В соответствии с приказом Минспорта России от 30 октября 2015 г. N 995 "Об утверждении Порядка разработки и предоставления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта" приказываю:
1. Утвердить программу развития вида спорта "сумо" в Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации О.Х. Байсултанова.
Министр |
О.В. Матыцин |
Программа
"Развитие вида спорта "сумо" в Российской Федерации"
Введение
Настоящая Программа развития вида спорта "сумо" в Российской Федерации (далее - Программа) разработана общероссийской общественной организацией "Федерация сумо России " (далее - ФСР) в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Порядком разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта, утвержденного приказом от 30 октября 2015 года N 995.
Программа разрабатывалась в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р.
При разработке Программы учитывались российский и передовой зарубежный опыт развития неолимпийских видов спорта, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, научных и практических работников.
Представленная Программа является основным (директивным) документом, определяющим стратегию (цели, задачи), увязанным по срокам, средствам и методам реализации мероприятий, обеспечивающим решение приоритетных задач развития сумо в Российской Федерации, включая подготовку спортсменов спортивной сборной команды страны по сумо к крупнейшим международным соревнованиям, в том числе чемпионатам, Кубкам Европы, Всемирным Играм 2022 г.
Ход и результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях Президиума общероссийской общественной организации "Федерация сумо России", а также соответствующими подразделениями Министерства спорта Российской Федерации. Регулярный контроль выполнения намеченных мероприятий, проведение обобщенного анализа полученных данных позволит, в случае необходимости, своевременно корректировать Программу.
Ограничить административный риск неэффективного управления Программой позволит: регулярная и открытая публикация данных о выполнении мероприятий Программы и выполнении участниками программы взятых на себя обязательств, обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных и кредитных ресурсов, разработка рекомендаций для участников программы.
Паспорт Программы
"Развитие вида спорта "сумо" в Российской Федерации"
Наименование программы |
"Развитие вида спорта "сумо" в Российской Федерации" |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Протокол N 16/06/19 от 16.06.2019 г. Президиума Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Разработчик программы |
Общероссийская общественная организация "Федерация сумо России" |
Цель Программы |
Создание условий, обеспечивающих возможность эффективного развития вида спорта "сумо", включая массовые формы в Российской Федерации, для завоевания передовых позиций в мировом спорте, утверждения принципов здорового образа жизни и решения социальных проблем общества средствами физической культуры и спорта. |
Задачи Программы |
- повышение эффективности подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по виду спорта "сумо" к крупнейшим международным соревнованиям; - совершенствование системы подготовки спортивного резерва, вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия видом спорта "сумо"; - укрепление системы подготовки и повышения квалификации управленческих, педагогических, научных и др. кадров, необходимых для развития вида спорта "сумо"; - укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры вида спорта "сумо", создание региональных центров развития вида спорта "сумо"; - строительство и реконструкция спортивных сооружений для проведения спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий по виду спорта "сумо"; - организация и проведение всероссийских и международных соревнований, массовых мероприятий, включая внесоревновательные, направленных на поддержку и популяризацию вида спорта "сумо" и спортивной культуры; - совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей стабильное развитие вида спорта "сумо", включая его массовые и рекреационные формы; - создание системы информационного обеспечения вида спорта "сумо". |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Целевыми показателями эффективности Программы являются уровень достижений российских спортсменов на международной спортивной арене, масштаб развития детско-юношеского и массового спорта в Российской Федерации. Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются: - завоевание медалей российскими спортсменами на крупнейших международных соревнованиях: Всемирных Играх, чемпионатах, первенствах мира и Европы; - количество юных спортсменов, занимающихся видом спорта "сумо"; - количество регионов, проводящих спортивно-массовые мероприятия по виду спорта "сумо"; - число тренеров (инструкторов) по виду спорта "сумо"; - количество региональных центров развития по виду спорта "сумо". |
Срок реализации Программы |
Реализация Программы включает 2 этапа. Первый этап 2020-2022 гг. направлен на: - разработку и реализацию целевых комплексных программ подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по виду спорта "сумо" к чемпионатам мира и Европы; - разработку региональных программ развития вида спорта "сумо"; - совершенствование нормативно-правовой базы развития вида спорта "сумо", включая массовые формы; - разработку концепции создания региональных центров по виду спорта "сумо", начало ее реализации; - создание условий для увеличения количества отделений и юных спортсменов, специализирующихся в виде спорта "сумо" в учреждениях спортивной подготовки; - разработку и внедрение рационального календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований и массовых мероприятий по виду спорта "сумо"; - разработку и внедрение программ подготовки и повышения квалификации тренеров, специалистов, судей, волонтеров; - разработку и начало внедрения мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию вида спорта "сумо", в том числе путем увеличения информации о виде спорта в Интернете и СМИ; - разработку системы финансового обеспечения вида спорта "сумо", включая массовые формы; - формирование интереса граждан к виду спорта "сумо" как популярному виду спортивных состязаний и красочному шоу, а также увлекательной форме физической активности. Второй этап 2022-2024 гг. направлен на: - совершенствование системы подготовки спортсменов сборных команд России по виду спорта "сумо"; - внедрение в процесс подготовки сборных команд России по виду спорта "сумо" современных систем научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения; - достижение запланированных результатов на чемпионатах и первенствах мира и Европы; - реализацию мероприятий концепции создания региональных центров по виду спорта "сумо"; - реализацию мероприятий региональных программ развития вида спорта "сумо" и создание муниципальных программ поддержки массового спорта; - дальнейшее увеличение отделений и количества юных спортсменов, специализирующихся в виде спорта "сумо"; - оснащение современным спортивным инвентарем и оборудованием; - дальнейшее совершенствование финансового обеспечения вида спорта "сумо"; - совершенствование календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований и массовых мероприятий по виду спорта "сумо"; - совершенствование нормативно-правовой базы развития вида спорта "сумо" и его массовых форм; - увеличение количества тренеров и специалистов по виду спорта "сумо", судей и волонтеров, прошедших курс повышения квалификации и сертифицированных общероссийской спортивной федерацией; - увеличение количества мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию по виду спорта "сумо"; - формирование интереса граждан к виду спорта "сумо" как популярному виду спортивных состязаний, увлекательной форме досуга и физической активности. - увеличение информации о виде спорта "сумо" в Интернете и СМИ. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации Программы предполагается: - выйти на уровень ведущих команд мира, добиться завоевания медалей российскими спортсменами на крупнейших международных соревнованиях; - обеспечить устойчивое функционирование системы спортивной подготовки по виду спорта "сумо"; - обеспечить стабильную работу системы подготовки ближайшего резерва для сборных команд по виду спорта "сумо"; - обеспечить повышение уровня квалификации всех спортсменов и тренеров, задействованных в виде спорта "сумо", а также, работающих в спорте высших достижений, независимо от возраста; - увеличить количество аккредитованных региональных спортивных федераций; - увеличить количество квалифицированных специалистов в виде спорта "сумо"; - повысить общий квалификационный уровень тренеров, судей, руководителей региональных федераций; - обеспечить регулярное проведение мероприятий с вручением соответствующих премий Федерации и Почетных грамот Федерации отличившимся спортсменам, тренерам, судьям, руководителям клубов и федераций; - увеличить количество занимающихся видом спорта "сумо"; - увеличить количество детей и подростков, занимающихся видом спорта "сумо" для формирования достойного спортивного резерва. |
1. Анализ развития вида спорта "сумо" в Российской Федерации и мире
Анализ состояния развития сумо в Российской Федерации за предыдущие 4 года позволяет заключить, что интерес к этому виду спорта среди населения страны растет. Основными критериями роста интереса это то, что вид спорта является доступным для различных категорий населения, удовлетворяющим их интересам и потребностям в двигательной активности, им можно заниматься в любое время года, а для занятий не требуется какое-либо сложное и дорогое спортивное сооружение, оборудование и снаряжение.
Прошедший период с 2016 по 2020 годы характеризовался рядом ярких событий в развитии сумо в России и мире.
В этот период российские спортсмены приняли участие в четырех чемпионатах Европы, трёх чемпионатах мира, а также Всемирных играх и во всех этих соревнованиях занимали первые общекомандные места.
В 2017 году на X Всемирных играх в г. Вроцлаве (Польша) сборная команда России выступила триумфально, показав лучший результат в истории проведения всемирных форумов, завоевав 6 золотых медалей из 10-и возможных.
09 октября 2018 года в Аргентине на очередной сессии Международного олимпийского комитета было принято решение о признании Международной федерации сумо (IFS) на постоянной основе.
В 2018 году Федерацией сумо России разработан Регламент по присвоению спортивных данов (мастерских степеней) по сумо, который был утвержден Европейской федерацией сумо (EFS).
В июне 2019 года сумо было представлено на Олимпийском Дне, который состоялся в Москве, в Лужниках.
В 2019 году сумо включено в спортивную программу работы V Восточного Экономического Форума, который проводился в сентябре во Владивостоке, на котором состоялась презентация вида спорта сумо в присутствии посла Японии г-на Кодзуки. Зрелищность и динамика борьбы сумо были по достоинству оценены организаторами мероприятия, посольством Японии в России, руководителями МОК и Национальных Олимпийских Комитетов Японии, Китая, Кореи и России, а также представителями бизнеса и СМИ.
Особую значимость развитие сумо приобретает в рамках международного трека на укрепление дружбы и добрососедства с Японией и, в целом, на усиление интеграции Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Приказом Минспорта России от 05.08.2019 N 617 ФСР наделена правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта "сумо" сроком на 3 года.
В настоящее время президентом Федерации сумо России является Илиев Роман Лазаревич.
Федерация сумо России - член Олимпийского комитета России (ОКР), Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России (КННВС) и Российского Союза боевых искусств (РСБИ).
Ежегодно повышается уровень проведения соревнований, для их освещения привлекаются СМИ. Соревнования широко освещаются в популярных социальных сетях. Ужесточается система допинг-контроля.
За последние 4 года сумо находится в условиях динамического развития в Российской Федерации и мире. Тенденции развития вида спорта можно установить по основным направлениям.
1.1. Спорт высших достижений
Результаты выступления спортсменов сборной команды России на крупнейших международных соревнованиях, являются объективным критерием уровня развития спорта высших достижений в стране.
Таблица 1 - Количество комплектов наград и медалей по виду спорта, разыгрываемых на Всемирных Играх, чемпионатах мира и Европы, первенствах мира и Европы
Таблица 2 - Анализ динамики спортивных результатов на Всемирных Играх
На Всемирных играх 2017 года в г. Вроцлаве (Польша) сборная команда России была представлена десятью спортсменами из 6 субъектов Российской Федерации. Было завоевано 6 золотых медалей из 8-и возможных, 2 серебряные и 1 бронзовую медали. Чемпионами стали: Полякова Анна (дважды) (Удмуртская Республика), Маргиев Василий (дважды) и Казиев Ацамаз (оба - РСО - Алания) и Алтыев Батыр (г. Москва). Серебряные медали завоевали Ольга Давыдко и Батыр Алтыев. Еще одну бронзовую медаль завоевала Ольга Давыдко.
Состав стран - лидеров мирового сумо не изменился. Это Россия, Украина, Япония, Монголия, Бразилия. Сравнительный анализ показывает динамику роста спортивных результатов сборной России на Всемирных играх, которая является безоговорочным лидером мирового сумо.
Таблица 3 - Анализ динамики спортивных результатов на чемпионатах мира
В 2017 году чемпионат мира не состоялся, в связи с проведением Всемирных Игр.
Таблица 4 - Анализ динамики спортивных результатов на чемпионатах Европы
Таблица 5 - Анализ динамики спортивных результатов на первенствах мира (юноши, девушки до 19 лет)
В 2017 году первенство мира не состоялось, в связи с проведением Всемирных Игр.
Таблица 6 - Анализ динамики спортивных результатов на первенствах Европы (юниоры, юниорки до 24 лет, до 22 лет)
Таблица 7 - Состав и возраст спортсменов - членов сборной команды России на Всемирных Играх 2017 года в г. Вроцлаве, Польша
Виды дисциплин |
Фамилия, имя спортсмена |
Возраст |
Мужчины: |
|
|
Весовая категория 85 кг/абсолютная категория |
Алтыев Батыр |
25 |
Весовая категория 115 кг/абсолютная категория |
Казиев Ацамаз |
31 |
Весовая категория 115+ кг/абсолютная категория |
Кудзоев Эдуард |
26 |
Маргиев Василий |
32 |
|
Женщины: |
|
|
Весовая категория 65 кг/абсолютная категория |
Коваль Вера |
33 |
Весовая категория 80 кг/абсолютная категория |
Александрова Анна |
30 |
Алексеева Екатерина |
30 |
|
Весовая категория 80+ кг/абсолютная категория |
Давыдко Ольга |
31 |
Гордеева Екатерина |
23 |
|
Полякова Анна |
35 |
По статистике видно, что средний возраст спортсменов сборной России (мужчин и женщин) на Всемирных Играх 2017 составляет 29,6 лет.
Таблица 8 - Состав и возраст спортсменов - членов сборной команды России на чемпионате мира 2019 года в г. Осаке, Япония
Виды дисциплин |
Фамилия, имя спортсмена |
Возраст |
Мужчины: |
|
|
Весовая категория 85 кг |
Абдула-Заде Георгий |
20 |
Весовая категория 100 кг |
Монгуш Мерген |
24 |
Весовая категория 115 кг |
Абдула-Заде Константин |
23 |
Весовая категория 115+ кг |
Багаев Руслан |
29 |
Абсолютная категория |
Кудзоев Эдуард |
28 |
Командные соревнования |
Караев Заур |
28 |
Казиев Ацамаз |
34 |
|
Женщины: |
|
|
Весовая категория 65 кг |
Коваль Вера |
35 |
Весовая категория 73 кг |
Страхова Нина |
31 |
Весовая категория 80 кг |
Александрова Анна |
32 |
Весовая категория 80+ кг |
Полякова Анна |
37 |
Абсолютная категория |
Давыдко Ольга |
33 |
Командные соревнования |
Гордеева Екатерина |
25 |
Борисова Татьяна |
24 |
Средний возраст российских спортсменов (мужчин и женщин), участников чемпионата мира 2019 года составляет 26,3 лет, что является оптимальным возрастом для выступления на международных соревнованиях.
С учетом результатов российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях есть хорошая перспектива спортивного резерва.
Юниорские сборные команды России успешно выступают на первенствах мира и Европы и ежегодно занимают призовые места.
В сравнении с ранее принятой Программой развития вида спорта сумо в Российской Федерации до 2020 года, удалось выполнить план по количеству завоеванных золотых медалей (10) на Всемирных Играх и чемпионате мира 2019.
В 2020 году сборная команда России была готова повторить прошлогодний успех, однако в связи с пандемией чемпионат мира в Польше и чемпионат Европы в Азербайджане были отменены Международной и Европейской федерациями сумо.
Анализируя развитие сумо в России и мире за последние четыре года можно сделать вывод, что российское сумо заняло лидирующие позиции в Европе и мире, потеснив своих основных конкурентов из Германии, Украины, Грузии, Монголии и др., а также родоначальников этого вида - японцев.
1.2. Подготовка спортивного резерва
ООО "Федерация сумо России" участвует в разработке федеральных стандартов спортивной подготовки и их корректировке, в том числе программ для учреждений и организаций, осуществляющих спортивную подготовку, на основе федеральных стандартов.
Важнейшими критериями развития системы подготовки спортивного резерва в стране являются количество и квалификационный уровень спортсменов, занимающихся в учреждениях спортивной подготовки (спортивных школах, спортивных клубах).
Таблица 9 - Динамика числа отделений по виду спорта сумо в учреждениях спортивной подготовки 2016-2019 гг.
Год |
ДЮСШ |
СШ |
СДЮСШОР |
СШОР |
УОР |
ЦСП |
ЦОП |
Другие организации |
Всего |
2016 |
12 |
2 |
3 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
21 |
2017 |
11 |
4 |
3 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
24 |
2018 |
10 |
9 |
1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
2 |
26 |
2019 |
7 |
13 |
0 |
8 |
0 |
0 |
0 |
2 |
30 |
Характеризуя динамику развития вида спорта сумо, можно сказать, что число отделений и количество занимающихся в учреждения спортивной подготовки значительно увеличилось.
Таблица 10 - Динамика численности занимающихся видом спорта сумо в учреждениях спортивной подготовки 2016-2019 гг.
Год |
Всего занимающихся |
По этапам |
По общеразвивающим программам всего |
По предпрофессиональным программам всего |
||||
СО |
НП |
ТЭ |
ССМ |
ВСМ |
||||
2016 |
1138 |
172 |
463 |
359 |
79 |
65 |
0 |
0 |
2017 |
1103 |
180 |
477 |
298 |
77 |
71 |
0 |
0 |
2018 |
1247 |
0 |
471 |
289 |
50 |
61 |
235 |
141 |
2019 |
1507 |
148 |
706 |
256 |
110 |
48 |
185 |
54 |
Из таблицы видно, что количество занимающихся на начальном этапе значительно превышает учебно-тренировочный и особенно высшего спортивного мастерства, так как в процессе прохождения этих этапов идет отбор наиболее перспективных спортсменов и желающих продолжить свою спортивную карьеру.
Известно, что этап совершенствования спортивного мастерства является основным индикатором эффективности подготовки спортивного резерва.
Поэтому необходимо сосредоточить внимание на анализе динамики спортсменов на этом этапе спортивной подготовки.
Таблица 11 - Квалификационный уровень занимающихся видом спорта сумо в 2016-2019 гг.
Год |
Всего |
Массовые разряды |
Первый разряд |
КМС |
МС |
МСМК |
ЗМС |
2016 |
529 |
333 |
54 |
88 |
60 |
11 |
9 |
2017 |
553 |
358 |
46 |
95 |
54 |
11 |
6 |
2018 |
539 |
399 |
25 |
61 |
43 |
8 |
3 |
2019 |
549 |
354 |
43 |
99 |
41 |
9 |
3 |
Таблица 12 - Количество разрядов, званий, присвоенных и подтвержденных спортсменами в 2016-2019 гг. (чел.)
Год |
Всего |
Массовые разряды |
Первый разряд |
КМС |
МС |
МСМК |
ЗМС |
2016 |
335 |
273 |
21 |
32 |
8 |
1 |
- |
2017 |
305 |
231 |
23 |
43 |
5 |
2 |
1 |
2018 |
425 |
352 |
19 |
41 |
11 |
2 |
- |
2019 |
369 |
297 |
20 |
45 |
5 |
2 |
- |
Как показывает практика, определяющим показателем успешного выступления на крупнейших соревнованиях является количество подготовленных мастеров спорта России международного класса. И этот показатель должен стать одним из основных при оценке работы по подготовке резерва для спортивных сборных команд страны.
Анализ данных из таблиц показывает хорошую динамику стабильности и роста спортсменов с различным уровнем спортивного мастерства.
Таблица 13 - Численность занимающихся - кандидатов в спортивные сборные команды России в 2016-2019 гг.:
Год/кол-во чел. |
Юношеский состав |
Юниорский состав |
Основной состав |
Всего кандидатов |
|||
Основа |
Резерв |
Основа |
Резерв |
Основа |
Резерв |
||
2016 |
35 |
6 |
34 |
1 |
32 |
5 |
113 |
2017 |
24 |
18 |
28 |
2 |
23 |
3 |
98 |
2018 |
45 |
11 |
33 |
1 |
30 |
4 |
124 |
2019 |
50 |
6 |
37 |
2 |
30 |
0 |
125 |
Анализ таблицы 13 показывает увеличение численности кандидатов в спортивные сборные команды России по сравнению с 2016 годом на 12 человек.
Таблица 14 - Тренерско-преподавательский состав учреждений спортивной подготовки в 2016-2019 гг.
Год |
Всего |
Штат |
Обр-е Высшее, штат |
Обр-е среднее, штат |
В том числе |
Квалификационная категория, штат |
ЗТР |
Тренеры-преподават. |
|||
Высшее физк. |
Среднее физк. |
Высшая |
Первая |
Вторая |
|||||||
2016 |
49 |
36 |
34 |
1 |
30 |
1 |
14 |
4 |
1 |
10 |
0 |
2017 |
52 |
42 |
39 |
3 |
35 |
1 |
16 |
3 |
1 |
10 |
0 |
2018 |
56 |
39 |
33 |
6 |
26 |
2 |
11 |
0 |
1 |
10 |
15 |
2019 |
63 |
47 |
41 |
4 |
39 |
3 |
11 |
1 |
4 |
9 |
11 |
Важнейшими критериями развития системы подготовки спортивного резерва в стране является не только количество и квалификационный уровень спортсменов, занимающихся в учреждениях спортивной подготовки, но и количество и квалификационный уровень их тренеров.
Анализ таблицы 14 показывает, что количество штатных тренеров по виду спорта "сумо" с 2016 года по 2019 увеличилось на 11 человек и составляет 75% от общего количества тренеров.
В 2019 году Федерацией сумо России организовала стажировку в Японии для группы ведущих российских тренеров. Совместно с японскими наставниками были проведены тренировочные мероприятия.
На 2020 год были запланированы всероссийские и международные семинары по подготовке тренерских кадров, однако в связи с пандемией мероприятия были перенесены на более поздний срок.
Основными направлениями по развитию спортивного резерва сумо в Российской Федерации является:
- создание условий для отбора молодежи в сборные команды России по сумо;
- содействие в открытии отделений по сумо в учреждениях спортивной подготовки субъектов Российской Федерации;
- создание баз для учреждений спортивной подготовки и клубов;
- утверждение Программы спортивной подготовки для системы дополнительного образования детей в учреждениях спортивной подготовки;
- разработка и внедрение системы стимулирования тренерско-преподавательского состава;
- содействие в разработке предложений по созданию в субъектах Российской Федерации региональных центров спортивной подготовки;
- разработка системы развития спортивных клубов по сумо;
- внесение необходимых корректировок в Единую всероссийскую спортивную классификацию (далее ЕВСК).
Кардинального решения для развития вида спорта сумо требуют вопросы обеспечения спортивных школ современными программно-нормативными документами, учитывающими передовой международный и отечественный опыт многолетней подготовки спортсменов, вопросы развития современной системы научно-методического обеспечения спортсменов сборных команд России и резерва по виду спорта сумо. Необходимо оказывать помощь отделениям спортивных школ не только в материальном обеспечении тренировочного процесса, но и в вопросах распространения информации.
Анализируя проведенную работу за четырехлетний период можно сделать вывод, что удалось увеличить число отделений по виду спорта сумо в учреждениях спортивной подготовки, происходит прирост количества тренеров, повышается квалификация спортсменов, увеличивается численность кандидатов в спортивные сборные команды России. В целом прослеживается положительная динамика в подготовке спортивного резерва по виду спорта сумо.
1.3. Массовый спорт (Спорт для всех)
Основными причинами развития массовых видов спорта, является доступность самостоятельных занятий для разных категорий граждан, наличие клубной системы, системы массовых спортивно-рекреационных мероприятий, популярности и соответственно условий в стране.
Массовый спорт в виде спорта "сумо" развивается в России благодаря усилиям региональных спортивных федераций сумо.
Ежегодно совместно с региональными федерациями и структурными подразделениями Федерация сумо России проводит более 30 региональных физкультурных мероприятий. Проводятся фестивали спортивных единоборств, организуемые на уровне муниципальных образований.
Федерация сумо России на регулярной основе проводит показательные выступления, мастер-классы на спортивных фестивалях, спортивных вечерах и праздниках в школах и вузах.
С 2019 года сумо включено в программу Открытого Фестиваля спортивных единоборств и боевых искусств "Кубок Равноапостольного Николая Японского", традиционно проходящим в г. Пушкино Московской области.
В июне 2019 г. в рамках проведения Олимпийского Дня в Лужниках состоялась матчевая встреча по сумо Россия - Япония, которая вызвала огромный интерес среди зрителей и иностранных гостей. А в 2020 году в рамках празднования этого мероприятия членами молодежной сборной России по сумо был проведен мастер-класс. Любой желающий мог попробовать свои силы в поединке со спортсменами, выйдя на дохё.
Федерация сумо России планирует заключить договор о сотрудничестве с Российским студенческим спортивным союзом.
В настоящее время среди студентов сумо развивается на базе Дальневосточного федерального университета во Владивостоке, а также Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма в г. Казани.
Самарская региональная федерация сумо организовала секцию в детском доме для детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Федерация сумо России планирует привлечь к занятиям сумо, людей с нарушением слуха, а также слабовидящих. Для этого планируется разработать типовую программу спортивной подготовки.
Таблица 15 - Динамика численности занимающихся сумо в 2016-2019 гг.
Год |
Количество занимающихся |
2016 |
3 975 |
2017 |
4 651 |
2018 |
5 477 |
2019 |
7 165 |
Важным аспектом развития вида спорта является рациональная гендерная политика. Сумо имеет большую популярность как среди мужчин, так и женщин. Помимо этого, в занятия сумо вовлечены все возрастные категории граждан, начиная с 10 лет. Традиционно проводятся соревнования среди ветеранов.
Таблица 16 - Соотношение контингента мужского и женского пола в структуре численности занимающихся видом спорта сумо 2016-2019 гг.
Пол |
Количество |
|||||||
2016 |
% |
2017 |
% |
2018 |
% |
2019 |
% |
|
Мужчины |
3 108 |
78 |
3 806 |
82 |
4 535 |
83 |
5 582 |
78 |
Женщины |
867 |
22 |
845 |
18 |
942 |
17 |
1 583 |
22 |
Таким образом, количество лиц женского пола, занимающихся сумо составляет одну четверть.
Вовлечение девочек и девушек в занятия по виду спорта сумо является важнейшим фактором укрепления системы подготовки спортивного резерва и повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене.
В пользу сумо как массового вида спорта говорит его доступность - этот вид спорта не требует специально устроенных залов, дорогостоящего оборудования, экипировки. Причем экипировку и ковры для сумо изготавливают отечественные производители.
Анализируя проведенную работу за четырехлетний период, можно сделать вывод что, проводя определенную работу в субъектах Российской Федерации по популяризации и вовлечению населения в занятия сумо удалось увеличить количество занимающихся до 7165 человек.
1.4. Развитие вида спорта в субъектах Российской Федерации
Согласно приказу Минспорта России от 26.12.2019 N 1117 сумо признан базовым видом спорта в Республике Тыва и Удмуртской Республике на период с 2020 по 2022 гг.
В учреждениях подготовки спортивного резерва вид спорта "сумо" представлен в следующих субъектах Российской Федерации: Москва, Московская область, Владимирская область, Республика Бурятия, Республика Крым, Севастополь, Нижегородская область, Саратовская область, Пермский край, Республика Удмуртия, Республика Северная Осетия - Алания, Тверская область, Самарская область, Приморский край, Санкт-Петербург, Смоленская область, Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский край, Республика Татарстан, Омская область, Тюменская область, Курганская область.
На 31 декабря 2019 г. в состав ФСР входит 43 организации:
- 19 аккредитованных региональных спортивных федераций - члены ФСР, из которых 2 аккредитованных региональных структурных отделения ФСР;
- 24 структурных региональных отделения ФСР, не аккредитованных по сумо.
Таблица 17 - Члены ФСР, региональные спортивные федерации - общественные организации - юридические лица, на 31.12.2019 г., аккредитованные по сумо:
Таблица 18 - Члены ФСР, региональные отделения - общественные организации - физические лица, на 31.12.2019 г. аккредитованные по сумо:
Таблица 19 - Члены ФСР, региональные спортивные федерации и отделения - общественные организации - юридические лица, на 31.12.2019 г. не аккредитованные по сумо:
NN |
Название региональной общественной организации |
Фамилия, имя, отчество руководителя |
|
1 |
Алтайское краевое региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Громов Владимир Валентинович |
|
2 |
Адыгейское республиканское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Коблев Руслан Музарбекович |
|
3 |
Белгородское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Андрющенко Андрей Александрович |
|
4 |
Брянское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Коваль Александр Вячеславович |
|
5 |
Владимирское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Лаврентьев Алексей Иванович |
|
6 |
Воронежское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Выхованец Иван Александрович |
|
7 |
Дагестанское республиканское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Салимагаев Султанмурад Магомедови# |
|
| |||
8 |
Кабардино-Балкарское республиканское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Губжев Бетал Ратмирович |
|
9 |
Калининградское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Хлопецкий Владимир Анатольевич |
|
10 |
Карачаево-Черкесское республиканское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Дохов Али Юсуфович |
|
11 |
Кемеровское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Корабельников Александр Николаевич |
|
12 |
Калужское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Платошечкин Николай Иванович |
|
13 |
Курганское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Муравский Максим Ильич |
|
14 |
Марийское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Гуляев Сергей Витальевич |
|
15 |
Новосибирское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Степанов Иван Алексеевич |
|
16 |
Омское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Казанцева Наталья Александровна |
|
17 |
Рязанское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Сергеев Дмитрий Николаевич |
|
18 |
Санкт-Петербургское городское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Толбухин Сергей Алексеевич |
|
19 |
Ставропольское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Ивашина Татьяна Алексеевна |
|
20 |
Тюменское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Конарев Александр Анатольевич |
|
21 |
Ульяновское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Плисов Олег Викторович |
|
22 |
Челябинское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Карташков Кирилл Владимирович |
|
23 |
Региональное отделение Республики САХА (Якутия) Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Петров Дмитрий Алексеевич |
|
24 |
Ярославское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "Федерация сумо России" |
Шибанков Денис Владимирович |
В 2019 году государственную аккредитацию по виду спорта "сумо" получили 4 региональных федерации:
- Региональная общественная организация "Федерация сумо Удмуртской Республики";
- Тверская областная общественная организация "Федерация сумо Тверской области";
- Общественная организация "Федерация сумо" Нижегородской области;
- Краснодарская краевая общественная организация "Федерация сумо".
Таблица 20 - Динамика количества региональных спортивных федераций по сумо в 2016-2019 гг.
Год |
Количество региональных спортивных федераций |
2016 |
12 |
2017 |
16 |
2018 |
16 |
2019 |
19 |
Динамика количества региональных спортивных федераций по виду спорта должна стать ключевым показателем развития вида спорта.
Анализ статистических данных таблицы 19 показывает рост количества региональных спортивных федераций по сумо по сравнению с 2016 годом на 7 единиц, что составляет 36,8%.
В настоящее время, при активной поддержке Федерации сумо России, в процессе процедуры государственной аккредитации находятся 8 региональных отделений ФСР в Тюменской, Курганской, Орловской, Омской, Белгородской, Челябинской областях, Кабардино-Балкарской Республике и г. Санкт-Петербурге.
Федерация сумо России акцентирует свою работу в субъектах Российской Федерации, где развивается национальная борьба: Республиках Саха-Якутия, Бурятия, Башкирия, Тыва, Татарстан. Правила сумо схожи с правилами национальной борьбы в этих республиках. Спортсмены с удовольствием принимают участие в соревнованиях для достижения более высоких результатов на Всемирных Играх, а также чемпионатах мира и Европы.
Анализируя проведенную работу за четырехлетний период, можно сделать вывод, что мероприятия Программы до 2020 года выполнены, удалось увеличить число структурных региональных отделений, а также аккредитованных организаций по виду спорта сумо. Работа по увеличению аккредитованных федераций по виду спорта сумо продолжается.
1.5. Подготовка тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта
Для обеспечения динамичного развития вида спорта "сумо" необходимо создать устойчивую систему подготовки и переподготовки кадров, включая подготовку:
- тренерско-преподавательского состава;
- квалифицированных спортивных менеджеров;
- спортивных судей;
- квалифицированного персонала для создания и содержания спортивных сооружений;
- врачей по спортивной медицине;
- других специалистов обеспечения сборных команд России;
- волонтеров для проведения крупных спортивных и спортивно-массовых мероприятий.
Приоритетные направления в кадровой политике развития сумо:
Тренеры и менеджеры:
- развитие системы подготовки тренеров и специалистов по сумо в организациях высшего профессионального образования (вузах) и профессиональных образовательных организациях (училищах, колледжах, техникумах олимпийского резерва);
- дальнейшее развитие системы повышения квалификации и переподготовки кадров тренеров и специалистов по сумо;
- создание высшей школы тренеров по сумо для подготовки тренеров высшей квалификации;
- подготовка тренеров из числа молодых спортсменов, завершивших спортивную карьеру (кадровый резерв ФСР);
- организация стажировок тренеров и иных специалистов в области спортивного туризма в ведущих российских и зарубежных центрах спортивной подготовки, академиях, спортивных школах и др.;
- формирование заявки ФСР на высшую профессиональную подготовку тренеров за счет государственных и частных источников финансирования, в том числе по целевому набору в профильных образовательных организациях высшего образования.
В числе других мер по подготовке кадров планируется:
- заключение договоров с ВУЗами на проведение семинаров, повышающих квалификацию тренерско-преподавательского состава, совместно со специалистами этих учреждений:
- в Центральном федеральном округе с РГУФК, МГАФК, ВГИФК;
- в Приволжском федеральном округе с Поволжской государственной академией физической культуры, спорта и туризма г. Казань;
- в Уральском федеральном округе с Уральским государственным университетом физической культуры (УралГУФК) г. Челябинск;
- в Дальневосточном федеральном округе с Дальневосточным федеральным университетом г. Владивосток;
- обеспечение участия тренеров в обучающих программах;
- стажировка перспективного тренерского состава и специалистов в сборных командах России, спортивных центрах, клубах России и за рубежом;
- разработка специальной программы по переподготовке ведущих спортсменов, завершивших выступления, с целью создания кадрового резерва управленческого звена и тренерского состава региональных сборных команд;
- разработка и внедрение адекватной системы мотивации (моральной и материальной) тренеров и специалистов всех уровней;
- создание системы аттестации тренеров, и других специалистов по виду спорта "сумо".
Спортивные судьи
В настоящее время по данным статистического наблюдения по форме 1-ФК на 2019 год имеют статус спортивных судей по сумо 62 специалиста, из которых 18 судей имеют 1 категорию и 9 судей Всероссийскую категории. По сравнению с 2017 годом (32 судьи) динамика роста составляет почти в 2 раза. Тем не менее, этого количества недостаточно для всего объема проводимых мероприятий по сумо в Российской Федерации. Возникает необходимость формирования специальной системы подготовки спортивных судей по сумо и повышения их квалификации.
Основные приоритеты работы по подготовке спортивных судей:
- становление и развитие системы всероссийской подготовки спортивных судей в Российской Федерации через увеличение количества всероссийских и региональных семинаров подготовки спортивных судей;
- реализация унифицированного подхода к программному материалу семинаров по подготовке спортивных судей через разработку методических пособий по всем сферам судейства;
- повышение квалификации действующих и подготовка новых спортивных судей всероссийской категории по сумо и сертифицированных судей;
- подготовка спортивных судей из числа молодых спортсменов, завершивших спортивную карьеру (кадровый резерв ФСР);
- организация судейских обменов спортивными судьями с крупными спортивными организациями в других странах;
- обеспечение большей мотивации молодежи и опытных судей для занятия судейской деятельностью, повышение престижа судейской работы и ее оплаты, перевод на постоянно оплачиваемую работу руководящего состава коллегии спортивных судей ФСР.
Ежегодно в рамках проведения чемпионатов мира и Европы проводятся международные семинары спортивных судей, в которых на постоянной основе участвуют судьи из России.
В 2019 году в Японии на чемпионате мира 8 судей из России приняли участие в семинаре и получили сертификаты международных судей, дающие право обслуживания официальных международных соревнований по сумо.
Кадровые потребности в тренерах, менеджерах и судьях в России должны быть увязаны с показателями массовости и численности спортсменов на этапах спортивной подготовки в отдельных субъектах Российской Федерации, а также с количеством и уровнем проводимых соревнований по сумо.
Подготовка высококвалифицированных специалистов и волонтеров, необходимых для подготовки и проведения соревнований по виду спорта "сумо" особенно актуальна в период активного строительства и ввода в эксплуатацию специализированных спортивных объектов, поскольку без их наличия эти сооружения не могут иметь полноценную загрузку спортивными и спортивно-массовыми мероприятиями.
Анализируя четырехлетний период можно подчеркнуть небольшую динамику увеличения количества тренеров, судей и специалистов по сумо.
1.6. Финансовое обеспечение развития вида спорта "сумо"
Общероссийская общественная организация "Федерация сумо России" в рамках своих полномочий вносит предложения по развитию вида спорта "сумо" в Министерство спорта Российской Федерации, региональные и муниципальные органы исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, а также обращается с предложениями в различные организации, способные оказать содействие в привлечении внебюджетных источников финансирования.
ФСР реализует мероприятия Программы, а также координирует работу и обеспечивает взаимодействие всех структур, участвующих в реализации мероприятий программы, обеспечивая максимальную эффективность использования выделяемых ресурсов.
В рамках текущей деятельности, осуществляет формирование и подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по виду спорта "сумо", обеспечение спортивных мероприятий Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий, и спортивных мероприятий.
Финансовое обеспечение Программы должно осуществляться на основе принципа консолидации средств бюджета Федерации, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и иных привлеченных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Кроме того, субъекты Российской Федерации обеспечивают создание необходимых условий для членов спортивных сборных команд России по виду спорта "сумо", представляющих данный субъект, и принимают участие в обеспечении их подготовки.
Финансирование детских спортивных учреждений, клубов, секций, культивирующих развитие вида спорта "сумо", осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также внебюджетных источников в соответствии с программами развития вида спорта при содействии Минспорта России, Минобрнауки России и ФСР.
Расходы федерального бюджета на реализацию Программы предусматриваются в пределах средств, выделяемых Минспорту России на реализацию Государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации".
В целях обеспечения эффективной реализации Программы необходимо создание механизма управления и контроля. Контроль подготовки и проведения программных мероприятий в субъектах Российской Федерации осуществляется руководящими органами федерации.
Отчет о выполнении мероприятий Программы ежегодно заслушивается на Конференции общероссийской общественной организации "Федерация сумо России".
Информирование общественности о ходе реализации Программы и принятие оперативных решений о внесении изменений в программу осуществляется по результатам контроля эффективности реализации мероприятий Программы и независимых экспертиз с целью оптимального и эффективного решения существующих проблем.
1.7. Международное сотрудничество, взаимодействие с международной федерацией и другими спортивными организациями
Общероссийская общественная организация "Федерация сумо России" осуществляет следующие основные направления международной политики:
- обеспечение участия сборных команд России в международных соревнованиях;
- обеспечение участия представителей ФСР в Международной федерации сумо (International Sumo Federation - ISF) и Европейской федерации сумо (European sumo Federation - ESF);
- расширение сотрудничества с ISF и с ESF;
- осуществление сотрудничества с национальными федерациями по виду спорта "сумо" стран СНГ;
- осуществление сотрудничества с учебными и научно-методическими центрами зарубежных стран; осуществление обмена опытом работы с ISF в области организации международных соревнований и допингового контроля.
ФСР инициирует взаимодействие ISF:
- с Международной Ассоциацией Всемирных Игр (IWGA) по участию сумо во Всемирных играх;
- с международной ассоциацией "GAISF" по участию сумо во Всемирных играх боевых искусств;
- с Международной федерацией студенческого спорта (FISU) по включению сумо в программу Всемирной Универсиады.
Вид спорта "сумо" включен в программу Азиатских игр, а также в культурную программу работы V Восточного Экономического Форума, который проводился во Владивостоке в сентябре 2019 года.
Ежегодно к судейству официальных международных соревнований, проводимых под эгидой ISF и ESF регулярно привлекаются более 10 российских спортивных судей, имеющих международную категорию.
Представитель Федерации сумо России в международных организациях - Почетный президент Федерации дзюдо России и Федерации сумо России Калеткин Геннадий Иванович, который является членом Исполкома ISF и вице-президентом ESF.
Он ежегодно принимает участие в Конференции ESF (во время проведения чемпионата Европы) и ежегодно во время проведения чемпионата мира - в Генеральной ассамблее ISF.
Президент Федерации сумо России Р.Л. Илиев планирует выдвинуть свою кандидатуру для участия в выборах Президента Европейской федерации сумо (ESF) в 2021 году.
1.8. Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним
Антидопинговые программные мероприятия Федерации сумо России направлены на формирование культуры нулевой терпимости к допингу в целях сохранения сущности понятия "духа спорта". В целях реализации мер по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 9 августа 2016 г. N 947, (с изменениями, вступившими в силу 17 января 2019 г.) Федерация сумо России реализует следующие мероприятия:
- назначает должностных лиц, ответственных за организацию работы Федерации сумо России по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с Министерством спорта Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российским антидопинговым агентством "РУСАДА". Должностными лицами назначены: Генеральный секретарь Федерации сумо России Щетинина Т.В., старший тренер спортивной сборной команды России по сумо Голубовский Ю.Ю., врач по спортивной медицине спортивной сборной команды России по сумо Рыгалов М.А. Соответствующие должностные лица Федерации сумо России также взаимодействуют с Международной спортивной федерацией по виду спорта сумо - International Sumo Federation (ISF);
- размещает на официальном сайте Федерации сумо России www.rossumo.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет общероссийские антидопинговые правила, Всемирный антидопинговый кодекс и соответствующие международные стандарты ВАДА, нормативно-правовые акты законодательства Российской Федерации, содержащие положения об ответственности за нарушение антидопинговых правил и антидопинговые правила, утвержденные ISF, на русском языке;
- обеспечивает ознакомление спортсменов, тренеров и иного персонала спортсмена с положениями действующих редакций Всемирного антидопингового кодекса и соответствующих международных стандартов ВАДА, общероссийских антидопинговых правил, антидопинговых правил ISF по виду спорта сумо;
- предоставляет в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами необходимую информацию Российскому антидопинговому агентству "РУСАДА" для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
- уведомляет спортсменов о включении их в список спортсменов, подлежащих тестированию, в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
- оказывает содействие в предоставлении информации о местонахождении спортсменов, включенных в национальный список тестирования;
- оказывает содействие в проведении тестирования в соответствии с порядком проведения допинг-контроля, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 293;
- обеспечивает условия для проведения допинг-контроля на спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, а также содействует проведению тестирования на указанных спортивных мероприятиях в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;
- применяет санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;
- информирует Министерство спорта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российское антидопинговое агентство "РУСАДА", ISF о принятых в отношении спортсменов и персонала спортсмена, нарушавших антидопинговые правила, санкциях;
- оказывает содействие в поиске и предоставлении контактной информации по спортсменам и (или) персоналу спортсменов, находящимся под юрисдикцией Федерации сумо России;
- обеспечивает спортсменов, тренеров и иной персонал спортсмена антидопинговыми информационно-образовательными материалами и методическими пособиями в целях информирования относительно всех последних изменений в Запрещенном списке ВАДА и соответствующих положениях международных спортивных объединений;
- участвует в образовательных семинарах, круглых столах, рабочих группах и иных мероприятиях по вопросам борьбы с допингом в спорте;
- осуществляет информационно-пропагандистскую деятельность по профилактике применения и использования спортсменами, тренерами и иным персоналом спортсмена субстанций и методов, запрещенных в спорте;
- обеспечивает прохождение антидопинговых образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования сотрудников, ответственных за организацию работы по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним в Федерации сумо России;
- ведет список спортсменов, тренеров и иного персонала спортсмена, находящихся под юрисдикцией Федерации сумо России, к которым применены санкции (в том числе спортивная дисквалификация) за нарушение антидопинговых правил;
- осуществляет проверку спортсменов находящихся под юрисдикцией Федерации сумо России, на предмет наличия спортивной дисквалификации (в том числе, по которым проводится проверка о возможном нарушении антидопинговых правил) за нарушение правил сумо, положений (регламентов) спортивных соревнований, антидопинговых правил, норм и требований, утвержденных ISF, Федерации сумо России, при согласовании документов по кандидатам на присвоение спортивных званий и спортивных разрядов в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 108.
1.9. Информационное обеспечение развития вида спорта "сумо"
Программа предполагает широкое информирование всех слоев населения России о достижениях отечественных спортсменов в соревнованиях по виду спорта "сумо", планах развития вида спорта и ходе их реализации.
В этих целях Федерация планирует расширение сотрудничества с общероссийскими и региональными СМИ.
Вместе с тем, наиболее доступным и популярным среди молодежи и других слоев населения остается Интернет. В связи с этим, наибольшее внимание спортивная общероссийская общественная организация "Федерации сумо России" планирует уделять использованию Интернет-ресурса.
В 2019 г. международные соревнования по сумо были ярко освещены ведущим спортивным телевизионным каналом страны "Матч ТВ".
В 2020 году были запланированы трансляции соревнований по сумо на канале ТЕЛЕСПОРТ.
ФСР имеет официальный сайт www.rossumo.ru, где публикуется основная информация, документы и необходимые сведения. Также, у ФСР есть страницы в социальных сетях: блог в Instagram и официальная страница ВКонтакте. На данных площадках освещаются текущие события и познавательно-развлекательный контент. В декабре 2019 года ФСР запустила канал на видео-платформе YouTube.
Планируемое расширение сотрудничества с другими целевыми группами также повысит рост популярности вида спорта "сумо".
Расширение информационного обеспечения предполагает не только увеличение количества болельщиков по виду спорта, но и ведет к дополнительному вовлечению молодежи в ряды занимающихся видом спорта "сумо", благодаря созданию и распространению специальных программ для начинающих.
1.10. Проблемы развития сумо в Российской Федерации
Существует ряд проблем, которые влияют на развитие вида спорта "сумо" в Российской Федерации и требуют срочного и эффективного решения:
- недостаточное количество аккредитованных региональных отделений/федераций по сумо;
- проблемы развития детско-юношеского спорта, связанные с отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации, развивающих вид спорта "сумо", системы детско-юношеских спортивных школ, либо отделений в детско-юношеских спортивных школах;
- недостаточное количество квалифицированных специалистов, тренеров-преподавателей по сумо;
- в большинстве субъектов Российской Федерации, развивающих вид спорта "сумо", не производится спортивный отбор, а осуществляется только набор детей, подростков, молодежи;
- отсутствие во многих регионах, развивающих вид спорта "сумо", полноценной материально-технической базы;
- недостаточное количество клубов/секций в регионах;
- отсутствие методических пособий и современной типовой программы спортивной подготовки по сумо;
- недостаточная разработанность проблемы определения потенциальных возможностей, предрасположенности, соответствия физических и психических данных детей требованиям, предъявляемым видом спорта "сумо";
- недостаточная разработанность системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по виду спорта "сумо".
Эффективным механизмом решения проблем является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по созданию условий развития вида спорта "сумо" и их увязка с реальными возможностями региональных и муниципальных бюджетов, что также является необходимым условием привлечения внебюджетных источников финансирования.
Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблем:
- создание материально-технической базы, современных технологий подготовки, ресурсного и научно-методического обеспечения устойчивого развития вида спорта "сумо" в Российской Федерации;
- формирование интереса различных категорий граждан к виду спорта "сумо" как одной из доступных и массовых форм физической активности населения России;
- поддержание передовых позиций в мировом спорте;
- корректировка действующих программ для учреждений и организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва на основе федеральных стандартов.
Реализация программы "Развитие вида спорта "сумо" в Российской Федерации", разработанной в соответствии с основными положениями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, является рациональным решением проблемы развития вида спорта "сумо" в условиях долгосрочного планирования.
Программа предусматривает эффективное решение проблем спортивной подготовки, физического воспитания и оздоровления различных групп граждан Российской Федерации путем целенаправленного развития вида спорта "сумо", предполагает разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых заинтересованными региональными и муниципальными органами власти, общественными и коммерческими организациями в рамках целостной нормативно-правовой системы.
При разработке Программы необходимо учитывать российский и зарубежный опыт развития видов спорта, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, научных и практических работников.
Предполагается регулярный контроль выполнения мероприятий Программы.
2. Цели и задачи программы, ожидаемые результаты и этапы реализации Программы
2.1. Цели и задачи программы
Цель Программы:
Создание условий, обеспечивающих возможность эффективного развития вида спорта "сумо", включая массовые формы в Российской Федерации, для завоевания передовых позиций в мировом спорте, утверждения принципов здорового образа жизни и решения социальных проблем общества средствами физической культуры и спорта.
Задачи Программы:
- повышение эффективности подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по виду спорта "сумо" к крупнейшим международным соревнованиям;
- совершенствование системы подготовки спортивного резерва, вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия видом спорта "сумо";
- укрепление системы подготовки и повышения квалификации управленческих, педагогических, научных и др. кадров, необходимых для развития вида спорта "сумо";
- содействие реализации государственной политики в области спорта путем решения оздоровительных, экологических, экономических и других проблем средствами вида спорта "сумо";
- укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры вида спорта "сумо", создание региональных центров развития вида спорта "сумо";
- строительство и реконструкция спортивных сооружений для проведения спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий по виду спорта "сумо";
- организация и проведение всероссийских и международных соревнований, массовых мероприятий, включая внесоревновательные, направленных на поддержку и популяризацию вида спорта "сумо" и спортивной культуры;
- совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей стабильное развитие вида спорта "сумо", включая его массовые и рекреационные формы;
- создание системы информационного обеспечения вида спорта "сумо".
2.2. Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
Целевыми показателями эффективности Программы являются уровень достижений российских спортсменов на международной спортивной арене, масштаб развития детско-юношеского и массового спорта в Российской Федерации.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- завоевание медалей российскими спортсменами на крупнейших международных соревнованиях: Всемирных играх, чемпионатах мира и Европы, первенствах мира и Европы, Кубках Европы;
- количество юных спортсменов, занимающихся видом спорта "сумо";
- количество регионов, проводящих спортивно-массовые мероприятия по виду спорта "сумо";
- число тренеров (инструкторов) по виду спорта "сумо";
- количество отделений сумо в региональных центрах спортивной подготовки.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы включает 2 этапа.
Первый этап 2020-2022 гг. направлен на:
- разработку и реализацию целевых комплексных программ подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по виду спорта "сумо" к Всемирным Играм, чемпионатам мира и Европы;
- разработку региональных программ развития вида спорта "сумо";
- совершенствование нормативно-правовой базы развития вида спорта "сумо", включая массовые формы;
- разработку концепции создания региональных центров по виду спорта "сумо", начало ее реализации;
- создание условий для увеличения количества отделений и юных спортсменов, специализирующихся в виде спорта "сумо" в учреждениях спортивной подготовки;
- разработку и внедрение рационального календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований и массовых мероприятий по виду спорта "сумо";
- разработку и внедрение программ подготовки и повышения квалификации тренеров, специалистов, судей, волонтеров;
- разработку и начало внедрения мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию вида спорта "сумо", в том числе путем увеличения информации о виде спорта в Интернете и СМИ;
- разработку системы финансового обеспечения вида спорта "сумо", включая массовые формы;
- формирование интереса граждан к виду спорта "сумо" как популярному виду спортивных состязаний и красочному шоу, а также увлекательной форме физической активности.
Второй этап 2022-2024 гг. направлен на:
- совершенствование системы подготовки спортсменов сборных команд России по виду спорта "сумо";
- внедрение в процесс подготовки сборных команд России по виду спорта "сумо" современных систем научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения;
- достижение запланированных результатов по виду спорта "сумо" на чемпионатах, первенствах мира и Европы;
- реализацию мероприятий по открытию отделений сумо в региональных ЦСП;
- реализацию мероприятий региональных программ развития вида спорта "сумо" и создание муниципальных программ поддержки массового спорта;
- дальнейшее увеличение отделений и количества юных спортсменов, специализирующихся в виде спорта "сумо";
- оснащение современным спортивным инвентарем и оборудованием;
- дальнейшее совершенствование финансового обеспечения вида спорта "сумо";
- совершенствование календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований и массовых мероприятий по виду спорта "сумо";
- совершенствование нормативно-правовой базы развития вида спорта "сумо" и его массовых форм;
- увеличение количества тренеров и специалистов по виду спорта "сумо", судей и волонтеров, прошедших курс повышения квалификации и сертифицированных общероссийской спортивной федерацией;
- увеличение количества мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию по виду спорта "сумо";
- формирование интереса граждан к виду спорта "сумо" как популярному виду спортивных состязаний, увлекательной форме досуга и физической активности;
- увеличение информации о виде спорта "сумо" в Интернете и СМИ.
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей по годам представлена в Приложении N 1.
3. Перечень и описание программных мероприятий, сроки их выполнения
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, приведены в Приложении N 2.
4. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Ожидаемая социально-экономическая эффективность реализации программы будет оцениваться ежегодно по динамике целевых индикаторов и показателей, которые приведены в Приложении N 1 к Программе.
Для оценки социально-экономической эффективности реализации мероприятий Программы используются целевые показатели реализации Программы, основным из которых является масштаб развития вида спорта "сумо" в Российской Федерации.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- завоевание медалей российскими спортсменами на официальных международных соревнованиях: Всемирных Играх, чемпионатах, первенствах мира и Европы, Кубках Европы;
- количество юных спортсменов, занимающихся видом спорта "сумо";
- увеличение количества субъектов Российской Федерации, в которых открыты отделения федерации;
- увеличение численности занимающихся видом спорта "сумо";
- количество регионов, проводящих спортивно-массовые мероприятия по виду спорта "сумо";
- количество тренеров (инструкторов) по виду спорта "сумо";
- количество судей первой, Всероссийской и международной категории;
- количество отделений сумо в региональных центрах спортивной подготовки.
Тенденция роста указанных показателей будет свидетельствовать об эффективности реализуемых мероприятий в части создания социально-экономических условий для укрепления здоровья населения путем приобщения молодого поколения граждан России к регулярным занятиям спортом и ведению активного здорового образа жизни, укрепления материально-технической базы вида спорта "сумо", повышения эффективности подготовки спортивного резерва и сборных команд России по виду спорта "сумо", повышения конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к программе "Развитие вида спорта "сумо"
в Российской Федерации"
Динамика важнейших целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы "Развитие вида спорта "сумо" в Российской Федерации"
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к программе "Развитие вида спорта "сумо"
в Российской Федерации"
Перечень
мероприятий к программе "Развитие вида спорта "сумо" в Российской Федерации"
Президент ООО |
Р.Л. Илиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства спорта РФ от 24 декабря 2020 г. N 962 "Об утверждении программы развития вида спорта "Сумо" в Российской Федерации"
Текст приказа опубликован не был