органами исполнительной власти города Москвы меры по обеспечению общественной безопасности в столице. Отмечен последовательный рост уровня доверия населения к органам исполнительной власти города Москвы в сфере обеспечения безопасности: 2011 год - 43 процента, 2012 год - 45,8 процента, 2013 год - 53 процента, 2014 год - 55 процентов, 2015 год - 57 процентов, 2016 год - 60 процентов.
2. Прогноз развития в сфере безопасности и борьбы с преступностью и планируемые макроэкономические показатели Государственной программы
Вопросы безопасности граждан всегда были и остаются одними из приоритетных направлений деятельности государства. Реализация государственной политики в области противодействия преступности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов города Москвы, в том числе путем разработки и реализации государственных программ города Москвы.
Условия и тенденции социально-экономического развития города Москвы в ближайшие годы, а именно: прогнозируемые темпы роста промышленного производства, жилищного строительства, реализация программ развития энергетики, транспортного комплекса города Москвы, развитие материальной базы системы здравоохранения и образования города Москвы, а также другие факторы развития, обусловливают и позволяют выстроить систему целей, задач и методов реализации мероприятий в области предупреждения правонарушений, чрезвычайных ситуаций, развития гражданской обороны, защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Применение программно-целевого метода обеспечения безопасности города Москвы позволит осуществить:
- формирование и развитие приоритетных направлений профилактики правонарушений, снижение тяжести последствий преступлений;
- координацию деятельности территориальных органов правоохранительных органов Российской Федерации, органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности города;
- реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество преступлений, чрезвычайных ситуаций и пожаров.
На ход выполнения и эффективность Государственной программы существенное влияние будет оказывать совокупность факторов внутреннего и внешнего характера. В зависимости от них возможны два сценария выполнения Государственной программы-реалистический и пессимистический.
Реалистический сценарий предполагает, что:
- политическая обстановка в стране и городе стабильная;
- экономическая ситуация в стране и в городе благоприятная;
- аварийность на промышленных объектах и транспорте находится в пределах среднестатистических показателей;
- социальная напряженность в обществе относительно низкая.
В этом случае гарантировано эффективное проведение и выполнение программных мероприятий в срок и в полном объеме, что позволит достичь поставленной программной цели.
Пессимистический сценарий предполагает:
- экономическая ситуация в стране и в городе неблагоприятная;
- аварийность на промышленных объектах и транспорте выше среднестатистических показателей;
- социальная напряженность в обществе относительно высокая.
Наличие этих неблагоприятных факторов, а также дефицит финансирования, непопулярность среди населения города Москвы отдельных мероприятий, затягивание сроков реализации мероприятий, пассивность и неэффективность действий государственных органов могут привести к тому, что отдельные мероприятия будут выполнены в ограниченном объеме, что приведет к снижению эффективности Государственной программы в целом.
По предварительным оценкам, реализация программных мероприятий по сравнению с 2010 годом должна привести к:
- поддержанию уровня доверия населения города Москвы к органам исполнительной власти города Москвы в сфере обеспечения безопасности на уровне не ниже 50 процентов (процент от числа опрошенных);
- повышению эффективности деятельности правоохранительных органов;
- снижению количества преступлений, совершаемых на улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан, количества тяжких и особо тяжких преступлений;
- поддержание доли критически важных объектов инфраструктуры города Москвы, оборудованных инженерно-техническими средствами обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности на уровне 100 процентов;
- повышению количества выявленных преступлений экстремистской направленности;
- снижению количества коррупционных правонарушений в органах исполнительной власти города Москвы;
- снижению общего уровня криминализации экономики, повышению инвестиционной привлекательности города Москвы;
- ежегодному сокращению количества дорожно-транспортных происшествий и числа лиц, погибших в них;
- снижению количества деструктивных событий (чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах);
- оснащению подразделений пожарно-спасательного гарнизона города Москвы современными видами техники, пожарно-техническим вооружением, оборудованием, средствами индивидуальной защиты, обмундированием к 2018 году до 85 процентов;
- охвату населения системами оповещения (сирены) при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 100 процентов;
- повышению готовности объектов мобилизационного назначения;
- доведению до установленных норм запасов материально-технических средств, медикаментов, медицинского и химического имущества на объектах мобилизационного назначения, создание условий для их хранения и своевременного освежения;
- гарантированному восстановлению утраченных или пришедших в непригодное для использования состояние документов для организации проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведению мероприятий гражданской обороны в военное время, восстановлению объектов систем жизнеобеспечения населения, а также объектов мобилизационного назначения с использованием документов страхового фонда, повышению социально-правовой значимости страхового фонда документации для населения города Москвы за счет увеличения объемов документации страховых фондов, приведенных к формату А4;
- сокращению преступлений, совершенных иногородними и иностранными гражданами;
- увеличению со 102 до 130 количества паспортно-визовых объектов, оснащенных государственной системой выдачи паспортно-визовых документов нового поколения (с биометрическими параметрами);
- созданию эффективной системы учета иностранных граждан и лиц без гражданства;
- оптимизации расходов бюджета города Москвы на обеспечение комплексной безопасности города Москвы.
3. Цели и задачи Государственной программы
Усилия органов исполнительной власти города Москвы и правоохранительных органов Российской Федерации, в компетенцию которых входит решение вопросов обеспечения безопасности, в рамках Государственной программы должны обеспечить снижение показателей нарастания угроз, а в конечном итоге гарантированную защиту населения и объектов города от преступности, террористических акций и чрезвычайных ситуаций.
Целью Государственной программы является комплексное обеспечение безопасности населения и объектов на территории города Москвы, в том числе:
- защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;
- предупреждение правонарушений;
- снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, повышение защиты населения и территории города Москвы от угроз природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- повышение готовности органов исполнительной власти города Москвы по вопросам мобилизационной подготовки;
- минимизация нарушений миграционного законодательства.
Условиями достижения целей Государственной программы является решение следующих задач:
- предупреждение террористических акций и поддержание уровня антитеррористической защищенности критически важных объектов города Москвы в соответствии с нормативными требованиями;
- ежегодное снижение количества преступлений, совершаемых на улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан, количества тяжких и особо тяжких преступлений, количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, лицами, освободившимися из мест лишения свободы и состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, увеличение выявления преступлений экстремистской направленности;
- уменьшение количества коррупционных правонарушений в органах исполнительной власти города Москвы;
- снижение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявленных в местах массового досуга населения и в образовательной среде;
- ежегодное сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, числа лиц погибших в них, числа административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения;
- увеличение доли правонарушений, раскрытых с помощью камер видеонаблюдения;
- ежегодная минимизация ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах;
- совершенствование уровня мобилизационной подготовки экономики органов исполнительной власти города Москвы;
- снижение уровня незаконной миграции, формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, создание условий для осуществления легальной трудовой деятельности иностранных граждан.
В полном объеме цели и задачи Государственной программы отражены в паспортах подпрограмм (приложение 1 к Государственной программе).
Для решения наиболее важных вопросов в сфере обеспечения комплексной безопасности города Москвы государственные заказчики и исполнители при реализации мероприятий Государственной программы обеспечивают согласование общественно значимых интересов жителей города Москвы, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей.
С этой целью проводится постоянный мониторинг общественного мнения о поддержке мер по укреплению правопорядка и безопасности, обеспечивается привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка в городе Москве, участие в разработке и рассмотрении инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам.
Особенностью Государственной программы является необходимость осуществления совместных действий на территории города Москвы субъектов обеспечения безопасности городского и федерального уровней.
4. Сроки и этапы реализации Государственной программы с указанием плановых значений конечных результатов
Сроки реализации Государственной программы и ее подпрограмм разделены на 7 этапов.
Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012.
Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013.
Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014.
Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015.
Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016.
Этап 6: 01.01.2017-31.12.2017.
Этап 7: 01.01.2018-31.12.2019.
Поэтапная реализация программных мероприятий позволит стабилизировать криминогенную обстановку в городе Москве, нейтрализовать рост преступности и других негативных явлений по отдельным направлениям и тем самым создать условия для повышения реального уровня безопасности жизни москвичей, обеспечения защищенности критически важной инфраструктуры города.
Прогнозные значения конечных результатов по этапам реализации приведены в паспортах подпрограмм Государственной программы (приложение 1 к Государственной программе).
5. Обоснование состава и значений конечных результатов Государственной программы и подпрограмм
В качестве целевых показателей оценки хода выполнения Государственной программы используются: уровень доверия населения к органам исполнительной власти города Москвы в сфере обеспечения безопасности; снижение количества тяжких и особо тяжких преступлений; снижение количества деструктивных событий (количество чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах); снижение количества населения, погибшего (и пострадавшего) при деструктивных событиях (в чрезвычайных ситуациях, при пожарах, при происшествиях на водных объектах); процент преступлений, совершенных иностранными гражданами от общего количества преступлений.
Конечные результаты Государственной программы, подпрограмм и непосредственный результат основных мероприятий по годам реализации приведены в приложении 2 к Государственной программе.
6. Перечень подпрограмм Государственной программы
Для реализации целей и задач, указанных в разделе 3 настоящей Государственной программы, структура Государственной программы разделена на 4 подпрограммы:
- "Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений" (далее - подпрограмма 1) (таблица 1 приложения 1 к Государственной программе);
- "Предупреждение чрезвычайных ситуаций, развитие гражданской обороны, защита населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (далее - подпрограмма 2) (таблица 2 приложения 1 к Государственной программе);
- "Мобилизационная подготовка экономики" (далее - подпрограмма 3) (таблица 3 приложения 1 к Государственной программе);
- "Предупреждение и пресечение нарушений в сфере миграционного законодательства" (далее - подпрограмма 4) (таблица 4 приложения 1 к Государственной программе).
Конечные показатели подпрограмм приведены в приложении 2 к Государственной программе.
7. Краткое описание подпрограмм Государственной программы
Структура перечня профилактических мероприятий подпрограммы 1 сформирована по основным мероприятиям исходя из угроз безопасности городу Москве, необходимости решения поставленных задач и достижения целей подпрограммы.
Мероприятие "Организация обеспечения общественного порядка на территории города Москвы" предусматривает организацию работы общественных формирований при проведении мероприятий по профилактике правонарушений в жилом секторе, на улицах города Москвы.
Мероприятие "Участие города Москвы в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности" предусматривает проведение комплексной работы по обеспечению безопасности жителей и гостей столицы на улицах города:
- снижение количества преступлений, совершаемых на улицах города Москвы;
- снижение количества преступлений, связанных с грубым нарушением общественного порядка.
Для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в подпрограмме 1 предусмотрены мероприятия по укреплению их материально-технической базы.
В целях комплексного обеспечения безопасности в городе Москве в подпрограмме 1 предусмотрены меры социального, правового, организационного, информационного и профилактического характера, направленные на:
- предупреждение, выявление и пресечение наркотической угрозы;
- предупреждение совершения правонарушений несовершеннолетними;
- предупреждение и пресечение преступлений экономической направленности;
- противодействие коррупции в городе Москве.
Кроме этого для предотвращения террористических актов в городе Москве реализуются мероприятия по:
- повышению антитеррористической защищенности населения, критически важных объектов города Москвы;
- предупреждению экстремизма, религиозной и расовой нетерпимости.
В целях снижения рецидивной преступности в подпрограмме 1 предусмотрены меры по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Немаловажным фактором, влияющим на безопасность в городе Москве, является ситуация на дорогах. Для обеспечения безопасности дорожного движения в подпрограмме 1 осуществляются мероприятия по:
- снижению количества дорожно-транспортных происшествий;
- снижению смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий;
- снижению количества пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Для оказания содействия правоохранительным органам при проведении массовых мероприятий в городе Москве, предполагается широкое участие общественных организаций, в том числе представителей народной дружины и казачества.
В подпрограмму 2 включены мероприятия, направленные на:
- развитие системы гражданской обороны города Москвы;
- оснащение, содержание и обслуживание систем связи, оповещения и автоматизированных систем Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы и подведомственных ему государственных учреждений города Москвы, Главного управления МЧС России по г. Москве, его территориальных подразделений, пожарных частей Федеральной противопожарной службы, организаций, руководство деятельностью которых в соответствии с их учредительными документами осуществляет Главное управление МЧС России по г. Москве;
- наращивание страхового фонда документации для обеспечения проведения и организации аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе Москве;
- совершенствование и функционирование систем оперативного управления в чрезвычайных ситуациях, мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- развитие Единого дежурно-диспетчерского центра реагирования на чрезвычайные ситуации в целях создания в городе Москве Системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (Система-112);
- развитие и совершенствование системы подготовки и обучения пожарных и спасателей, информирование и обучение населения города Москвы по вопросам обеспечения безопасности, пропаганды безопасного поведения при пожарах и других чрезвычайных ситуациях;
- оснащение сил и средств, органов управления Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подразделений добровольной пожарной охраны города Москвы техникой, вооружением, оборудованием, средствами защиты, боевой одеждой, снаряжением, специальной одеждой и обувью;
- оснащение техникой пожарных частей Федеральной противопожарной службы на территории города Москвы и противопожарной службы города Москвы, пожарно-спасательных и аварийно-спасательных формирований города Москвы, организаций, руководство деятельностью которых в соответствии с их учредительными документами осуществляет Главное управление МЧС России по г. Москве;
- обеспечение функционирования служб в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- поддержание в постоянной готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий города Москвы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая: обеспечение лечения, реабилитации и санаторно-курортного лечения всех категорий сотрудников Главного управления МЧС России по г. Москве и пожарно-спасательного гарнизона города Москвы, получивших травмы и (или) профессиональные заболевания при исполнении служебных обязанностей, членов их семей, а также членов семей погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших вследствие осуществления служебной деятельности; капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, текущий и аварийный ремонт пожарных частей Федеральной противопожарной службы и противопожарной службы города Москвы, помещений Главного управления МЧС России по г. Москве и Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, зданий и сооружений учебно-испытательного полигона;
- построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в области прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" мероприятия подпрограммы 3 содержат сведения, отнесенные к государственной тайне.
Для достижения целей подпрограммы 4 предусматривается:
- добиться снижения количества преступлений, совершаемых иностранными гражданами;
- повести мероприятия по выявлению преступлений, связанных с организацией незаконной миграции;
- осуществлять мероприятия по выдворению иностранных граждан, нарушающих российское законодательство, за пределы Российской Федерации;
- создать условия для осуществления легальной трудовой деятельности иностранными гражданами в городе Москве.
Конкретные мероприятия, реализуемые в рамках Государственной программы, подпрограмм и значения планируемых натуральных показателей отражены в приложении 2 к Государственной программе.
В реализации отдельных профилактических мероприятий Государственной программы принимают участие ГКУ "Московская безопасность", ГБУ "Московский исследовательский центр", филиал ОАО РЖД "Московская железная дорога" и ФГБУ "Федеральный исследовательский центр психиатрии и наркологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Кроме того, соисполнителями мероприятий Государственной программы являются ГУ МВД России по г. Москве, Главное управление МЧС России по г. Москве, УФСБ по г. Москве и Московской области, УТ МВД России по ЦФО, УФСИН России по г. Москве, УФССП России по Москве, иные органы государственной власти и общественные организации города Москвы (в пределах возложенных полномочий).
В реализации мероприятий подпрограммы 3 принимают участие ГУП "Специальное предприятие при Правительстве Москвы", казенное предприятие города Москвы "Московский научно-технический центр "Регион" при Правительстве Москвы".
Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают широкое участие общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей и охранных организаций, для решения наиболее важных вопросов в сфере обеспечения комплексной безопасности города Москвы и при проведении комплекса профилактических мероприятий.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограмм
При планировании ресурсного обеспечения Государственной программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере города, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы обеспечения безопасности в городе Москве, а также реальная возможность ее решения при поддержке органов исполнительной власти города Москвы.
Финансирование Государственной программы осуществляется из бюджета города Москвы в пределах финансовых средств, выделяемых ответственным исполнителям и исполнителям на выполнение программных мероприятий по созданию и модернизации систем обеспечения безопасности, на физическую охрану и техническую защиту объектов и другие, в том числе в рамках адресной инвестиционной программы города Москвы.
Объемы финансирования определяются главными распорядителями бюджетных средств и исполнителями мероприятий Государственной программы и уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год.
Кроме того, привлечены собственные средства организаций, техническая защищенность объектов которых обеспечивается в рамках Государственной программы.
Также для реализации мероприятий могут быть привлечены внебюджетные финансовые средства и иные поступления, если их использование не противоречит законодательству Российской Федерации.
Плановые финансовые показатели Государственной программы, подпрограмм и мероприятий по годам реализации отражены в приложениях 3, 3(1), 4 к Государственной программе.
В связи с переводом с 1 января 2012 г. подразделений полиции на финансирование за счет средств федерального бюджета и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации", начиная с показателей 2012 года расходы на финансирование мероприятий правоохранительных органов по обеспечению безопасности населения города Москвы осуществляются в соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации в этой сфере.
В приложении 5 представлена информация об оценке применения мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы (информация о налоговых льготах по подведомственным Департаменту региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы бюджетным и казенным учреждениям, согласно Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организации").
9. Характеристика мер правового регулирования в сфере безопасности и борьбы с преступностью
Государственное правовое регулирование в сфере безопасности, предупреждения и пресечения преступлений обеспечивается нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
По подпрограмме 1:
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности";
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка";
- Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях";
- Закон города Москвы от 19 марта 2008 г. N 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве".
По подпрограмме 2:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";
- Закон города Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Закон города Москвы от 12 марта 2008 г. N 12 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей города Москвы";
- Закон города Москвы от 12 марта 2008 г. N 13 "О пожарной безопасности в городе Москве";
- постановление Правительства Москвы от 21 июля 2015 г. N 451-ПП "О координации действий органов государственной власти и организаций на территории города Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2015 г. N 795-ПП "Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях".
По подпрограмме 3:
- Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении";
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне";
- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне";
- Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Мэра Москвы и Правительства Москвы в области мобилизационной подготовки и мобилизации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
По подпрограмме 4:
- Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах";
- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации";
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Правовую базу, необходимую для реализации Государственной программы составляют и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы, устанавливающие правовые основы обеспечения безопасности личности, общества, государства, определяющие систему безопасности и ее функции, порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности.
10. Методы оценки эффективности и результативности реализации Государственной программы
В целях оценки эффективности мероприятий Государственной программы, а также проведения в оперативном порядке корректировки приоритетов и задач Государственной программы разрабатывается система мониторинга, контроля и оценки результатов.
В качестве критериев оценки эффективности мероприятий Государственной программы используются индикаторы и показатели Государственной программы, которые приводятся в приложениях к Государственной программе. Индикаторы, выраженные в процентах, показывают основные тенденции в области совершенствования системы обеспечения безопасности и повышения ее уровня.
Эффективность реализации Государственной программы определяется степенью достижения показателей и задач Государственной программы.
Основным показателем эффективности Государственной программы является уровень доверия населения к органам исполнительной власти города Москвы в сфере обеспечения безопасности и рассчитывается по формуле:
,
где:
У - уровень доверия населения к органам исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности (в процентах);
КОП - количество опрошенных граждан, давших положительный ответ;
ОКО - общее количество опрошенных граждан.
Методика оценки эффективности и результативности Государственной программы осуществляется в соответствии со следующим порядком и учитывает:
- степень достижения целей и решения задач Государственной программы в целом и ее подпрограмм;
- степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета города Москвы;
- степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.
Показатель степени достижения целей и решения задач Государственной программы в целом рассчитывается по формуле (для каждого года реализации Государственной программы):
,
где:
- значение показателя степени достижения целей и решения задач Государственной программы в целом;
n - число показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Государственной программы;
- соотношение фактического и планового значения k-го показателя (индикатора) достижения целей и решения задач Государственной программы.
Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм Государственной программы учитывает показатели (индикаторы) эффективности Государственной программы, показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации и рассчитывается согласно формуле:
,
где:
- значение показателя степени достижения целей и решения задач i-й подпрограммы;
- число показателей (индикаторов) i-й подпрограммы;
- соотношение фактического и планового значения k-го показателя (индикатора) достижения целей и решения задач i-й подпрограммы, т.е. фактически показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета города Москвы рассчитывается согласно формуле:
,
где:
ЭИС - эффективность использование средств бюджета города Москвы;
- запланированный объем затрат из средств бюджета города Москвы на реализацию Государственной программы;
- фактический объем затрат из средств бюджета города Москвы на реализацию Государственной программы.
Общая эффективность и результативность Государственной программы определяется по формуле:
,
где:
ПР - эффективность и результативность Государственной программы;
- значение показателя степени достижения целей и решения задач Государственной программы в целом;
ЭИС - эффективность использование средств бюджета города Москвы.
В случае, если значение ПР превышают единицу, это свидетельствует о высокой эффективности и результативности Государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.