Во исполнение абзаца пятого подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N Пр-759 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, прошедшего 27 марта 2019 г., приказываем:
1. Утвердить прилагаемую Межотраслевую программу развития студенческого спорта до 2024 года (далее - Межотраслевая программа).
2. Рекомендовать профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования обеспечить реализацию Межотраслевой программы.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, разработать и утвердить региональные межотраслевые программы по развитию студенческого спорта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации М.В. Томилову, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Е.С. Дружинину, первого заместителя Министра просвещения Российской Федерации Д.Е. Глушко.
Министр спорта |
О.В. Матыцин |
Министр науки |
В.Н. Фальков |
Министр просвещения |
С.С. Кравцов |
УТВЕРЖДЕНА
приказами Министерства спорта
Российской Федерации,
Министерства науки и высшего
образования Российской
Федерации
и Министерства просвещения
Российской Федерации
от 09 марта 2021 г. N 141/167/90
Межотраслевая программа развития студенческого спорта до 2024 года
1. Введение
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента) поставлена задача по созданию для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе по повышению уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовке спортивного резерва, в целях увеличения до 55% к 2024 году доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, эти задачи отражены в рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография".
Межотраслевая программа развития студенческого спорта до 2024 года (далее - Программа) разработана во исполнение абзаца пятого подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N Пр-759 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, прошедшего 27 марта 2019 г. (далее - Перечень поручений N Пр-759), с учетом абзаца третьего подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 ноября 2019 г. N Пр-2397 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, прошедшего 10 октября 2019 г., касающиеся, завершения создания к 2024 году студенческих спортивных клубов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также участия таких клубов в спортивных соревнованиях, проводимых студенческими спортивными лигами.
Программа определяет комплекс основных направлений и мероприятий, обеспечивающих развитие физкультурной и спортивной работы в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также студенческого спорта в Российской Федерации в целом.
Цель Программы - создание в Российской Федерации социально и экономически эффективной системы студенческого спорта.
Задачи Программы:
- повышение уровня здоровья и увеличение числа студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение конкурентоспособности отечественного студенческого спорта на международной арене;
- совершенствование системы студенческих физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - ГТО) в студенческой среде;
- патриотическое воспитание и социализация студентов в обществе;
- повышение роли студенческого спорта в социально-экономическом развитии страны;
- методическое обеспечение и систематизация деятельности студенческих спортивных клубов и студенческих спортивных лиг;
- информационное сопровождение и продвижение студенческого спорта в средствах массовой информации;
- разработка предложений по модернизации существующих объектов спорта и укрепление материально-технической базы студенческого спорта, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие студенческого спортивного добровольчества (волонтерства);
- развитие международного молодежного сотрудничества;
- создание нормативных основ для внедрения спортивной подготовки в образовательных организациях высшего образования.
2. Предпосылки разработки Программы и характеристика современного состояния развития студенческого спорта в Российской Федерации
Ранее существовавшие системы студенческого спорта позволяли, применительно к своему историческому периоду, решать определенные задачи: в студенческом спорте, как части спорта высших достижений, - комплектования студенческих спортивных сборных команд Российской Федерации и проведения крупнейших международных студенческих спортивных соревнований на ее территории; в студенческом спорте, как части массового спорта, - вовлечения студентов в систематические занятия физической культурой и спортом, организации системы физкультурных мероприятий на территории субъектов Российской Федерации. Массовое вовлечение студентов в систематическую физкультурную, спортивную и оздоровительную деятельность, в том числе к участию в спартакиадах, "Всесоюзном физкультурном комплексе "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО)", студенческом спортивном туризме, оздоровительном отдыхе, - служило мощным инструментом воспитательной, социальной и патриотической работы со студентами.
Однако в 90-е годы XX века были практически утрачены действовавшие ранее механизмы государственного управления студенческим спортом, вплоть до начала 2000-х годов внимание к студенческому спорту осуществлялось по остаточному принципу и реализовывалось преимущественно за счет общественных инициатив - созданной в 1993 году Общероссийской общественной организацией "Российский студенческий спортивный союз" (далее - РССС), ставшей правопреемником ДСО "Буревестник".
В течение продолжительного периода обязанности заинтересованных в развитии студенческого спорта организаций оставались юридически и методически неопределенными, что сказывалось на уровне контроля за материально-техническим, кадровым, научно-методическим и финансовым обеспечением студенческого спорта, и, как следствие, привело к утрате ранее заложенных основ воспитательной, социальной и патриотической работы со студентами.
В последние десятилетия в Российской Федерации были предприняты меры, направленные на формирование системы студенческого спорта, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в системе профессионального образования:
- начиная с 2007 года, в дополнение к существующим чемпионатам организованным РССС, Федеральное агентство по физической культуре и спорту совместно с общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим видам спорта стали проводиться всероссийские спортивные соревнования среди студентов и создаваться студенческие спортивные лиги;
- начиная с 2008 года, в дополнение к существующему Фестивалю студентов вузов физической культуры, стали проводиться различные комплексные студенческие спортивные мероприятия: Всероссийские универсиады по летним и зимним видам спорта, Всероссийский фестиваль студенческого спорта, Фестиваль студенческого спорта федеральных университетов;
- начиная с 2012 года, в соответствии с абзацем 3 подпункта 4 раздела I протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани от 28 июня 2010 г. N 7 проводился Открытый публичный всероссийский смотр-конкурс профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди студентов. Во исполнение абзаца 9 подпункта "к" пункта 1 Перечня поручений N Пр-759, Минобрнауки России были разработаны Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий в рамках смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди образовательных организаций высшего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1879;
- в 2011 году основы, регулирующие студенческий спорт, были включены в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о физической культуре и спорте), а в 2012 году основы, регулирующие физкультурную, спортивную и оздоровительную работу со студентами, были включены в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании);
- Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" ратифицирована Конвенция о правах инвалидов;
- во исполнение поручений Президента Российской Федерации была осуществлена подготовка и проведение на территории Российской Федерации крупнейших международных студенческих спортивных соревнований, в том числе XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани, XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года в г. Красноярске, осуществляется подготовка к проведению XXXII Всемирных летних студенческих игр 2023 года в г. Екатеринбурге;
- проведенные на территории Российской Федерации крупнейшие международные спортивные мероприятия дали развитие студенческому спортивному волонтерскому движению, в том числе за счет создания волонтерских центров в образовательных организациях высшего образования;
- с 2013 года Ассоциация студенческих спортивных клубов России (далее - АССК России) осуществляет активную деятельность по развитию студенческого спорта;
- с 2014 года, реализуются всероссийские проекты, направленные на развитие студенческого спорта: "Кадровый резерв студенческого спорта", "Студенты ГТО", "От студзачета к знаку отличия ГТО", "АССК.pro", "Чемпионат АССК России", программа празднования Международного дня студенческого спорта, всероссийский бал "Звезды студенческого спорта";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р утверждены Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
- разработаны Методические рекомендации по развитию студенческого спорта, утвержденные Минобрнауки России от 29 июня 2016 г. и Минспортом России от 28 июня 2016 г.;
- реализуется Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная приказом Минспорта России от 21 ноября 2017 г. N 1007 (далее - Концепция развития студенческого спорта);
- в 2018 году в Федеральном законе о физической культуре и спорте уточнены полномочия РССС и субъектов Российской Федерации в вопросах развития студенческого спорта, а также урегулирован порядок учреждения общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта и РССС студенческих спортивных лиг;
- в 2018 году Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р, закреплена возможность создания структурных подразделений в образовательных организациях высшего образования, отвечающих за реализацию программ спортивной подготовки;
- деятельность студенческих спортивных клубов стала регламентироваться частью 3 статьи 28 Федерального закона о физической культуре и спорте, частью 2 статьи 27 Федерального закона об образовании, Порядком осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов, утвержденным приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. N 1065, и Порядком осуществления деятельности студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23 марта 2020 г. N 462 (зарегистрирован Минюстом России от 23 апреля 2020 г., регистрационный N 58188);
- Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р, и государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование системы физического воспитания молодежи и развитие студенческого спорта;
- План мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 3615-р.
Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона о физической культуре и спорте участие в развитии студенческого спорта осуществляется РССС, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, со своим уставом и на основе признания международной спортивной организацией в области студенческого спорта.
Всего, по данным федерального статистического наблюдения, по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" за 2019 год в Российской Федерации систематически занимаются физической культурой и спортом 3,6 млн студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях.
Численность студентов систематически занимающихся физической культурой и спортом, обучающихся в профессиональных образовательных организациях составляет: 1 675 084 чел.
Численность студентов систематически занимающихся физической культурой и спортом, обучающихся в организациях высшего образования составляет: 1 892 953 чел.
Количество студенческих спортивных клубов, созданных при организациях профессионального образования: 498 шт., в которых занимаются 118 639 чел.
Количество студенческих спортивных клубов, созданных при образовательных организациях высшего образования: 336 шт., в которых занимаются 378 616 чел.
В настоящее время более 40 общероссийских спортивных федераций по видам спорта совместно с РССС развивают студенческий спорт, однако только 13 из них соответствуют юридическим требованиям, предъявляемым к студенческим спортивным лигам в соответствии с пунктом 23.2 статьи 2 Федерального закона о физической культуре и спорте.
Ежегодно Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее - ЕКП) включает в себя более 50 физкультурных мероприятий, проводимых среди студентов. Кроме этого, РССС, студенческими спортивными лигами и АССК России ежегодно проводится более 160 всероссийских спортивных соревнований среди студентов, в том числе чемпионаты, клубные турниры, соревнования, проводимые студенческими спортивными лигами по зимним и летним видам спорта, в которых принимает участие более 30,0 тыс. студентов. Также физкультурные и спортивные мероприятия среди студентов ежегодно включаются во Всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, утверждаемый совместно Минспортом России, Минпросвещения России и Минобрнауки России.
Всего, по данным федерального статистического наблюдения по форме N 5-ФК "Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку", - в Российской Федерации общая численность занимающихся в возрасте 6-15 лет на этапах спортивной подготовки в 2019 году составила 1 655 039 человек. В то же время окончание обучения в общеобразовательных организациях и поступление в образовательные организации высшего образования часто являются периодом окончания занятий физической культурой и спортом, что обусловлено выбором профессии в сферах, не связанных с физической культурой и спортом, изменением режима жизни и занятости, переходом в новую образовательную среду, удаленностью образовательных организаций от мест проведения занятий спортом.
При этом возраст достижения максимальных спортивных результатов во многих видах спорта составляет более 18 лет. Подтверждением этому являются достижения РССС, результаты выступления российских спортсменов на Всемирных летних и зимних универсиадах. В связи с этим, именно студенческий спорт может стать переходным этапом от детско-юношеского спорта к спорту высших достижений.
Вместе с тем, несмотря на положительную динамику развития студенческого спорта, а также достижения студентов на международной спортивной арене, наблюдается объективная потребность в повышении эффективности совместной межведомственной деятельности по развитию физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами, в целях исполнения федерального проекта "Спорт - норма жизни", включенного в состав национального проекта "Демография", что нашло свое отражение в Перечне поручений N Пр-759, в рамках которого Правительству Российской Федерации поручено разработать и реализовать межотраслевую программу развития студенческого спорта, включая создание центров спортивной подготовки с использованием объектов наследия XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске и других значимых спортивных мероприятий, в том числе организованных на базе федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, включив мероприятия Программы в паспорта национальных проектов по направлениям "Демография", "Здравоохранение", "Образование" и "Наука" (предусмотрев их финансовое обеспечение).
В настоящее время студенческий спорт развивается в двух базовых направлениях:
- как часть массового спорта, включающая систему соревнований студенческих спортивных лиг, всероссийских, окружных, межрегиональных, областных, городских и локальных (на уровне образовательных организаций) физкультурных и спортивных мероприятий, а также систематическую физкультурную, спортивную и оздоровительную работу со студентами;
- как часть спорта высших достижений, включающая отбор и подготовку спортивного резерва из числа студентов для участия на Всемирных зимних и летних студенческих играх, а также других спортивных мероприятиях, проводимых Международной федерацией университетского спорта (FISU).
Существующая система всероссийских студенческих физкультурных и спортивных мероприятий предусматривает проведение:
- многоэтапных мероприятий, таких как Всероссийские летняя и зимняя универсиады;
- фестивалей Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) среди студентов образовательных организаций высшего образования и обучающихся профессиональных образовательных организаций;
- ежегодных Всероссийских соревнований среди студентов по отдельным видам спорта;
- Всероссийского фестиваля студенческого спорта;
- соревнований студенческих спортивных лиг в течение учебного года.
В 2020 году финальные соревнования VI Всероссийской зимней универсиады прошли по шести видам спорта: биатлон, шорт-трек, керлинг, конькобежный спорт, лыжные гонки и спортивное ориентирование, в которых приняли участие 643 спортсмена из 78 образовательных организаций высшего образования 42 субъектов Российской Федерации.
Финальные спортивные соревнования VII Всероссийской летней Универсиады 2020 года прошли по 13 видам спорта: волейбол, дзюдо, гандбол, настольный теннис, регби-7, тхэквондо, спортивное ориентирование, шахматы, бокс, самбо, плавание, бадминтон и легкая атлетика, в которых приняли участие 2051 спортсмен из 113 образовательных организаций высшего образования 55 субъектов Российской Федерации.
Финансирование системы студенческого спорта формируется из средств федерального бюджета, направляемых на подготовку и проведение на территории Российской Федерации крупнейших международных студенческих спортивных соревнований, в том числе Всемирных зимних и летних студенческих игр, а также выделяемых образовательным организациям высшего образования на реализацию проекта "Спорт, ЗОЖ, туризм" в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов; из средств бюджетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направляемых на организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий среди студентов в рамках региональных календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; из средств консолидированных бюджетов выделяемых в рамках государственных и муниципальных заданий образовательным организациям на реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту; из средств профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также из внебюджетных источников.
3. Основные направления развития системы студенческого спорта в Российской Федерации
Развитие системы студенческого спорта предполагает процесс совершенствования физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в образовательных организациях, а также физического развития и спортивного совершенствования обучающихся как в части массового спорта, так и в части спорта высших достижений в целях подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и участия российских спортивных сборных студенческих команд Российской Федерации в международных спортивных соревнованиях.
В соответствии с Концепцией развития студенческого спорта можно выделить основные направления реализации Программы:
- повышение качества государственного и негосударственного управления системы студенческого спорта, повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственной им сети организаций и их взаимодействия с негосударственными субъектами системы студенческого спорта, в том числе социально-ориентированными некоммерческими организациями сферы физической культуры и спорта: Олимпийским комитетом России, общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта, РССС и студенческими спортивными лигами;
- совершенствование нормативно-правового регулирования системы студенческого спорта, разработка новых и внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие развитие студенческого спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, разработка новых и внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие развитие физической культуры в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
- совершенствование научно-методического обеспечения системы студенческого спорта, накопление научно-методического опыта в сфере студенческого спорта, формирование профильных научно-методических подразделений и экспертных сообществ и внедрение инновационных разработок в практическую деятельность профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и негосударственных субъектов студенческого спорта;
- совершенствование механизмов финансирования системы студенческого спорта, увеличение и повышение эффективности использования существующих бюджетных источников финансирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, развитие сотрудничества профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с негосударственными субъектами студенческого спорта и организациями коммерческого сектора, направленное на развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства и увеличение объема финансирования системы студенческого спорта за счет внебюджетных источников;
- развитие кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта, разработка и внедрение программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников сферы студенческого спорта органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, негосударственных субъектов студенческого спорта, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- материально-технического обеспечения объектов спорта, обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- совершенствование информационного обеспечения студенческого спорта, создание специализированных радио- и телевизионных программ о студенческом спорте, развитие форм сотрудничества субъектов студенческого спорта со средствами массовой информации, в том числе студенческими средствами массовой информации, создание и продвижение в системе студенческого спорта специализированных интерактивных продуктов, актуализированных для их восприятия в профессиональном сообществе и в молодежной среде;
- усиление роли физической культуры и спорта в системе профессионального, обеспечивающей полноценное закрепление теоретических и практических компетенций в физической культуре и спорте у студентов, повышение качества преподавания дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту;
- совершенствование технологий инклюзивного образования студентов и системы студенческих спортивных соревнований для студентов, относящихся к различным нозологическим группам, внедрение инновационных методических разработок в физкультурную и спортивную работу со студентами с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- совершенствование спортивно-массовой работы и системы спортивных соревнований, посредством повышения качества проводимой спортивно-массовой работы со студентами, систематизации и развития системы официальных студенческих соревнований;
- укрепление роли студенческого спорта в системе подготовки спортивного резерва, реализация программ спортивной подготовки в образовательных организациях высшего образования, привлечение к их реализации студенческих спортивных лиг, повышение роли Всероссийских зимних и летних универсиад;
- повышение значимости Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в физическом воспитании студентов, развитие форм вовлечения студентов в выполнение нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
- патриотическое воспитание студентов, проведение просветительской работы со студентами об истории студенческого спорта, известных личностях, внесших значительный вклад в его развитие, роли студенческого спорта в международной деятельности Российской Федерации, направленной на повышение конкурентоспособности российского спорта на международной арене, развитии студенческого спортивного туризма, проведении соревнований по национальным видам спорта, проектах, приуроченных к памятным и праздничным датам Российской Федерации;
- социализация студентов в обществе, развитие деятельности органов студенческого самоуправления спортивной направленности, развитие студенческих объединений болельщиков и спортивного добровольческого (волонтерского) движения, участие студентов в международных молодежных спортивных обменах, повышение качества профориентационной работы спортивных клубов образовательных организаций и развитие их партнерства с потенциальными работодателями в сфере физической культуры и спорта для трудоустройства выпускников.
4. Паспорт
Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года
Исполнители Программы |
Министерство спорта Российской Федерации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации |
Участники Программы |
Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации Общероссийская общественная организация "Российский студенческий спортивный союз" (РССС) Общероссийские спортивные федерации Общероссийская молодежная общественная организация Ассоциация студенческих спортивных клубов России (АССК России) Студенческие спортивные лиги Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение Юность России (Юность России) Общероссийские спортивные федерации по видам спорта инвалидов Ассоциация волонтерских центров (АВЦ) |
Цели и задачи Программы |
Цель - создание в Российской Федерации социально и экономически эффективной системы студенческого спорта. Задачи: повышение уровня здоровья и увеличение числа студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; повышение конкурентоспособности отечественного студенческого спорта на международной арене; совершенствование системы студенческих физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - ГТО) в студенческой среде; патриотическое воспитание и социализация студентов в обществе; повышение роли студенческого спорта в социально-экономическом развитии страны; методическое обеспечение и систематизация деятельности студенческих спортивных клубов и студенческих спортивных лиг; информационное сопровождение и продвижение студенческого спорта в средствах массовой информации; разработка предложений по модернизации существующих объектов спорта и укрепление материально-технической базы студенческого спорта, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; развитие студенческого спортивного добровольчества (волонтерства); развитие международного молодежного сотрудничества; создание нормативных основ для внедрения спортивной подготовки в образовательных организациях высшего образования. |
Показатели (индикаторы) Программы |
доля студентов образовательных организаций высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования; доля студентов образовательных организаций высшего образования, занимающихся физической культурой и спортом на объектах спорта образовательных организаций высшего образования, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом; доля студентов образовательных организаций высшего образования, занимающихся в студенческих спортивных клубах, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом; количество студентов образовательных организаций высшего образования с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом; доля студентов профессиональных образовательных организаций, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций; доля студентов профессиональных образовательных организаций, занимающихся в студенческих спортивных клубах, в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций, систематически занимающихся физической культурой и спортом; количество студентов профессиональных образовательных организаций с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом; доля образовательных организаций высшего образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве образовательных организаций высшего образования (из них созданных в структуре образовательной организации; участвующих в соревнованиях студенческих спортивных лиг); доля профессиональных образовательных организаций, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве профессиональных образовательных организаций (из них созданных в структуре образовательной организации; участвующих в соревнованиях студенческих спортивных лиг); доля студентов Российской Федерации, вовлеченных в систематическую волонтерскую деятельность физкультурной, спортивной и оздоровительной направленности в рамках мероприятий, проводимых студенческими спортивными клубами, в общей численности студентов; доля субъектов Российской Федерации, утвердивших региональные программы развития студенческого спорта, в общем количестве субъектов Российской Федерации; количество образовательных организаций высшего образования, принявших участие в проекте Международной федерации университетского спорта "Хелси Кампус" (Healthy Campus); доля образовательных организаций высшего образования, обеспеченных объектами спорта, в том числе для занятий физической культурой и спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций высшего образования; доля профессиональных образовательных организаций, обеспеченных объектами спорта, в том числе для занятий физической культурой и спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве профессиональных образовательных организаций; количество созданных в образовательных организациях высшего образования центров спортивной подготовки студенческих сборных команд; количество распределяемых мест в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих спортивную подготовку студенческих сборных команд (за счет бюджетных ассигнований); количество субъектов Российской Федерации, принявших участие в финальных спортивных соревнованиях Всероссийской летней универсиады; количество субъектов Российской Федерации, принявших участие в финальных спортивных соревнованиях Всероссийской зимней универсиады; количество студенческих спортивных лиг, входящих в реестр (перечень) студенческих спортивных лиг; доля студентов, выполнивших нормативы испытания (тесты) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; количество профессиональных образовательных организаций, создавших в своей структуре Центры тестирования по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО; количество образовательных организаций высшего образования, создавших в своей структуре Центры тестирования по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО. |
Сроки реализации Программы |
2021-2024 годы |
Приложение N 1
к Межотраслевой программе
развития студенческого спорта до 2024 года,
утвержденной приказом
Минспорта России, Минобрнауки России,
Минпросвещения России
от 09.03.2021 N 141/167/90
Сведения
о показателях (индикаторах) Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года
N |
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Базовое значение (по состоянию на 2019 год) |
Значение показателя (индикатора) |
||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
Межотраслевая программа развития студенческого спорта
| ||||||||
1. |
Доля студентов образовательных организаций высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования** |
% |
- |
- |
- |
80 |
83 |
86 |
2. |
Доля студентов образовательных организаций высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом на объектах спорта образовательных организаций, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом** |
% |
47 |
50 |
53 |
57 |
63 |
65 |
3. |
Доля студентов образовательных организаций высшего образования, занимающихся в студенческих спортивных клубах, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом* |
% |
- |
- |
- |
19 |
22 |
25 |
4. |
Количество студентов образовательных организаций высшего образования с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом** |
чел. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
Доля студентов профессиональных образовательных организаций, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций** |
% |
- |
- |
- |
80 |
83 |
86 |
6. |
Доля студентов профессиональных образовательных организаций, занимающихся в студенческих спортивных клубах, в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций, систематически занимающихся физической культурой и спортом* |
% |
- |
- |
- |
15 |
22 |
30 |
7. |
Количество студентов профессиональных образовательных организаций с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом** |
чел. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8. |
Доля образовательных организаций высшего образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве образовательных организаций высшего образования* |
% |
27 |
45 |
65 |
80 |
90 |
100 |
9. |
Из них созданные в структуре образовательной организации** |
% |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
10. |
Из них участвующие в соревнованиях студенческих спортивных лиг** |
% |
40 |
50 |
60 |
75 |
90 |
100 |
11. |
Доля профессиональных образовательных организаций, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве профессиональных образовательных организаций* |
% |
12,5 |
35 |
55 |
70 |
85 |
100 |
12. |
Из них созданные в структуре образовательной организации** |
% |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
13. |
Из них участвующие в соревнованиях студенческих спортивных лиг** |
% |
40 |
50 |
60 |
75 |
90 |
100 |
14. |
Доля студентов Российской Федерации, вовлеченных в систематическую волонтерскую деятельность физкультурной, спортивной и оздоровительной направленности в рамках мероприятий, проводимых студенческими спортивными клубами, в общей численности студентов** |
% |
- |
5 |
7 |
11 |
13 |
15 |
15. |
Доля субъектов Российской Федерации, утвердивших региональные программы развития студенческого спорта, в общем количестве субъектов Российской Федерации** |
% |
- |
- |
60 |
75 |
85 |
100 |
16. |
Количество образовательных организаций высшего образования, принявших участие в проекте Международной федерации университетского спорта "Хелси Кампус" (Healthy Campus)** |
шт. |
- |
2 |
5 |
7 |
9 |
10 |
17. |
Доля образовательных организаций высшего образования, обеспеченных объектами спорта, в том числе для занятий физической культурой и спортом с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций высшего образования***,** |
% |
- |
- |
65 |
75 |
85 |
90 |
18. |
Доля профессиональных образовательных организаций, обеспеченных объектами спорта, в том числе для занятий физической культурой и спортом с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций***,** |
% |
- |
- |
65 |
75 |
85 |
90 |
19. |
Количество созданных в образовательных организациях высшего образования центров подготовки студенческих сборных команд***,** |
шт. |
- |
- |
5 |
8 |
5 |
- |
20. |
Количество распределяемых мест в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку студенческих сборных команд (за счет бюджетных ассигнований)*** |
мест |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
21. |
Количество субъектов Российской Федерации, принявших участие в финальных соревнованиях Всероссийской летней универсиады** |
шт. |
- |
55 |
- |
62 |
- |
69 |
22. |
Количество субъектов Российской Федерации, принявших участие в финальных соревнованиях Всероссийской зимней универсиады** |
шт. |
- |
42 |
- |
49 |
- |
56 |
23. |
Количество студенческих спортивных лиг, входящих в реестр (перечень) студенческих спортивных лиг** |
шт. |
- |
13 |
18 |
24 |
28 |
30 |
24. |
Доля студентов, выполнивших нормативы (тесты) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования* |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
25. |
Количество образовательных организаций высшего образования, создавших в своей структуре Центры тестирования по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО* |
шт. |
17 |
22 |
28 |
35 |
45 |
55 |
26. |
Количество профессиональных образовательных организаций, создавших в своей структуре Центры тестирования по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО* |
шт. |
15 |
20 |
25 |
30 |
40 |
50 |
______________________________
* Показатель рассчитывается на основе данных федерального статистического наблюдения, осуществляемого Минспортом России.
** Показатель будет рассчитан по результатам межведомственного мониторинга.
*** При выделении дополнительных финансовых ассигнований из федерального бюджета
Приложение N 2
к Межотраслевой программе
развития студенческого спорта до 2024 года,
утвержденной приказом
Минспорта России, Минобрнауки России,
Минпросвещения России
от 09.03.2021 N 141/167/90
Перечень
основных мероприятий Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года
N |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Результат (вид документа) |
Повышение качества государственного управления системы студенческого спорта, повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственной им сети организаций и их взаимодействия с негосударственными субъектами системы студенческого спорта
| ||||
1. |
Проведение мониторинга уровня развития студенческого спорта в Российской Федерации |
IV квартал 2022 года, далее ежегодно |
Минспорт России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованные ФОИВы, РССС, АССК России |
Информационные материалы Минспорта России, Минпросвещения России, Минобрнауки России |
2. |
Актуализация соглашения о сотрудничестве РССС с Российским союзом ректоров |
I квартал 2021 года |
РССС, Российский союз ректоров |
Соглашения о совместной деятельности |
3. |
Актуализация соглашения о сотрудничестве РССС с федеральными органами исполнительной власти |
I квартал 2021 года |
РССС, Минспорт России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, заинтересованные ФОИВы |
Соглашения о совместной деятельности |
4. |
Подписание соглашений о сотрудничестве ЛССК России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти |
2022 год |
АССК России, Минспорт России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, заинтересованные ФОИВы |
Соглашения о совместной деятельности |
5. |
Актуализация программ развития видов спорта |
в течение всего периода |
Общероссийские спортивные федерации, Минспорт России |
Программы развития видов спорта |
6. |
Актуализация существующих и подписание новых соглашений о совместной деятельности по развитию студенческого спорта между РССС и общероссийскими спортивными федерациями |
в течение всего периода |
РССС, общероссийские спортивные федерации |
Соглашения о совместной деятельности |
7. |
Включение программ развития студенческого спорта в государственные программы развития физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации |
2021-2023 годы |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта |
Нормативные правовые акты субъектов РФ |
8. |
Заключение соглашений о совместной деятельности по развитию студенческого спорта в субъектах Российской Федерации |
в течение 2021 года, далее при необходимости |
РССС, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Совет ректоров в субъектах Российской Федерации |
Соглашения о совместной деятельности |
9. |
Заключение соглашений о совместной деятельности по развитию студенческого спорта субъектов Российской Федерации с АССК России |
2021-2022 годы |
АССК России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Соглашения о совместной деятельности |
10. |
Внедрение системы общественной аккредитации образовательных организаций высшего образования по уровню развития студенческого спорта |
2022 год |
РССС, студенческие спортивные лиги |
Локальный акт РССС |
11. |
Реализация проектов, направленных на цифровизацию сферы студенческого спорта |
2021-2024 годы |
Минспорт России, Минобрнауки России, РССС |
Информационно-аналитические материалы |
12. |
Актуализация организационно-правовых форм, состава учредителей и руководящих органов существующих студенческих спортивных лиг |
ежегодно по необходимости |
студенческие спортивные лиги, РССС, общероссийские спортивные федерации |
Информационно-аналитические материалы в Минспорт России и Минобрнауки России |
13. |
Проведение мониторинга деятельности студенческих спортивных лиг, формирование и ведение реестра (перечня) студенческих спортивных лиг |
2021 год, далее ежегодно |
РССС, общероссийские спортивные федерации, студенческие спортивные лиги |
Информационно-аналитические материалы в Минспорт России и Минобрнауки России |
Совершенствование нормативно-правового регулирования системы студенческого спорта, разработка новых и внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие развитие студенческого спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, разработка новых и внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие развитие физической культуры в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
| ||||
14. |
Разработка нормативных правовых актов в области физической культуры и спорта (в части студенческого спорта) |
2021-2022 годы, далее при необходимости |
Минспорт России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, заинтересованные ФОИВы, РССС |
Нормативно-правовые акты |
15. |
Комплексная актуализация законодательства о физической культуре и спорте субъектов Российской Федерации (в части студенческого спорта) |
2022-2024 годы, далее при необходимости |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, РССС |
Нормативные правовые акты субъектов РФ |
16. |
Утверждение Порядка ведения реестра (перечня) студенческих спортивных лиг |
II квартал 2021 года |
РССС, студенческие спортивные лиги, Минспорт России |
Локальный акт РССС |
17. |
Утверждение Порядка ведения перечня (реестра) студенческих спортивных клубов, созданных в образовательных организациях высшего образования |
2022 год |
РССС, АССК России, Минспорт России, Минобрнауки России, Минпросвещения России |
Локальный акт РССС |
18. |
Совершенствование требований Единой всероссийской спортивной классификации к студенческим соревнованиям по летним и зимним видам спорта |
сентябрь 2022 года, далее при необходимости |
общероссийские спортивные федерации Минспорт России, РССС |
Приказ Минспорта России |
19. |
Разработка и утверждение критериев оценки физкультурно-спортивной работы образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, их включение в критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности |
III квартал 2021 года |
Минспорт России, Минобрнауки России, Минпросвещения России заинтересованные ФОИВы, РССС |
Межведомственные акты Минспорта России, Минобрнауки России, Минпросвещения России |
20. |
Включение показателей по организации физкультурной и спортивной работы среди обучающихся образовательных организаций высшего образования в "эффективный контракт" руководителя образовательной организации высшего образования |
III квартал 2021 года |
Минобрнауки России, Минспорт России, РССС, АССК России, заинтересованные ФОИВы |
Ведомственный акт Минобрнауки России |
21. |
Разработка нормативных и финансовых основ реализации программ спортивной подготовки в образовательных организациях высшего образования |
2021 год |
Минспорт России, РССС, студенческие спортивные лиги |
Приказ Минспорта России |
Совершенствование научно-методического обеспечения системы студенческого спорта, накопление научно-методического опыта в сфере студенческого спорта, формирование профильных научно-методических подразделений и экспертных сообществ и внедрение инновационных разработок в практическую деятельность профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и негосударственных субъектов студенческого спорта
| ||||
22. |
Разработка критериев оценки деятельности студенческих спортивных лиг, актуализация методических рекомендаций по созданию и деятельности студенческих спортивных лиг |
III квартал 2021 года, ежегодно при необходимости |
РССС, студенческие спортивные лиги, общероссийские спортивные федерации |
Локальный акт РССС |
23. |
Разработка типовой модели деятельности студенческого спортивного клуба в образовательных организациях высшего образования |
2021 год |
АССК России Минспорт России, Минобрнауки России |
Информационно-аналитические материалы в Минспорта России и Минобрнауки России |
24. |
Разработка методического пособия по вопросам развития студенческого спорта |
сентябрь 2021 года |
РССС |
Методическое пособие |
25. |
Разработка и утверждение методических рекомендаций по развитию студенческого спорта |
август 2022 года |
Минобрнауки России, Минспорт России, Минпросвещения России РССС, АССК России |
Методические рекомендации Минобрнауки России, Минспорта России, Минпросвещения России |
26. |
Разработка методических рекомендаций по коллективному использованию объектов спорта в образовательных организациях высшего образования и учреждениях физкультурно-спортивной направленности для занятий физической культурой и спортом студентами, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья** |
июль 2022 года |
Минспорт России, Минобрнауки России, РССС |
Методические рекомендации Минспорта России и Минобрнауки России |
27. |
Разработка методических рекомендаций по созданию и деятельности центров спортивной подготовки студенческих спортивных сборных команд в образовательных организациях высшего образования |
2021 год |
Минспорт России, Минобрнауки России, РССС, студенческие спортивные лиги |
Методические рекомендации Минспорта России и Минобрнауки России |
28. |
Разработка методических рекомендаций и проведение конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования в рамках проекта "Хелси Кампус" (Healthy Campus) |
2021 год |
РССС |
Локальный акт РССС |
29. |
Создание и регистрация в наукометрических базах профессионального научного журнала по вопросам студенческого спорта |
2022 год |
РССС |
Зарегистрированный в наукометрических базах научный журнал |
30. |
Проведение в рамках Плана проведения научных конгрессов и конференций Минспорта России всероссийских и международных научно-практических конференций по вопросам организации физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами, развития студенческого спорта |
ежегодно |
РССС, Минспорт России |
Сборники материалов по итогам конференций, информационно-аналитические материалы в Минспорт России и Минобрнауки России |
31. |
Проведение всероссийского Форума "Актуальные вопросы развития студенческого спорта" |
декабрь 2021 года, далее ежегодно |
РССС, Минобрнауки России, Минспорт России, Минпросвещения России, АССК России, Студенческие спортивные лиги |
Сборник информационно-аналитических материалов по итогам Форума в Минобрнауки России Минспорт России Минпросвещения России |
32. |
Создание образовательного видеоконтента по вопросам развития студенческого спорта |
2022 год, далее в течение периода |
РССС, студенческие спортивные лиги, АССК России |
видеоконтент |
Совершенствование механизмов финансирования системы студенческого спорта, увеличение и повышение эффективности использования существующих бюджетных источников финансирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, развитие сотрудничества профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с негосударственными субъектами студенческого спорта и организациями коммерческого сектора, направленное на развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства и увеличение объема финансирования системы студенческого спорта за счет внебюджетных источников
| ||||
33. |
Строительство и реконструкция спортивной инфраструктуры в образовательных организациях высшего образования, в том числе в рамках ГЧП** |
с января 2022 года, в течение периода |
Минобрнауки России, Минспорт России, Минпросвещения России, заинтересованные ФОИВы, РССС |
Проектно-сметная документация |
Развитие кадрового потенциала субъектов системы студенческого спорта, разработка и внедрение программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников сферы студенческого спорта органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, негосударственных субъектов студенческого спорта, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования
| ||||
34. |
Разработка проектов профессиональных стандартов в сфере студенческого спорта |
2022 год |
РССС, Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта, Минспорт России |
Проект профессиональных стандартов в сфере студенческого спорта |
35. |
Разработка модулей дополнительных образовательных программ повышения квалификации по вопросам студенческого спорта |
август 2021 года |
РССС |
Локальный акт РССС |
36. |
Проведение обучения но специализированным программам повышения квалификации по вопросам студенческого спорта |
с сентября 2021 года, в течение всего периода |
Образовательные организации высшего образования |
Информационно-аналитические материалы в Минспорт России и Минобрнауки России |
37. |
Проведение независимой оценки профессиональных квалификаций специалистов в сфере студенческого спорта |
с 2022 года, в течение всего периода |
РССС, Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта |
Локальные акты РССС |
Материально-техническое обеспечение объектов спорта
| ||||
38. |
Проведение капитального ремонта объектов спорта образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минспорту России и Минобрнауки России** |
в течение всего периода |
Минспорт России, Минобрнауки России, заинтересованные ФОИВы |
Приказы Минспорта России и Минобрнауки России |
Совершенствование информационного обеспечения объектов спорта, создание специализированных радио- и телевизионных программ о студенческом спорте, развитие форм сотрудничества субъектов студенческого спорта со средствами массовой информации, в том числе студенческими средствами массовой информации, создание и продвижение в системе студенческого спорта специализированных интерактивных продуктов, актуализированных для их восприятия в профессиональном сообществе и в молодежной среде
| ||||
39. |
Создание и деятельность специализированного новостного информационного портала о студенческом спорте |
2021 год |
РССС, студенческие спортивные лиги, АССК России |
Информационный портал и мобильное приложение |
40. |
Создание профильных специализированных радио- и телепрограмм о студенческом спорте, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
2022 год, далее в течение периода |
РССС, студенческие спортивные лиги, АССК России |
Радио- и телевизионные программы |
41. |
Проведение Всероссийского конкурса на лучшее студенческое спортивное СМИ |
с 2022 года, далее ежегодно |
АССК России, студенческие спортивные лиги |
Информационно-аналитические материалы в Минобрнауки России |
Усиление роли физической культуры и спорта в системе профессионального образования, обеспечивающей полноценное закрепление теоретических и практических компетенций в физической культуре и спорте у студентов, повышение качества преподавания дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту
| ||||
42. |
Утверждение методических рекомендаций для образовательных организаций высшего образования по организации деятельности кафедр физического воспитания, в том числе по вопросам научно-методического обеспечения студенческого спорта |
декабрь 2022 года |
Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минспорт России, РССС, ФУМО |
Совместные методические рекомендации |
Совершенствование технологий инклюзивного образования студентов и системы студенческих спортивных соревнований для студентов, относящихся к различным нозологическим группам, внедрение инновационных методических разработок в физкультурную и спортивную работу со студентами с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья
| ||||
43. |
Заключение соглашений о совместной деятельности по развитию студенческого спорта среди студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья |
2021-2022 годы |
РССС, общероссийские спортивные федерации по видам спорта инвалидов |
Соглашения о совместной деятельности |
Совершенствование спортивно-массовой работы и системы спортивных соревнований, посредством повышения качества проводимой спортивно-массовой работы со студентами, систематизации и развития системы официальных студенческих соревнований
| ||||
44. |
Содействие в создании студенческих спортивных клубов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
в течение периода, до конца 2024 года |
Минспорт России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, заинтересованные ФОИВы, АССК России, РССС |
Доклад Президенту Российской Федерации |
45. |
Разработка независимого рейтинга образовательных организаций высшего образования по уровню развития cтуденческого спорта |
ноябрь 2021 года |
РССС, студенческие спортивные лиги |
Локальный акт РССС |
46. |
Организация и проведение смотра-конкурса среди образовательных организаций высшего образования на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы и предоставление грантов победителям такого конкурса |
ежегодно |
Минобрнауки России, Минспорт России, Минпросвещения России РССС, АССК России |
Приказ Минобрнауки России |
47. |
Организация и проведение Всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди профессиональных образовательных организаций |
Декабрь 2021 года далее ежегодно |
Минпросвещения России, Минспорт России, РССС |
Приказ Минпросвещения России |
48. |
Организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, среди студентов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций включенных в ЕКП |
ежегодно |
Минспорт России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, общероссийские спортивные федерации, РССС, АССК России, ОГФСО "Юность России", студенческие спортивные лиги |
Приказ Минспорта России |
49. |
Проведение Всероссийского форума студенческих спортивных клубов |
2021 год далее ежегодно |
Минобрнауки России, Минспорт России, Минпросвещения России АССК России, РССС, студенческие спортивные лиги |
Информационно-аналитические материалы по итогам Форума |
50. |
Проведение Всероссийского конкурса на лучший студенческий спортивный клуб |
ежегодно |
АССК России, РССС, образовательные организации |
Информационно-аналитические материалы в Минобрнауки России |
51. |
Реализация Всероссийского проекта "Навстречу Всемирным летним студенческим играм 2023" |
2021-2022 годы |
РССС, студенческие спортивные лиги, Минспорт России, Минобрнауки России |
Информационно-аналитические материалы в Минспорт России Минобрнауки России |
52. |
Обеспечение участия студенческой спортивной сборной команды Российской Федерации в Спартакиаде Союзного государства |
ежегодно |
Минспорт России, Минобрнауки России, РССС, студенческие спортивные лиги |
Информационно-аналитические материалы в Минспорт России и Постоянный комитет Союзного государства |
Укрепление роли студенческого спорта в системе подготовки спортивного резерва
| ||||
53. |
Содействие в создании в образовательных организациях высшего образования, в том числе в федеральных университетах, структурных подразделений - центров спортивной подготовки студенческих сборных команд, реализующих программы спортивной подготовки для обучающихся образовательных организаций высшего образования, являющихся резервом и входящих в состав студенческих сборных команд Российской Федерации* |
в течение всего периода |
Минспорт России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, РССС, заинтересованные ФОИВы |
Локальные нормативные акты образовательных организаций высшего образования |
54. |
Обеспечение участия студенческих спортивных сборных команд России во Всемирных летних и зимних студенческих играх |
в течение всего периода |
Минспорт России, РССС, студенческие спортивные лиги общероссийские спортивные федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ |
Приказы Минспорта России |
55. |
Реализация Программы подготовки к проведению XXXII Всемирных летних студенческих игр 2023 года в г. Екатеринбурге |
до 2023 года |
Минспорт России, Минобрнауки России, Правительство Свердловской области, РССС |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
Повышение значимости Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в физическом воспитании студентов
| ||||
56. |
Проведение мероприятий по внедрению и популяризации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" среди студентов |
в течение периода |
Минспорт России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, РССС, АССК России |
Информационно-аналитические материалы |
57. |
Реализация Всероссийского проекта "От студзачета к знаку отличия ГТО" |
ежегодно |
АССК России, Минобрнауки России, Минспорт России |
Информационно-аналитические материалы |
Патриотическое воспитание студентов, проведение просветительской работы со студентами об истории студенческого спорта, известных личностях, внесших значительный вклад в его развитие, роли студенческого спорта в международной деятельности Российской Федерации, направленной на повышение конкурентоспособности российского спорта на международной арене, развитии студенческого спортивного туризма, проведении соревнований по национальным видам спорта, проектах, приуроченных к памятным и праздничным датам Российской Федерации
| ||||
58. |
Содействие в создании сети музеев истории студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях |
в течение периода |
РССС, образовательные организации, Минспорт России, Минобрнауки России Минпросвещения России |
Локальные нормативные акты образовательных организаций |
59. |
Проведение Всероссийского историко-патриотического студенческого проекта "История студенческого спорта" |
ежегодно |
РССС, Минспорт России |
Информационно-аналитические материалы в Минспорт России |
Социализация студентов в обществе, развитие деятельности органов студенческого самоуправления спортивной направленности, развитие студенческих объединений болельщиков и спортивного добровольческого (волонтерского) движения, участие студентов в международных молодежных спортивных обменах, повышение качества профориентационной работы спортивных клубов образовательных организаций и развитие их партнерства с потенциальными работодателями в сфере физической культуры и спорта для трудоустройства выпускников
| ||||
60. |
Проведение Всероссийского спортивного фестиваля добровольцев (волонтеров) среди студентов образовательных организаций высшего образования |
2021 год далее ежегодно |
Минобрнауки России, Минспорт России, АВЦ |
Информационно-аналитические материалы |
61. |
Проведение Всероссийского конкурса среди студентов "За чистый спорт!" |
ежегодно |
РССС, Минспорт России |
Информационно-аналитические материалы в Минспорт России |
62. |
Проведение Всероссийского конкурса волонтерских студенческих проектов в сфере физической культуры и спорта |
ежегодно |
Минобрнауки России, АВЦ, Росмолодежь, Минспорт России, РССС, АССК России |
Информационно-аналитические материалы в Минобрнауки России |
63. |
Проведение Всероссийского конкурса на лучшее студенческое объединение спортивных болельщиков |
с 2022 года, далее ежегодно |
РССС, студенческие спортивные лиги, Минспорт России, АССК России |
Информационно-аналитические материалы в Минобрнауки России и Минспорт России |
64. |
Реализация студенческой волонтерской программы Всемирных зимних игр Специальной Олимпиады 2020 |
2021 год |
АНО "Дирекция спортивных и социальных проектов", Минспорт России |
Информационно-аналитические материалы |
65. |
Проведение Всероссийского конкурса лучших студенческих спортивных менеджеров в рамках проекта "АССК.pro" |
ежегодно |
АССК России, студенческие спортивные лиги |
Информационно-аналитические материалы |
______________________________
* При условии выделения дополнительных финансовых ассигнований из федерального бюджета на оказание государственных услуг (работ) по спортивной подготовке
** При условии выделения дополнительных финансовых ассигнований из федерального бюджета
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минспорт, Минобрнауки и Минпросвещения утвердили Межотраслевую программу развития студенческого спорта до 2024 г.
Программа определяет комплекс основных направлений и мероприятий, обеспечивающих развитие физкультурной и спортивной работы в профессиональных образовательных организациях и вузах, а также студенческого спорта в России в целом.
Регионам рекомендовано разработать и утвердить региональные межотраслевые программы.
Приказ Министерства спорта РФ, Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 9 марта 2021 г. N 141/167/90 "Об утверждении Межотраслевой программы развития студенческого спорта до 2024 года"
Текст приказа опубликован не был