Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 июля 2020 г. N 03-11-11/60100
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает следующее.
По вопросу о внесении изменений в пункт 8 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон), сняв ограничение в 2 года.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 6 Федерального закона не признаются объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее - НПД) доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.
Снятие вышеуказанного ограничения может привести к злоупотреблениям со стороны отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Учитывая изложенное, предложение не поддерживается.
По вопросу о продлении действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) для организаций до конца 2023 года.
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26 3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применяются с 1 января 2021 года.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД не предусмотрено.
Вместе с тем сообщаем, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Правительстве Российской Федерации обсуждалось предложение о продлении действия системы налогообложения в виде ЕНВД после 1 января 2021 года, которое не было поддержано.
По вопросу об установлении для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), осуществляющих деятельность в сфере услуг индустрии красоты, пониженных тарифов страховых взносов в размере 15% в отношении всей суммы выплат в пользу физического лица.
Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в обращении к населению 25 марта 2020 г. в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны (перечень поручений по итогам данного обращения от 28.03.2020 N Пр-586), в качестве одной из мер поддержки бизнеса было озвучено решение по снижению в два раза для субъектов МСП тарифов страховых взносов с 30% до 15% в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей в течение месяца величину МРОТ.
Так, исходя из положений статей 2 и 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", для субъектов МСП, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", установлены, начиная с 1 апреля 2020 года и на бессрочный период, пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15% (10% на обязательное пенсионное страхование и 5% на обязательное медицинское страхование) с части выплат в пользу физических лиц, превышающей величину МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
При этом с части ежемесячных выплат в пользу физических лиц, не превышающей величину МРОТ, страховые взносы уплачиваются по общеустановленным тарифам, предусмотренным статьей 425 Кодекса (в совокупном размере 30%).
Дополнительные меры государственной поддержки не должны затрагивать систему обязательного социального страхования, поскольку вопрос об уменьшении действующих в настоящее время тарифов страховых взносов для плательщиков должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.
Таким образом, учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а предоставление мер поддержки в виде дополнительного снижения тарифов страховых взносов для субъектов МСП приведет к существенному росту выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, предложение об установлении для субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере услуг индустрии красоты, пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 15% в отношении всех выплат работникам, не поддерживается.
Вместе с тем, в настоящее время принят Федеральный закон от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий установление тарифов страховых взносов в размере 0% с выплат за второй квартал 2020 года работникам организаций, относящихся к субъектам МСП, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, в который также включена деятельность "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты" (ОКВЭД 96.02).
По вопросу о снижении стоимости патента для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (далее - ПСН).
В соответствии с пунктом 7 статьи 346 43 Кодекса законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры размер# потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (далее - ПВД) по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН. При этом максимальный размер ПВД не может превышать 1 млн рублей, если иное не установлено пунктом 8 данной статьи Кодекса. Минимальный размер ПВД не ограничен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей Кодекса.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 5 Кодекса, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Согласно пункту 3 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Кодекса).
Учитывая изложенное, субъект Российской Федерации вправе уменьшить размер ПВД по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, начиная с 1 января 2020 года.
По вопросу о снижении налоговой ставки на региональном уровне для субъектов МСП, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения в виде доходов, а также с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, с 6% до 1%, и с 15% до 3% соответственно.
На основании пункта 1 статьи 346 20 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, установлена налоговая ставка в размере 6 процентов. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 346 20 Кодекса).
Таким образом, решение вопроса о снижении налоговой ставки в связи с применением УСН делегировано законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 июля 2020 г. N 03-11-11/60100
Текст письма опубликован не был