Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
труда и социальной защиты
населения города Севастополя
от 29 января 2021 г. N 30
Типовое положение об оплате труда работников государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя
15 октября 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Типовое положение об оплате труда работников государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее по тексту - Типовое положение, Департамент), определяет единые условия оплаты труда работников учреждений социальной защиты населения и службы занятости, предусматривает фиксированные размеры окладов (должностных окладов) применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, размеры и условия выплат компенсационного и стимулирующего характера.
1.2. Типовое положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", во исполнение статьи 2 Закона города Севастополя от 06.02.2017 N 320-ЗС "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений города Севастополя" (далее - Закон города Севастополя от 06.02.2017 N 320-ЗС), в соответствии с едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020.
1.3. Оплата труда работников учреждений включает в себя оклады (должностные оклады), компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, законами города Севастополя и настоящим Типовым положением.
1.4. Размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда учреждения.
1.5. Месячная заработная плата работников учреждений, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (устанавливается федеральным законом).
Месячная заработная плата работников учреждений, работающих в режиме неполного рабочего времени, по совместительству либо на неполную ставку, не может быть ниже части минимального размера оплаты труда, исчисленной пропорционально отработанному времени.
1.6. Система оплаты труда работников учреждений устанавливается в соответствии с положениями об оплате труда работников учреждений, разработанным на основе настоящего Типового положения, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя, в том числе с учетом утвержденных на федеральном уровне:
- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
- единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников;
- профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих;
- профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих;
- профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии;
- профессиональных квалификационных групп должностей работников образования;
- профессиональных стандартов.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда в учреждениях, принимаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или представительного органа работников (далее по тексту - представительный орган работников).
1.7. Оклады (должностные оклады) по отдельным категориям работников государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, устанавливаются на уровне не ниже базовых окладов (базовых должностных окладов) по должностям работников, не относящихся по функциональным обязанностям к работникам сферы социальной защиты населения, утвержденных постановлениями Правительства Севастополя для соответствующей отрасли.
1.8. Оплата труда работников учреждения, занятых по совместительству, на условиях неполного рабочего времени, а также при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.
2. Основные условия оплаты труда работников учреждения
2.1. Оклад (должностной оклад) работника учреждения предусматривает фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат, формируется с учетом отнесения должностей к профессиональной квалификационной группе (далее по тексту - ПКГ).
2.2. Размеры окладов (должностных окладов) работникам учреждений устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы, в соответствии с трудовым законодательством, штатным расписанием и иными локальными нормативными актами учреждения, трудовыми договорами, заключаемыми с работниками руководителем учреждения, согласно приложениям N 1 - N 6 к настоящему Типовому положению.
Размеры окладов (должностных окладов) работникам учреждений, не отнесенным к профессиональным квалификационным группам, устанавливаются с учетом сложности и объема выполняемой работы, согласно приложению N 7 к настоящему Типовому положению.
2.3. При наступлении у работника права на изменение размера оплаты труда в период пребывания в ежегодном или ином отпуске, в период его временной нетрудоспособности, а также в другие периоды, в течение которых за ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании указанных периодов.
2.4. Оклады (должностные оклады) работников учреждений согласно Закону города Севастополя от 06.02.2017 N 320-ЗС в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом уровня инфляции индексируются в соответствии с законом города Севастополя о бюджете города Севастополя на соответствующий финансовый год.
3. Выплаты компенсационного характера
3.1. При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работникам учреждений производятся выплаты компенсационного характера (далее - компенсационные выплаты).
3.2. Компенсационные выплаты устанавливаются нормативными актами учреждений в соответствии с федеральным законодательством, Законом города Севастополя от 06.02.2017 N 320-ЗС, постановлением Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 283-ПП "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера и Порядка установления выплат компенсационного характера в государственных учреждениях города Севастополя" (далее - ПП от 06.04.2017 N 283), настоящим Типовым положением.
3.3. Компенсационные выплаты не образуют новый оклад (должностной оклад) и не учитываются при начислении иных компенсационных и стимулирующих выплат.
3.4. В перечень видов компенсационных выплат работникам учреждений согласно ПП от 06.04.2017 N 283 включаются:
1) выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации;
2) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), в соответствии со статьями 149 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации:
а) доплата за работу в ночное время;
б) доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличение объема, за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
в) доплата за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
г) доплата за особые условия работы отдельным категориям работников.
3.5. Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 22.00 часов до 6.00 часов. Расчет части оклада (должностного оклада), тарифной ставки за час работы в ночное время определяется путем деления оклада (должностного оклада) работника на месячную норму рабочих часов и умножения на количество часов, отработанных работником в ночное время в течение месяца.
Конкретный размер доплаты за работу в ночное время устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников учреждения, трудовым договором, но не может превышать 35 процентов оклада (должностного оклада).
3.6. Работникам учреждений, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплата труда устанавливается в повышенном размере по результатам специальной оценки условий труда и не может быть изменена в сторону снижения или отменены при условии сохранения соответствующих условий труда, явившихся основанием для такой оплаты, подтвержденных специальной оценкой условий труда.
Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размерах не менее 4 процентов должностного оклада, установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, повышение оплаты труда не производится.
Всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сохраняется ранее установленное повышение до окончания периода действия результатов специальной оценки условий труда.
Руководитель учреждения обязан проводить специальную оценку условий труда с целью применения ее результатов для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.
В каждом учреждении по результатам специальной оценки условий труда разрабатывается и утверждается, с учетом мнения представительного органа работников, перечень должностей (профессий) работников, которым с учетом конкретных условий труда в данном учреждении, подразделении и должности (профессии) устанавливается доплата к окладам (должностным окладам) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
3.7. Работникам учреждений устанавливаются доплаты к окладам (должностным окладам) за совмещение должностей (профессий), расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ, а также за исполнение наряду со своей работой обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Размеры доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата в размере, не превышающем 50 процентов от оклада (должностного оклада) по основной работе в пределах фонда оплаты труда работников.
3.8. Доплата за сверхурочную работу производится в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.9. Доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.10. Доплата за особые условия работы устанавливается отдельным категориям работников в учреждениях социальной защиты населения согласно приложению N 8 к настоящему Типовому положению.
4. Выплаты стимулирующего характера
4.1. В целях повышения заинтересованности в улучшении результатов труда работникам учреждений производятся выплаты стимулирующего характера (далее - стимулирующие выплаты).
4.2. Стимулирующие выплаты направлены на мотивирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Стимулирующие выплаты устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
4.3. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются учреждениями самостоятельно и предусматриваются коллективными договорами, положениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами в соответствии с настоящим разделом и Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 282-ПП "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера и Порядка установления выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях города Севастополя" (далее - ПП от 06.04.2017 N 282).
4.4. В перечень видов стимулирующих выплат работникам учреждений включаются:
1) выплата за интенсивность и высокие результаты работы;
2) выплата за выслугу лет;
3) выплата за качество выполняемых работ;
4) премии систематического характера по итогам работы за период и разовые премии.
Стимулирующие выплаты выплачиваются в пределах доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств бюджета города Севастополя и средств, поступающих от иной приносящей доход деятельности.
Стимулирующие выплаты не образуют новый оклад (должностной оклад) и не учитываются при начислении иных компенсационных и стимулирующих выплат.
4.5. Стимулирующие выплаты работникам учреждений устанавливаются к окладам (должностным окладам) работников государственных учреждений в процентном отношении или в абсолютных размерах.
4.6. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается приказом руководителя учреждения на определенный срок, но не более чем на один календарный год в пределах фонда оплаты труда.
Размер выплаты за интенсивность и высокие результаты работы зависит от сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов и устанавливается в размере, не превышающем 50 процентов оклада (должностного оклада). В случае несвоевременного выполнения заданий, ухудшения качества работы указанная выплата уменьшается или отменяется.
При установлении выплаты следует учитывать:
- интенсивность и напряженность работы;
- успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;
- участие в выполнении особо важных работ и мероприятий;
- обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения (подразделения);
- организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения;
- непосредственное участие в реализации государственного задания;
- выполнение работ, не входящих в круг должностных обязанностей.
Перечень показателей и критерии оценки их достижения могут дополняться и детализироваться на уровне локальных нормативных актов учреждения.
4.7. Работникам учреждений устанавливается выплата за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада (должностного оклада) согласно приложению N 9 к настоящему Типовому положению.
4.8. Выплата за качество выполняемых работ устанавливается в целях улучшения качества работы персонала учреждений на основе оценки результатов труда работников и за уровень квалификации работников.
К выплатам за качество относятся следующие наименования надбавок:
- надбавка за выполнение критериев оценки результатов труда за отчетный период;
- надбавка за классность водителям;
- надбавка за почетное звание, ученую степень, ведомственные знаки отличия в труде Российской Федерации;
- надбавка медицинским и педагогическим работникам за квалификационную категорию.
При наличии нескольких оснований для выплаты за качество выполняемых работ суммарный размер выплат не должен превышать 50 процентов оклада (должностного оклада).
4.8.1. Надбавка за выполнение критериев оценки результатов труда за отчетный период устанавливается в размере до 20 процентов (включительно) оклада (должностного оклада). Критерии оценки результатов труда и условия предоставления данной надбавки утверждаются локальными нормативными актами учреждений. Настоящая надбавка не устанавливается в случаях привлечения работника к дисциплинарной ответственности, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, неисполнения или ненадлежащего исполнения по вине работника должностных обязанностей, неисполнения поручений руководства.
4.8.2. Водителям устанавливается надбавка за классность:
за 1 класс - в размере 25 процентов оклада (должностного оклада);
за 2 класс - в размере 10 процентов оклада (должностного оклада).
Определение классности водителей осуществляется на условиях:
для водителя автомобиля 2 класса - управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "В", "С", "С1", "С1Е" или "СЕ", или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "D", "Dl", "DIE" или "DE";
для водителя автомобиля 1 класса - управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств "В", "С", "С1", "С1Е", или "СЕ", "D", "Dl", "DIE", или "DE".
Водителям может быть присвоена комиссией учреждения: квалификация 1 класса - при стаже непрерывной работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса в данном учреждении;
квалификация 2 класса - при стаже непрерывной работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса в данном учреждении.
4.8.3. Надбавка за почетное звание, ученую степень, ведомственные знаки отличия в труде Российской Федерации устанавливается:
1) в размере 20 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работникам учреждений, имеющим:
- почетные звания СССР, союзных республик, входивших в состав СССР, Российской Федерации и Украины, установленные для работников различных отраслей, названия которых начинаются со слова "Народный";
- ученую степень доктора наук по профилю учреждений или деятельности;
2) в размере 10 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работникам учреждений, имеющим:
- почетные звания "Заслуженный работник социальной сферы", "Заслуженный работник социальной защиты населения города Севастополя", "Заслуженный работник образования", "Заслуженный работник культуры", "Заслуженный деятель искусств", "Заслуженный врач", "Заслуженный юрист" и другие почетные звания СССР, союзных республик, входивших в состав СССР, Российской Федерации и Украины, установленные для работников различных отраслей, названия которых начинаются со слова "Заслуженный", ведомственные знаки отличия в труде Российской Федерации при условии их соответствия профилю учреждения, либо его деятельности, либо его специализации;
- ученую степень кандидата наук по профилю учреждения или деятельности.
Работникам учреждений, имеющим почетное звание либо ведомственный знак отличия в труде Российской Федерации или ученую степень, надбавка выплачивается по одному из оснований по выбору работника.
При наступлении у работника права на установление надбавки при присуждении ученой степени или присвоении почетного звания, награждении ведомственными знаками отличия в труде Российской Федерации выплата надбавки производится в соответствии с приказом руководителя учреждения в следующие сроки:
при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук - со дня принятия Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, а также уполномоченным органом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации решения о выдаче диплома;
при присвоении почетного звания, награждении ведомственными знаками отличия в труде Российской Федерации - со дня присвоения, награждения.
4.8.4. Надбавка за квалификационную категорию медицинских работников устанавливается от оклада в следующих размерах:
при наличии высшей квалификационной категории - 30 процентов; при наличии первой квалификационной категории - 20 процентов;
при наличии второй квалификационной категории - 10 процентов. Надбавка за квалификационную категорию педагогических работников устанавливается в следующих размерах:
при наличии высшей квалификационной категории - 35 процентов; при наличии первой квалификационной категории - 20 процентов.
В отношении руководителей структурных подразделений учреждений квалификационная категория учитывается, при условии соответствия специальности, по которой им присвоена квалификационная категория, профилю возглавляемого подразделения.
Надбавка за квалификационную категорию устанавливается приказом руководителя учреждения с даты принятия аттестационной комиссией решения о присвоении (подтверждении) категории специалиста.
4.9. Премии систематического характера по итогам работы за период и разовые премии (далее - премиальные выплаты).
Премиальные выплаты производятся в соответствии с положениями локальных нормативных актов учреждения:
систематического характера - по итогам работы за период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год);
разовые - за выполнение особо важных и срочных работ, при присвоении почетных званий и награждении знаками отличия Российской Федерации, орденами и медалями Российской Федерации, наградами города Севастополя, почетными грамотами, к профессиональным праздникам, к юбилейным датам - 50, 60 лет со дня рождения.
Размер премий может устанавливаться как в абсолютном размере, так и в процентах к окладу (должностному окладу). Премирование работников учреждений производится на основании приказа руководителя.
Премия по итогам работы выплачивается в пределах фонда оплаты труда. Максимальным размером премия по итогам работы не ограничивается. Период, за который выплачивается премия, конкретизируется в положении о материальном стимулировании работников учреждения и должен соответствовать условиям коллективного договора.
Размер премиальной выплаты разового характера определяется в каждом случае в зависимости от имеющихся средств в учреждении, предусмотренных в пределах фонда оплаты труда, и не может превышать оклада (должностного оклада) работника по занимаемой должности.
Система премирования работников устанавливается локальным нормативным актом учреждения в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом показателей эффективности и результативности деятельности учреждения.
Выплата премии работникам учреждений производится в соответствии с положением о материальном стимулировании работников учреждения, утвержденным руководителем учреждения по согласованию с представительным органом работников.
5. Условия оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров
5.1. Оплата труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из оклада (должностного оклада), компенсационных и стимулирующих выплат и определяется трудовым договором.
5.2. Оклады (должностные оклады) руководителей учреждений устанавливаются в зависимости от отнесения учреждения к соответствующей группе по оплате труда.
Минимальный оклад (должностной оклад) руководителя учреждения устанавливается на уровне оклада руководителя учреждения, отнесенного к V группе по оплате труда. Оклад (должностной оклад) руководителя учреждения повышается на коэффициент масштаба управления.
Группы учреждений по оплате труда руководителей учреждений предусмотрены приложением N 10 к настоящему Типовому положению.
5.3. Оклады (должностные оклады) заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10 - 30 процентов ниже оклада (должностного оклада) руководителя учреждения. Условия оплаты труда указанных работников устанавливаются трудовыми договорами в соответствии с коллективными договорами и (или) локальными актами учреждений.
5.4. С учетом условий труда руководителю учреждения, его заместителям и главному бухгалтеру устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 3, стимулирующие выплаты, предусмотренные разделом 4 настоящего Типового положения, с учетом обеспечения указанных выплат в пределах фонда оплаты труда.
5.5. Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения, его заместителям и главному бухгалтеру устанавливаются в зависимости от достижения показателей выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также от иных показателей эффективности деятельности государственного учреждения.
5.6. Размеры компенсационных, стимулирующих выплат (порядок и критерии) руководителю учреждения устанавливаются работодателем, заместителям руководителя и главному бухгалтеру - руководителем учреждения.
5.7. Премирование руководителя учреждения осуществляется с учетом достижения целевых показателей эффективности работы учреждения. Размеры, периодичность и условия премирования руководителя учреждения устанавливаются работодателем. Размеры, периодичность и условия премирования заместителей руководителя и главного бухгалтера устанавливаются руководителем учреждения.
5.8. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных казенных и бюджетных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера), не должен превышать четырехкратного размера.
6. Заключительные положения
6.1. Заработная плата работников учреждений (без учета премиальных выплат и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
6.2. Настоящее Типовое положение действует до введения новых условий оплаты труда работников учреждений.
6.3. Работникам учреждений решением руководителя учреждения, руководителям учреждений решением работодателя при уходе в отпуск или при иных обстоятельствах один раз в год за счет средств учреждения выплачивается материальная помощь в размере оклада (должностного оклада), месячной тарифной ставки.
Выплата материальной помощи осуществляется в пределах установленного данному учреждению фонда оплаты труда и при наличии экономии фонда оплаты труда, не относится к выплатам стимулирующего характера, не является вознаграждением за труд и гарантированной частью заработной платы.
Порядок и условия предоставления материальной помощи устанавливаются локальным нормативным актом учредителя учреждений.
6.4. В каждом учреждении должны быть приняты локальные нормативные акты по оплате труда, согласованные с представительным органом работников, созданы комиссии с участием представительного органа работников по оценке выполнения показателей эффективности работы работников для проведения заседаний и подготовки предложений по премированию работников, оформленных протоколами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.