Рекомендация Европейской Комиссии и Совета Европейского Союза 2019/786 от 8 мая 2019 г.
о реновации зданий*(1)
(зарегистрирована как документ C(2019) 3352)
(Действие Рекомендации распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейская Комиссия,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьей 292 Договора,
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Союз поддерживает развитие устойчивой, конкурентоспособной, безопасной и декарбонизированной энергетической системы. Энергетический союз и Рамочная программа в области энергетики и климата на 2030 г. устанавливают амбициозные обязательства Союза по дальнейшему сокращению выбросов парниковых газов к 2030 г. как минимум на 40% по сравнению с 1990 г., по увеличению доли потребления возобновляемой энергии, а также по достижению экономии энергии в соответствии с устремлениями на уровне Союза, повышая энергетическую безопасность, конкурентоспособность и устойчивость Союза. Директива 2012/27/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(2) в редакции Директивы (ЕС) 2018/2002 Европейского Парламента и Совета ЕС*(3) устанавливает ключевой целевой показатель эффективности использования электроэнергии в размере как минимум 32,5% экономии энергии на уровне Союза к 2030 г. Директива (ЕС) 2018/2001 Европейского Парламента и Совета ЕС*(4) устанавливает обязательный целевой показатель в размере как минимум 32% энергии из возобновляемых источников на уровне Союза к 2030 г.
(2) Здания занимают центральное место в политике Союза в области энергетической эффективности, так как на их долю приходится почти 40% конечного энергопотребления.
(3) Парижское соглашение об изменении климата 2015 г., принятое на 21-й Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата ("COP 21"), активизирует усилия Союза в области декарбонизации своего общего фонда зданий. Принимая во внимание, что почти 50% конечного энергопотребления Союза направлено на отопление и охлаждение, из которых 80% используется в зданиях, достижение Союзом своих целей в области энергетики и климата связано с его усилиями по реновации фонда зданий, уделяя приоритетное внимание эффективному использованию энергии, применяя принцип "приоритета эффективного использования электроэнергии" и учитывая возможность внедрения возобновляемых источников энергии.
(4) Европейская Комиссия подчеркнула важность эффективного использования энергии и роль строительного сектора в достижении целей Союза в области энергетики и климата и в переходе к чистой энергии в своем Сообщении об энергетической эффективности и о вкладе в энергетическую безопасность и в рамочную программу в отношении политики в области климата и энергетики до 2030 г.*(5), в своем Сообщении о Рамочной Стратегии устойчивого энергетического союза с дальновидной политикой в области изменения климата*(6) и в своем Сообщении о Европейском стратегическом долгосрочном прогнозе благоприятной, современной, конкурентоспособной экономики, не оказывающей влияния на климат*(7). В последнем Сообщении подчеркивается, что меры по повышению энергетической эффективности должны играть центральную роль в достижении к 2050 г. экономики, не оказывающей влияния на климат, и в сокращении энергопотребления наполовину по сравнению с 2005 г.
(5) Полная имплементация и обеспечение соблюдения действующего законодательства в области использования энергии рассматриваются в качестве основного приоритета при создании Энергетического союза.
(6) Директива 2010/31/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(8) ("EPBD") является нормативным актом, совместно с Директивой 2009/125/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС*(9) и Регламентом (ЕС) 2017/1369 Европейского Парламента и Совета ЕС*(10), направленным на решение проблемы энергетической эффективности зданий в контексте целевых показателей в области эффективного использования электроэнергии на период до 2030 г. EPBD преследует две взаимодополняющие цели, а именно ускорение реновации существующих зданий к 2050 г. и поддержку модернизации всех зданий с помощью интеллектуальных технологий и более четкой связи с экологически чистой мобильностью.
(7) В 2018 г. Директива (ЕС) 2018/844 Европейского Парламента и Совета ЕС*(11) внесла в EPBD изменения, с тем чтобы ускорить процесс реновации зданий в Союзе.
(8) Соответствующие финансовые инструменты для преодоления дефектов рыночного регулирования, достаточное количество персонала, обладающего нужными навыками, и ценовая доступность для всех граждан имеют первоочередное значение, если Союз намерен достичь более высоких темпов реновации и поддерживать их. Комплексный подход и последовательность во всех соответствующих стратегиях необходимы для модернизации застроенной окружающей среды с участием всех соответствующих сторон, включая аспекты безопасности, ценовой доступности, охраны окружающей среды и циркулярной экономики.
(9) Изменения в EPBD создают прозрачную площадку в отношении достижения наличия к 2050 г. фонда зданий с низким и нулевым уровнями выбросов в Союзе, подкрепленную национальными дорожными картами с основными ориентирами и показателями внутреннего прогресса, а также государственными и частными инвестициями и финансированием. Национальные долгосрочные стратегии реновации с солидным финансовым компонентом в соответствии с требованиями Статьи 2a EPBD необходимы в целях гарантии преобразования существующих зданий в декарбонизированные здания с высокой энергетической эффективностью к 2050 г., содействуя экономически эффективному преобразованию всех существующих зданий в здания с потреблением энергии, близким к нулевому.
(10) Помимо ускоренных темпов реновации необходим устойчивый рост серьезных работ по реконструкции на всей территории Союза. В соответствии со Статьей 2a EPBD требуются национальные стратегии с четким руководством и перечисленными измеримыми и целенаправленными мерами, а также содействие равному доступу к финансированию, в том числе для наихудших сегментов национального фонда зданий, для потребителей с низким потреблением энергии, для сектора социального жилья и домашних хозяйств, подверженных дилеммам конфликта интересов, с учетом ценовой доступности.
(11) Для того чтобы гарантировать, что наиболее эффективное применение финансовых мер, связанных с энергетической эффективностью, осуществляется наилучшим образом в процессе реновации зданий, EPBD в настоящее время требует, чтобы указанные финансовые меры были соотнесены с качеством восстановительных работ в свете целевой или достигнутой экономии энергии от реновации. Национальное законодательство, преобразующее требования Статьи 10 EPBD, должно гарантировать, что финансовые меры по повышению энергетической эффективности соотнесены с энергетическими показателями, уровнем сертификации или квалификации, энергетическим аудитом или улучшениями, достигнутыми в результате реновации, которые должны оцениваться путем сопоставления энергетических паспортов, выданных до и после реконструкции, с использованием стандартных значений или другим прозрачным и пропорциональным методом.
(12) Необходимо получить высококачественные данные об общем фонде зданий, которые могли бы частично генерироваться базами данных, которые в настоящее время разрабатываются и управляются почти всеми государствами - членами ЕС для получения энергетических паспортов. Указанные базы данных могут использоваться для проверки соответствия и для создания статистических данных в отношении региональных и национальных фондов зданий. Меры по преобразованию в национальное право, указанные в Статье 10, необходимы для того, чтобы можно было собирать данные об измеренном или расчетном потреблении энергии определенными зданиями и предоставлять совокупные обезличенные данные.
(13) Изменения в EPBD также актуализируют общие рамки для расчета энергетических показателей зданий. Национальное законодательство, преобразующее требования пересмотренного Приложения I к EPBD, необходимо для обеспечения прозрачности и последовательности.
(14) Национальное законодательство, преобразующее требования пересмотренной Статьи 20(2) EPBD, необходимо для расширения объема информации, которая должна предоставляться собственникам или арендаторам зданий или частей зданий, и для гарантии того, что ее предоставление осуществляется с помощью доступных и прозрачных справочных инструментов.
(15) Государства - члены ЕС обязаны к 10 марта 2020 г. ввести в действие законодательные, регламентарные и административные положения, преобразующие в национальное право Директиву (ЕС) 2018/844.
(16) Полное преобразование в национальное право и эффективная имплементация измененной EPBD имеют основополагающее значение для содействия достижению целевых показателей эффективности электроэнергии на период до 2030 г., а также для того, чтобы направить Союз по пути полной декарбонизации национальных фондов зданий к 2050 г.
(17) EPBD оставляет государствам - членам ЕС широкую свободу выбора при разработке своих строительных норм и при имплементации технических требований, касающихся строительных работ, паспортов на здания и инженерных систем зданий, так, чтобы они наилучшим образом соответствовали национальным климатическим условиям и фондам зданий. Настоящая Рекомендация направлена на разъяснение существа указанных технических требований и различных способов достижения целей Директивы. В ней также представлены опыт и передовые практики, которые Европейская Комиссия наблюдала у государств - членов ЕС.
(18) Европейская Комиссия поддерживает тесное сотрудничество с государствами-членами ЕС при преобразовании EPBD в национальное право и ее эффективной имплементации. В связи с этим настоящая Рекомендация была подготовлена для того, чтобы более подробно объяснить, каким образом следует читать некоторые положения EPBD и как их наилучшим образом применять в контексте преобразования в национальное право. В частности, цель состоит в том, чтобы обеспечить единообразное понимание между государствами - членами ЕС при подготовке их мер по преобразованию в национальное право. Настоящая Рекомендация не изменяет правовых последствий EPBD и действует без ущерба обязательному толкованию EPBD, предусмотренному Судом Европейского Союза. Настоящая Рекомендация затрагивает темы в EPBD, которые являются сложными, требуют преобразования в национальное право и имеют высокий потенциал с точки зрения воздействия на энергетическую эффективность зданий. Настоящая Рекомендация сосредоточена на положениях, относящихся к реновации зданий, и касается Статей 2a, 10, 20 и Приложения I к EPBD, которые включают положения о долгосрочных стратегиях реновации, механизмах финансирования, стимулах, информации и расчете энергетических показателей зданий. Положения в EPBD, касающиеся модернизации и инженерных систем зданий, рассматриваются в отдельной Рекомендации.
(19) Вследствие этого, настоящая Рекомендация должна позволить государствам - членам ЕС добиться сильного влияния в отношении энергетических характеристик своего обновленного фонда зданий,
приняла настоящую Рекомендацию:
1. Государства - члены ЕС должны следовать руководствам, предусмотренным в Приложении к настоящей Рекомендации, в ходе преобразования в национальное право требований, установленных Директивой (ЕС) 2018/844.
2. Настоящая Рекомендация адресована государствам - членам ЕС.
3. Рекомендация должна быть опубликована в Официальном Журнале Европейского Союза.
Совершено в Брюсселе 8 мая 2019 г.
От имени Европейской Комиссии
Miguel Arias Caete
Член Европейской Комиссии
------------------------------
*(1) Commission Recommendation (EU) 2019/786 of 8 May 2019 on building renovation (notified under document C(2019) 3352) (Text with EEA relevance). Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 127, 16.5.2019, стр. 34.
*(2) Директива 2012/27/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 октября 2012 г. об энергетической эффективности, об изменении Директив 2009/125/EC и 2010/30/ЕС и об отмене Директив 2004/8/EC и 2006/32/EC (ОЖ N L 315, 14.11.2012, стр. 1).
*(3) Директива (ЕС) 2018/2002 Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 декабря 2018 г. о внесении изменений в Директиву 2012/27/ЕС об энергетической эффективности (ОЖ N L 328, 21.12.2018, стр. 210).
*(4) Директива (ЕС) 2018/2001 Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 декабря 2018 г. о стимулировании использования энергии из возобновляемых источников (ОЖ N L 328, 21.12.2018, стр. 82).
*(5) Оценка воздействия, сопровождающая текст Сообщения, направленного Европейской Комиссией Европейскому Парламенту и Совету ЕС, по энергетической эффективности и ее вкладу в энергетическую безопасность и в Рамочную программу в отношении политики в области климата и энергетики до 2030 г. (SWD(2014) 255 в последней редакции).
*(6) Сообщение, направленное Европейской Комиссией Европейскому Парламенту, Совету ЕС, Европейскому комитету по экономическим и социальным вопросам, Комитету Регионов и Европейскому инвестиционному банку "Рамочная Стратегия устойчивого энергетического союза с дальновидной политикой в области изменения климата" (COM(2015) 80 в последней редакции).
*(7) Сообщение, направленное Европейской Комиссией Европейскому Парламенту, Европейскому Совету, Совету ЕС, Европейскому Комитету по экономическим и социальным вопросам, Комитету регионов и Европейскому инвестиционному банку "Чистая планета для всех - Европейский стратегический долгосрочный прогноз благоприятной, современной, конкурентоспособной экономики, не оказывающей влияния на климат" (COM(2018) 773 в последней редакции).
*(8) Директива 2010/31/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 19 мая 2010 г. об энергетических характеристиках зданий (ОЖ N L 153, 18.6.2010, стр. 13).
*(9) Директива 2009/125/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 21 октября 2009 г. о введении правового регулирования для установления требований экодизайна к энергопотребляющей продукции (ОЖ N L 285, 31.10.2009, стр. 10)
*(10) Регламент (ЕС) 2017/1369 Европейского Парламента и Совета ЕС от 4 июля 2017 г. об установлении правовых рамок для энергетической маркировки, а также об отмене Директивы 2010/30/ЕС (ОЖ N L 198, 28.7.2017, стр. 1).
*(11) Директива (ЕС) 2018/844 Европейского Парламента и Совета ЕС от 30 мая 2018 г. о внесении изменений в Директиву 2010/31/ЕС об энергетических характеристиках зданий и Директиву 2012/27/ЕС об энергетической эффективности (ОЖ N L 156, 19.6.2018, стр. 75).
*(12) "Конфликт интересов" возникает между собственником и арендатором здания или между собственниками, когда сторона, которая платит за энергетические модернизации или повышение эффективности, не может получить всех выгод и экономии.
*(13) Путем частичного отступления первая стратегия LTRS должна быть направлена Европейской Комиссии до 10 марта 2020 г. (крайний срок для преобразования Директивы (ЕС) 2018/844 в национальное право). Вследствие этого, LTRSs должны направляться совместно с окончательным NECP.
*(14) Статья 3 Регламента Европейского Парламента и Совета ЕС об управлении Энергетическим союзом и действиями в области климата ("Регламент об управлении").
*(15) Следующие уровни по реконструкции были разработаны в контексте Наблюдательного совета фонда зданий ЕС на основе экономии первичной энергии:
- простой (менее 30%);
- средний (между 30% и 60%); и
- серьезный (свыше 60%).
Реновация NZEB определяется не относительно конкретного порога экономии первичной энергии, а согласно официальным национальным определениям реновации NZEB.
*(16) Пункт 9 Преамбулы Директивы (ЕС) 2018/844 призывает государства - члены ЕС рассмотреть вопрос о введении или продолжении применения требований к определенному уровню энергетической эффективности арендуемой собственности, в соответствии с энергетическими паспортами зданий (EPCs). Указанный тип мер, который выходил бы за рамки требований EPBD, вводил бы требование о ремонте зданий с наихудшими показателями до их сдачи в аренду.
*(17) Например, ремонтные работы для улучшения доступности для лиц с ограниченной подвижностью, для повышения безопасности зданий (например, при пожаре, наводнении, сейсмических рисках или рисках поражения электрическим током) или для удаления асбеста.
*(18) Вмешательство после природного бедствия или происшествия может быть крайне необходимым и/или временным. Однако по-прежнему необходимо прилагать усилия для учета требований к энергетической эффективности. государства - члены ЕС могли бы изучить возможность стимулирования страховых компаний к информированию клиентов об имеющихся финансовых инструментах (тем самым, также снижаются их расходы после природного бедствия/аварии).
*(19) Пункт 16 Преамбулы EED.
*(20) Штатный рабочий документ (SWD(2013) 143 в последней редакции), сопровождающий отчет Европейской Комиссии, направленный Европейскому Парламенту, о "Финансовой поддержке энергетической эффективности зданий" (COM(2013) 225 в последней редакции).
*(21) См. отчет за 2016 г. Европейского института энергоэффективности зданий; http://bpie.eu/wp-content/uploads/2017/01/Building-Passport-Report_2nd-edition.pdf
*(22) Статья 19a EPBD требует, чтобы Европейская Комиссия до 2020 г. завершила техническое исследование возможностей и сроков введения необязательного BRP на указанных линиях для дополнения энергетических паспортов зданий. Исследование предоставит более детальный обзор существующих схем BRP.
*(23) Статья 19 EED уже требует от государств - членов ЕС "оценивать и при необходимости принимать соответствующие меры по устранению нормативных и ненормативных барьеров на пути повышения энергетической эффективности, без ущерба основным принципам имущественного и арендного права государств - членов ЕС. В частности, в отношении разделения стимулов между собственником и арендатором здания или между собственниками в целях обеспечения того, чтобы не удерживать указанные стороны от осуществления инвестиций в повышение эффективности, которые они в противном случае осуществили бы из-за того, что они индивидуально не получат выгод или из-за отсутствия правил разделения затрат и выгод между ними, включая национальные правила и меры, регулирующие процессы принятия решений в собственности, принадлежащей множеству собственников".
*(24) https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/overcoming-split-incentive-barrier-building-sector
*(25) Оценка воздействия, сопровождающая предложение по Директиве Европейского Парламента и Совета ЕС, вносящей изменение в Директиву 2010/31/ЕС об энергетических характеристиках зданий (COM(2016) 765), штатный рабочий документ Европейской Комиссии.
*(26) Согласно Статье 3(3)(d) Регламента (ЕС) 2018/1999, если государство-член ЕС считает, что у него имеется значительное количество домашних хозяйств, находящихся в условиях энергетической бедности, оно должно включить в свой NECP национальную ориентировочную цель по сокращению энергетической бедности и меры по ее разрешению, а также сообщать о прогрессе в контексте своих ежегодных отчетов.
*(27) В пункте 11 Преамбулы Директивы (ЕС) 2018/844 говорится о том, что "необходимость снижения экономической бедности должна учитываться в соответствии с критериями, определенными государствами-членами ЕС. Излагая в своих стратегиях по реновации национальные меры, способствующие снижению энергетической бедности, государства - члены ЕС вправе определять, какие меры они считают целесообразными".
*(28) Согласно Статьям 5 и 6 EED государства - члены ЕС уже имеют обязательство в отношении зданий, принадлежащих центральному правительству и занятых им, а также в отношении закупок зданий центральным правительством.
*(29) "Государственные органы" определяются в Статье 2(8) EED как "органы-заказчики" в значении определения Директивы 2004/18/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 31 марта 2004 г. о координации процедуры заключения договоров государственного заказа на выполнение работ, поставку товаров и оказание услуг (ОЖ N L 134, 30.4.2004, стр. 114).
*(30) Согласно Статье 5(2) EED государства - члены ЕС могут принять решение не устанавливать и не применять требования, указанные в параграфе 1, в отношении следующих категорий зданий:
(a) зданий, официально охраняемых в качестве определенной среды обитания или в силу их особой архитектурной или исторической ценности, поскольку, постольку соблюдение определенных минимальных требований к энергетическим характеристикам недопустимо изменило бы их характер или внешний вид;
(b) зданий, принадлежащих вооружённым силам или центральному правительству или служащих целям национальной обороны, за исключением отдельных жилых помещений или служебных зданий для вооруженных сил и другого персонала, нанятого органами по делам национальной обороны; и
(c) зданий, используемых в качестве мест отправления обрядов религиозных культов и для религиозной деятельности.
*(31) Пункт 16 Преамбулы Директивы (ЕС) 2018/844.
*(32) В мае 2018 г. Евростат и Европейский инвестиционный банк выпустили свое новое практическое руководство по статистическому анализу контрактов на повышение энергоэффективности. Это поможет государственным органам и субъектам рынка понять условия, при которых такие контракты могут считаться внебалансовыми. Это поможет государственным органам подготовить и профинансировать проекты путем мобилизации частного капитала и экспертных знаний; http://www.eib.org/en/infocentre/publications/all/guide-to-statistical-treatment-of-epc.htm
*(33) Связанные здания - это здания, которые имеют информационно-коммуникационную инфраструктуру, позволяющую им эффективно взаимодействовать с окружающей их средой.
*(34) Удаление, которое не отвечает применимым требованиям по охране труда и технике безопасности.
*(35) Пункт 14 Преамбулы Директивы (ЕС) 2018/844.
*(36) См. ссылку на руководящие принципы Всемирной Организации Здравоохранения 2009 г. в пункте 13 Преамбулы Директивы (ЕС) 2018/844.
*(37) Выбросы углерода, происходящие на протяжении всего жизненного цикла здания.
*(38) См. Сообщение Европейской Комиссии "Чистая планета для всех" - европейское стратегическое долгосрочное видение процветающей, современной, конкурентоспособной экономики, не оказывающей влияния на климат (COM(2018)773 в последней редакции), с особым акцентом на здания и меры повышения энергетической эффективности в сопутствующем детальном анализе https://ec.europa.eu/clima/policies/strategies/2050_en
*(39) См. например "Перегрев в зданиях: адаптационные реакции" в разделе "Исследования и информация в области строительства" (https://www.tandfonline.com/loi/toc/rbri20/45/1-2)
*(40) Временное соглашение, являющееся результатом межведомственных переговоров, достигнутое 19 декабря 2018 г. по предложению для директивы Европейского Парламента и Совета ЕС о требованиях доступности для продуктов и услуг (COM(2015) 615 - C8 - 0387/2015 - 2015/0278(COD)), содержит ряд добровольных требований доступности для застроенной среды. Соответствующие предписания по стандартизации для CEN, Cenelec и ETSI включают: предписание M/420 в поддержку европейских требований доступности для государственных закупок в застроенной среде и предписание M/473 для включения "Дизайна для всех" в соответствующие инициативы по стандартизации.
*(41) Меры, связанные со здоровыми климатическими условиями в помещениях, противопожарной безопасностью и рисками, связанными с интенсивной сейсмической активностью.
*(42) Согласно Статье 10 Регламента об управлении государства - члены ЕС также обязаны иметь в распоряжении действительную процедуру проведения общественных обсуждений в целях подготовки проекта и окончательных NECPs задолго до их принятия, без ущерба любым другим требованиям законодательства Союза.
*(43) Например, см. www.buildupon.eu
*(44) Согласно Статье 11 Регламента об управлении государства - члены ЕС должны установить постоянный многоуровневый энергетический диалог, объединяющий местные органы власти, организации гражданского общества, бизнес-сообщество, инвесторов и другие соответствующие заинтересованные стороны для обсуждения вариантов политики в области энергетики и климата.
*(45) Новый заключительный параграф Статьи 7 EPBD добавляет два новых обязательства в отношении зданий, подвергающихся капитальному ремонту - государства - члены ЕС должны:
- насколько это возможно, содействовать высокоэффективным альтернативным системам; и
- решать проблемы здорового микроклимата в помещениях, противопожарной безопасности и рисков, связанных с интенсивной сейсмической активностью.
*(46) В соответствии с принципом субсидиарности вопросы безопасности регулируются на уровне государств - членов ЕС. Такие вопросы, как выбор материалов, общие правила безопасности строительства и конструктивные характеристики зданий, регулируются на национальном уровне и выходят за рамки сферы применения Директивы.
*(47) В странах ЕС изношенное или неисправное электрооборудование вызывает 32 домашних пожара каждый час (20-30% всех бытовых пожаров); https://www.energypoverty.eu/news/addressing-safety-and-energy-poverty-better-protect-vulnerable-consumers
*(48) EN 1998: Проектирование сооружений для сейсмической стойкости (Еврокод 8).
*(49) Особые части EN 1991, EN 1992, EN 1993, EN 1994, EN 1995, EN 1996 и EN 1999, применяемые к различным материалам, например, бетону, стали, лесоматериалу и т.д.
*(50) Делегированный Регламент (ЕС) 2016/364 Европейской Комиссии от 1 июля 2015 г. о классификации реакции на горючесть строительной продукции согласно Регламенту (ЕС) 305/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 68, 15.03.2016, стр. 4).
*(51) Решение 2000/367/EC Европейской Комиссии от 3 мая 2000 г. об имплементации Директивы 89/106/ЕЭС Совета ЕС относительно классификации огнестойкости строительной продукции, строительных работ и их частей (ОЖ N L 133, 06.06.2000, стр. 26).
*(52) Решение 2001/671/EC Европейской Комиссии от 21 августа 2001 г. об имплементации Директивы 89/106/ЕЭС Совета ЕС относительно классификации внешних характеристик горючести кровель и кровельных покрытий (ОЖ N L 235, 04.09.2001, стр. 20).
*(53) https://efectis.com/en/fire-information-exchange-platform-fiep/
*(54) Заключение договоров на повышение энергоэффективности может привести к улучшению работы инфраструктуры и технического состояния оборудования. Обычно первоначальные инвестиции клиента не являются необходимыми, и инвестиции в энергетическую эффективность окупаются непосредственно за счет произведенной экономии энергии. См. информационную страницу JRC (https://e3p.jrc.ec.europa.eu/articles/energy-performance-contracting) и проект "Горизонт 2020 Transparense" (www. transparense.eu). Основные принципы договоров на повышение энергоэффективности изложены в своде правил энергетического паспорта зданий (EPC)(http://www.transparense.eu/eu/epc-code-of-conduct/).
*(55) Штатный рабочий документ Европейской Комиссии "Передовая практика в области энергетической эффективности", сопровождающий документ "Предложение по Директиве Европейского Парламента и Совета ЕС об изменении Директивы 2012/27/ЕС об энергетической эффективности SWD/2016/0404 в последней редакции - 2016/0376 (COD) (https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1535361114906&uri=CELEX:52016SC0404).
*(56) Без ущерба соблюдению соответствующих правил государственной поддержки, в частности, Статей 38 и 39 Регламента (ЕС) 651/2014 Европейской Комиссии от 17 июня 2014 г., оговаривающего определенные категории помощи, совместимые с принципами внутреннего рынка в рамках применения Статьей 107 и 108 Договора (ОЖ N L 187, 26.06.2014, стр. 1) (Общий регламент о блочном исключении) и Раздела 3.4 Руководящих принципов ЕС о государственной поддержке в области охраны окружающей среды и энергетики.
*(57) Приложение "Ускорение использования чистой энергии в зданиях" к Сообщению Европейской Комиссии, направленному Европейскому Парламенту, Совету ЕС, Европейскому комитету по экономическим и социальным вопросам, Комитету Регионов и Европейскому инвестиционному банку, "Чистая энергия для всех европейцев", COM(2016) 860 в последней редакции (https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/1_en_annexe_autre_acte_part1_v9.pdf).
*(58) Форумы по инвестициям в устойчивую энергетику организовали публичные мероприятия на территории всего Союза, объединив представителей министерств, заинтересованных лиц в области энергетики и финансов из различных государств - членов ЕС для обмена знаниями и передовой практикой, параллельно проводя круглые столы и веб-конференции.
*(59) https://deep.eefig.eu/
*(60) http://www.eefig.eu/index.php/underwriting-toolkit
*(61) Регламент (ЕС) 2018/1999 Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 декабря 2018 г. об управлении Энергетическим союзом и действиями в области климата, об изменении Регламентов (ЕС) 663/2009 и (ЕС) 715/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС, Директив 94/22/EC, 98/70/EC, 2009/31/EC, 2009/73/EC, 2010/31/ЕС, 2012/27/ЕС и 2013/30/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС, Директив 2009/119/EC и (ЕС) 2015/652 Совета ЕС и об отмене Регламента (ЕС) 525/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 328, 21.12.2018, стр. 1).
*(62) В том, что касается нормативных значений для расчета экономии энергии в зданиях (критерий (b)), уже существует множество технологий с такими значениями, связанными с их производительностью (светодиодное освещение, окна с двойным/тройным остеклением и т.д.). Помимо этого, несколько финансируемых ЕС проектов направлены на определение нормативных значений (например, проект "multEE", финансируемый в рамках Горизонт 2020; http://multee.eu/).
*(63) В том, что касается критерия (c), EPCs являются эффективным инструментом документирования экономии энергии в результате финансовой поддержки энергетической реновации. Они уже используются в отношении многих финансовых инструментов, применяемых в различных государствах-членах ЕС, и являются инструментом, с наибольшей вероятностью используемым для определения зеленого ипотечного кредита в контексте (действующей) инициативы "ипотечный кредит в области экономической эффективности".
*(64) Однако бенефициары должны иметь возможность полагаться на предыдущие решения и обязательства, касающиеся государственной финансовой поддержки конкретных проектов.
*(65) В пункте 34 Преамбулы к Директиве (ЕС) 2018/844 отмечается, что "необходимы данные высокого уровня качества о фонде зданий, и они могут быть частично сформированы базами данных, которые в настоящее время разрабатываются и управляются почти всеми государствами-членами ЕС для получения энергетических паспортов зданий".
*(66) В пункте 34 Преамбулы к Директиве (ЕС) 2018/844 разъясняется, что "_там, где независимая система контроля за энергетическими паспортами зданий дополняется вспомогательной базой данных, выходящей за рамки требований Директивы 2010/31/ЕС _".
*(67) Котел, работающий на ископаемом топливе, включает в себя котел, работающий на твердом топливе, нагревательный прибор с котлом отопления или комбинированный нагревательный прибор с котлом, который использует ископаемое топливо. Котел, работающий на твердом топливе - это устройство, оснащенное одним или несколькими твердотопливными теплогенераторами, которые обеспечивают теплом систему центрального отопления на водной основе для достижения и поддержания на желаемом уровне температуры внутри одного или нескольких закрытых помещений с теплоотдачей в окружающую среду не более 6% от номинальной теплоотдачи (см. Статью 2 и Приложение I Регламента (ЕС) 2015/1189 Европейской Комиссии от 28 апреля 2015 г. об имплементации Директивы 2009/125/EC Европейского Парламента и Совета ЕС в отношении требований экодизайна к котлам, работающим на твердом топливе (ОЖ N L 193, 21.07.2015, стр. 100)). Нагревательный прибор с котлом отопления означает нагревательный прибор, который генерирует тепло, используя сжигание ископаемого топлива и/или топлива из биомассы и/или используя эффект Джоуля в нагревательных элементах электросопротивления. Комбинированный нагревательный прибор с котлом означает нагревательный прибор с котлом отопления, который предназначен также для обеспечения тепла для подачи горячей питьевой воды или воды для коммунально-бытового водоснабжения [_] (см. Статью 2 Регламента (ЕС) 813/2013 Европейской Комиссии от 2 августа 2013 г. об имплементации Директивы 2009/125/EC Европейского Парламента и Совета ЕС в отношении требований экодизайна к нагревательным устройствам и комбинированным нагревательным устройствам (ОЖ N L 239, 06.09.2013, стр. 136)). Требования экодизайна для угольных котлов, работающих на ископаемом топливе, будут применяться с 1 января 2022 г. и запретят размещение некоторых продуктов на рынке на основании энергетической эффективности и выбросов NOx, PM, CO2 и летучих органических соединений (VOCs). Требования экодизайна к газовым и нефтяным котлам, работающим на ископаемом топливе, мощностью до 400 кВт применяются в настоящее время и запрещают вывод на рынок некоторых продуктов на основе энергоэффективности и выбросов NOx. Нагревательные устройства с газовыми и нефтяными котлами и комбинированные нагревательные устройства подпадают под действие Регламента (ЕС) 813/2013, а котлы, работающие на твердом топливе - под действие Регламента (ЕС) 2015/1189. Регламент (ЕС) 2015/1189 не запрещает выпуск на рынок котлов, работающих на твердом ископаемом топливе.
*(68) В соответствии со Статьей 4(b)(3) и Разделом 3.2 Приложения I к Регламенту (ЕС) 2018/1999.
*(69) Статья 2a(2) EPBD.
*(70) Статья 2a(2) EPBD.
*(71) Статья 2a(1)(g) EPBD.
*(72) Статья 2a(2) EPBD.
*(73) SWD(2013) 180 в последней редакции; https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/20131106_swd_guidance_neeaps.pdf
*(74) Директива 2007/2/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 14 марта 2007 г. об установлении инфраструктуры пространственной информации в Европейском Сообществе (ОЖ N L 108, 25.04.2007, стр. 1).
*(75) См.:http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC102276/jrc102276_buildings_related_datasets_in_the_inspire_geoportal_def_pubsy%20-isbn-issn.pdf
*(76) Оценка вторых долгосрочных стратегий реновации в рамках Директивы об энергетической эффективности, Отчет совместного исследовательского центра (JRC) из серии "Наука для политики" (2018).
*(77) Из того же источника и Сводный доклад об оценке стратегий реновации зданий государств - членов ЕС, Отчет совместного исследовательского центра (JRC) из серии "Наука для политики" (2018).
*(78) http://bpie.eu/publication/trigger-points-as-a-must-in-national-renovation-strategies/
*(79) https://www.smartcities-infosystem.eu/sites-projects/projects/e2rebuild
*(80) См.:https://projecten.topsectorenergie.nl/storage/app/uploads/public/5a0/c14/5dc/5a0c145dc79f1846323269.pdf
*(81) https://www.akd.nl/en/b/Pages/Office-building-with-energy-label-D-or-worse-banned-as-from-2023.aspx.
*(82) https://www.gov.uk/government/publications/the-private-rented-property-minimum-standard-landlord-guidance-documents
*(83) https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/2014_article4_en_denmark.pdf
*(84) http://ibroad-project.eu/
*(85) http://ibroad-project.eu/news/the-concept-of-the-individual-building-renovation-roadmap/
*(86) http://bpie.eu/publication/boosting-renovation-with-an-innovative-service-for-home-owners/
*(87) www.aldren.eu
*(88) http://building-request.eu/
*(89) http://building-request.eu/sites/building-request.eu/files/d4.1_recommendations_report_final.pdf
*(90) http://enerfund.eu/
*(91) См.: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC97408/reqno_jrc97408_online%20nzeb%20report%281%29.pdf
*(92) https://www.gov.uk/government/consultations/domestic-private-rented-sector-minimum-level-of-energy-efficiency
*(93) https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52016SC0414&from=EN
*(94) http://bpie.eu/wp-content/uploads/2017/05/Factsheet_B-170511_v4.pdf
*(95) http://reach-energy.eu/
*(96) Следующие результаты проекта "ASSIST" могут быть значимыми:
- отчет об основных национальных/региональных/местных инициативах по борьбе с энергетической бедностью в странах-участницах (https://www.assist2gether.eu/documenti/risultati/report_on_replicable_best_practice_national_and_european_measures.pdf);
- отчет о финансовых мерах в странах-участницах (https://www.assist2gether.eu/documenti/risultati/report_best_practice_guide_on_financial_measures.pdf)
*(97) https://ec.europa.eu/futurium/en/urban-agenda
*(98) http://www.fiesta-audit.eu/en/
*(99) http://www.fiesta-audit.eu/media/46433/fiesta_en_low.pdf
*(100) http://www.fiesta-audit.eu/en/learning/
*(101) https://enershift.eu
*(102) http://transition-zero.eu/index.php/publications/
*(103) См. Отчет о скоординированных действиях, ноябрь 2016 г.; https://www.epbd-ca.eu/wp-content/uploads/2018/04/CA-EPBD-CCT2-Policies-andImplementation.pdf, из того же источника.
*(104) Из того же источника.
*(105) http://www.premiumlightpro.eu/
*(106) http://bpie.eu/wp-content/uploads/2018/09/local_strategies_Final_NEW.pdf
*(107) https://www.smartup-project.eu/
*(108) http://www.peakapp.eu/
*(109) https://www.mobistyle-project.eu
*(110) Квартиры коммунального жилья в Килденпаркене, Ольборг, Дания; Университетские здания в Университете Любляны, Словения; Квартиры в L'Orologio, Турин, Италия; медицинские центра в Маастрихте, Нидерланды; и жилые дома во Вроцлаве, Польша.
*(111) http://eco-bot.eu/
*(112) http://www.buildup.eu/en/skills
*(113) http://construye2020.eu/
*(114) www.buildupskills.nl
*(115) http://finland.buildupskills.eu/
*(116) http://www.iee-robust.ro/qualishell/en/
*(117) Директива 2009/28/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 23 апреля 2009 г. о стимулировании использования энергии из возобновляемых источников, внесении изменений и дальнейшей отмене Директив 2001/77/EC и 2003/30/EC (ОЖ N L 140, 05.06.2009, стр. 16).
*(118) Оценка вторых долгосрочных стратегий реновации в соответствии с Директивой об энергетической эффективности, Отчет совместного исследовательского центра (JRC) из серии "Наука для политики" (2018).
*(119) https://combi-project.eu/
*(120) https://combi-project.eu/tool/
*(121) Восемь мероприятий касаются:
- ремонта каркаса жилого здания + отопление помещений + вентиляция + охлаждение помещений (кондиционирование воздуха);
- жилых новых домов;
- освещения жилья (все жилые помещения);
- холодильных установок в жилых домах (все жилые помещения);
- ремонта каркаса нежилого здания + отопление помещения + вентиляция + охлаждение помещений (кондиционирование воздуха);
- нежилых новостроек;
- освещения нежилых помещений (все здания); и
- охлаждения продукции в нежилых зданиях (все здания).
*(122) http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC99434/kj1a27665enn%281%29.pdf
*(123) https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/276001/9789241550376-eng.pdf?ua=1
*(124) http://bpie.eu/publication/building-4-people-valorising-the-benefits-of-energy-renovation-investments-in-schools-offices-andhospitals/
*(125) http://www.padovafit.it/english/
*(126) http://www.marteproject.eu/
*(127) http://zagee.hr/
*(128) http://www.escolimburg2020.be/en
*(129) http://www.citynvest.eu/home
*(130) http://www.citynvest.eu/content/comparison-financing-models
*(131) http://citynvest.eu/content/guidance-how-launch-ambitious-energy-retrofitting-projects-your-region
*(132) http://www.eeperformance.org/
*(133) https://www.seaf-h2020.eu/
*(134) https://www.eu.jouleassets.com/about-equad/
*(135) http://sharex.lv/en/latvian-baltic-energy-efficiency-facility-labeef
*(136) http://www.europace2020.eu/
*(137) http://www.vipa.lt/page/dnmfen
*(138) http://www.kredex.ee/en/apartment-association/
*(139) https://www.kfw.de/inlandsfoerderung/Privatpersonen/Bestandsimmobilie/
*(140) http://www.slovseff.eu/index.php/en/
*(141) http://www.eib.org/en/products/blending/pf4ee/index.htm
*(142) http://www.rescoop-ee.eu/rescoop-plus
*(143) http://www.rescoop-mecise.eu/
*(144) https://www.rescoop.eu/blog/rescoop-municipality-approach
*(145) https://www.bettervest.com/en/
*(146) https://qualitee.eu/
*(147) https://guarantee-project.eu/
*(148) https://www.london.gov.uk/what-we-do/environment/energy/energy-buildings/refit/what-refit-london
*(149) http://www.eib.org/attachments/documents/elena-completed-eol-en.pdf
*(150) https://ec.europa.eu/energy/intelligent/projects/en/projects/2020together
*(151) https://www.prodesa.eu/?lang=en
*(152) http://www.gre-liege.be/renowatt/25/renowatt.html (программа реновации общественных зданий в целях повышения энергетической эффективности посредством группирования более мелких проектов для устранения технических, юридических, административных и финансовых барьеров. https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/012_a2_erika_honnay_seif_dublin_28-09-17.pdf
*(153) http://www.energiespositif.fr/
*(154) https://www.pass-renovation.picardie.fr/
*(155) https://www.oktave.fr/
*(156) http://www.go-refurb.eu/
*(157) http://www.financingbuildingrenovation.eu/
*(158) Перечень передовых практик создания комплексного пакета услуг по повышению энергетической эффективности, включая доступ домовладельцев к долгосрочному финансированию, Vesta Conseil and Finance (2018 г.).
*(159) https://www.enerinvest.es/en/
*(160) https://www.fi-compass.eu/
*(161) https://ec.europa.eu/regional_policy/en/information/publications/guides/2014/financing-the-energy-renovation-of-buildings-withcohesion-policy-funding
*(162) Серия публичных мероприятий и национальных круглых столов в государствах-членах ЕС, специально посвященных финансированию энергетической эффективности. Их труды представляют собой уникальную и богатую коллекцию успешных передовых инициатив на территории всей Европы, в частности, по энергетической реновации общественных и частных зданий; https://ec.europa.eu/energy/en/financing-energy-efficiency/sustainable-energy-investmentforums
*(163) Более 300 энергетических агентств в ЕС являются важными движущими силами и послами местного и регионального энергетического перехода: "ManagEnergy" поддерживает их в их стремлении, предлагая углубленную программу подготовки по основам и передовым практикам финансирования энергетической эффективности в Европе сегодня; https://www.managenergy.eu
*(164) http://www.eib.org/en/products/advising/elena/index.htm
*(165) С обновленной рабочей программой на 2018-2020 г.г. можно ознакомиться здесь: http://ec.europa.eu/research/participants/data/ref/h2020/wp/2018-2020/main/h2020-wp1820-energy_en.pdf
*(166) https://www.fi-compass.eu/
*(167) http://eiah.eib.org/
*(168) "Build Upon" - финансируемый ЕС совместный проект по реновации зданий, который объединяет правительства и предприятия, NGOs и домашние хозяйства из 13 стран в качестве совместного сообщества для оказания помощи в разработке и реализации национальных стратегий реновации; www.buildupon.eu. Он направлен на создание революции в области реновации на территории всей Европы, помогая странам разработать стратегии для реновации существующих зданий.
*(169) http://buildupon.eu/wp-content/uploads/2016/11/BUILD-UPON-Renovation-Strategies-Impact-Framework.pdf. "Build Upon" отмечает, что указанная структура не является попыткой установить набор целей и показателей воздействия передовой практики (что потребует дальнейшей работы), а просто направлена на создание основы для концепции.
*(170) https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/better-regulation-guidelines-stakeholder-consultation.pdf
*(171) https://www.gov.uk/government/publications/consultation-principles-guidance
*(172) Также могут быть полезны другие менее технические методики общественных обсуждений, происходящих тет-а-тет.
*(173) См.: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/5_en_autre_document_travail_service_part1_v4.pdf
*(174) https://kumu.io/WorldGBCEurope/build-upon-resource-library#build-upon-resource-library
*(175) Расчеты EPB для установления минимальных требований к энергетической эффективности должны соответствовать общей методологической основе в Делегированном Регламенте (ЕС) 244/2012 Европейской Комиссии от 16 января 2012 г., дополняющем Директиву 2010/31/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС об энергетических характеристиках зданий, устанавливая сравнительную методологическую основу для расчета оптимальных с точки зрения затрат уровней минимальных требований к энергетической эффективности зданий и конструктивных элементов зданий (ОЖ N L 81, 21.03.2012, стр. 18).
*(176) В соответствии с EN ISO 52000-1, когда выражается потребление первичной энергии, необходимо указать, является ли оно полным потреблением, потреблением невозобновляемых источников или первичных возобновляемых источников энергии.
*(177) EN 12464-1 содержит спецификации требований к освещению для людей, работающих в помещении, включая наглядные задачи, в то время как EN 15193 содержит спецификации процедур расчета и метрик, связанных с энергетическими характеристиками зданий. Новый европейский стандарт "дневной свет в зданиях" (EN 17037, опубликованный CEN 12 декабря 2018 г.) содержит метрики и методику оценки условий дневного освещения, которые учитывают вариации, связанные с географическими и климатическими различиями в Европе.
*(178) Регламент (ЕС) 244/2012, Приложение III, Таблица 4: "Каждый расчет должен относиться к одному и тому же уровню комфорта. Формально каждый вариант/пакет/мера должен обеспечивать приемлемый комфорт. Если учитывать разные уровни комфорта, то база сравнения будет потеряна".
*(179) См. раздел 3.4 относительно разъяснения национальных приложений к стандартам EPB (www.epb.center/implementation/national-annexes).
*(180) Приложение А к стандарту EPB представляет собой пустой шаблон, который может быть заполнен национальными данными и вариантами выбора. Если указанное Приложение заполняется и публикуется государством-членом ЕС, оно называется "национальным паспортом технических данных". Если он заполняется и публикуется национальным органом по стандартизации в рамках стандарта EPB, он называется "национальным приложением". Нет никакой принципиальной разницы между государствами-членами ЕС, принимающими решение опубликовать указанный "национальный паспорт технических данных" как часть своих строительных регламентов или ссылающимися на "национальное приложение", опубликованное их национальным органом по стандартизации.
*(181) Например, различные климатические зоны, практическая доступность энергетической инфраструктуры, местные энергосистемы, различные типологии зданий и т. д. (т. е. континентальные и прибрежные условия могут существенно отличаться).
*(182) Статья 3 Директивы (ЕС) 2018/844 требует, чтобы государства - члены ЕС сообщали Европейской Комиссии о том, как они преобразовали в национальное право или имплементировали новые обязательства, наложенные EPBD, к крайнему сроку преобразования (через 20 месяцев после даты вступления в силу, т. е. 10 марта 2020 г.). В рамках указанного сообщения государства - члены ЕС должны будут продемонстрировать, что они полностью соблюдают обязательство по описанию своих методик расчета в соответствии со стандартами.
*(183) https://epb.center/support/documents/m1-overarching-epb/iso-52000-1
*(184) https://epb.center/support/documents/m1-overarching-epb/iso-52003-1
*(185) https://epb.center/support/documents/m1-overarching-epb/iso-52010-1
*(186) https://epb.center/support/documents/m2-building-such/iso-52016-1
*(187) https://epb.center/support/documents/m2-building-such/iso-52018-1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Европейской Комиссии и Совета Европейского Союза 2019/786 от 8 мая 2019 г. о реновации зданий (зарегистрирована как документ C(2019) 3352)
Переводчик - Новикова Е.В.
Текст перевода официально опубликован не был; текст рекомендаций на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 127, 16.5.2019, стр. 34.