Принятые в последние недели уходящего года законодательные и нормативные российские документы по налогообложению формируют важнейший узел экономического механизма в условиях свободного ценообразования. Понятно, с каким нетерпением эти правовые акты ждут на предприятиях и в организациях. По многочисленным просьбам читателей начинаем их публикацию с инструкции Государственной налоговой службы РСФСР - "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
I. Общие положения
1. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
II. Плательщики налога
2. В соответствии с Законом РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
а) предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РСФСР статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
б) полные товарищества, реализующие товары, работы и услуги от своего имени;
в) индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РСФСР, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары, работы и услуги;
д) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РСФСР;
е) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 100 тыс. рублей в год.
3. Предприятия и организации, указанные в подпунктах "а" - "д" настоящего пункта, в дальнейшем именуются "предприятия".
III. Объекты налогообложения
4. Согласно Закону РСФСР "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории РСФСР товаров (кроме импортных)*(1), выполненных работ и оказанных услуг*(2).
5. При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.
В целях налогообложения товаром считается предмет, изделие, продукция, в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро- и теплоэнергия, газ.
6. При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских и других работ.
7. При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания:
а) услуг пассажирского и грузового транспорта, включая транспортировку (передачу) газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению;
б) услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу;
в) посреднических услуг, связанных с поставкой товаров;
г) услуг связи, бытовых, жилищно-коммунальных услуг;
д) услуг физической культуры и спорта, санаторно-курортных и оздоровительных, туристско-экскурсионных услуг;
е) услуг по выполнению заказов предприятиями торговли;
ж) услуг вневедомственной охраны;
з) услуг по подготовке и повышению квалификации кадров;
и) рекламных услуг;
к) инновационных услуг, услуг по обработке данных и информационному обеспечению;
л) всех других платных услуг, кроме сдачи в аренду земли.
8. К оборотам, облагаемым налогом, относятся также:
а) обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;
б) обороты по реализации товаров (работ, услуг) без оплаты стоимости в обмен на другие товары (работы, услуги);
в) обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям или физическим лицам, включая работников предприятия.
IV. Определение облагаемого оборота
9. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная:
- исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов*(3), без включения в них налога на добавленную стоимость;
- исходя из государственных регулируемых оптовых цен и тарифов*(4) (без включения в них налога на добавленную стоимость), применяемых на продукцию топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения (услуги связи, грузовые/транспортные перевозки и услуги);
- исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов*(5), включающих в себя налог на добавленную стоимость, применяемых на основные потребительские товары и услуги, оказываемые населению.
При предоставлении в установленном порядке торговых скидок по товарам, на которые введено государственное регулирование цен, облагаемый оборот подлежит уменьшению на сумму этих скидок.
При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.
При обмене товарами (работами, услугами), при их передаче безвозмездно или с частичной оплатой облагаемый оборот определяется исходя из уровня свободных (рыночных) цен, сложившегося на момент обмена или передачи, а при наличии на них государственных регулируемых цен - исходя из этих цен.
При использовании внутри предприятия товаров (работ, услуг) собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, за основу определения облагаемого оборота принимается стоимость этих или аналогичных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых по ним цен (тарифов), а при их отсутствии - фактическая себестоимость.
У предприятий при натуральной оплате труда товарами собственного производства облагаемым оборотом является стоимость товаров, определенная исходя из свободных розничных цен, включая торговую надбавку, а по товарам, на которые применяются государственные регулируемые цены, - исходя из этих цен.
При реализации предприятием населению, включая своих работников, товаров собственного производства по свободным розничным ценам с расчетами через кассу облагаемый оборот исчисляется исходя из этих цен с учетом применяемой торговой надбавки.
Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов является стоимость их обработки.
Стоимость возвратной тары, в том числе стеклопосуды, имеющей залоговую стоимость, не включается в облагаемый оборот, за исключением реализации такой тары предприятиями-изготовителями.
10. Не облагаются налогом:
а) обороты по реализации продукции, полуфабрикатов, работ и услуг одними структурными единицами предприятия для промышленно-производственных нужд другим структурным единицам этого же предприятия (внутризаводской оборот). Под структурными единицами предприятия в данном подпункте понимаются структурные единицы, не имеющие расчетного счета в учреждении банка и состоящие на балансе основного предприятия (или имеющие самостоятельный баланс);
б) обороты по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промпродуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов, а также обороты по реализации в Государственный фонд РСФСР драгоценных металлов и драгоценных камней;
в) обороты угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий по реализации угля (сланца) и продуктов обогащения углесбытовым организациям;
г) обороты по реализации конфискованных, бесхозяйных ценностей, ценностей, перешедших по праву наследования государству, кладов и скупленных ценностей;
д) продажа, обмен, безвозмездная передача приобретенных с налогом на добавленную стоимость основных средств и товаров для непроизводственных целей, за исключением их реализации по ценам, превышающим цену приобретения.
11. Для строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных и оплаченных заказчиками работ исходя из договорных цен с учетом их изменений, вызванных в процессе выполнения работ повышением (снижением) цен на строительные материалы и конструкции, а также тарифов на транспортные и другие виды услуг. Строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом, приравниваются к работам, выполненным на сторону, и облагаются налогом в общеустановленном порядке.
V. Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога
12. От налога на добавленную стоимость освобождаются:
а) товары (работы, услуги), экспортируемые*(6) за пределы государств - членов Экономического сообщества (включая перевозку пассажиров), а также экспедиторские и транспортные услуги, в том числе погрузочно-разгрузочные работы, связанные с обслуживанием экспортных и транзитных иностранных грузов;
б) товары и услуги, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
в) услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
г) квартирная плата, включая плату за проживание в общежитиях;
д) стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных предприятий, а также арендная плата за арендные предприятия, образованные на базе государственной собственности;
е) операции по страхованию и перестрахованию, выдаче и передаче ссуд, а также операции, совершаемые по денежным вкладам, расчетным, текущим и другим счетам;
ж) операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других). Исключение представляют операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и бумаг, по которым налог взимается:
з) продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов;
и) действия, выполняемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, а также услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов и переводчиками иностранных языков:
к) выдача, получение и уступка патентов, авторских прав, лицензий;
л) услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом, плата за обучение детей и подростков в кружках, секциях, студиях, за использование спортивных сооружений, а также услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и по уходу за больными и престарелыми;
м) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования;
н) услуги учреждений культуры и искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ;
о) обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах;
п) ритуальные услуги*(7) похоронных бюро, кладбищ и крематориев, включая изготовление памятников и надгробий, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями.
13. Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, является единым на всей территории РСФСР.
VI. Ставки налога
14. Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются:
а) в размере 28 процентов - к облагаемому обороту по товарам (работам, услугам), реализуемым по свободным (рыночным) ценам и тарифам, а также по продукции топпивно-энергетического комплекса и услугам производственно-технического назначения (услуги связи, грузовые транспортные перевозки и услуги), реализуемым по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам*(8);
б) в размере 21,88 процента - к облагаемому обороту по товарам (услугам), реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам, включающим в себя налог на добавленную стоимость. По такой же ставке облагаются обороты при реализации товаров по ценам, превышающим цену их приобретения (обороты предприятий розничной торговли и общественного питания, предприятий, осуществляющих посредническую деятельность, при аукционной продаже и др.), а также обороты по реализации услуг, в стоимость которых включен налог по ставке в размере 28 процентов (обороты предприятий, оказывающих платные услуги, при комиссионной торговле и др.).
VII. Порядок расчетов за реализуемые товары (работы, услуги)
15. Реализация товаров (работ, услуг) производится предприятиям:
а) по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость;
б) по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения;
в) для продажи товаров населению и оказания ему услуг - по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим в себя налог на добавленную стоимость.
В расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях) на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой*(9). Сумма налога выделяется также в реестрах чеков и в реестрах на получение средств с аккредитива.
При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом налогообложения, расчетные документы и реестры выписываются без выделения сумм налога на добавленную стоимость и на них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
Расчетные документы и реестры, в которых не выделена сумма налога, учреждениями банков не должны приниматься к исполнению.
В случае частичного акцепта требования (требования-поручения), в котором был выделен налог, соответственно уменьшаются суммы, причитающиеся поставщику. В заявлении об отказе от акцепта (в телеграмме) покупатель из состава общей суммы, от оплаты которой он отказывается, обязан выделить сумму налога, приходящуюся на сумму отказа.
16. Реализация товаров (работ, услуг) населению производится по свободным и регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость по установленной ставке. На ярлыках товаров и ценниках, выставляемых в торгующих организациях, сумма налога не выделяется.
17. Расчеты по межреспубликанским поставкам товаров (работ, услуг) с государствами, подписавшими договор об Экономическом сообществе, осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, с выделением налога. В расчетных документах отдельной строкой в порядке, изложенном в пункте 15 настоящего раздела.
VIII. Порядок исчисления налога
18. Налог на добавленную стоимость на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, используемые для производственных целей, на издержки производства и обращения не относится.
19. Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, топливо, работы, услуги, стоимость которых включается в издержки производства и обращения.
20. Вычет сумм налога по материальным ресурсам (работам, услугам) производится за тот отчетный период, в котором поступают расчетные документы за них.
При этом не исключается из налоговой суммы, полученной от покупателей, налог, уплаченный поставщикам:
а) по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды, а также основным средствам и нематериальным активам (стоимость имущественных и иных прав, "ноу-хау" и т.п.). Уплата налога по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды, производится за счет соответствующих источников финансирования. Основные средства и нематериальные активы отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога, с последующим списанием на себестоимость через суммы износа (амортизации) в установленном порядке;
б) по товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 и подпунктами "е"-"п" пункта 12 настоящей инструкции. Суммы налога, уплаченные поставщикам по таким товарам (работам, услугам), относятся на издержки производства и обращения.
21. В случае превышения сумм налога по приобретаемым товарно-материальным ценностям (работам, услугам) над суммами налога, исчисленными по реализованным товарам (работам, услугам), возникающая разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или возмещается из бюджета за счет общих поступлений этого налога налоговыми инспекциями на основании представленных расчетов ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (при условии представления расчетов до 10-го числа). В случае представления предприятиями расчетов после 10-го числа возмещение производится в 5-дневный срок со дня их получения. При этом возврат налога не производится по расчетам, представленным по истечении годичного срока, следующего за месяцем, в котором был получен последний расчет налоговым органом.
Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога применяется и при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктами "а" -"в" пункта 12 настоящей инструкции.
22. При экспорте предприятиями, осуществляющими посреднические функции, товаров, приобретенных с налогом, ранее внесенные суммы налога засчитываются в уплату предстоящих платежей или возвращаются в порядке, предусмотренном пунктом 21 настоящей инструкции, при представлении указанными предприятиями грузовой таможенной декларации со штампом таможни "Выпуск разрешен", подтверждающей пересечение товаром границы, а также расчетных документов на покупку товаров, в которых выделены суммы уплаченного налога, и при условии, если не истек годичный срок со дня поступления их в бюджет.
23. Обложению налогом подлежат суммы, полученные в порядке частичной оплаты расчетных документов за реализованные товары (работы, услуги), а также суммы авансовых и плановых платежей, поступившие на расчетный счет в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг).
24. В случае возврата покупателями товаров после оплаты расчетных документов, проездных документов (билетов), а также отказа заказчиками от ранее оплаченных работ (услуг) на сумму налога по таким операциям уменьшаются очередные платежи в бюджет либо производится их возмещение в порядке, предусмотренном в пункте 21 настоящей инструкции.
Перерасчеты по налогу производятся после отражения в учете соответствующих операций по корректировке оборотов по реализации товаров (работ, услуг) и если при этом не истек годичный срок со дня поступления сумм налога в бюджет.
Если товары, на которые установлен гарантийный срок службы, возвращаются в пределах этого срока предприятию-изготовителю, зачет или возврат налога по таким товарам производится независимо от срока первоначальной оплаты расчетных документов покупателями и поступления налога в бюджет.
При возврате в соответствующих случаях товаров, а также в случае полного или частичного отказа от акцепта расчетных документов за товары производится корректировка сумм налога, ранее принятых в уменьшение платежей, подлежащих уплате в бюджет.
Пример. Швейной фабрикой в январе были получены по свободным отпускным ценам ткани на сумму 200 тыс. руб. с уплатой по ним налога по ставке 28 процентов в сумме 56 тыс. руб., которые отражены в дебете счета 68. В феврале фабрика возвратила некачественные ткани поставщику и предъявила ему к оплате 38,4 тыс. руб., выделив при этом налог в сумме 8,4 тыс. руб. Налог в сумме 56 тыс. руб., зачтенный при определении сумм, подлежащих уплате за январь, должен быть уменьшен на 8,4 тыс. руб. с отражением в расчете по налогу за февраль.
25. При реализации на территории РСФСР товаров (работ, услуг) за иностранную валюту взимание налога осуществляется также в иностранной валюте по установленной ставке.
Предприятия, получившие с покупателей (заказчиков) налог в иностранной валюте, обязаны продать валюту в сумме налога Центральному банку РСФСР для направления в республиканский валютный резерв по установленному им курсу. Полученные от продажи суммы в рублях засчитываются при определении сумм налога, подлежащих взносу в бюджет за отчетный период.
26. Дипломатические и приравненные к ним представительства для возмещения налога, уплаченного по непродовольственным товарам, приобретенным в розничной торговой сети членами дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, представляют товарные чеки магазинов на сделанные покупки в налоговую инспекцию, на которую такие функции возложены государственными налоговыми инспекциями республик в составе РСФСР, государственными налоговыми инспекциями по краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу.
Сумма налога, подлежащая возврату, рассчитывается по ставке 21,88 процента от стоимости товаров, а при оказании услуг по их доставке, упаковке и т.д. - также и от стоимости услуг, указанных в товарных чеках (квитанциях).
Выплата сумм налога производится за счет общих поступлений этого налога учреждениями банков по чекам и заключениям налоговых инспекций.
IX. Сроки уплаты налога и представления расчетов
27. Налог на добавленную стоимость уплачивается:
а) ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 15-го числа следующего месяца - предприятиями со среднемесячными платежами более 100 тыс. рублей, кроме предприятий железнодорожного транспорта, указанных в пункте 31 настоящей инструкции, которые уплату налога производят до 25-го числа следующего месяца.
При этом предприятия со среднемесячными платежами более 300 тыс. рублей уплачивают по срокам 13-го, 23-го и 3-го числа следующего месяца авансовые платежи в размере одной трети суммы налога по последнему месячному расчету;
б) ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - предприятиями со среднемесячными платежами налога менее 100 тыс. рублей.
В исключение из порядка, изложенного в настоящем пункте и предусматривающего уплату налога непосредственно предприятиями, уплата налога по услугам (работам), реализуемым эксплуатационными предприятиями и объединениями связи, производится в указанные выше сроки Минсвязи РСФСР в централизованном порядке.
Примечания.
1. Налоговые органы в пределах до 20-го числа, следующего за отчетным месяца (квартала), могут устанавливать для конкретных налогоплательщиков иные сроки уплаты налога.
2. Предприятия со среднемесячными суммами налога менее 10 тыс. рублей с разрешения руководителей налоговых органов могут уплачивать налог один раз в год не позднее 20-го числа следующего за отчетным года.
28. Датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.
Для предприятий, которым разрешено определять реализацию по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), датой совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и предъявление покупателям расчетных документов.
При безвозмездной передаче или обмене товаров (работ, услуг) днем совершения оборота является день их передачи (выполнения).
29. Плательщики в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный перид, представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящей инструкции.
30. Сроки представления месячного или квартального расчета, а соответственно и сроки уплаты налога за эти периоды, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
X. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость по транспортным перевозкам
31. Плательщиками налога по транспортным перевозкам являются:
а) управления железных дорог, производственные объединения железнодорожного транспорта и Белгородское отделение Южной железной дороги;
б) авиакомпании, аэропорты, объединенные авиаотряды, авиационно-технические базы и другие предприятия гражданской авиации;
в) пароходства, порты, отряды аварийно-спасательных работ, бассейновые управления морских путей и другие предприятия морского и речного транспорта;
г) производственные предприятия и объединения автомобильного транспорта.
32. Обложению налогом подлежит выручка, полученная за перевозку в рамках Экономического сообщества грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты независимо от пункта конечного назначения пассажира или груза.
33. Налогом на добавленную стоимость облагаются также все виды платных услуг, оказываемые пассажирам на вокзалах, в поездах, портах, аэропортах (за предоставление постельных принадлежностей в поездах, проживание в комнатах отдыха, матери и ребенка, хранение багажа и грузобагажа, предоставление услуг по аренде грузовых и пассажирских вагонов, самолетов, вертолетов, помещений и т.д.).
34. При продаже проездных железнодорожных документов в международном сообщении (провозная плата и стоимость плацкарты) налогом облагается только провозная плата, включающая в себя стоимость билета, провоза багажа и товаробагажа по территории Экономического сообщества.
Пример (цифры условные).
Стоимость проездных документов Москва - Варшава состоит из стоимости плацкарты - 285. руб. и билета - 527 руб. Из стоимости билета 70 руб. приходится на железные дороги РСФСР и Республики Беларусь и 457 руб. на польские железные дороги. Обложению налогом в размере 21,88% подлежат только 70 руб.
35. При реализации билетов и оказании услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный проезд, взимание налога на добавленную стоимость не производится. При реализации билетов по льготным тарифам налогом облагается их стоимость исходя из указанных тарифов.
36. При возврате покупателям до начала поездки денег за неиспользованные билеты (проездные документы) в сумму возврата включается вся сумма уплаченного налога.
В случае возврата пассажирами билетов (проездных документов) в пути следования в связи с прекращением поездки в возвращаемую им сумму включается налог только за непроследованное расстояние.
37. При оказании услуг, включая заправку горюче-смазочными материалами, продажу запасных частей и прочих материальный ценностей, одними предприятиями другим предприятиям своей системы обложению налогом подлежит стоимость услуг, а при реализации указанных материальных ценностей по ценам, превышающим покупные, - разница между ценами их реализации и приобретения;
XI. Особенности исчисления налога предприятиями, оказывающими платные услуги, в том числе и населению
38. По услугам, цены (тарифы) на которые устанавливаются с включением в них стоимости материалов и запасных частей, а также при выполнении услуг без оформления квитанций при договорных формах организации труда (ремонт и изготовление обуви, услуги парикмахерских, прачечных, химчисток и т.д.) облагаемый оборот определяется исходя из выручки, полученной от оказания этих услуг. Исчисление налога производится по ставке в размере 21,88 процента к облагаемому обороту.
При этом в стоимость услуги материалы и запасные части включаются по ценам приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), и торговой надбавки к ним.
Пример определения стоимости услуги по выполнению химической завивки в салоне-парикмахерской.
(в руб.)
Стоимость материалов по ценам
приобретения без налога на
добавленную стоимость 10-00
Торговая надбавка
парикмахерской (25%) 2-50
Стоимость работы 15-00
Стоимость услуги без налога
(10-00 + 2-50 + 15-00) 27-50
Цена услуги с налогом,
оплачиваемая клиентом,
27-50 + (27-50 х 28%) 35-20
39. Если при оказании платных услуг материалы и запасные части оплачиваются заказчиком дополнительно к стоимости работы, включающей в себя налог на добавленную стоимость (пошив одежды и изделий из меха, ремонт автотранспорта, мебели, ювелирных изделий и т.д.), то обложению налогом по ставке в размере 21,88 процента подлежит:
а) стоимость выполненных и оплаченных заказчиками услуг;
б) разница между стоимостью материала, полученной с заказчиков и уплаченной поставщикам с учетом налога.
40. Выручка от реализации услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, а также других технически сложных товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей и деталей, налогом не облагается.
XII. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость предприятиями розничной торговли и общественного питания
41. У предприятий розничной торговли облагаемым оборотом является:
а) по товарам, включая импортные, реализуемым по свободным розничным ценам, - сумма разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они оплачиваются поставщикам, включая сумму налога. В таком же порядке исчисляется облагаемый оборот по товарам, реализуемым по регулируемым розничным ценам, сформированным исходя из отпускных цен промышленности с учетом налога и торговой надбавки;
б) по товарам, реализуемым по государственным регулируемым розничным ценам, приобретенным по ценам с учетом налога, за вычетом торговых скидок, - сумма торговых скидок. При реализации товаров, по которым производится дотирование из бюджета, облагаемым оборотом является также сумма торговых скидок.
Исчисление налога производится по ставке в размере 21,88 процента к указанному выше облагаемому обороту.
Торговая надбавка (скидка) применяется к ценам, включающим в себя налог на добавленную стоимость.
Пример. Товар оплачен поставщику исходя из свободных отпускных цен на сумму 128,0 тыс. руб. (в том числе налог 28,0 тыс. руб.). Выручка от продажи товаров по свободным розничным ценам составила 166,4 тыс. руб. Сумма налога - 8,4 тыс. руб., т.е. (166,4 тыс. руб. - 128 тыс. руб.) х 21,88%.
42. При комиссионной торговле облагаемым оборотом является доход, полученный в виде комиссионного сбора.
Пример. Принятый на комиссию товар продан в комиссионном магазине по цене 3000 руб. При комиссионном сборе в сумме 210 руб. (7%) налог составит 45 руб. 95 коп. (210 руб.х21,88%). Подлежит выплате комитенту - 2790 руб. (3000 руб.- 210 руб.).
43. Предприятия общественного питания при реализации продукции собственного производства (в том числе через розничную торговую сеть), а также покупных (включая импортные) товаров исчисляют налог по ставке в размере 21,88 процента с суммы дохода, полученного в виде торговых надбавок (скидок) и наценок, которые применяются к ценам приобретения с налогом.
Пример. Продукты, которые использованы для приготовления блюд, оплачены поставщику исходя из свободных отпускных цен на сумму 128,0 тыс. руб. (в том числе налог 28,0 тыс. руб.). При торговой надбавке в размере 25% и наценке в размере 30% сумма полученного дохода составит 80,0 тыс. руб.:
(128 тыс. руб. х 25%) + (128 тыс. руб. х 125%) х 30%). Сумма налога составит 17,5 тыс. руб. (80 тыс. руб. х 21,88%).
XIII. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость предприятиями, получающими доходы от посреднической деятельности и от реализации путевок
44. Заготовительные, оптовые, снабженческо-сбытовые и другие предприятия, оказывающие посреднические услуги как по поставке до потребителей продукции, так и прочие виды услуг и получающие доход в виде наценок (скидок), вознаграждений, других сборов, исчисляют налог с суммы этого дохода по ставке в размере 21,88 процента. При этом размер наценки, вознаграждения, сбора применяется к стоимости товаров, включающей в себя сумму налога.
В исключение из этого порядка снабженческо-сбытовые организации, занимающиеся оказанием услуг по поставке продукции производственно-технического назначения, исчисляют налог по ставке в размере 28 процентов к облагаемому обороту, определяемому исходя из стоимости реализуемой продукции с учетом наценки предъявляемой покупателям. При этом размер наценки применяется к цене поставщика без учета налога на добавленную стоимость.
При реализации предприятиями, указанными в настоящем пункте, товаров, в том числе импортных, по ценам, превышающим цену покупки, исчисление налога производится по ставке в размере 21,88 процента с суммы разницы между ценами продажи и покупки, включающими в себя налог.
Пример. При комиссионном сборе в размере 1% облагаемый оборот посреднической организации при совершении сделки на 500,0 тыс. руб., включающих налог в сумме 109,4 тыс. руб., составит 5,0 тыс. руб. Сумма налога по данной сделке - 1,1 тыс. руб. (5,0 тыс. руб. х 21,88%).
45. При аукционной продаже товаров, в том числе импортных, исчисление налога производится по ставке в размере 21,88 процента с суммы разницы между окончательной ценой реализации товаров и ценой их поступления на аукцион, включая сумму налога. В оборот, облагаемый по ставке в размере 28 процентов, включается выручка, получаемая от оказания платных услуг при проведении аукциона, в том числе плата за входные билеты.
Пример. При первоначальной стоимости товаров, представленных на аукцион, в сумме 125,0 тыс. руб. их стоимость по окончательной цене реализации составила 300 тыс. руб. Общая сумма дохода от проведения аукциона - 190 тыс. руб., из них дополнительная выручка от аукционной продажи товаров - 175 тыс. руб. и 15,0 тыс. руб. - прочие доходы. Сумма налога - 42,49 тыс. руб., т.е. (175 тыс. руб. х 21,88%) + (15 тыс. руб. х 28%).
46. Биржи определяют сумму налога:
а) по ставке в размере 21,88 процента с дохода, полученного в виде комиссионного сбора со сделок, совершаемых на биржевых торгах;
б) по ставке в размере 28 процентов с выручки, получаемой от предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, от стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг.
47. Санаторно-курортные и ведомственные учреждения отдыха (санатории, дома отдыха, пансионаты и т.д.), а также туристско-экскурсионные организации являются плательщиками налога по путевкам, реализуемым как непосредственно населению, так и предприятиям (организациям) для дальнейшей продажи.
Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога по реализованным путевкам и суммами налога, уплаченными поставщикам за товарно-материальные ценности и предоставленные услуги (продукты питания, проживание в гостиницах, транспортные перевозки и т.д.). При этом сумма налога по реализации путевок определяется от их стоимости по ставке в размере 21,88 процента.
XIV. Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу на добавленную стоимость
48. Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость осуществляется на счете 68 "Расчеты с бюджетом" по отдельному субсчету "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
В соответствии с установленным порядком налог на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, используемые для нужд основной деятельности, на издержки производства и обращения не относится. В расчетных документах сумма налога выделяется отдельной строкой. В связи с этим покупатели (заказчики) указанный налог отражают в бухгалтерском учете по дебету счета 68 и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. Торгующие предприятия (включая предприятия общественного питания) сумму налога по товарам, поступившим от поставщиков, учитывают на дебете счета 41 "Товары" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Сумма налога, полученная от покупателей (заказчиков) по реализованным товарам (работам, услугам) и учтенная на счетах реализации в составе выручки, поставщиком (подрядчиком) отражается по дебету счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов" и кредиту счета 68.
Предприятия, занимающиеся торговой деятельностью, отражают на кредите счета 68 сумму налога, относящуюся к разнице между продажной и покупной стоимостью товаров (к торговой наценке или скидке) в корреспонденции с дебетом счета 46.
49. Суммы налога по товарам (работам, услугам), использованным для непроизводственных нужд, списываются с кредита счета 68 на дебет счетов учета источников их покрытия (финансирования), а по товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 и подпунктами "е" - "п" пункта 12 настоящей инструкции, - на дебет счетов учета затрат на производство (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство" и др.).
50. На выполненный подрядчиком и хозяйственным способом объем строительно-монтажных работ, купленное заказчиком оборудование, как требующее, так и не требующее монтажа, налог учитывается по дебету счета 08 "Капитальные вложения" (вместе с другими затратами по приобретению и производству) и кредиту счета 60, 76. Учтенная сумма налога на счете 08 списывается на счет 01 "Основные средства" по мере ввода в эксплуатацию объектов основных средств.
Стоимость приобретения нематериальных активов, включая сумму уплаченного налога, учитывается по дебету счета 04 "Нематериальные активы" в корреспонденции со счетами расчетов (60, 76 и другие).
51. Кредитовое сальдо по счету 68 (разница между полученной и уплаченной суммами налога) перечисляется в бюджет и отражается в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
52. В журналах-ордерах, ведомостях, машинограммах и других регистрах бухгалтерского учета по заготовке материалов и реализации продукции (работ, услуг) и других активов сумма налога должна выделяться в отдельную графу на основании расчетных документов.
XV. Особенности взимания налога на добавленную стоимость с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица
53. К уплате налога на добавленную стоимость привлекаются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью и зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве предпринимателей без образования юридического лица, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 100,0 тыс. рублей в год.
54. Налог на добавленную стоимость исчисляется налоговым органом по месту постоянного жительства гражданина на основании декларации (по установленной форме), представляемой гражданином в налоговый орган для определения подоходного налога.
55. Сумма налога исчисляется в размере 21,88 процента от суммы чистого дохода, фактически полученной за реализацию продукции (работ, услуг). Чистый доход определяется как разница между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и расходами, связанными с получением этого дохода.
56. В течение года исходя из показанных в декларации предполагаемых доходов налоговый орган исчисляет авансовую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет в текущем году от предполагаемого дохода, в размере 21,88 процента.
Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально в размере одной четвертой части годовой суммы налога, исчисленной в указанном выше порядке, к 15 марта, к 15 мая, к 15 августа и к 15 ноября.
Разница между суммой налога, исчисленной на основании декларации о фактических годовых доходах, и суммой налога, уплаченной в течение года авансовыми платежами, подлежит взысканию с плательщика или возврату ему не позднее 15 марта следующего года, а при прекращении источника дохода - в 15-дневный срок со дня получения декларации.
Сумма уплаченного в бюджет налога исключается из облагаемого подоходным налогом дохода граждан.
Пример.
Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, в декларации указал, что в 1992 году он предполагает получить доход в сумме 110.000 рублей.
Налоговая инспекция при расчете авансовых платежей подоходного налога на 1992 г. с дохода 110.000 рублей одновременно исчисляет налог в следующем порядке:
а) определяет сумму налога на добавленную стоимость - 24.068 руб. (110.000 х 21,88:100);
б) определяет сумму дохода, с которой исчисляется подоходный налог, - 85.932 руб. (110.000 - 24.068).
В 1993 г. гражданин представил в налоговый орган декларацию о фактических доходах, полученных от реализации товаров (работ, услуг) за 1992 г., в сумме 160.000 руб. и произведенных расходах, связанных с получением этого дохода, в сумме 40.000 руб. В этом случае налоговый орган при окончательном расчете налога за 1992 год определил:
а) сумму чистого дохода - 120.000 руб. (160.000 - 40.000);
б) сумму налога на добавленную стоимость с фактического чистого дохода, подлежащую уплате в бюджет, - 26.256 руб. (120.000 х 21,88:100);
в) уплаченный в течение 1992 г. налог на добавленную стоимость засчитывается в сумме 24.068 руб. К доплате в бюджет причитается налог в сумме 2.188 руб. (26.256 - 24.068);
г) сумму дохода, с которой исчисляется подоходный налог. - 93.744 руб. (120.000 - 26.256).
XVI. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов
57. Ответственность за правильность и своевременность уплаты налога в бюджет возлагается на плательщиков и их должностных лиц.
58. Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения налога осуществляется налоговыми органами в соответствии с законодательством РСФСР.
XVII. Порядок ведения в налоговых инспекциях карточек лицевых счетов
59. Учет поступления налога на добавленную стоимость по каждому предприятию-плательщику ведется на карточках лицевых счетов по форме N 3 или N 8 (приложения 9 и 10 к инструкции бывшего Министерства финансов СССР от 29.03.91 г. N 27 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов и других платежей в бюджет") в зависимости от размера среднемесячных платежей:
а) на карточках лицевых счетов по форме N 6 - по предприятиям со среднемесячными платежами менее 300 тыс. руб.;
б) на карточках лицевых счетов N 3 - по предприятиям со среднемесячными платежами более 300 тыс. руб., уплачивающим по сроку 13-го, 23-го и 3-го числа следующего месяца авансовые платежи в размере одной трети суммы налога по последнему месячному расчету.
60. На плательщиков налога на добавленную стоимость - лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, открываются карточки лицевых счетов по форме N 1, приведенной в приложении 18 указанной выше инструкции.
XVIII. Порядок проверки расчетов по налогу на добавленную стоимость
61. Проверка правильности исчисления сумм налога производится с выходом на предприятие государственными налоговыми инспекторами в сроки, установленные руководителями налоговых инспекций.
При проверке следует определить правильность отражения оборотов по дебету и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость". При этом необходимо проверить, не проведены ли по дебету счета 68 суммы налога, уплаченные за приобретенные сырье, материалы, топливо, товары и другие товарно-материальные ценности, используемые на непроизводственные нужды, а также основные средства и нематериальные активы.
Проверяется правильность арифметического подсчета оборотов по дебету и кредиту счета 68 (в корреспонденции с другими счетами), правильность определения сумм налога исходя из применяемых цен (тарифов) по реализации товаров (работ, услуг).
Тщательной проверке подвергаются обоснованность применяемых льгот по налогу на добавленную стоимость на отдельные товары (работы, услуги), а также расчеты на возмещение из бюджета превышения сумм налога, уплаченных поставщикам, над суммами налога по собственной реализации товаров (работ, услуг).
Необходимо проверить на предприятиях организацию работы по ликвидации задолженности поставщикам сырья, материалов, топлива, комплектующих и других изделий, а также своевременность и полноту получения средств за реализованные товары (работы, услуги).
Проверяется также своевременность перечисления сумм налога в бюджет, включая и уплату авансовых платежей.
62. Документальной проверке предшествует камеральная проверка (без выхода на место), которая производится налоговыми инспекторами по каждому налоговому расчету в момент их получения.
Руководитель Государственной |
И.Н. Лазарев. |
Согласовано |
|
______________________________
*(1) Импортные товары не облагаются налогом на добавленную стоимость только при таможенном оформлении.
*(2) Далее именуются "товары (работы, услуги)".
*(3) Порядок применения свободных (рыночных) цен (тарифов) на продукцию (услуги) производственно-технического назначения и товары народного потребления предусмотрен во Временном положении, утвержденном Министерством экономики и финансов РСФСР от 23 декабря 1991 г. N Р-339.
*(4) Порядок формирования и применения государственных регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги производственно-технического назначения предусмотрен в Указаниях, утвержденных Министерством экономики и финансов РСФСР от 23 декабря 1991 г. N P-338.
*(5) Порядок формирования и применения регулируемых розничных цен на товары народного потребления и тарифов на услуги, реализуемые населению, предусмотрен в Указаниях, утвержденных Министерством экономики и финансов РСФСР от 23 декабря 1991 г. N Р-337.
*(6) К экспортным услугам приравниваются перевозки за границей внешнеторговых и иностранных грузов советскими и иностранными фрахтователями и советскими экспедиторами.
*(7) От налога освобождаются также ритуальные услуги, оказываемые предприятиями, не относящимися к похоронным бюро, кладбищам и крематориям.
*(8) У органов нефтепродуктообеспечения регулируемыми ценами на нефтепродукты, реализуемые потребителям народного хозяйства, являются оптовые цены прейскуранта N 04-02-1991 г., увеличенные на сумму фиксированных надбавок для органов нефтепродуктообеспечения.
*(9) При применении государственных регулируемых цен (тарифов), в которые включен налог на добавленную стоимость, выделение налога производится из общей стоимости, предъявляемой к оплате за реализуемые по этим ценам товары (услуги), по ставке в размере 21,88 процента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция Госналогслужбы РФ от 9 декабря 1991 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"
Текст Инструкции опубликован в газете "Экономика и жизнь" декабрь 1991 г., в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию", 1992, N 2, в Бюллетене нормативных актов Российской Федерации, 1992, NN 4-5
Согласно Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 настоящая Инструкция признана утратившей силу
Зарегистрировано Минюстом РФ 15 сентября 1992 г.
Регистрационный N 60
Текст изменений опубликован в газете "Экономика и жизнь", N 40, октябрь 1992 г.
Письмом Госналогслужбы РФ от 17 января 1994 г. N ВГ-4-16/5н установлено, что с 1 января 1994 года настоящая Инструкция не применяется в части, противоречащей указам Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 и от 24 декабря 1993 г. N 2292
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения и дополнения N 7от 31 июля 1995 г.
Изменения вводятся в действие с 1 сентября 1995 г.
Изменения и дополнения N 6 от 31 мая 1995 г.
Изменения и дополнения N 5 от 15 марта 1995 г.
Изменения и дополнения N 4 от 16 марта 1994 г.
Изменения вводятся в действие с 1 января 1994 г.
Изменения и дополнения N 3 от 31 августа 1993 г.
Изменения и дополнения N 2 от 29 января 1993 г.
Изменения и дополнения N 1 от 31 августа 1992 г.