Во исполнение части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Свердловской области от 17.05.2013 N 619-ПП "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области", приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.05.2019 N 219 "Об утверждении административного регламента осуществления Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области", в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области приказываю:
1. Утвердить программу профилактики нарушений обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области, соблюдение которых проверяется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области при осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области, на 2021 - 2023 годы (далее - программа) (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области А.Н. Кислицына.
3. Настоящий приказ и программу разместить на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://energy.midural.ru).
Министр |
Н.Б. Смирнов |
Утверждена
приказом
Министерства энергетики и жилищно-коммунального
хозяйства Свердловской области
от 30.10.2020 N 501
"Об утверждении программы профилактики нарушений
обязательных требований законодательства об энергосбережении
и о повышении энергетической эффективности на территории
Свердловской области, соблюдение которых проверяется
Министерством энергетики и жилищно-коммунального
хозяйства Свердловской области при осуществлении
регионального государственного контроля за соблюдением
требований законодательства об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности на территории
Свердловской области, на 2021 - 2023 годы"
Программа
профилактики нарушений обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области, соблюдение которых проверяется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области при осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области, на 2021-2023 годы
Глава 1. Общие положения
1. В соответствии с перечнем видов регионального государственного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной власти Свердловской области, уполномоченных на их осуществление, утвержденным приказом Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 29.11.2017 N 96 "Об утверждении перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной власти Свердловской области, уполномоченных на их осуществление", Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области (далее - региональный государственный контроль).
Настоящая программа разработана в целях реализации Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12.09.2017 N 61 (11) (далее - Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований).
2. Настоящая программа представляет собой комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области (далее - обязательные требования), направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также создание и развитие системы профилактики нарушений обязательных требований.
3. Настоящая программа реализуется Министерством при осуществлении регионального государственного контроля.
Глава 2. Анализ текущего состояния подконтрольной среды, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена настоящая программа
4. Министерством осуществляется региональный государственный контроль, предметом которого является контроль за соблюдением подконтрольными субъектами в процессе осуществления деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности следующих обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
1) эффективного использования экономии расходования энергетических ресурсов;
2) обеспечения учета расхода потребляемых энергетических ресурсов по водоснабжению, потреблению газа и тепловой энергии;
3) наличия и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) наличия квалификации специалистов - технического знания прикладного характера, навыков и умений работы с современным энергоэффективным оборудованием.
Ключевым риском причинения вреда, возникшего вследствие нарушения обязательных требований, является отсутствие экономии энергетических ресурсов и бюджетных средств, что приводит к невозможности определения объема потребления энергоресурсов (перерасход либо экономия).
На территории Свердловской области осуществляют деятельность, связанную с реализацией функций в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, более восьми тысяч юридических лиц (далее - подконтрольные субъекты):
1) органы государственной власти Свердловской области (36 единиц), органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (94 единицы);
2) государственные и муниципальные учреждения, расположенные на территории Свердловской области (4334 единицы);
3) организации с участием государства или муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, Свердловская область, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, государственных компаний, государственных корпораций, а также юридических лиц, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям (3536 единиц);
4) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, расположенные на территории Свердловской области, - естественные монополии, организации коммунального комплекса, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) (410 единиц).
Число подконтрольных субъектов может меняться в сторону увеличения или уменьшения.
Одним из инструментов достижения целей регионального государственного контроля, включая обеспечение эффективного использования и экономии расходования энергетических ресурсов, учета расхода потребляемых энергетических ресурсов, является совершенствование его системы. В связи с этим Министерством проводится работа по достижению целевой модели и реализации приоритетного проекта по совершенствованию контрольной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Свердловской области.
Работа регионального государственного контроля строится по принципу партнерского отношения к подконтрольным субъектам и нацелена на профилактику и предотвращение причинения вреда, возникшего вследствие нарушения обязательных требований.
5. В рамках осуществления регионального государственного контроля при проведении проверок в отношении подконтрольных субъектов Министерством проведен анализ выявленных нарушений обязательных требований, по результатам которого составлен рейтинг типовых нарушений.
6. Характерными нарушениями, выявленными в ходе контрольных мероприятий, являются:
1) отсутствие отчетности о достижении значений целевых показателей программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и отчета о реализации мероприятий программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) отсутствие утвержденной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
3) отсутствие документов о расчете потребления энергетических ресурсов в базовом году и снижении потребления энергетических ресурсов в отчетный период;
4) отсутствие документов об установке и вводе в эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов по водоснабжению, потреблению газа и тепловой энергии. Учет тепловой энергии и водоснабжения по приборам учета не осуществляется;
5) отсутствие документов о назначении ответственного лица по энергосбережению;
6) отсутствие документов, подтверждающих прохождение обучения специалистов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
7. В результате обобщения и анализа правоприменительной практики контрольной деятельности Министерством выявлены наиболее часто нарушаемые подконтрольными субъектами нормативные правовые акты:
1) статьи 16, 17, 14, 22, 25 и 26 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3) приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.10.2011 N 591 "О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях";
4) приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 N 398 "Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации";
8. Следует отметить низкую исполнительскую дисциплину должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Глава 3. Цели и задачи профилактических мероприятий. Этапы реализации настоящей программы
9. Профилактика нарушений обязательных требований - это системно организованная деятельность Министерства по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового, социального и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
1) предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий регионального государственного контроля;
2) мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному, социально ответственному, правовому поведению;
3) устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований;
4) повышение прозрачности системы контрольной деятельности при проведении контрольных мероприятий.
10. Для достижения поставленных целей настоящей программы необходимо решение следующих задач:
1) выявления факторов, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определения способов устранения или снижения рисков их возникновения;
2) создания условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
3) формирования единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной деятельности;
4) повышения уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
5) снижения издержек контрольной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
6) проведения профилактических мероприятий с учетом данных о состоянии подконтрольной среды и особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
7) сбора и анализа статистических данных, необходимых для организации профилактической работы, в том числе для определения видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий;
8) кадрового и технического обеспечения аналитической работы в Министерстве;
9) межведомственного взаимодействия с контрольно-надзорными органами, осуществляющими смежные виды контроля (надзора), по вопросам профилактики нарушений обязательных требований;
10) использования инструментов профилактики, предусмотренных Стандартом комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
11) проведения оценки результативности и эффективности контрольной деятельности Министерства;
12) поддержания в актуальном состоянии перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля.
11. Срок реализации настоящей программы - 2021 - 2023 годы.
12. Целевые показатели настоящей программы:
Наименование целевого показателя |
Базовый период (2019 год) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Снижение количества выявленных нарушений (У н.) (единиц)
К н. - количество выявленных нарушений обязательных требований в отчетный период (единиц); К п. - количество проведенных проверок в отчетный период (единиц) |
25 |
15 |
10 |
10 |
Повышение степени исполнительности подконтрольных субъектов (С и.) (единиц)
К н.пр. - количество неисполненных предписаний за отчетный период (единиц); К в.пр. - количество выданных предписаний за отчетный период (единиц) |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля профилактических мероприятий (П м.) (процентов)
К п.м. - количество профилактических мероприятий за отчетный период (единиц); К к.м. - общее количество контрольных мероприятий за отчетный период (единиц) |
100% |
100% |
100% |
100% |
Глава 4. Мероприятия настоящей программы
13. Настоящей программой определен перечень мероприятий, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач и достижение поставленных целей настоящей программы.
Перечень мероприятий настоящей программы
Номер строки |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Размещение и актуализация на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (http://energy.midural.ru) в разделе "Деятельность/Контрольно-надзорная деятельность" перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля за соблюдением обязательных требований, осуществляемого Министерством, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов |
постоянно |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
2. |
Размещение на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в разделе "Деятельность/Контрольно-надзорная деятельность/Профилактика нарушений обязательных требований" информационных разъяснительных документов |
постоянно |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
3. |
Информирование подконтрольных субъектов, в том числе посредством разработки и опубликования на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в разделе "Деятельность/Контрольно-надзорная деятельность/Профилактика нарушений обязательных требований" руководства по соблюдению обязательных требований |
в течение года при поступлении соответствующих обращений, проведении контрольных мероприятий |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
4. |
Консультирование по телефону и при личном обращении представителей подконтрольных субъектов в Министерство, направление разъяснений на официальные запросы подконтрольных субъектов |
постоянно, по мере обращения подконтрольных субъектов |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
5. |
Проведение семинаров, конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации |
два раза в год |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
6. |
Разъяснительная работа во время проведения контрольных мероприятий по соблюдению обязательных требований |
в период проведения контрольных мероприятий |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
7. |
Подготовка и распространение информации о содержании принятых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, сроках и порядке вступления их в действие, рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, посредством опубликования на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в разделе "Деятельность/Контрольно-надзорная деятельность" в случае изменения обязательных требований (изменений в законодательстве Российской Федерации и законодательстве Свердловской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности) и (или) публикаций в средствах массовой информации, проведение семинаров, направление информационных писем подконтрольным субъектам |
при внесении изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
8. |
Оказание методической и практической помощи подконтрольным субъектам по подключению и работе в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности "Модуль энергетических деклараций" |
постоянно |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
9. |
Обзор обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства по итогам года и размещение соответствующих обобщений на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в разделе "Деятельность/Контрольно-надзорная деятельность/Профилактика нарушений обязательных требований", в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься под контрольными субъектами, в целях недопущения таких нарушений |
ежегодно, до 31 декабря |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
10. |
Разъяснение порядка проведения контрольных мероприятий по соблюдению обязательных требований, прав и обязанностей субъекта контроля, прав и обязанностей должностных лиц органа регулирования, уполномоченных на проведение проверок, сроков проведения указанных мероприятий |
в течение года при поступлении соответствующих обращений, проведении контрольных мероприятий по соблюдению обязательных требований |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
11. |
Составление и направление проекта ежегодного плана контрольных мероприятий по соблюдению обязательных требований подконтрольных субъектов в прокуратуру Свердловской области |
ежегодно, до 1 сентября предшествующего года |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
12. |
Подготовка доклада об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля, размещение на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в разделе "Деятельность/Контрольно-надзорная деятельность" сведений, содержащихся в указанном докладе |
ежегодно |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
13. |
Проведение анализа выполнения мероприятий настоящей программы на соответствующий год и подготовка материалов к докладу об итогах профилактической работы |
до 10 марта года, следующего за отчетным |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
14. |
Разработка и подготовка изменений в настоящую программу |
ежегодно |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
15. |
Проведение оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности |
ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
16. |
Выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации, в соответствии с Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения" |
по мере необходимости, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации |
отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства |
Глава 5. Ресурсное обеспечение настоящей программы
14. Реализация настоящей программы осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности Министерства.
Глава 6. Механизм реализации настоящей программы
15. Цели и задачи настоящей программы могут быть достигнуты только при условии создания действенных механизмов ее реализации.
Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая осуществляется методами социологических исследований. Ключевыми направлениями социологических исследований являются:
1) информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, порядке проведения мероприятий по контролю, правах подконтрольного субъекта в ходе мероприятий по контролю;
2) знание и однозначное толкование подконтрольными субъектами и контрольным органом обязательных требований и правил их соблюдения;
3) вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с контрольным органом, в том числе в рамках проводимых профилактических мероприятий.
16. Организация работы по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, и персональная ответственность за состояние профилактической работы в Министерстве возложена на отдел реализации государственной и инвестиционных программ Министерства.
17. В обязанности специалиста отдела реализации государственной и инвестиционных программ Министерства, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля, входят:
1) организация и проведение мероприятий настоящей программы;
2) подготовка докладов о ходе реализации настоящей программы;
3) ведение ежеквартальной отчетности о реализации настоящей программы;
4) разработка перечня целевых показателей для мониторинга реализации мероприятий настоящей программы.
18. Ответственным за координацию и контроль деятельности участников настоящей программы является Заместитель Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
19. Министерство в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным, готовит доклад об итогах профилактической работы за год.
20. Настоящая программа предназначена для обеспечения к 2023 году создания условий для снижения случаев нарушения обязательных требований, повышения эффективности регионального государственного контроля, формирования заинтересованности подконтрольных субъектов в соблюдении обязательных требований - отсутствие утвержденной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Глава 7. Оценка эффективности настоящей программы
21. Целевым показателем оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является увеличение количества проведенных профилактических мероприятий (публикации в интернет-изданиях, совещания с поднадзорными субъектами, публичные мероприятия, консультации).
22. Ожидаемый результат реализации настоящей программы - снижение количества выявленных в соответствующем году нарушений обязательных требований при увеличении количества и качества проводимых профилактических мероприятий.
23. Оценка эффективности реализации настоящей программы рассчитывается ежегодно (по итогам отчетного года) и определяется по формуле:
, где:
- сумма достигнутых (100% и более) по итогам календарного года целевых показателей настоящей программы в рамках регионального государственного контроля (единиц);
К п. - общее количество целевых показателей настоящей программы в рамках регионального государственного контроля (единиц).
Критерии оценки характеристик достижения целевых показателей
Показатель |
Значение показателя |
Уровень реализации настоящей программы |
Корректировка настоящей программы |
Пэф. |
< 85% |
высокий уровень |
не требуется |
> 85%, но < 65% |
средний уровень |
требуется в части изменения интенсивности мероприятий и форм профилактического воздействия |
|
> 65% |
низкий уровень |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30 октября 2020 г. N 501 "Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области, соблюдение которых проверяется Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области при осуществлении регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области, на 2021 - 2023 годы"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (http://energy.midural.ru)