Рассмотрев вопрос "О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Президиум Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (далее - Президиум Совета законодателей Российской Федерации) отмечает следующее.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, по данным, предоставленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, на 1 января 2019 года - 197,7 млн гектаров, в том числе общая площадь пашни - 116,24 млн гектаров, сенокосов - 18,72 млн гектаров, пастбищ - 57,20 млн гектаров, залежи - 4,31 млн гектаров, многолетних насаждений - 1,23 млн гектаров.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, предусмотрено, что обеспечение продовольственной безопасности осуществляется в том числе за счет повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. При этом сохранение, восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения являются составляющими развития и совершенствования агропромышленного комплекса Российской Федерации.
Вопросы обеспечения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения регулируются в частности Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель", Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Водным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, принят Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". В настоящее время разрабатываются нормативные правовые акты, необходимые для реализации этого закона.
Вместе с тем Президиум Совета законодателей Российской Федерации отмечает ряд проблем, препятствующих эффективному обеспечению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения: отсутствие полной и достоверной информации о землях сельскохозяйственного назначения, их границах и качественных характеристиках, единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения; неэффективность землеустройства как комплекса мероприятий по изучению состояния почв, планированию и организации их рационального использования и охраны; неиспользование по назначению земель сельскохозяйственного назначения и последующее ухудшение их состояния; недостаточное нормативно-правовое регулирование своевременного выявления изменения состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, оценки этих изменений.
Следует законодательно определить понятия почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.
Необходимо также реализовать меры, направленные на восстановление системы профессионального образования и подготовки научных кадров в области агрохимии, мелиорации и почвоведения, а также земельных отношений, землеустройства и кадастра.
В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, отмечается, что практически во всех субъектах Российской Федерации сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель, интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Основными негативными процессами, приводящими к деградации почв, являются водная и ветровая эрозия, заболачивание, подтопление земель, переувлажнение, засоление и осолонцевание почв.
Достижение показателей продовольственной безопасности и объема экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется за счет не восполняемых расходов резервов плодородия почв.
Состояние почв в нашей стране требует принятия комплекса мер, направленных на их сохранение, охрану и воспроизводство плодородия. По экспертным оценкам, в течение 25 лет наблюдается ежегодный отрицательный баланс основных элементов минерального питания растений. Стратегический национальный ресурс и основа устойчивого развития страны - почвы с их плодородием остаются недооцененными и используются ненадлежащим образом, объемы применяемых удобрений и мелиорантов недостаточны даже для простого воспроизводства плодородия. К тому же, неоднородность природных условий, почвенного покрова, климата, агрометеорологических характеристик делает невозможным введение универсальных сельскохозяйственных регламентов.
По мнению Президиума Совета законодателей Российской Федерации, неэффективное использование земельных ресурсов приводит к сокращению продуктивных сельскохозяйственных угодий. Длительное неиспользование пашни и связанное с этим ухудшение ее качественных характеристик потребует больших усилий и материально-финансовых затрат на вовлечение этих земель вновь в оборот.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан проект государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, согласно которому планируется вовлечение в сельскохозяйственный оборот 13 млн гектаров неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, в том числе за счет площадей, покрытых древесно-кустарниковой растительностью.
Следует отметить, что реализация постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" фактически стимулирует нецелевое использование хозяйствующими субъектами земель сельскохозяйственного назначения, в том числе существенно затрудняет изъятие земельных участков сельскохозяйственного назначения по этому основанию и прогнозируемо приведет к дальнейшему выбытию земель сельскохозяйственного назначения из севооборота. При этом допускается осуществление на землях сельскохозяйственного назначения таких видов предпринимательской деятельности в области использования лесов, как создание лесных плантаций и их эксплуатация, переработка древесины и иных лесных ресурсов. Более того, установлено требование по проведению мероприятий по воспроизводству лесов на землях сельскохозяйственного назначения. Тем самым закрепляется длительное, неоднократное и нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, создаются условия для реализации беспрерывного цикла по использованию лесов на сельскохозяйственных землях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" утверждены признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации. Однако если до настоящего времени нарушением являлась залесенность (закустаренность) 15 процентов пахотного земельного участка и 30 процентов земельного участка других сельскохозяйственных угодий, то сегодня нарушением считается залесенность (закустаренность) 50 процентов и более площади земельного участка вне зависимости от вида сельскохозяйственных угодий. Даже в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий рассматриваемое пороговое значение установлено на уровне 20 процентов. Если ранее признаком неиспользования земельного участка было непроизводство работ по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы на пашне, сенокошения на сенокосах, выпаса скота на пастбищах, то теперь можно не использовать до 75 процентов площади земельного участка и нарушением это считаться не будет. Установленные признаки фактически узаконивают деятельность недобросовестных землепользователей и способствуют нецелевому использованию сельскохозяйственных земель.
В целом же интенсивность использования находящихся в обороте сельскохозяйственных земель постоянно увеличивается, имеются риски достижения предела роста производства сельскохозяйственной продукции, для минимизации которых требуются, с одной стороны, целенаправленные усилия по сохранению, воспроизводству и увеличению плодородия почв, а с другой - вовлечение в оборот новых земель, пригодных для сельскохозяйственного производства.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание необходимость выработки мер по совершенствованию государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, Президиум Совета законодателей Российской Федерации решил:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) ускорить доработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующих проектов федеральных законов:
о внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" в части определения понятий почвы, плодородия почв, рационального использования почв и агрохимикатов, установления обязательной процедуры паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения;
о внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части совершенствования процедуры изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
о землеустройстве;
2) ускорить принятие:
проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
проектов постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона от 31 июля 2020 года N 308-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";
3) продолжить совершенствование системы государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и учета показателей состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
4) принять меры по совершенствованию законодательства в части своевременного выявления изменения состояния земель сельскохозяйственного назначения, оценки этих изменений;
5) рассмотреть целесообразность подготовки проектов нормативных правовых актов, актуализирующих порядок обращения с органическими отходами и органическими удобрениями, их регистрации и использования;
6) обеспечить внесение изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" и от 18 сентября 2020 года N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" в целях устранения рисков усугубления ситуации с нецелевым использованием земель сельскохозяйственного назначения;
7) при корректировке Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, уделить особое внимание повышению эффективности финансирования мероприятий ведомственных проектов "Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", "Техническая модернизация агропромышленного комплекса", федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", ведомственной целевой программы "Научно-техническое обеспечение развития отраслей агропромышленного комплекса";
8) обеспечить в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 13 февраля 2020 года N Пр-234ГС финансирование государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696, в объемах, первоначально установленных паспортом указанной программы;
9) рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство в части установления дополнительных ограничений на добычу общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения;
10) усилить межведомственное взаимодействие в части устранения несоответствий в сведениях о землях сельскохозяйственного назначения, содержащихся в различных государственных информационных системах.
2. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
1) рассмотреть возможность подготовки предложений по установлению обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий и почв для включения их в перечень земель, использование которых для других целей не допускается;
2) завершить работы по организации государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с полным охватом им всех земель, используемых для ведения сельского хозяйства.
3. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации провести анализ состояния нормативной правовой базы по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, в том числе в части ведения Красной книги почв Российской Федерации и красных книг почв субъектов Российской Федерации, и выработать предложения по ее совершенствованию.
4. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:
1) подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения по обеспечению приема на целевое обучение согласно установленной квоте в полном объеме по направлениям подготовки специалистов в области агрохимии, мелиорации, почвоведения и экологии, а также земельных отношений, землеустройства и кадастра;
2) информировать образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по направлениям подготовки бакалавров, магистров в области агрохимии и почвоведения, землеустройства и кадастра, о необходимости своевременной актуализации учебно-методических материалов и усиления внимания к земельно-правовым аспектам в обучении по соответствующим уровням высшего образования с учетом требований вступивших в силу федеральных законов и положений проектов федеральных законов по вопросам землеустройства и сохранения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) обеспечить внедрение и соблюдение разработанных научно обоснованных адаптивно-ландшафтных региональных систем земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
2) завершить работы по определению особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий с установлением их границ для включения таких угодий в перечень земель, использование которых для других целей не допускается;
3) усилить работу по соблюдению землепользователями требований законодательства в части обеспечения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
4) предусмотреть в государственных программах субъектов Российской Федерации мероприятия по обеспечению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
6. Направить настоящее решение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заместитель сопредседателя |
А.В. Яцкин |
Заместитель сопредседателя |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ от 18 декабря 2020 г. "О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения"
Текст решения опубликован не был