Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу
от 30.12.2020 N 01-04-0427
Руководство
по соблюдению обязательных требований в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, на территории Смоленской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения
I. Общие положения
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания разработано во исполнение пункта 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12. 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (статья 16 Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ).
II. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующие обязательные требования в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания
Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 997 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи";
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 490 "О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений";
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания";
Приказ МПР РФ от 06.04.2004 N 323 "Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов";
Приказ МПР РФ от 28.04.2008 N 107 "Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания";
Приказ Минсельхоза России от 20.01.2009 N 23 "Об утверждении Порядка регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты";
Приказ МПР РФ от 13.01.2011 N 1 "Об утверждении Порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов";
Приказ МПР РФ от 30.04.2010 N 138 "Об утверждении Нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и норматив численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях";
Приказ МПР РФ от 10.11.2010 N 491 "Об утверждении Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней";
Приказ Минприроды России от 17.05.2010 N 164 "Об утверждении Перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи";
Приказ Минприроды России от 16.11.2010 N 512 "Об утверждении Правил охоты";
Приказ Минприроды России от 12.11.2010 N 503 "Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов";
Приказ Минприроды России от 24.12.2010 N 560 "Видов и состав биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов";
Приказ Минприроды России от 08.12.2011 N 948 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам";
Приказ Минприроды России от 09.01.2014 N 6 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля";
Приказ Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц";
Приказ Минприроды России от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства".
Согласно требованиям Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" все подлежащие антикоррупционной экспертизе нормативные правовые акты прошли названную экспертизу.
Все указанные нормативные правовые акты доступны для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, так как они официально опубликованы в печатных изданиях, размещены в информационно-правовых системах "Гарант", "Консультант плюс", на официальном сайте Департамента Смоленской области по охране, контролю и использованию лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" (по адресу: http://les.admin-smolensk.ru/novyj-razdel/perechen-pravovyh-aktov-soderzhaschih-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotoryh-ocenivaetsya-pri-provedenii-meropriyatij-po-kontrolyu-nadzoru-pri-osuschestvlenii/federalnyj-gosudarstvennyj-ohotnichij-nadzor/)
III. Рекомендации по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания
Действующие положения современного законодательства предусматривают ряд требований, обязательных для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Департаментом проанализированы типовые нарушения обязательных требований законодательства, допущенные хозяйствующими субъектами.
При проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей наиболее часто встречаются следующие нарушения:
1) отсутствие либо несоответствие схемы использования и охраны охотничьего угодья, являющейся документом внутрихозяйственного охотустройства;
2) не обозначение на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, в том числе посредством специальных информационных знаков;
3) проведение биотехнических мероприятий с нарушением объема и состава, определяемого документом внутрихозяйственного охотустройства;
4) нарушения обязательных требований законодательства при выдаче охотникам разрешений на добычу охотничьих ресурсов (работниками охотпользователей при заполнении разрешений допускаются многочисленные ошибки и незаполненные графы. Например, чаще всего не указываются сроки охоты, либо данные охотничьего билета гражданина, которому выдается разрешение на добычу).
5) отсутствие осуществления мероприятий в рамках производственного охотничьего контроля.
1. Организация внутрихозяйственного охотустройства
Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.
Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья (статья 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативно-правовой акт: приказ Минприроды России от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства".
Обязательные требования:
Внутрихозяйственное охотустройство осуществляется на основе материалов натурных исследований, картографических материалов, литературных источников, а также материалов, отражающих численность и состояние охотничьих ресурсов (на основании учетов, проведенных ранее).
При осуществлении внутрихозяйственного охотустройства проводится комплексная качественная оценка элементов среды обитания, охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья с учетом биотических, абиотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение и жизнедеятельность охотничьих ресурсов.
Схема использования и охраны охотничьего угодья должна содержать:
а) картографический материал (графическое отображение и данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов);
б) проект деления территории охотничьего угодья на егерские обходы, выделения зон охраны охотничьих ресурсов, зон нагонки и натаски собак охотничьих пород (с нанесением на карту и описанием границ выделяемых участков);
в) проект планирования создания охотничьей инфраструктуры (охотничьи базы, дома охотников, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства), с нанесением на карту основных объектов охотничьей инфраструктуры, а также описанием плана создания вышеперечисленных объектов.
Схема использования и охраны охотничьего угодья обязательно должна содержать следующую информацию:
- перечень видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории охотничьего угодья, в отношении которых планируется осуществлять бонитировку;
- максимальная и минимальная численности основных видов охотничьих ресурсов на территории охотничьего угодья;
- расчет пропускной способности охотничьего угодья;
- биотехнические мероприятия;
- объемы допустимой добычи охотничьих ресурсов;
- ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия по защите охотничьих ресурсов от болезней;
- мероприятия по созданию охотничьей инфраструктуры.
Рекомендуется использовать материалы аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющие давность не более 5 лет на момент разработки внутрихозяйственного охотустройства и отражающие реальное состояние экосистем.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
В течение шести месяцев с момента заключения охотхозяйственного соглашения охотпользователь обязан провести внутрихозяйственное охотустройство закрепленных за ним охотничьих угодий.
Организация внутрихозяйственного охотустройства и составление Схемы использования и охраны охотничьего угодья может осуществляться охотпользователем самостоятельно или с привлечением сторонней организации, специализирующейся на проведении данного вида работ.
Экземпляр документа внутрихозяйственного охотустройства предоставляется в Департамент.
2. Обозначение на местности границ зоны охраны охотничьих ресурсов
В целях сохранения охотничьих ресурсов создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается.
Обозначение на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 51 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативно-правовой акт: приказ Минприроды России от 12.11.2010 N 503 "Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов".
Обязательные требования:
На аншлагах должны содержаться сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья,
которые наносятся на специальный информационный знак печатными буквами черного цвета размером по высоте не менее 70 мм.
На основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов устанавливаются аншлаги, на которые дополнительно наносится схема границ зоны охраны охотничьих ресурсов.
Табличка аншлага должна иметь прямоугольную форму размером не менее 40 х 60 см, изготавливаться из листового металла (например, оцинкованной жести) и крепиться к верхней части основания (столба) на расстоянии 180 см от поверхности земли.
Табличка аншлага должна быть покрыта специальной краской по металлу белого цвета, а основание (столб) должен быть окрашен краской контрастных цветов в виде горизонтальных полос. Нижняя часть основания заглубляется в грунт (не менее 40 см).
Аншлаги устанавливаются по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов.
3. Биотехнические мероприятия
К биотехническим мероприятиям относятся меры по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов.
Проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения (статья 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативно-правовой акт:
Приказ Минприроды России от 24.12.2010 N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов".
Обязательные требования:
Проведение биотехнических мероприятий осуществляется ежегодно в объеме и составе, определяемом документом внутрихозяйственного охотустройства.
В охотничьих угодьях необходимо проводить следующие виды биотехнических мероприятий:
а) По предотвращению гибели охотничьих ресурсов:
- устранение незаконной добычи охотничьих ресурсов, разрушения и уничтожения среды их обитания - профилактика преступлений и правонарушений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе в рамках осуществления производственного охотничьего контроля;
- регулирование численности хищников - при проведении проверки охотпользователь представляет сведения о регулировании численности, поданных заявках и количестве добытых в рамках регулирования численности особей;
- предотвращение гибели охотничьих ресурсов от транспортных средств и производственных процессов - размещение мест подкормки вдали от дорог, магистралей, населенных пунктов и прочих техногенных объектов для минимизации нахождения;
- предотвращение гибели охотничьих ресурсов от стихийных бедствий природного и техногенного характера, а также непосредственное спасение охотничьих ресурсов при стихийных бедствиях природного и техногенного характера - организация мероприятий по отпугиванию диких животных от локации стихийный бедствий, самостоятельная, либо с привлечением служб спасения, организация мероприятий по сохранению жизни и здоровья охотничьих ресурсов, в том числе при обнаружении раненых, недееспособных животных;
- создания в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов - при проведении проверки охотпользователь представляет документы, регламентирующие границы, площадь, режим охраны зон охраны охотничьих ресурсов.
б) По подкормке охотничьих ресурсов и улучшению кормовых условий среды их обитания:
- выкладка кормов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие закупку/выкладку кормов;
- посадка и культивирование растений кормовых культур - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие посадку и культивирование растений кормовых культур;
- создание искусственных водопоев - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие создание искусственных водопоев;
- обеспечение доступа к кормам - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие проведение мероприятий для обеспечения доступа к кормам;
- создание сооружений для выкладки кормов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы (реестры солонцов/кормушек, акты организации солонцов/кормушек), подтверждающие создание сооружений для выкладки кормов;
- устройство кормовых полей - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие устройство кормовых полей.
в) по мелиорации охотничьих угодий, улучшению условий защиты и естественного воспроизводства охотничьих ресурсов:
- создание защитных посадок растений - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие создание защитных посадок растений;
- устройство искусственных мест размножения, жилищ, укрытий охотничьих ресурсов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие устройство искусственных мест размножения, жилищ, укрытий охотничьих ресурсов;
- создание искусственных водоемов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, подтверждающие создание искусственных водоемов.
г) по расселению охотничьих ресурсов:
- акклиматизация и реакклиматизация охотничьих ресурсов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, по акклиматизации, переселению, гибридизации охотничьих ресурсов;
- расселение охотничьих ресурсов;
- размещение охотничьих ресурсов в среде их обитания, выращенных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы, по содержанию охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
В целях разведения и расселения в охотничьих угодьях охотничьих ресурсов охотпользователем могут проводиться мероприятия по акклиматизации и реакклиматизации охотничьих ресурсов, размещению в угодьях охотничьих ресурсов, выращенных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" акклиматизация, переселение, гибридизация охотничьих ресурсов осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при наличии разрешений на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов, которые выдаются на срок не менее чем один год.
В разрешении на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов указываются сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, которым оно выдано, об охотничьих угодьях и иных территориях, в которых проводятся акклиматизация, переселение, гибридизация охотничьих ресурсов, о видах и целях акклиматизации, переселения, гибридизации охотничьих ресурсов, об условиях акклиматизации, переселения, гибридизации охотничьих ресурсов, их доставки для расселения в среде обитания.
Выдачу разрешений на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
Порядок подачи заявления о получении разрешения на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов, перечень документов, представляемых одновременно с таким заявлением, порядок принятия решения о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче, порядок аннулирования такого разрешения, ведения государственного реестра разрешений на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов, форма такого разрешения утверждены приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 570.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на переселение объектов животного мира в новые места обитания, установлены приказом Минприроды России от 21.03.2012 N 70 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на переселение объектов животного мира в новые места обитания".
Согласно пункту 5 части 1, а также части 3 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отлов охотничьих ресурсов в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов является одним из видов охоты.
Для проведения мероприятий непосредственно по отлову охотничьих ресурсов, после получения разрешения на проведение переселения охотничьих ресурсов в Росприроднадзоре, необходимо обратиться за получением разрешения на охоту в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов выдаваемом в порядке, установленном приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379.
Для осуществления в Смоленской области деятельности по разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания охотпользователь, заключивший охотхозяйственное соглашение, должен получить разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Для получения данного разрешения необходимо подать:
а) заявление о получении разрешения, составленное в произвольной форме, подписанное заявителем (его уполномоченным представителем) и содержащее следующую информацию:
наименование уполномоченного органа;
наименование (полное и сокращенное), организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
русские и латинские названия видов, количество особей и половой состав охотничьих ресурсов, планируемых к содержанию и разведению;
виды и цели деятельности, относящейся к содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (размещение охотничьих ресурсов в среде их обитания (и) или реализации);
условия содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (границы и площади территорий, предполагаемых для полувольного содержания, описание и адреса объектов, предназначенных для содержания в искусственно созданной среде обитания);
условия доставки охотничьих ресурсов заказчику или размещения их в среде обитания (вид транспорта, количество охотничьих ресурсов, планируемых к размещению в среде обитания);
порядок размещения охотничьих ресурсов в среде обитания (виды и количество планируемых к выпуску в естественную среду обитания охотничьих ресурсов и планируемые сроки выпуска);
номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя;
фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя или должность, фамилия и инициалы представителя юридического лица;
сведения о документах, уполномочивающих представителя заявителя подать от его имени заявление о получении Разрешения (реквизиты доверенности);
дата подписания заявления;
б) план вольера (место расположения, границы и площадь вольерного комплекса);
в) проект содержания (разведения) охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, включающий расчет максимальной численности особей охотничьих ресурсов, допустимой к содержанию в вольере, рационы кормления животных и перечень противоэпизоотических мероприятий.
Решение о выдаче разрешения принимается в течение десяти дней со дня регистрации заявления о получении разрешения. Выдача разрешения осуществляется в течение трех рабочих дней со дня принятия вышеуказанного решения.
д) селекционная работа по формированию определенных половой и возрастной структуры популяций охотничьих ресурсов, а также параметров их экстерьера;
е) по предотвращению болезней охотничьих ресурсов - при проведении проверки охотпользователь предоставляет документы о проведении профилактики и лечения болезней охотничьих ресурсов (при их наличии):
- профилактика и лечение инвазионных заболеваний;
- профилактика и лечение инфекционных заболеваний;
- профилактика и лечение эктопаразитарных заболеваний.
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
Охотпользователям необходимо обратить внимание на имеющиеся в
практической деятельности факты нарушений законодательства о животном мире, в области в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, принять меры по недопущению подобных нарушений в своей хозяйственной деятельности.
4. Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов
Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения (статьей 31 Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ) в соответствии с Порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - Порядок выдачи разрешений), Порядком подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений (далее - Порядок подачи заявлений), утвержденных Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379.
Нормативно-правовой акт: Приказ Минприроды России от 29 августа 2014 г. N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц".
Обязательные требования:
В закрепленных охотничьих угодьях выдача разрешений осуществляется охотпользователем. Для получения разрешения физическое лицо (далее - заявитель) представляет охотпользователю заявление. В заявлении обязательно указываются:
- ФИО заявителя;
- вид охоты, который предполагается осуществлять;
- сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве;
- предполагаемые сроки охоты; места охоты;
- предполагаемые орудия и способы охоты;
- дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер).
Согласно пункта 11-11.3 Порядка подачи заявлений заявление на получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов подписывается заявителем и подается охотпользователю:
- лично либо его уполномоченным представителем;
- по почте заказным письмом с уведомлением и описанием вложения;
- в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при заполнении заявлений на портале государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах уполномоченного органа, охотпользователя или природоохранного учреждения, а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи таких животных.
В отношении остальных видов охотничьих ресурсов такое разрешение выдается на отлов или отстрел: конкретного количества особей (если в отношении охотничьих ресурсов установлен лимит их добычи) или количества охотничьих ресурсов в пределах нормы допустимой добычи в день или в сезон (если в отношении охотничьих ресурсов не установлен лимит их добычи).
В разрешении указываются следующие сведения:
фамилия, имя, отчество (при наличии) охотника;
вид охоты;
сведения о добываемых охотничьих ресурсах;
количество добываемых охотничьих ресурсов;
сроки охоты и места охоты;
дата выдачи охотничьего билета, его учетные серия и номер.
Согласно п. 13 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов при личном представлении заявителем заявления охотпользователь в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления:
- осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений;
- оформляет разрешение путем заполнения бланка разрешения с использованием штампов, печатей, машинописных средств либо ручкой с пастой (чернилами) черного или синего цвета и выдает заполненное разрешение заявителю, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении;
- направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
Согласно пункта 17 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов отказ в выдаче разрешения направляется заявителю в следующих случаях:
- если заявитель представил заявление и прилагаемые к нему документы, которые не соответствуют требованиям порядка подачи заявок и заявлений или содержат недостоверные сведения;
- если в отношении охоты в охотничьих угодьях, отдельных видов охотничьих ресурсов или охотничьих ресурсов, определенных пола и возраста, указанных в заявлении, правилами охоты и (или) решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) установлены запреты в соответствии с Законом об охоте;
- если указанные в заявлении сроки охоты не соответствуют срокам охоты, установленным в соответствии с требованиями Закона об охоте;
- если при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (пропускная способность охотничьего хозяйства, установленная во внутрихозяйственном охотустройстве);
- если в отношении указанных в заявлении охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, не утверждены лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов;
- в случае отсутствия у иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации, заключенного договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства;
Рекомендации по соблюдению обязательного требования.
Работниками охотпользователей при оформлении разрешений на добычу охотничьих ресурсов допускаются многочисленные ошибки и незаполненные графы: например, чаще всего не указываются:
- сроки охоты;
- сведения о добываемых охотничьих ресурсах, их количестве и сроках осуществления охоты;
- фамилия, имя, отчество охотника (полностью);
- место охоты;
- не проставляются необходимые подписи и печати.
- возраст копытного животного. Охотпользователем слово "Взрослый" ("взрослая") не указывается, если разрешается к добыче взрослое животное. Вследствие чего, у охотника, получившего разрешение возникает право добыть как взрослое животное, так и до 1 года. Данная ситуация, связанная с неправомерной выдачей разрешений может привести к превышению лимита, квот и норм добычи того или иного копытного животного, что повлечет определенный вред объектам животного мира и может явится основанием для подачи Управлением иска к охотпользователю о возмещении вреда, причиненного животному миру и расторжении охотхозяйственного соглашения.
- сведения об охотничьем билете единого федерального образца (серия, номер и дата выдачи охотбилета). При оформлении и выдаче разрешения охотпользователь не всегда проверяет наличие у охотника охотничьего билета, внося сведения об охотбилете со слов заявителя, зачастую руководствуясь данными об охотбилете, указанными в заявлении охотника. Оформление и выдача охотпользователем разрешения на добычу охотничьих ресурсов без предъявления охотником охотничьего билета единого федерального образца согласно пункту 13.1 Порядка N 379 является нарушением правил пользования объектами животного мира.
В случаях указания заявителем в заявлении недостоверных сведений об охотбилете, в соответствии с пунктом 13.3 Порядка N 379 охотпользователь отказывает в выдаче разрешения с указанием причин такого отказа.
В нарушение порядка оформления и заполнения бланка разрешения, предусмотренного на оборотной стороне приложений 3, 5 и 6 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 N 379, охотпользователь допускает исправления, изменения либо дополнения сведений в выдаваемых разрешениях. Выявлены факты исправления сведений об охотбилете, фамилии, имени и отчестве охотника, вид охотничьего ресурса, сроки охоты и так далее.
В случае указания ошибочных сведений в оформляемом охотнику бланке разрешения, охотпользователю необходимо аннулировать данный бланк разрешения и учесть его как испорченный. Одновременно, оформить разрешение заявителю на новом бланке.
При приеме заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов и оформлении данных разрешений уполномоченному лицу охотпользователя необходимо неукоснительно соблюдать порядок, установленный приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379, в части:
проверки сведений, указанных в заявлении;
заполнения обязательных полей разрешения;
корректного указания в разрешении сведений, предусмотренных приказом Минприроды (вид охоты, о добываемом охотничьем ресурсе, сроки охоты и т.д.);
проставления в обозначенных местах бланка разрешения необходимых подписей и печатей.
В нарушение части 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", где указано, что бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов являются документами строгой отчетности, имеют учетные серию и номер, охотпользователем не обеспечивается сохранность всех испорченных, неиспользованных и (или) использованных бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также корешков к указанным разрешениям, выданных Управлением по накладным на основании заявок охотпользователя в охотничьем сезоне. Так, при проверках охотпользователями в полном объеме указанные документы не предоставляются.
Вместе с тем, законодательством предусмотрены сроки хранения бланков строгой отчетности не менее 5 лет.
Причинами отсутствия бланков разрешений у охотпользователя являются утрата охотпользователем бланков разрешений, отсутствие систематизированного подхода к хранению документации по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, невозвращение охотниками охотпользователю по месту получения разрешений на добычу охотничьих ресурсов, незнание работниками охотпользователя норм законодательства, регулирующего порядок хранения бланков строгой отчетности.
В этой связи, юридическим лицам, заключившим охотхозяйственные соглашения (охотпользователям) рекомендуется:
- вести строгий учет и хранение испорченных бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов путем ведения соответствующего журнала учета;
- учитывать выдаваемые разрешения на добычу охотничьих ресурсов в ведомости получения охотниками разрешений, составляемой на каждый вид охотничьего ресурса отдельно в конкретном сезоне охоты;
- проводить массовую разъяснительную работу среди охотников, приобретающих у охотпользователя разрешения на добычу охотничьих ресурсов на предмет разъяснения вопроса об имеющейся административной ответственности за своевременность возврата либо невозврат выданных им разрешений на добычу охотничьих ресурсов согласно пункту 3.8 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды от 16.11.2010 N 512;
- обеспечить проведение надлежащей работы по сбору и хранению в течение 5 лет использованных охотниками ранее выданных охотпользователем разрешений на добычу охотничьих ресурсов;
- в целях подтверждения факта выдачи охотпользователем всех необходимых в рамках федерального законодательства для осуществления любительской и спортивной охоты документов рекомендуется хранить сданное охотником разрешение на добычу охотничьих ресурсов вместе с прикрепленным к нему корешком к разрешению и путевкой к такому разрешению.
5. Осуществление производственного охотничьего контроля
Под производственным охотничьим контролем понимается деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Производственный охотничий контроль осуществляется в границах охотничьих угодий, указанных в охотхозяйственных соглашениях.
Производственный охотничий контроль осуществляется производственным охотничьим инспектором, успешно прошедшим проверку знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора, при наличии удостоверения установленного образца (статья 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Нормативно-правовой акт: приказ Минприроды России от 09.01.2014 N 6 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.03.2012 N 81 "Об утверждении Порядка осуществления производственного охотничьего контроля".
Обязательные требования:
Для начала осуществления на закрепленной территории производственного охотничьего контроля охотпользователям необходимо:
1) определить из своих работников кандидатов в производственные охотничьи инспектора, которые будут удовлетворять установленным Законом об охоте требованиям (наличие трудового договора, действующего охотничьего билета единого федерального образца и разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия).
2) подготовить и направить в министерство в отведенные на прием документов сроки следующие документы:
- направление на прохождение проверки знания требований;
- копию трудового договора кандидата в производственные охотничьи инспектора;
- согласие кандидата в производственные охотничьи инспектора на обработку его персональных данных;
- копии охотничьих билетов и разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия соответствующих кандидатов.
3) направить кандидата в производственные охотничьи инспектора в определенную министерством дату на прохождение проверки знания требований;
4) обеспечить получение кандидатом по результатам успешного прохождения проверки знания требований удостоверения и нагрудного знака производственного охотничьего инспектора.
Проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора проводятся не реже 1 раза в квартал (информация о дате, времени и месте проведения Проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора размещается на официальном сайте Департамента).
Не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проверки знаний требований юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо предоставлять документы в отношении кандидатов в производственные охотничьи инспектора по одному из ниже приведенных почтовых адресов: 214004, г. Смоленск, ул. Николаева, 12Б.
Производственный охотничий контроль осуществляется в соответствии с планом осуществления производственного охотничьего контроля, составляемым и утверждаемым охотпользователями.
План осуществления производственного охотничьего контроля включает в себя:
1) наименование охотпользователя - юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) охотпользователя - индивидуального предпринимателя;
2) реквизиты охотхозяйственного соглашения, заключенного в отношении охотничьих угодий, в границах которых охотпользователем осуществляется производственный охотничий контроль;
3) фамилии, имена, отчества (при наличии), а также серии и номера удостоверений производственных охотничьих инспекторов, осуществляющих производственный охотничий контроль на территории соответствующего охотничьего угодья;
4) фамилии, имена, отчества (при наличии), а также серии и номера удостоверений производственных охотничьих инспекторов, ответственных за осуществление производственного охотничьего контроля на территории соответствующего охотничьего угодья;
5) перечень планируемых мероприятий при осуществлении производственного охотничьего контроля.
Охотпользователи обеспечивают ведение журнала, в котором отражаются результаты сбора, обработки, обобщения сведений об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий и ежегодно до 1 февраля текущего года представляют в министерство сведения об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий за истекший год.
Охотпользователями не в полном объеме выполняются требования законодательства и обязанности охотпользователя, предусмотренные в охотхозяйственных соглашениях в части осуществления производственного контроля.
- Несмотря на то, что на территории Смоленской области имеется 199 производственных охотничьих инспекторов, с их стороны практически отсутствуют результаты выявления нарушений правил охоты, по итогам которых должны быть составлены и направлены в Департамент акты о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
- Имеются случаи представления в Департамент не качественно составленных актов о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - Акт), в которых имеются следующие недостатки:
в подпункте "д" пункта 1 Акта при описании находившегося при охотнике огнестрельного охотничьего оружия не указаны их серии и номера;
в Акте отсутствуют сведения об использовании либо не использовании средств фото- и видеофиксации в ходе осуществления производственного охотничьего контроля;
в графе "подпись лица, в отношении которого составлен акт (запись о его отказе от подписания акта)" отсутствует подпись лица, в отношении которого составлен акт либо запись о его отказе от подписания Акта;
в графе "Копию акта получил (а)" отсутствует подпись лица, в отношении которого составлен акт либо об отказе в получении копии Акта.
Охотпользователям рекомендуется активизировать работу по выявлению фактов нарушений правил охоты, незаконной добычи охотничьих ресурсов на закрепленной территории охотничьих угодий с последующим составлением актов о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, направлением их в Департамент для составления протокола об административном нарушении либо направления материалов дела в органы внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IV. Ответственность за нарушение обязательных требований
За нарушение законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания установлена административная и уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Лица, виновные в нарушении законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ). Основные виды административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания предусмотрены:
статьей 7.2 КоАП РФ Уничтожение или повреждение специальных знаков;
статьей 7.11 КоАП РФ Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения;
статьей 8.33 КоАП РФ Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов;
статьей 8.34 КоАП РФ В части административных правонарушений, совершенных с биологическими коллекциями, содержащими объекты животного мира, за исключением административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях;
статьей 8.35 КоАП РФ Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений;
статьей 8.36 КоАП РФ Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов;
частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ Нарушение правил пользования объектами животного мира;
статьей 17.7 КоАП РФ Невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
статьей 17.9 КоАП РФ Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении;
статьей 19.4 КоАП РФ Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
статьей 19.5 КоАП РФ Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);
статьей 19.6 КоАП РФ Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
статьей 19.7 КоАП РФ Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления органом (должностным лицом) его законной деятельности;
статьей 19.26 КоАП РФ за дачу заведомо ложного заключения экспертом при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (далее - УК РФ). Основные виды уголовной ответственности за нарушение, законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания предусмотрены:
статьей 245 УК РФ Жестокое обращение с животными;
статьей 246 УК РФ Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
статьей 250 УК РФ Загрязнение вод;
статьей 258.1 УК РФ Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
V. Изменения законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания в 2020 году
В 2020 году произошли следующие изменения в законодательстве:
1. Согласно пункта 1 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438) в 2020 году проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496 (ред. от 30.12.2020) признаны утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора (вступает в силу с 1.01.2021 года), в том числе:
- приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2010 г., регистрационный N 17603);
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. N 503 "Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2010 г., регистрационный N 19173).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Приняты новые нормативные правовые акты:
- Приказ Минприроды России от 25.11.2020 N 965 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2020 N 61393) (вступает в силу с 1.01.2021 года);
- Приказ Минприроды России от 06.07.2020 N 412 "Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов" (вступает в силу с 1.01.2021 года);
- Приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 "Об утверждении Правил охоты".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.